Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
статья по коррекционной педагогике
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В данном материале приводятся формы и особенности такой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rmo_2.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
и методов взаимодействия дефектолога
с семьей ребенка с ОВЗ.
Розанова Елена Викторовна
МБДОУ «Тарасковский детский сад»
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование» . Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» , «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» . По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» .
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.
Родителей этих детей можно разделить на две категории:
- Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
- Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться» , «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты» .
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.
Общие рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ
Для того чтобы начать взаимодействие необходимо разобраться, почему родители часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов».
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем» :
- Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек» .)
- Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…» )
- Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…» )
- В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…» )
Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных решений.
1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.
2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто не верят – они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на её источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!» ) Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.
3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы» . Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь, что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.
4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.
5 этап. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.
Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных находится родитель.
В любом детском саду одной из самых важных и сложных работ является работа с родителями.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями.
4. Принцип доступности
Концепция взаимодействия ОУ и семьи
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме.
Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага» , от которого необходимо защищаться.
Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, — это домашнее визитирование. Технология домашнего визитирования необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.
Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество» . Многие из родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
- Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
- При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации взаимодействия с семьей. При этом выделяем наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как:
-Тестирование, анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Выбираем формы проведения работы с родителями:
1, Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их решения. Это могут быть беседы, консультации, наглядная информация, тренинг, видеоматериал, встреча -дискуссия, выставка методической литературы.
2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
3. Интересная и результативная форма работы с родителями — практическая деятельность педагога с родителями. Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке. Мы стараемся поставить родителей в ситуацию, близкую ребенку- завязываем глаз, чтобы понять, насколько сложно выполнять ребенку задания с окклюзией. Такое игровое моделирование родительского поведения в ситуациях общения с ребенком проводится среди родителей.
4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким , какой он есть. Ведь семья нужна ребенку, а он не будет для других людей столь же близким и желанным.
5. Показ коррекционно-интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.
Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ
Разговор о взаимоотношениях детского сада и родителей большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Контингент родителей в нашем детском саду сложный, не все благополучно в семьях наших детей. Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Но именно индивидуальная работа с родителями часто вызывает наибольшие затруднения у педагогов. Здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.
Важно, чтобы во время беседы родители почувствовали, что мы искренне заинтересованы в правильном и глубоком решении всех поднимаемых вопросов, что не ради праздного любопытства, не формально слушаем, расспрашиваем и советуемся с ними, а что мы все хотим знать о жизни и поведении ребенка, чтобы помочь родителям. Отдельные педагоги считают, что их авторитет у родителей будет высок только в том случае, если они непременно сразу же ответят на каждый заданный им вопрос. Опыт показывает, что такие ответы не всегда удовлетворяют родителей, потому что даются порой не продуманно, наспех. Вдумчивый, серьезный педагог никогда не станет мимоходом решать серьезные вопросы воспитания и обучения ребенка, а пригласит родителей для специальной беседы, подготовившись к которой, сможет дать исчерпывающий и удовлетворяющий родителей ответ. Индивидуальные контакты помогают объединится взрослым в воспитании ребенка и успех возможен при всестороннем изучении семьи, изучении индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов. Чтобы выявить уровень педагогической культуры родителей можно провести с ними анкетирование.
При общении с родителями важно соблюдать педагогический такт. Нужно обращать внимание на следующие моменты:
- нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;
- следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;
- необходимо тактично указать на ошибки;
- желательно давать только обоснованные советы;
- надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом;
- нужно быть терпеливым и внимательным, щадить самолюбие родителей, помнить, что нельзя принижать их авторитет, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Большинство родителей не знают как помочь собственным детям с ОВЗ, они не понимают реальных причин, из-за которых их дети испытывают трудности и часто считают их просто ленивыми и дети «заряжаются» отрицательными эмоциями от недовольства раздраженных родителей.
Порой можно слышать, как родители во всеуслышание называют своего ребенка «тупицей», «оболтусом», «дураком» и прочими словами, травмирующими психику ребенка. Но часто родители и сами испытывают своего рода «комплекс неполноценности».
Перед нами стоит задача повернуть измученных каждодневными заботами родителей лицом к проблемам и потребностям их же собственных детей. Беда в том, что родители не хотят вставать в позицию ребенка, пытаться представить себя на его месте и соответственно изменять свое поведение. Родители на это не ориентированы и не испытывают в этом потребности. У них сложилось негативное отношение к психиатру, неврологу, к ПМПК – они видят в ней комиссию, которая выносит приговор им. Наши родители переживают главным образом из-за поставленного диагноза, а в помощи своим детям пассивны, малограмотны, неопытны, отказываются от сотрудничества со специалистами (не все конечно, есть приятные исключения).
Родителей тоже нужно понять, они к сожалению часто сталкиваются с далеко не гуманным отношением к своим детям со стороны других взрослых (что, твой ходит в 19 детский садик?) поэтому родители порой начинают и себя осознавать изгоями. Поэтому в беседах с ними мы должны убедить их в том, что мы хотим помочь им, но делать это нужно очень тактично, потому что для многих разговор о «проблемном» ребенке даже с глазу на глаз крайне болезнен (а упоминания об очередных его «заслугах» на групповом родительском собрании вообще воспринимаются как пытка и прилюдное унижение).
На собрании так надо построить разговор, не называя ничьих имен и фамилий, чтобы родители сами «угадывали» за нашими фразами о «типичной» проблемы своего ребенка, происходило как бы узнавание услышанного. Надо вооружить этих людей хотя бы элементарными знаниями о ребенке, о законах его развития в норме и патологии, научить их особым приемам коррекционно-развивающего воздействия. На родительские собрания нужно приглашать специалистов, например психоневролога, который может объяснить, что скрывается за терминами «олигофрения», «ЗПР», интеллектуальная недостаточность, о причинах возникновения подобных состояний и о возможностях обучения и трудоустройства детей с проблемами в развитии.
Невролог может рассказать о невротических состояниях, признаках невротических реакций и психических напряжениях, причинах быстрой утомляемости детей. Родители могут узнать, что корни таких явлений, как заикание и тики лежат гораздо глубже, чем в испуге от залаявшей собаки.
Педиатр может рассказать о проблеме энуреза, о профилактике детских заболеваний, о режиме питания, учебы, отдыха детей с ЗПР.
Психолог расскажет о том, как помочь нашим детям стать более уверенными, как воспитывать внимание, память, об игровой форме обучения.
Дефектолог и логопед в качестве практических рекомендаций дают материалы для развития памяти, мышления, внимания, фонематического слуха, мелкой моторики рук, уточнения артикуляционных движений, автоматизации отдельных звуков, советы по активизации речи детей, расширению их словарного запаса.
После всего этого я думаю, что в родителей вселится уверенность, оптимизм и осознания необходимости проведения с ребенком систематической, кропотливой работы. И первое, что необходимо ребенку для нормального развития – это любовь.
Источник