Меню

Необходимость привития привычек зож у детей дошкольного возраста

статья «Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа) по теме

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию привычек здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
статья «ЗОЖ » 17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Автор: Сасова Н.Ш.

«ЗОЖ у детей дошкольного возраста».

Настоящее время характеризуется достаточно быстрым изменением природной и социальной среды. Такие стремительные перемены ведут к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим изменениям каждого человека, тем более детей. Поэтому одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является укрепление здоровья дошкольников.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у дошкольников мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

«Образ жизни» – это деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни, реагирует на них и зависит от них. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно.

«Здоровый образ жизни» — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья детей являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия.

Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности, и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств у дошкольников. При использовании этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Важным в любых определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать « фундаментом здорового стиля жизни» детей. И любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Необходимо вести систематическую работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании в семье.

Формирование привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Психологические и психопрофилактические средства и методы

Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости

Одежда (на открытом воздухе и в помещении), соответствующая погоде. Необходимо избегать одежды из синтетических тканей

Использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми, имеющими аффективные и невротические проявления

Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе

Проведение занятий по физической культуре босиком – эффективное закаливающее средство при условии его постепенного внедрения

Организация комнаты психологической разгрузки в образовательном учреждении и по возможности уголка живой природы в каждой группе

Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме

Контрастные ванны и души. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребёнка

Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка

Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре

Циклические упражнения, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежде на занятиях (особенно на открытом воздухе) и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом

Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении

Осознанное отношение детей к выполнению упражнений

Отличные закаливающие результаты можно получить в оздоровительном комплексе, включающем бассейн, сауну, фитобар, горячие и холодные обтирания и т. д

Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для психического и физического самосовершенствования

Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства

Рациональное применение «музыкотерапии», «цветотерапии» для нормализации эмоционального состояния детей.

Только совместная работа детского сада и семьи поможет осуществить правильное физическое воспитание. Решив воспитать ребенка спортивным, нужно начать в первую очередь с себя, тогда ребенок будет воспринимать педагогические приемы позитивно, стараясь стать таким же: как мама, как папа и любимая воспитательница, которые сами любят спорт.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заложить основы экологического образования в интересной и доступной форме детям дошкольного возраста – одна из задач воспитателей. Понятие экологического образования включает.

Правильное воспитание детей — это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходи.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.Фундамент активного здорового долголетия закладывается именно в период до.

laquo;Формирование привычки ЗОЖ у детей дошкольного возраста&raquo.

Привычки — это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Мастер-класс содержит задания для родителей, фотоматериалы к заданиям.

патриотическое воспитание является важным компонентом во всестороннем развитии детей.

Источник

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников
статья на тему

Материал для воспитателей по теме ЗОЖ

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_privychki_k_zdorovomu_obrazu_zhizni_u_doshkolnikov.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».

Здоровье детей является важным аспектом для здоровья всего человечества в целом. Так как все то, что закладывается в детстве, человек переносит во взрослую жизнь. В современном мире могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди. Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым.

«Здоровый образ жизни – путь к успеху» – под таким девизом живет наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое.

Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются НОД, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

В процессе образовательной деятельности детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления. Закрепляются представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

Коллектив МДОУ ставит перед собой следующие задачи:

  • объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
  • повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение детьми навыками здорового образа жизни.
  • оздоровительное;
  • физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие;
  • валеологическое.

Поэтому основной целью работы в нашем ДОУ является воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье. Таким образом, в ДОУ физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:

  • формы работы
  • время проведения в режиме дня
  • возраст детей
  • особенности методики проведения

Педагогический коллектив обеспечивает:

1. Использование технологий на занятиях:

  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

2. Обеспечение здорового ритма жизни:

  • щадящий режим (адаптационный период);
  • гибкий режим;
  • наличие физкультурных уголков в группе;
  • строгое соблюдение двигательного режима в течение дня;
  • обеспечение благоприятного психологического климата;
  • коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.

