Проблема охраны здоровья приобретает особую значимость для всего человечества в связи с обострением в последнее время экологической ситуации, истощением ресурсов и демографическим взрывом, который охватил страны третьего мира и уже угрожает нам перенаселением, голодом и глобальными эпидемиями.
Несмотря на невероятные улучшения в сфере охраны здоровья, произошедшие в мире начиная с 1950 года, до сих пор сохраняется целый ряд проблем, требующих срочного решения. К их числу относятся:
– недоступность национальных систем здравоохранения для 1 миллиарда жителей планеты;
– ежегодная смерть 36 миллионов человек от незаразных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические заболевания легких, а это – почти две трети от приблизительно 56 миллионов всех ежегодно регистрируемых в мире смертей (при этом четверть от общего числа умирающих за год людей не доживает до 60-летнего возраста);
– сердечно-сосудистые заболевания, являющиеся главной среди всех причин смертности на Земле. Так, в 2005 году от этих болезней во всем мире умерло около 17,5 миллионов человек, что составило 30 % от общего числа умерших за этот период. При этом свыше 80 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны с низким и средним уровнем доходов населения;
– ежегодная смерть более 7,5 миллионов детей младше 5 лет от недоедания и болезней, которые чаще всего могут быть предотвращены;
– очень высокая смертность людей от инфекционных заболеваний (только в 2008 году от них умерло около 6,7 миллионов человек), намного превышающая число погибающих в жестоких природных или техногенных катастрофах (это – последние данные, представленные Всемирной организацией здравоохранения);
– быстрое распространение СПИДа/ВИЧ. По приблизительным оценкам структурного подразделения ООН – организации ЮНЭЙДС (UNAIDS), занимающейся координацией борьбы с эпидемией СПИДа и ВИЧ, в 2008 году в мире было зарегистрировано:
33,4 млн. человек, больных ВИЧ;
2,7 млн. вновь зараженных ВИЧ;
2 млн. умерших от СПИДа;
– ежегодная смерть 1,7 миллионов человек от туберкулёза и 9,4 миллионов новых случаев заражения в год;
– сохранение смертности от пневмококковых инфекций на уровне 1,6 миллионов человек в год, что делает этот вид инфекций главной причиной смертности в мире, хотя заражение ими может быть предотвращено путем вакцинации. Более половины жертв – это дети. (Пневмококк представляет собой бактерию, вызывающую серьезные инфекции, такие как менингит, пневмония и общее заражение крови. В развивающихся странах умирает половина детей, даже получающих медицинское лечение (при этом каждый второй выживший ребенок остается инвалидом);
– эпидемия малярии, ежегодно вызывающая около 225 миллионов случаев острой формы заболевания и более 780 000 случаев смерти;
– корь, от которой только в 2008 году умерло 164 000 человек, в основном детей младше 5 лет, хотя стоимость эффективной вакцинации составляет менее 1 доллара США, и она проводилась в течение более 40 лет.
Эти и другие болезни ежегодно убивают больше людей, чем все войны.
Одной из причин столь бедственного положения является то, что многие люди не могут позволить себе лекарства от той или иной болезни, даже несмотря на то, что она легко поддается лечению.
В мире приветствуются глобальные инициативы, направленные на исправление этой ситуации, но они реализуются слишком медленно, в то время как доступность лекарств и медицинских услуг, как выясняется, является сложной политической проблемой;
– ложные приоритеты, которые ставят перед собой фармацевтические компании. Судя по всему, соображения выгоды заставляют их делать основной упор на исследования, направленные больше на борьбу с такими физическими нарушениями, как облысение и импотенция, а не с различными тропическими болезнями, которые поражают миллионы людей в развивающихся странах. К сожалению, несмотря на существование обширного рынка средств борьбы с болезнями такого рода, эти люди в основной своей массе бедны и не в состоянии позволить себе лечение, и именно поэтому фармацевтические компании разрабатывают такую лекарственную продукцию, которая пользовалась бы реальным спросом, и которая в связи с этим ориентирована на более состоятельных потребителей;
– нечестная деятельность некоторых фармацевтических компаний, начиная с практики некачественного проведения ими исследований и испытаний новых лекарств и заканчивая искажением их результатов, а также политическим лоббированием своего продукта и давлением на развивающиеся страны, пытающиеся производить непатентованные лекарственные препараты или старающиеся закупать для своих граждан более дешёвые медикаменты.
