Меню

Негосударственное учреждение охраны здоровья

Статья 55. Негосударственная (частная) система здравоохранения

Информация об изменениях:

Законом Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2002 г. З N 441-II в статью 55 настоящего Закона внесены изменения

Статья 55. Негосударственная (частная) система здравоохранения

К негосударственной (частной) системе здравоохранения относятся предприятия, учреждения и организации здравоохранения, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (акционерной, кооперативной, частной и иных формах), а также лица, занимающиеся частной практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В негосударственную (частную) систему здравоохранения входят научно-исследовательские, медицинские, фармацевтические учреждения и предприятия, создаваемые и финансируемые негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также отдельными лицами.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Разрешение на частную медицинскую практику действительно на территории, определяемой органами управления здравоохранением.

Контроль за качеством медицинской помощи при частной медицинской практике осуществляют местные органы управления здравоохранением, медицинские ассоциации, страховые медицинские организации.

При занятии частной медицинской практикой налогообложение осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Приостановление и лишение права на частную медицинскую практику осуществляется по решению суда на основании представления медицинской ассоциации.

Деятельность негосударственной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 14. Частная система здравоохранения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Комментарий к статье 14
Исходя из данных Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 г. на начало 2001 г. в 51 субъекте РФ зарегистрирована 5571 частная негосударственная организация здравоохранения. Из них приблизительно 40% имеют своей уставной целью оказание стоматологических услуг. Что касается территориальной принадлежности негосударственных организаций здравоохранения, то половина этих организаций сконцентрирована (по данным юридической регистрации) всего лишь в 10 субъектах России: Республике Татарстан, Ростовской обл., Санкт-Петербурге, Кемеровской, Амурской, Ивановской обл., Приморском крае, Курской, Смоленской, Пермской обл. (список дан по мере убывания количества зарегистрированных частных организаций). Удивительно, что Москва с ее огромным спросом на услуги частной системы здравоохранения в списке, подготовленном по данным Минздрава России, не значится.
———————————
Здравоохранение Российской Федерации. 2002. N 6. С. 8.
Практически полностью отсутствует частный сектор здравоохранения в Корякском и Ненецком АО, Тамбовской и Тюменской обл., Республике Тыва.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты либо отдельные акты, касающиеся деятельности частной системы здравоохранения, либо имеются отдельные нормы в этой области.
В Республике Тыва действует Закон от 28 мая 2002 г. N 1405 «О частной медицинской деятельности в Республике Тыва», согласно которому выделяются два особых понятия — частная медицинская деятельность (частная профессиональная деятельность по профилактике заболеваний, обследованию состояния здоровья пациентов, их лечению, реабилитации, уходу за ними во время заболевания и иная деятельность, связанная с предоставлением медицинских услуг при расстройствах здоровья, беременности и родах, осуществляемая субъектами частной медицинской деятельности) и частная медицинская практика (частная медицинская деятельность, осуществляемая лицами с высшим или средним медицинским образованием, имеющими статус предпринимателя без образования юридического лица, вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами). К правам субъектов частной медицинской деятельности отнесены следующие: оказывать медицинскую помощь и осуществлять консультации, выдавать медицинские документы, пользоваться бланками медицинских документов строгой отчетности государственного образца, нанимать работников для обеспечения своей профессиональной деятельности на условиях трудового или гражданско-правового договора, объединяться в профессиональные ассоциации, оказывать медицинские услуги на основании договоров с гражданами, организациями, органами местного самоуправления, государственным органом управления здравоохранением республики, в том числе в рамках программ государственных гарантий, благотворительных программ. Обязанности субъектов частной медицинской деятельности: оказывать бесплатно для пациентов скорую медицинскую помощь вне зависимости от наличия договорных отношений с лицом, нуждающимся в ней, и лицензии на оказание скорой медицинской помощи, соблюдать порядок и условия оказания медицинской помощи, установленные нормативными правовыми актами, вести медицинскую документацию, отражающую состояние здоровья пациента, объем оказанных ему медицинских услуг и их результаты, представлять в установленные сроки органам здравоохранения муниципальных образований утвержденную в установленном порядке медицинскую статистическую отчетность, предоставлять пациенту по его желанию в доступной для него форме информацию о характере имеющихся у него расстройств, целях, методах и продолжительности лечения, объемах и стоимости предоставляемых услуг, а также возможном риске и ожидаемых результатах, знакомить пациента с документами, подтверждающими право на осуществление частной медицинской деятельности, соблюдать врачебную тайну. Отдельно выделены права и обязанности частнопрактикующих врачей: знакомиться с результатами обследования своих пациентов и принимать участие в лечебном процессе на правах консультанта на всех последующих этапах оказания медицинской помощи, объединяться с другими субъектами частной медицинской практики для совместного оказания медицинской помощи, в необходимых случаях консультировать пациента с другими специалистами, направлять пациентов на госпитализацию, обеспечивать пациентам в случае своего временного отсутствия преемственность оказания медицинской помощи, иметь свои именные бланки и личную печать, повышать свою квалификацию и (или) проходить подготовку по новым медицинским специальностям.
