Меню

Не может быть здоровья тела без здоровья души

Здоровье тела зависит от чистоты и здоровья Души

Знания Духовные от Учителя в виде бесед через проводника Анну Тихоновну Горобец. Текст бесед печатается по её просьбе.
Узнать о ней вы можете в первой статье, которая называется «Анна Тихоновна Горобец».

16.07.2002. – 4ч.00м. Здоровье тела физического волнует всех. Люди ищут лекарства всё новые и новые. И на их потребу они им предлагаются. Люди их применяют. Лекарства кончаются, а болезни остаются. И люди снова в поисках других лекарств, в надежде справится с болезнями.

Бедный, невежественный, земной человек, вообразивший себя Владыкой всего, вплоть до космических энергий, и не умеющий совладать со своими телами. Как же ты хочешь управлять космическими энергиями, если ты не в силах справиться с энергиями, протекающими в собственном теле. Научись сначала этому!

Как может слепой вести слепого? Как может больной лечить больного? Если ты это можешь сделать – вылечи свои тела. Потом поделись своим опытом и своей здоровой и чистой энергией. Здоровье тела зависит от чистоты и здоровья Души. Любое заболевание на физическом плане говорит о том, что с вашими тонкими телами не всё в порядке.

Тонкие тела – это мир ваших мыслей и желаний. Что-то надо изменить в ваших отношениях с миром. Проанализируйте ваши мысли, соразмерьте ваши желания. Примените в этом анализе хотя бы тот минимум Духовных знаний, что вы уже получили. Его достаточно для того, чтобы приступить к процессу очищения, и в первую очередь, очищения от самости и гордыни, которые настолько утвердились в сердце человеческом, что ему надо приложить много усилий, чтобы от них избавиться. И пока это не произойдёт, человек будет болеть и страдать, ибо страдания – это болезнь Души. А у больной Души не может быть здорового тела. Но есть ещё болезни кармические, причины которых лежат в ваших прошлых воплощениях.

В процессе жизни к вам подводятся разные люди. И помните, что нет встреч случайных. Проявите хотя бы свою Доброжелательность. Не думайте о том, что этот человек может дать вам. Попробуйте сами поделиться с ним чем-нибудь. Хотя бы своими знаниями, в конце концов, своим хорошим настроением, своим оптимизмом. Вы делитесь щедро, с любовью, и его проблема, его воля – принять это или отвергнуть, его выбор свободен.

Но во всём человек должен иметь чувство меры, чувство такта, быть чутким по отношению к другому человеку. Иногда эта чуткость может проявиться в молчании, в сердечном сочувствии. И не всегда нужны слова. Иногда слова, если можно так выразиться, расплёскивают полноту чувства. На многословие люди тратят много ценной энергии, они тем опустошают себя.

Нехватка жизненной энергии тоже может проявиться в болезнях тела. Неиссякаемым источником жизненной энергии обладает сердце чистое, любящее. Вера и Любовь – это энергии созидательные, Божественные. Их источник неиссякаем, если сердце для них открыто. Перекрывает этот неиссякаемый источник любви созидательной и животворящей только сам человек, возносясь над всем в своей самости и гордыне. Качества коварные, всепоглощающие. Они могут поглотить не только сердце, но и сознание человека.

И тогда только искренность молитвы поможет вернуть сердцу чистоту и радость прозрения. И на то будет Воля Божья.

Источник

Психосоматика: как связаны здоровье души и тела

Психосоматика: как связаны здоровье души и тела

Язык тела непрост, но оно не способно лгать нам, в отличие от нашего сознания. Мы можем прислушиваться к тем сигналам, которые подает нам наше тело, а можем игнорировать их, рискуя ухудшением самочувствия и настроения. Как понять язык тела и как связаны физическое и психическое здоровье?

Душа и тело: неразрывная связь

«Разделение» души и тела в западной цивилизации возникло во времена средневековья. С этого момента начался долгий период, когда потребности тела признавались греховными, обесценивались и подавлялись.