При этом вокруг данных о препарате в средствах массовой информации зачастую раздувается сенсация, для достижения которой используются обещания быстрого результата лечения и чудодейственности лекарства. Однако подобные обещания редко соответствуют действительности.
Одним из примеров, позволяющим вскрыть мотивы некоторых крупных фармацевтических корпораций, является эпидемия СПИДа. Когда Южно-Африканская Республика, чтобы помочь своему собственному народу, попыталась перейти на более дешёвые лекарства за счет выпуска большего количества более дешёвых непатентованных препаратов, эти корпорации фактически оказали давление на правительство США с тем, чтобы оно ввело санкции в отношении фармацевтической промышленности ЮАР;
– эпидемия СПИДа, которая только в Африке убивает больше людей, чем все войны. Эта болезнь ведет к социальному разложению, так как дети больных родителей становятся сиротами, и наносит многим теперь уже бедствующим экономикам ущерб, который выражается в сокращении численности рабочей силы. Пытаясь преодолеть эту проблему, различные регионы Африки добиваются разных результатов, поскольку это – огромный континент. Многие местные, региональные и глобальные инициативы постепенно оказывают помощь, несмотря на значительные препятствия (такие, как бедность, местные социальные и культурные нормы/табу, препятствия, чинимые крупными фармацевтическими компаниями в отношении производства доступных лекарственных средств, и ограниченные ресурсы здравоохранения многих стран, к которым в 2009 году добавилась проблема мирового финансово-экономического кризиса);
– табакокурение, которое, как всем известно, убивает миллионы людей. Но оно ещё больше усугубляет бедность, способствует голоду мирового масштаба, отвлекая плодородные земли от производства продуктов питания, наносит вред окружающей среде и снижает производительность труда. При этом также наносится вред жизни и здоровью других людей, окружающих курильщика (так называемое «пассивное курение»).
Несмотря на многочисленные попытки противодействия, в 2005 году статус международного закона получила Конвенция о глобальном контроле над табакокурением.
Однако проблемы ещё остаются, так как табачные компании пытаются отразить атаку своих оппонентов, например, выбирая в качестве цели развивающиеся государства, увеличивая рекламу, направленную на детей и женщин, стараясь подорвать основы международных конвенций, а также навязывая табачные изделия в качестве товара на переговорах о торговле и т.д.;
– ожирение, которое, как правило, является результатом переедания (нездорового питания) и недостаточной физической активности.
В современном мире со всё более дешёвой высококалорийной пищей (например, различными гамбургерами, сэндвичами, пиццей и т.п.) и блюдами с высоким содержанием соли, сахара или жира в сочетании со всё более неподвижным образом жизни, растущей урбанизацией и изменением способов передвижения, не вызывает удивления, что ожирение распространилось повсеместно всего за несколько последних десятилетий.
Число людей, страдающих избыточной массой тела или ожирением, в настоящее время сопоставимо с общей численностью голодающих во всём мире. Раньше считалось, что ожирением страдают главным образом граждане более богатых стран или представители более состоятельных слоёв общества, однако бедное население тоже подвержено ожирению в результате употребления поставляемых пищевой промышленностью продуктов питания более низкого качества.
Решающее влияние на ожирение и здоровье человека оказывает совокупность экологических, социальных и связанных с образом жизни факторов. Хотя отдельные индивидуумы сами отвечают за свой выбор, другие стороны, такие как пищевая промышленность, также являются частью проблемы и её решения. К сожалению, пищевая промышленность, судя по всему, неохотно принимает меры, которые могли бы сократить её чистую прибыль, предпочитая вместо этого винить в ожирении лишь самих потребителей её продукции;
– крупный рогатый скот и его продукт говядина, которые, как и сахарный тростник, сахарная свекла и получаемый из них сахар, представляют собой ещё один живой пример расточительного использования ресурсов, разрушения окружающей среды, способствования голоду, причинения ущерба здоровью и т.д.
Более трети собираемого в мире урожая зерновых используется в качестве корма для крупного рогатого скота. Например, в США на эти цели расходуется около 70-80 % выращенного зерна. Огромные площади влажных тропических лесов бассейна Амазонки и других регионов Земли вырубаются для выпаса крупного рогатого скота, мясо которого не столько используется для местного потребления, сколько поставляется в рестораны быстрого питания по всему миру.
При этом вследствие неэффективности технологического процесса возникают огромные производственные издержки. Субсидии, предоставляемые фермерам в США и других странах, способствуют тому, что нездоровая пища становится дешевле по сравнению со здоровой.