3. Физические упражнения:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурно-оздоровительные занятия;
  • подвижные динамические, спортивные игры;
  • бодрящая гимнастика после сна;
  • спортивные праздники и развлечения.
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • обширное умывание;
  • хождение по «дорожкам здоровья»;
  • полоскание горла и рта.

5. Психогигиенические мероприятия:

  • элементы аутотренинга и релаксации;
  • психогимнастика;
  • элементы музыкотерапии.

Традиционным мероприятием в зимний период стало проведение «Недели здоровья», в которой активно задействованы все участники педагогического процесса: дети, педагоги, родители. Реализуя задачи всех десяти образовательных областей, воспитатели максимально интересно и содержательно проводят эту неделю. Во всех группах, в соответствии с возрастом детей, проходят самые различные мероприятия по теме недели. Бесспорно, знания о здоровом образе жизни, о правильном питании и пользе витаминов, о роли спорта для нашего здоровья, о необходимости соблюдения правил гигиены и т.д., помогут нашим детям расти более крепкими и здоровыми.

Тематическая неделя включает:

  1. День чистоты и опрятности.
  2. День здорового питания.
  3. Знакомимся со строением организма.
  4. День хорошего настроения.
  5. День физкультуры и спорта.

Заканчивается «Неделя здоровья» большим музыкально-спортивным праздником на свежем воздухе.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи, родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Педагогами ДОУ проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна и таким образом приобщают дошкольников к здоровому образу жизни. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. Навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в дидактических, сюжетно-ролевых играх, упражнениях, в повседневной жизни.

Педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом в детском саду проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, способствующие повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка. Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Физкультурные занятия во всех возрастных группах проводятся 3 раза в неделю. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

Примерные комплексы гимнастики после сна (лежа в постели).

Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстро прийти в бодрое состояние и настроение.

Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями по часовой стрелке поглаживают живот.

Потом дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания).

Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются упражнения лежа на спине, темп медленный и (или) средний.

  1. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Спокойно сделать вдох и выдох (количество произвольное).
  2. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Потянуться, руки вверх. (2 раза)
  3. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки вверх. (2 раза)
  4. И.п.: лежа на спине, руки вверху. Повернуться на правый бок, затем на левый бок. (2 раза)
  5. И.п.: лежа на спине, руки под голову. Потянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой. (по 4 раза)
  6. И.п.: лежа на спине, руки вверху. Опустить руки вдоль туловища, вернуть в И.п. (5 раз)
  7. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутую в колене ногу. Вернуться в И.п. То же с другой ногой. (3 раза каждой ногой).
  8. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутые в коленях ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний – «Орешек» (2 раза)
  9. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать вдох-выдох.
  1. И.п.: лежа на спине, руки под голову, ноги прямые. Отведение и приведение стоп (10 раз)
  2. И.п.: то же. Попеременное отведение и приведение стоп (10 раз)
  3. И.п.: то же. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут), 2 – И.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – И.п.. (12 раз)
  4. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх. 2 – И.п. (6 раз)
  5. И.п.: лежа на спине, руки под подбородком. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут) 2 – И.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – И.п. (12 раз)
  6. И.п.: лежа на животе, руки вверху. «Лодочка» (держать 10 сек.)
  7. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох (6 раз)
  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох ( 6 раз)
  2. И.п.: то же. 1 – сгруппироваться (обхватить руками колени, подбородок прижать к коленям), 2 – И.п. (6 раз)
  3. И.п.: лежа на спине, руки за головой. Выполнять скрестные махи ногами – «Ножницы» – 10 сек., отдых – 5 сек. (4 раза)
  4. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – опустить колени на кровать вправо, 2 – И.п.; 3 – то же влево, 4 – И.п.. (10 раз)
  5. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Выполнять упражнение «Коробочка» (2 раза)
  6. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 – И.п. – выдох. (6 раз).

МДОУ Детский сад № 59 общеразвивающего вида

«Формирование привычки к здоровому образу жизни

Источник

Читайте также:  Зож статистика по возрасту
Adblock
detector