Сегодня все понимают, что диалог с собственным телом – ценнейший инструмент самопознания. Для того чтобы осознать связь души и тела, многие обращаются к восточным практикам, наработанным веками. Китайская пословица гласит: «Позаботься о своем теле, для того чтобы твоя душа захотела в нем обитать».

Психосоматика

Наука психосоматика занимается изучением связи между психикой и телом. В самом простом варианте эта связь выглядит так: человек переживает негативные эмоции, которые не находят выхода, поэтому они будут решаться за счет тела: возникнут проблемы с сердцем, желудком, кожей и т. п. Если человек перестает чувствовать свои желания, постоянно отказывает себе в праве жить так, как ему нравится, он теряет жизненные силы и начинает болеть. Лечить только тело в этом случае бессмысленно. Нужно восстанавливать связь человека с самим собой, решать его внутренние проблемы. Только тогда лечение больных органов будет эффективным.

В качестве примера: здоровый желудок – счастливый желудок

Врачи Корнельского университета (США) наблюдали за тем, как реагируют стенки желудка и сам желудок на стресс. Когда один из пациентов сердился на свою дочь, стенки его желудка становились красными, опухали и сильно воспалялись, возрастало количество соляной кислоты и увеличивалась ее концентрация. У другого пациента, очень тяжело переживавшего болезнь жены, желудок стал кровоточить в нескольких местах.

Читайте также:  Нанесен вред здоровью прививкой

Не стоит сердиться на жизнь

В 60-х годах прошлого века в одном из американских университетов был проведен опрос: 150 студентам-медикам были розданы анкеты с вопросами, выявляющими черты характера и, в особенности, способность сердиться и раздражаться. В анкете проверялась реакция на 50 ситуаций, постоянно возникающих в повседневной жизни. В ту пору всем студентам было по 25 лет. Четверть века спустя ученые обнаружили, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в молодости в эксперименте, умерли только 2%, а из раздражительных и злобных – 14%. Примерно то же самое показал и опыт с юристами: 4% смертей среди тех, кто принимает жизнь легко, и 20% – среди людей, сердитых на жизнь.

Психотерапия: ориентация на тело

Существуют специальные методики в психотерапии, которые помогают настроиться на диалог с собственным телом. Это восстановление саморегуляции тела в гештальт-терапии, внутреннее раскрепощение с помощью телесно-двигательной терапии, снятие напряжения в телесноориентированной терапии, контакт с бессознательным в нейрофизиологическом программировании. Психотерапевт в этом случае работает для пациента своего рода переводчиком с телесного языка.

Отношение к телу

То, как человек относится к собственному телу (как другу, как к обузе, как к биомашине, как к непредсказуемому животному), говорит о его отношении к самому себе.
Для того чтобы наше тело на протяжении всей жизни оставалось нашим другом и советчиком, необходимо внимательно и уважительно относиться к его потребностям. Его можно совершенствовать, но не переделывать; поддерживать, но не укрощать; прислушиваться, а не превозмогать.

Русский психолог Кирилл Кикчеев изучал физиологию людей, когда они думали о приятном и неприятном: в первом случае улучшалось зрение, обоняние, слух, осязание, а во втором, они, наоборот, ухудшались.

Евгений Кульгавчук, врач-сексолог, психотерапевт, психиатр: «В современной медицине все чаще врачи всех специальностей задумываются о психосоматическом подходе. История повторяется, и стоит вспомнить Гиппократа, который говорил: “Лечи больного, а не болезнь”.

Мне как врачу-сексологу, психотерапевту часто приходится сталкиваться с тем, что пациент приходит с жалобами на эректильную дисфункцию после многочисленных безрезультатных исследований и процедур и курсов “волшебных пилюль”. Но причина оказывается комплексной. Это не только детренированность, не только повреждение сосудистого компонента эрекции, но и сниженный фон настроения и дисгармония с сексуальной партнершей. В медицине это называется порочный круг, и только при разрыве его начинается положительная динамика. Лишь комплексный подход ведет к успеху».

Автор: Александр Казакевич

Источник

В здоровом теле здоровый дух?