Подобно сахару, говядина, некогда являвшаяся предметом роскоши, превратилась в повседневную еду. Как и сахар, она тоже является примером влияния на вкусы людей и создания (или очень сильного увеличения) «спроса», а не удовлетворения «естественной» потребности в ней;
– наркомания, так как мировой рынок запрещенных наркотических веществ имеет огромный объем, оцениваемый приблизительно в 320 миллиардов долларов США. Это делает производство и торговлю наркотиками одним из крупнейших в мире видов бизнеса. Что касается борьбы с этим злом, то некоторые эксперты верят в эффективность строгого запрета производства и сбыта наркотиков. Другие же и вовсе приводят доводы в пользу декриминализации этого бизнеса;
– и, наконец, эпидемия лихорадки Эбола, разразившаяся в конце 2013 года в Гвинее. Из этой западноафриканской страны она перекинулась на территории Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии и Сенегала. Многие из пострадавших от лихорадки Эбола стран испытывают огромные трудности с борьбой против распространения эпидемии и с оказанием медицинской помощи всем пациентам.
Тысячи людей умерли, многие другие находятся в зоне риска, так как смертность в случае поражения этим вирусом очень высока. В связи с обострением кризиса, а также огромными трудностями, вставшими перед национальными системами здравоохранения, социально-экономические последствия эпидемии могут отбросить эти страны назад в их развитии и лишить их доходов, полученных ими за последние годы.
Преодолеть все эти и другие проблемы, связанные с охраной здоровья, человечество способно лишь сообща через международные системы координации действий, такие как Всемирная организация здравоохранения, ЮНЭЙДС и другие организации под эгидой ООН, на основании новейших достижений в области медицины, а также посильного экономического и технического вклада всеми заинтересованными сторонами в создание и развитие глобальной системы профилактики эпидемий, проведения научных исследований в области инфекционных и неинфекционных заболеваний, включая разработку новых вакцин и передовых методов лечения, а также мониторинга эпидемиологической ситуации и оперативного реагирования в случае возникновения очагов эпидемий.
Источник
Здравоохранение России: проблемы и решения
Сложившиеся мнения о системе здравоохранения
Распространенное мнение заключается в том, что здоровье населения незначительно (только на 15%) зависит от деятельности системы здравоохранения, остальное определяют образ жизни, генетические факторы и состояние внешней среды. Такое утверждение может быть верным только в том случае, когда система здравоохранения уже обеспечила максимально возможные доступность и качество медицинской помощи для населения. Так, например, было в Советском Союзе или так сегодня в «старых» странах Евросоюза (ЕС). Но если финансирование бесплатной медицинской помощи недостаточное и, как следствие, доступность медицинской помощи низкая, как это сегодня в РФ (пояснения см. ниже), роль системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения существенно возрастает.
В РФ на периоде 2005–2012 гг. показано, что даже минимальные вложения в увеличение государственного финансирования здравоохранения позволили существенно сократить смертность и, соответственно, увеличить ожидаемую продолжительность жизни российских граждан.
В этот период снижению смертности на 1% соответствовало увеличение государственного финансирования в постоянных ценах в среднем на 2% (см. ниже рис. 3). Это влияние на примере увеличения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) показано на рис. 1.
Видно, что при государственных расходах на душу населения в диапазоне от 0 до 1950 $ППС (паритет покупательной способности доллара) существует прямо пропорциональная зависимость ОПЖ от этих расходов. Как следует из этого рисунка, для достижения ОПЖ в 74 года необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение составляли не менее чем 1200 $ППС, т.е. были в 1,32 раза больше расходов 2013 г. (910 $ППС).
Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни в зависимости от подушевых государственных расходов на здравоохранение в год в разных странах
«Новые» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению (близкие к РФ по ВВП – 23–25 тыс. $ППС на душу населения в год). Источники: база данных ОЭСР «OESD.StatExtracts»; Минздрав России, Доклад о реализации ПГГ в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2013г.
Второе мнение
Третье мнение
Заключение по ситуации в системе здравоохранения РФ
1) состояние здоровья населения РФ; 2) проблемы системы здравоохранения РФ; 3) внешние вызовы системе здравоохранения РФ; 4) главные выводы о зависимости государ ственного финансирования здравоохранения и показателей здоровья населения в РФ и развитых странах; 5) анализ имеющихся предложений по развитию здравоохранения.