Закон Республики Тыва содержит значительный массив норм, касающихся участия субъектов частной медицинской деятельности в реализации программ государственных гарантий и муниципальных программ здравоохранения (ст. 11). Субъекты частной медицинской деятельности вправе участвовать в реализации программ государственных гарантий, программ обязательного медицинского страхования, целевых программ здравоохранения на основе договора об участии в реализации программ государственных гарантий, муниципальных программ здравоохранения, который заключается субъектами частной медицинской деятельности с государственным органом управления здравоохранением республики, органами местного самоуправления, а также со страховыми медицинскими организациями в случае их участия в программах обязательного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг субъектов частной медицинской деятельности, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, осуществляется страховыми медицинскими организациями по установленным тарифам. Оплата медицинских услуг, оказываемых врачами общей практики, занимающимися частной медицинской деятельностью и участвующими в реализации программ обязательного медицинского страхования, может производиться как в объеме, учитывающем только собственную медицинскую деятельность указанных врачей, так и на основе подушевого норматива оплаты медицинской помощи, выполняющего функцию тарифа, включающего оплату врачами общей практики медицинских услуг, оказываемых другими врачами пациентам врачей общей практики. При этом субъекты частной медицинской деятельности вправе оказывать с согласия пациента за дополнительную плату медицинские и связанные с ними услуги, не входящие в программы обязательного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг, оказываемых субъектами частной медицинской деятельности, участвующими в реализации государственных и муниципальных программ здравоохранения, осуществляется в соответствии с условиями, установленными в договорах с государственным органом управления здравоохранением Республики Тыва и органами местного самоуправления. Оплата за оказание скорой медицинской помощи пациенту, обратившемуся за этой помощью к субъекту частной медицинской деятельности, производится страховой медицинской организацией, застраховавшей это лицо, вне зависимости от участия субъекта частной медицинской деятельности в программе обязательного медицинского страхования.
В законе Республики Тыва подчеркивается, что заключения и документы, выдаваемые субъектами частной медицинской деятельности, имеют ту же юридическую силу, что и заключения, и документы, выдаваемые государственными и муниципальными медицинскими организациями. Государственный орган управления здравоохранением Республики Тыва и органы здравоохранения муниципальных образований обеспечивают на платной основе субъекты частной медицинской деятельности бланками медицинских документов строгой отчетности, включая листки временной нетрудоспособности, справки о рождении и смерти, бланки рецептов на лекарственные средства.
Статья 14 данного Закона предписывает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, предназначенное для использования в сфере здравоохранения, не используемое собственником по назначению или используемое не в полном объеме, может предоставляться во временное владение и пользование на основе договора аренды и иных договоров субъектам частной медицинской деятельности.
Примером регламентирования на уровне отдельных норм является ст. 6 Закона Республики Башкортостан «О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан», которая предусматривает, что организации частной системы здравоохранения и граждане, осуществляющие частную медицинскую деятельность (частнопрактикующие врачи), имеют равные права в системе обязательного медицинского страхования наравне с организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Между тем ст. 20 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» при определении прав и обязанностей медицинских учреждений указывает, что медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают аккредитованные медицинские учреждения с любой формой собственности, но регламентирование взаимоотношений частной системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования отсутствует.
В статье 9 Закона Республики Калмыкия «Об охране здоровья граждан» устанавливаются основные параметры деятельности частной системы здравоохранения, которая рассматривается как равноправная составляющая единой системы здравоохранения республики, дополняющая государственное и муниципальное здравоохранение, участвующая в формировании рынка медицинских услуг и способствующая повышению качества медицинской помощи населению. Частное здравоохранение отнесено законодателем Республики Калмыкия к сфере альтернативных платных видов медицинской помощи. В нем определены также два основания для занятия организацией частной медицинской деятельностью, а именно: наличие лицензии и заключение трудовых договоров со специалистами, имеющими сертификаты. Основаниями для занятия частной медицинской деятельностью являются: лицензия, полученная медицинским работником, сертификат специалиста, диплом о высшем или среднем медицинском образовании. Частнопрактикующие врачи могут быть семейными врачами, заниматься всеми видами врачебной деятельности за исключением тех сфер, где частная медицинская деятельность запрещена. Согласно Закону Республики Калмыкия этими запрещенными видами деятельности являются: заготовка крови и ее препаратов, пересадка органов и тканей, санитарно-противоэпидемическая деятельность, патолого-анатомическая деятельность, лечение социально значимых заболеваний, неотложная хирургия, акушерство и гинекология. Частнопрактикующие врачи могут работать в системе обязательного медицинского страхования, причем в этих случаях оказываемая ими помощь пациентам должна быть бесплатной.
Для совершенствования правового регулирования деятельности частной системы здравоохранения в ближайшее время необходимо принятие самостоятельного законодательного акта, развивающего положения комментируемой статьи Основ. В этом акте необходимо: установить права и обязанности организаций частной системы здравоохранения, определить порядок взаимоотношения частной системы здравоохранения с государственной и муниципальной, установить такие нормы, которые бы стимулировали развитие частных организаций здравоохранения, определить правовой статус частнопрактикующих врачей, закрепить возможность участия организаций частной системы здравоохранения в реализации государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан.
При дальнейшем правовом регулировании отношений с участием организаций частной системы здравоохранения следует учитывать, что частные медицинские учреждения и предоставляемые ими услуги привлекают граждан по следующим показателям: качество лечения, внимание со стороны медперсонала, квалификация врачей, наличие всех необходимых специалистов, организация обслуживания, отсутствие очередей, лучшее оборудование. Эти услуги могут позволить себе не все слои населения. Развитие системы платной медицины тесно связано с развитием экономики, ростом доходов населения и расширением сравнительно обеспеченных слоев населения.