Наивную веру в наличие связи между физическим здоровьем и духовным безжалостно обсмеял поэт Игорь Иртеньев: «В здоровом теле здоровый дух. На самом деле — одно из двух». Но все равно принято думать, что если тело здорово, то и дух в нем здоров. И наоборот: здоровый дух не может обитать в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди неизменно должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно — не страдать от физических заболеваний. К сожалению, жизнь то и дело опровергает такую логику. Обсудим тему с клириком храма Христа Спасителя, протоиереем Андреем Овчинниковым.

Я веду здоровый образ жизни

— Вы, я знаю, закончили институт физкультуры по специальности «плавание и водное поло». Сейчас в свободное от церковной службы время кого-нибудь тренируете?

— Нет, я ушел от педагогической деятельности почти двадцать пять лет назад. А работал учителем физкультуры в православной гимназии. Дело в том, что на третьем курсе института я принял крещение. К окончанию института у меня созрело желание совместить мою профессиональную деятельность с православием. Мы жили в Ясенево, и через дорогу от нашего дома открылась первая в Москве православная гимназия «Радонеж», где требовался учитель физкультуры. И я получил туда распределение. Это было тогда не так-то просто. Но руководство института пошло мне навстречу, и после окончания учебы я год работал там учителем физкультуры. Условия для занятий были не очень хорошие — ни спортивного зала, ни инвентаря. Но дети все равно были довольны. А по специальности я не работал, хотя имею квалификацию тренера.

— Спортом сейчас занимаетесь?

— Нет. Просто веду здоровый образ жизни. В храме у меня есть велосипед. После нашей беседы я планирую совершить на нем часовую прогулку. Есть очень приятный круг протяженностью в двадцать километров — от храма Христа Спасителя до Киевского вокзала, вдоль Парка Горького, по набережной Москва-реки.

— Вы ставите перед собой задачу — регулярно проезжать на велосипеде по двадцать километров?

— Такой задачи я не ставлю, просто катаюсь в свое удовольствие.

Лишние килограммы располневшего батюшки вряд ли способствуют успеху проповеди

— По вашим наблюдениям, многие ли священнослужители ведут здоровый образ жизни?

— К сожалению, немногие. Почему-то в духовном сословии не принято говорить о занятиях спортом, физкультурой. Хотя когда я учился в институте, профессора внушали нам, что физическая культура — часть общей культуры человека. Я не вижу противоречий между христианством и здоровым образом жизни. Одно другому не противопоказано. Для иллюстрации этой мысли не будем брать спорт, у него другие цели и задачи, возьмем именно физическую культуру, где кроме движения присутствует еще правильное питание, закаливание, гигиена.

Читайте также:  Ресурсы способствующие восстановлению здоровья человека называются ответ

— Вы себя в чем-то ограничиваете? В еде, например?

— Наша христианская жизнь, особенно жизнь священнослужителя, много чем регламентируется. В том числе постами. У нас из трехсот шестидесяти пяти дней в году около двухсот постных. Естественно, я как священник все посты соблюдаю. Не скажу, что строго по монашескому уставу, но как могу пощусь. Здоровое питание должно стать нормой жизни любого человека. Страсть к пресыщению, чревоугодию — наша серьезная проблема.

— Всеобщая или внутрицерковная?

— В том числе и внутрицерковная. Наш Патриарх на одном из собраний московского духовенства говорил о таком печальном явлении, как тучные священники. Почему я продолжаю вести здоровый образ жизни? Потому что священник совершает служение, которое связано с большими нагрузками — и психическими, и физическими. И если не заниматься своим здоровьем, то сойдешь с этого служения как больной, расслабленный человек. К сожалению, подчас так и бывает. Ну, и странно выглядит батюшка, проповедующий аскезу и при этом носящий на себе пятьдесят-семьдесят килограммов лишнего веса. Эти лишние килограммы вряд ли способствуют успеху проповеди.

— Среди священников есть мастера спорта?