Состояние здоровья населения РФ остается неудовлетворительным
Несмотря на то что в последние 8 лет в РФ было достигнуто некоторое улучшение состояния здоровья населения, по большинству показателей мы отстаем от развитых стран. Так, ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ)* в 2014 г. была на 6,2 года ниже, чем в «новых» странах ЕС (Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении) – соответственно 71 и 77,2 года (рис. 2). Эти 6 стран здесь и далее были выбраны для сравнений с РФ, поскольку они имеют близкий ВВП на душу населения в год: 23–25 тыс. $ППС, т.е. они сопоставимы по уровню экономического развития с нашей страной.
* Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении – это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоего гипотетического поколения, родившегося при условии, что на протяжении всей жизни данного поколения уровень смертности в каждом возрасте остается таким, как в год, для которого вычислен показатель. Это наиболее адекватная обобщающая характеристика соответствующего уровня смертности во всех возрастах.
Рисунок 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России, «новых» и «старых» странах ЕС с 1970 г.
«Новые» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению (близкие к РФ по ВВП – 23–25 тыс. $ППС на душу населения в год). Источники: база данных Росстата – ЕМИСС; база данных ВОЗ «Здоровье для всех»; база данных ОЭСР«OESD.StatExtracts»; Демографический ежегодник России (2014).
На рис. 3 также видно, что снижение ОКС в РФ с 1980 г. происходило 4 раза: с 1984 по 1987 г. в период реализации антиалкогольной кампании – на 10%; с 1994 по 1998 г. во время относительной стабилизации социально-экономической обстановки в стране – на 13%; с 2005 по 2009 г. в период реализации ПНП «Здоровье» – на 12% и с 2010 по 2013 г. – на 8%, что совпадает с реализацией целевых программ по снижению смертности от предотвратимых причин и увеличением государственного финансирования здравоохранения, которое было предпринято руководством страны. Благодаря этим мерам с 1994 по 1998 г. было спасено около 620 тыс. жизней наших граждан, с 2005 по 2009 г. – 570 тыс. жизней, а с 2010 по 2013 г. – 250 тыс. чел., т.е. всего 1,4 млн человек.
На рис. 3 также показано, сколько дополнительных смертей произойдет, если смертность будет расти теми же темпами, что и в 2015 г., соответствующие пояснения даны в разделе «Последствия снижения объемов государственного финансирования здравоохранения РФ».
Рисунок 3. Динамика общего коэффициента смертности (ОКС) в России, «новых» и «старых» странах ЕС с 1970 г.
Данные с 2014 по 2018 г., верхняя пунктирная линия построена согласно прогнозам (если ситуация не улучшится), а нижняя – согласно прогнозам Государственной программы «Развитие здравоохранения» «Новые» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению (близкие к РФ по ВВП – 23–25 тыс. $ППС на душу населения в год). Источники: база данных Росстата – ЕМИСС; база данных ВОЗ «Здоровье для всех»; база данных ОЭСР «OESD.StatExtracts»; Демографический ежегодник России (2014).
Важнейший урок этих периодов – улучшение социально-экономического положения граждан, увеличение государственного финансирования здравоохранения, реализация целевых программ по охране здоровья и политическая воля hуководителей страны – позволяет добиться заметного улучшения демографических показателей в стране.Стандартизованный коэффициент смертности (СКС).
Заболеваемость населения. В последние 16 лет общая заболеваемость населения РФ постоянно растет, что объясняется, с одной стороны, ростом доли пожилого населения и более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой – ухудшением здоровья населения и неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний. В 1990 г. было зарегистрировано (выявлено) 158,3 млн случаев заболеваний, в 2013 г. – 231,1 млн, т.е. рост составил 46% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость увеличилась на 51%) (рис. 4). Наблюдаемый рост заболеваемости коррелирует с ростом смертности населения за этот период. На рис. 4 видно, что с 1990 по 2013 г. возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти, например, количество заболеваний системы кровообращения увеличилось в 2,3 раза, онкологических – в 2 раза. Частота приводящей к инвалидности патологии костноvышечной системы и соединительной ткани – в 2,3 раза, а также осложнения беременности, родов и послеродового периода возросли в 2,2 раза. Следует отметить, что реальная заболеваемость, требующая врачебного вмешательства, может быть еще выше, чем регистрируемая. Связано это с тем, что часть населения из-за низкой доступности медицинской помощи, особенно первичной медико-санитарной, просто не обращается в медицинские учреждения. Это подтверждают результаты проведенной в 2013 г. диспансеризации, когда было осмотрено 34,6 млн человек и число лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, увеличилось в 2 раза.