Читайте также:  Лучшие статьи про здоровье

Источник

Крупнейшие частные клиники страны учредили ассоциацию

О том, что в России появится первая ассоциация частных клиник, объединяющая крупнейших межрегиональных игроков, Vademecum сообщили сразу несколько источников на рынке еще в начале 2020 года. По данным СПАРК-Интерфакс, НАНМО была зарегистрирована 19 февраля. Председателем НАНМО избран Илья Шилькрот. До прихода в Минздрав он работал в частных медорганизациях, поэтому теперь призван помочь участникам отрасли – государству и медорганизациям – выстроить диалог в сфере организации здравоохранения. Исполнительным заместителем председателя стал президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Александр Грот.

В состав правления НАНМО также вошли президент ГК «Медси» Елена Брусилова, гендиректор ГК «Мать и дитя» Марк Курцер, президент АО «Медицина» Григорий Ройтберг, председатель правления ЛДЦ МИБС Аркадий Столпнер, гендиректор АО «Семейный доктор» Юлия Графова, управляющий партнер ООО «ОнкоСтоп» Ксения Ловцова, гендиректор ЕМС Андрей Яновский, президент ГК «МедИнвестГрупп» Сергей Нотов, председатель совета директоров ГК «Семейная» Константин Симкин и акционер сети «Доктор рядом» Владимир Гурдус.

В объединение вошли как крупнейшие многопрофильные сети, участники первой двадцатки ТОП100 частных многопрофильных клиник Аналитического центра Vademecum, так и специализированные медицинские компании. Среди учредителей – ГК «Медси», EMC, ГК «Мать и дитя», «Альфа-Центр здоровья», АО «Медицина», «Скандинавия», АО «Семейный доктор», «Семейная», «Медхолдинг», «Доктор рядом», центр лучевой терапии «ОнкоСтоп», ГК «МедИнвестГрупп», ЛДЦ МИБС, лабораторная сеть «Хеликс».

Также в числе учредителей – Ассоциация частных клиник Москвы, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга и Ассоциация нижегородских частных медицинских центров. Совокупно они объединяют более 160 медицинских организаций разных профилей и масштабов, например, нижегородская сеть «Садко», санкт-петербургские «КардиоКлиника» и гериатрический центр Глеба Михайлика «Наша забота» и многие другие. Таким образом, НАНМО является крупнейшим в стране объединением негосударственных медорганизаций с точки зрения количества членов, а также по совокупному обороту.

Читайте также:  Чеснок для здоровья ребенка

Как сообщили Vademecum в НАНМО, основными задачами ассоциации являются «выстраивание открытого и конструктивного диалога с государством, равноправное участие негосударственного сектора здравоохранения в организации качественной медицинской помощи, представление консолидированной позиции медицинского сообщества негосударственной системы здравоохранения в органах государственной власти, участие в совершенствовании законодательства отрасли и многое другое».

«Основная миссия ассоциации – оказать максимальное содействие государству в достижении поставленных президентом в майском указе целей в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, стать надежным партнером для Министерства здравоохранения РФ, Росздравнадзора РФ и Роспотребнадзора РФ с возможностью вести равный диалог в части организации здравоохранения в масштабах страны», – отметил Илья Шилькрот.

Членами НАНМО могут стать негосударственные медицинские организации и другие объединения клиник. Условие для медорганизаций — выручка не ниже 750 млн рублей в год.

Источник

Adblock
detector