— Думаю, что есть. Я знал одного такого. К сожалению, он почивший уже. Он был ватерполист, мастер спорта международного класса. Играл в команде МГУ и подавал большие надежды. Потом ушел служить церкви, принял монашество и оставил спортивную карьеру. Я читал, что есть священники, которые выступают в тяжелой атлетике, участвуют в соревнованиях. Священником является, например, известный путешественник Федор Конюхов. Он протоиерей и, кажется, заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Я сам перворазрядник по водному поло и плаванию. Был у меня разряд и по альпинизму, по лыжам, но на этом я остановился, дальше не пошел.

Тело — это слуга души

— Перейдем к выражению «в здоровом теле здоровый дух». Это вырванное из контекста и донельзя упрощенное изречение Ювенала: Оrandum est, ut sit mens sana in corpore sano — «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». По Ювеналу, нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается, и здесь только на Божью помощь приходится уповать. То есть здоровое тело никому автоматически не гарантирует духовного здоровья.

— Да. Если мы обратимся к христианской жизни, то увидим, что некоторые святые, у которых был здоровый дух, несли крест болезни. Но многие угодники Божьи были и здоровыми. Пример тому — святитель Феофан Затворник, который взял на себя подвиг затвора, двадцать восемь лет провел в одном монастыре, практически не выходя из кельи. Он прожил почти восемьдесят, но вряд ли потому так много, что занимался гимнастикой. Никогда не было прямой связи между христианским подвигом и физическими упражнениями. Поэтому изречение Ювенала нельзя воспринимать как абсолютную истину. Здоровое тело не гарантирует наличия в этом теле здорового духа.

— К телесному здоровью стоит стремиться уже ради него самого, разве нет?

— Видите ли, для людей, живущих вне церкви, земная жизнь представляет высшую ценность. Если ты в этой жизни хочешь чего-то достичь, то тело для тебя один из главных объектов заботы. Посмотрите, сколько людей, особенно молодых, совершают утренние пробежки, посещают тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны. Так вот, люди, которые чрезмерно заботятся о своем теле, как правило, живут ущербной духовной жизнью. Тогда как христианство основное внимание уделяет именно жизни души и духа как высшей силы. Тело — это слуга души. Некоторые святые отцы сравнивали тело с осликом, на котором человек едет по дороге. Ослик должен быть послушным, выносливым, его нужно кормить, но не перекармливать. Потому что если его перекормить, он ляжет и уснет. А если, наоборот, он не получит порцию овса, у него подкосятся ноги, и он от бессилия упадет на дорогу. Примерно так мы и должны относиться к своему телу. Тело — это не злое начало, это помощник, это соработник нашей души. Многие добрые дела мы совершаем именно через тело. Поэтому христианство не отождествляет тело с чем-то греховным или уродливым, нет, о теле говорится как о доме души, требующем заботы. Да, в древние времена святые могли безропотно нести крест болезни. Но сегодня больной священник уже просто не сможет служить. Церкви нужен священник здоровый, крепкий, который не будет опаздывать на службы и сможет совершать те труды, которые на него возлагаются. Тем более в наше время. Тем более в таком большом городе, как Москва.

Если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным

— Вы полагаете, что чрезмерное внимание к телу губительно для души. Но даже в православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, проводятся спортивные состязания. Да вы сами только что сказали, что священник должен быть физически крепок, вынослив.

— Сейчас проясню свою мысль. Тот, кто занимается спортом, он же всегда к физическим нагрузкам добавляет заботу о внешности, красивую одежду, правильное питание и тому подобное. Представляете, какой большой процент времени, сил, средств человек тратит именно на это. Он создает из тела культ. А культ тела христианством осуждается. Никто не говорит, что о теле не нужно заботиться. Нужно. Но в меру. В любом православном учебном заведении, кроме учебы, есть послушание, богослужение. И все равно выделяется время для занятий физкультурой. Не в ущерб духовному воспитанию, конечно. Я убежден, что если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным. Сейчас есть три серьезные опасности — компьютер, вкусная еда и алкоголь. Человек разгружается, расслабляется с помощью этих трех средств — алкоголя, еды и компьютера. Редко кто берет книгу, редко кто идет на тренировку и редко кто посещает места, где действительно душа отдыхает. Я против еды, алкоголя и компьютера как антидепрессантов.