Рисунок 4. Динамика общей заболеваемости в РФ на 100 тыс. населения (всего населения и по классам болезней) с 1990 по 2013 г.
Нарастают базовые проблемы системы здравоохранения РФ
Рисунок 5. Обеспеченность практикующими врачами в РФ (2013) и развитых странах (2012)
«Новые» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению (близкие к РФ по ВВП – 23–25 тыс. $ППС на душу населения в год). Источники: база данных Росстата – ЕМИСС; база данных ВОЗ «Здоровье для всех»; база данных ОЭСР «OESD.StatExtracts»; Федеральная форма статистического наблюдения № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках в РФ за 2013 г.», ЦНИИОИЗ.
Рисунок 6. Недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях – в РФ в 4,2 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС
Недостаточная оснащенность и неэффективное использование дорогостоящего оборудования. Оснащенность компьютерными томографами в РФ в 1,2 раза ниже в расчете на 1 млн населения, чем в «новых» странах ЕС (соответственно 11,3 и 13,8), магнитнорезонансными томографами – в 1,7 раза ниже (соответственно 4,0 и 6,7). При этом число исследований на этом оборудовании в 3,5–3,7 раза ниже (в расчете на 1000 населения в год), т.е. интенсивность использования – в 2 раза ниже. Такая недостаточная материально-техническая оснащенность и неэффективное использование оборудования снижают качество и доступность диагностической и лечебной помощи пациентам.
Низкие объемы ВМП – в 3–5 раз ниже, чем в «новых» странах ЕС. Например, операций реваскуляризации делается в 3 раза меньше (соответственно 89,4 и 253,2 на 100 тыс. населения), операций замены коленного и тазобедренного суставов – в 3,8 раза меньше (соответственно 58 и 220 на 100 тыс. населения).
Сохраняется неудовлетворительное качество медицинской помощи. Показатели качества медицинской помощи в РФ в хуже, чем в странах ЕС, что вызвано критическим ослаблением системы подготовки кадров в медицинских вузах и недостаточным внедрением современной системы непрерывного медицинского образования. Например, показатель внутрибольничной летальности пациентов с инфарктом миокарда в РФ в 2,4 раза выше, чем в странах ЕС в среднем (соответственно 17 и 7%). В РФ несоответствие оказанной медицинской помощи установленным стандартам и правилам, по данным ФОМС, встречается в каждом шестом случае лечения (17%), в развитых странах следование установленным стандартам лечения клиническим рекомендациям) составляет 90% (и только в 10% случаев имеются факты отклонений), т.е. у нас этот показатель почти в 2 раза хуже.
Сокращается и без того недостаточное государственное финансирование системы здравоохранения. В 2013 г. государственные расходы на здравоохранение были в 1,5 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС (соответственно 910 и 1410 $ППС на душу населения в год, рис. 7). В 2014 г. по сравнению с 2013 г. государственные расходы в постоянных ценах сократились на 9%, а в 2015 г. дефицит средств с учетом инфляции (12,2%), девальвации рубля (60%) и уже задекларированных Минздравом дополнительных расходов по сравнению с 2014 г. составит почти 30% (без учета необходимости повышения заработной платы медицинским работникам – 20%). Дополнительные расходы складываются из средств, необходимых на увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) 162,5 тыс. гражданам, на оказание гарантий бесплатной медицинской помощи новым гражданам РФ – 2,3 млн чел., на повышение оплаты труда медицинских работников в соответствии с Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г., а также на покрытие накопленного дефицита 2014 г. Вместе эти расходы составляют 873 млрд руб. (без увеличения оплаты труда медицинских работников – 645 млрд руб.). А запланированное увеличение расходов на Программу государственных гарантий (ПГГ) в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составляет всего 173 млрд руб. Разница (дефицит) – 700 млрд руб. <873 – 173>, это и есть 30% от всех расходов на ПГГ в 2015 г. (2205 млрд руб.). Другими словами, запланировали средств на 30% меньше, чем необходимо.
Снижается эффективность расходования ресурсов системы здравоохранения РФ. В 2014 г. средства здравоохранения направляются на капитальные и на другие не первоочередные расходы. Например, на строительство перинатальных центров за счет средств ОМС, что снижает расходы в самой дефицитной системе ОМС. Развитие диспансеризации в ситуации дефицита кадров в первичном звене малоэффективно, поскольку врачи не могут взять на себя дополнительную нагрузку.
