Меню

Немаловажное значение для здоровья детей их духовного

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждение на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции научно-методических материалов.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро и д.р.); обогащение социального опыта; побуждение ребенка к положительным поступкам; воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям желание поступать в соответствии с ними; формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми и д.р.) формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Скачать:

Вложение Размер
konferentsiya_2015_velikaya_pobeda_-_kopiya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя. Педагог, имеет дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты. Мы, педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей взрослого человека.

Современная педагогическая культура во многом утратила традиционный духовный характер, стала секулярной и даже атеистической. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

В нашем дошкольном учреждении наряду с традиционными средствами воспитания и обучения широко используются богатства духовно-нравственного подхода, но без введения религиозного образования детей как такового.

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждение на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции научно-методических материалов.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие: формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро и д.р.); обогащение социального опыта; побуждение ребенка к положительным поступкам; воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям желание поступать в соответствии с ними; формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми и д.р.) формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов героев своей земли. Россия родина для большинства. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Однако национальная гордость не должна вырождаться в самомнение и самодовольство. Именно поэтому коллектив нашего детского сада начинает прививать духовный творческий патриотизм с раннего детства. Уже в младших группах дети приобщаются к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке – забаве и д.р.), мы знакомим детей с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе, по которой работает наш детский сад ( « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по знакомству по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Мы воспитываем первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, эстетическое отношение к природе, природным богатствам Родины, уважение к другим народам.

При ознакомлении ребят с правилами поведения среди людей и в природе мы строим обсуждение так, чтобы дети могли сформулировать правила сами. Когда это удается, нормы поведения для них становятся более понятными, и они стараются следовать им. Детям старшего дошкольного возраста воспитатели дают практические задания: сделать рисунки к правилам поведения, помочь воспитателю в изготовлении кормушки для птиц, полить цветы, подклеить книгу; назначает дежурных в различных режимных моментах.

Одним из средств реализации духовно-нравственных ценностей являются так же используемые нами учебно-наглядных пособий, таких, как «Ласковое солнышко»; «Копилка добрых дел»; «Уголок настроения». Они используются в целях развития у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, стремление радоваться успехам другого; научить оценке и самооценке поведения; сформировать положительное отношение к взрослым; воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых; научить подбирать слова, определяющие состояние и настроение другого человека.

Один раз в неделю в группе проводиться обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «мордашек», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию. «Копилка добрых дел» — яркие коробочки с фотографиями детей, в которых дети складывают заработанные за каждое доброе дело, за хороший поступок и т.д. «клубнички» (можно любые мелкие предметы; желательно придумать, и изготовить их совместно с детьми).

В настоящее время мы продолжаем накапливать материал по духовно-нравственному воспитанию детей и применять его в своей практической деятельности. Надеемся, что мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

  1. Натарова В.И., Карпухина Н.И. Возрождение национальной культуры у дошкольников. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 197с.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Аркти», 2002. – 69с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург: «Детство- Пресс», 2002. – 296с.
  4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти», 2003. – 79с.
  5. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 95 стр.

Источник

«Физическое и духовное здоровье детей»
консультация (младшая группа) на тему

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, — считают родители, — его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.
Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё.
Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.
Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Физическое и духовное здоровье детей»

подготовила: Шаронова Е. А.

Физическое воспитание ребёнка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь.
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, — считают родители, — его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.
Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё.
Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.
Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
Ваш ребёнок растёт, становится всё более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребёнок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков.
Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, укрепляют организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.
Общаться с ребёнком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется его желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния на физического движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям.
Занимаясь с ребёнком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко подпрыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные ежедневные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести желаемые результаты: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.
Нужно иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем вооружим детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.
Чтобы сознательно заниматься с ребёнком физкультурой, то есть, чтобы уметь выбрать наиболее подходящие упражнения, посильную нагрузку, правильно судить о его развитии, надо знать особенности детского организма в дошкольном периоде и те изменения, которые происходят в нём по мере того, как он взрослеет.
Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми.

Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной ь его в гармонии физических и духовных сил, почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть современной системы образования. Физическая культура в ДОУ служит целям всестороннего развития личности, в том числе, подготовке детей к школе.
Отличительной и главной особенностью физкультуры является приоритет здоровья. Сегодняшний день физическая культура — не погоня за результатами, а кропотливая работа инструктора и родителей над укреплением здоровья детей. Необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Многие взрослые сейчас считают, что физкультура у детей — это прихоть и пользы не приносит, что мол школа всему научит. Они глубоко ошибаются. Именно в детстве закладываются все основы будущего здоровья, и если ваш ребенок с детства привык заниматься физическими упражнениями, то будучи уже взрослым, это очень поможет поддерживать себя в форме, он будет воспринимать физические упражнения как неотъемлемую часть своей жизни. Именно в детстве закладывается фундамент здоровой жизни. Групповые физические упражнения с детьми очень отличаются от монотонных, постоянно одинаковых занятий взрослых.
Все мероприятия с детьми проводятся в увлекательной игровой форме, иначе дети не будут хотеть заниматься, физические нагрузки строго дозированы и зависят от возраста вашего ребенка. На базе детского сада № 16 «Радуга» созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Там они занимаются с мячами, скакалками, обручами и другим физкультурным оборудованием; играют в подвижные игры, двигаются под музыку, участвуют в спортивных эстафетах. Также дети учатся общаться, развивают свои социальные навыки, укрепляют здоровье. На улице оборудована спортивная площадка для проведения спортивных мероприятий. На воздухе воспитатели проводят эстафеты, подвижные и спортивные игры и упражнения. Это позволяет избежать ряда болезней, таких как искривление позвоночника, плоскостопие, ожирение, укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкость и эластичность организма, координацию. Умственная активность вашего ребенка напрямую зависит от его физической подготовки, иначе он будет быстро уставать и не научится усидчивости.
Быть здоровым значит чувствовать себя хорошо и физически и умственно. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец, сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. У здорового ребенка глаза горят интересом ко всему окружающему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. Он энергичен, его не страшат никакие превратности жизни.
Только говорить о значимости здоровья – это мало.
Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями.

Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.

Источник

Читайте также:  Натяжные потолки опасность для здоровья
Adblock
detector