Читайте также:  Критерии групп здоровья взрослого населения

— Помогает ли спорт, на ваш взгляд, духовному развитию человека?

— Прямой связи здесь нет. На духовный рост человека влияет правильная, аскетическая жизнь. В христианстве эта культура — культура аскетической жизни — разрабатывалась веками и доведена до совершенства. Спорт нужен в городе. А в сельских храмах, сельских монастырях его заменяет правильная, аскетическая практика, когда нужно косить сено, пасти скотину, поливать огород, работать в трапезной, просфорне, решать хозяйственные, строительные, бытовые проблемы, да еще совершать поклоны, соблюдать посты. Там, наверное, спорт и не нужен.

Здоровый дух дает силу слабому телу

— Можно ли сказать, что здоровый дух оздоравливает тело?

— Думаю, да. Дух обладает колоссальной энергией. Потому что наш дух связан с духом Божьим. Если здоровый дух действительно с Богом соединился, то и тело подтягивается к нему. Дух способен тело — слабое, немощное, больное, старческое — наполнить необыкновенной силой. И мы знаем такие примеры. Почему великие подвиги совершали на войне люди, подчас вроде бы немощные? Потому что дух был на высоте. Взять хотя бы наше богослужение. Какая-нибудь бабушка стоит три часа на одном месте, как свечка, а двадцатилетний парень, пришедший из спортзала, потопчется минут пятнадцать и говорит: ой, больше не могу, спина болит, ноги ноют. Здоровый дух дает силу слабому телу, а отсутствие духа способно ослабить любого физически крепкого человека.

— Можно ли победить болезнь силой духа?

— Болезнь дается Богом, здесь все в Его власти. Если болезнь нам для душеспасения полезна, то Бог нам ее оставит. Любя нас, Бог дает нам болезни. Это трудно понять и принять, но это так. Дело в том, что у Бога другие цели. Они отличны от наших. Нам хочется выздороветь и больше ничего. А Богу нужно, чтобы мы достигли вечной жизни. Иногда болезнь останавливает человека на пути греха. Больной человек много чего уже не в состоянии совершить. Но отними у него болезнь — и может начаться блуд, воровство.

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх

— Некоторые спортсмены перед выходом на старт или за минуту до начала матча молятся о победе. Как вы к этому относитесь?

— Я бы им советовал прийти в храм и помолиться в уединении, вдали от посторонних глаз. Никому не нужно их показное моление.

— В США проводились исследования. Оказалось, двадцать пять процентов американцев считают, что исход спортивного состязания решает не человек, а Бог. Кроме того, большинство американцев уверены, что если спортсмен верит в Бога, то у него больше шансов на победу. Что вы на это скажете?

— Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх или в чемпионатах. Последнее не входит в Его промыслы. Но я не хочу, чтобы мое слово отталкивало кого-то от спортивных занятий. А с другой стороны, мне как священнику было бы неловко выглядеть слишком усердным пропагандистом физкультуры и спорта. Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели — спасении души.

Протоиерей Андрей Овчинников — клирик Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1987 году поступил учиться в Государственный центральный институт физической культуры. После окончания первого курса был призван в армию. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В 1992 году окончил институт по специальности «тренер-преподаватель по водному поло». С ноября 1991 года стал работать педагогом в православной гимназии «Радонеж». Педагогическую работу совмещал с послушанием алтарника в храме Вознесения Господня (Малого Вознесения) г.Москвы. В 1993 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию. В 1996 году зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: «Пастырское служение протоиерея Валентина Амфитеатрова». После окончания академии был назначен штатным священником Кафедрального соборного храма Христа Спасителя по совместительству с преподавательской работой в Николо-Угрешской семинарии. Является членом Дисциплинарной комиссии г. Москвы. В храме Христа Спасителя руководит взрослой группой воскресной школы. Женат, имеет 7 детей.

Источник

Adblock
detector