Имеются существенные внешние вызовы до 2020 г., которые необходимо учесть при формировании политики развития здравоохранения
Демографические: снижение численности трудоспособного населения в среднем на 1 млн чел. в год; рост числа граждан старше трудоспособного возраста на 4,3 млн; рост числа детей на 7%. Как следствие, необходимо предусмотреть специальные программы для оказания медицинской помощи этим категориям населения.
Экономические: ухудшение социальноэкономических показателей развития страны в 2015 г. – падение ВВП на 3%, инфляция до 12,2%, девальвация среднегодового курса рубля по отношению к доллару на 60% (в 2015 г. по отношению к 2014 г.), падение реальных доходов населения на 4%.
Главные выводы о зависимости государственного финансирования здравоохранения и показателей здоровья населения в РФ и развитых странах
Анализ имеющихся предложений по развитию здравоохранения показывает, что их реализация не позволит добиться улучшения показателей здоровья населения РФ к 2018 г.
7 мая 2012 г. были приняты важнейшие для отрасли указы Президента РФ (№ 596, 597, 598 и 606), направленные на повышение оплаты труда медицинских работников и профессорскопреподавательского состава медицинских вузов, увеличение лекарственного обеспечения населения и развитие профилактики. В них также поставлена цель для здравоохранения – достижение ОПЖ 74 года к 2018 г. Однако меры по реализации этих указов, предложенные в «дорожных картах», не позволят повысить качество и доступность медицинской помощи и улучшить показатели здоровья населения РФ.
Так, «дорожные карты», напротив, предусматривают снижение объемов скорой и стационарной медицинской помощи по ПГГ, сокращение медицинских кадров, наращивание платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях.
Управленческий и бюджетный маневр в развитии системы здравоохранения РФ до 2018 г.
Рисунок 8. Два сценария финансирования здравоохранения РФ до 2020 г. – «выживание» и «базовый»
Выполнение Указов Президента по повышению заработной платы работникам государственных и муниципальных медицинских организаций.
Предоставление льгот медицинским работникам первичного звена здравоохранения по приобретению жилья.
Индексация заработной платы сельским медицинским работникам (коэффициент 1,4 к средней оплате медицинских работников по стране).
Подготовка кадров в медицинских и фармацевтических вузах: на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава (коэффициент 2,0 к средней оплате труда врачей по стране), на повышение их квалификации (10% от фонда оплаты труда (ФОТ) профессорско-преподавательского состава), на субсидии медицинским организациям для размещения клинических баз вузов, а также на материальнотехническое оснащение вузов.
Развитие системы непрерывного медицинского образования – повышения квалификации (1% от ФОТ медицинских работников, как принято в большинстве развитых странах).
Включение в тариф по оплате медицинской помощи статьи расходов на амортизацию и техническое обслуживание дорогостоящего оборудования и поддержание программно-аппаратного комплекса (ПАК) медицинских организаций.
Лекарственное обеспечение детей в возрасте от 0 до 15 лет в амбулаторных условиях.
Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях граждан трудоспособного возраста, страдающих болезнями системы кровообращения.
Последствия снижения объемов государственного финансирования здравоохранения РФ
Предусмотренные Минздравом средства на здравоохранение в постоянных ценах (2013 г. – 100%) в 2015 г. сокращаются на 13% (без учета задекларированных дополнительных расходов 2015 г. и девальвации рубля), в 2016 г. – на 17%, в 2017 г. – на 16%, в 2018 г. – на 15%. Это означает, что настолько же снизятся и гарантированные объемы медицинской помощи. Все это в ситуации снижения реальных доходов большинства граждан РФ (на 4% в 2015 г., согласно прогнозам Минэкономразвития) приведет к снижению доступности и качества медицинской помощи населению РФ, а значит, и к ухудшению показателей здоровья населения.
Ухудшение социально-экономического положения граждан, нарастание дефицита финансирования и сокращение мощностей системы здравоохранения в 2015 г. уже привело к росту смертности на 5,2% в I квартале. В последующие годы, если базовые проблемы отрасли не будут решены, вместо запланированного снижения смертность будет расти. По самым оптимистичным прогнозам в 2018 г. она вырастет до уровня 13,9 случая на 1000 населения (см. рис. 3). Из этого следует, что к 2018 г. вместо достижения ОПЖ в 74 года этот показатель упадет с нынешних 71 года до уровня 69–69,5 года. Это означает, что РФ уже не попадет в список 50 развитых стран мира, у которых ОПЖ составляет более 70 лет. А мы так гордились этим достижением в 2013–2014 гг.!