Социально значимый проект «Здоровым быть здорово» методическая разработка по теме
Данный проект может быть реализован как в начальной школе, так и в среднем звене. Его основная цель — повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, развитие субъектного, ответственного отношения к здоровью своему и окружающих.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
Автор: учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 12
Геращенко Елена Станиславовна
«Здоровым быть здорово»
МБОУ-СОШ № 12, г. Армавир, ул. Кирова, 129,
Лызёва Людмила Васильевна
Геращенко Елена Станиславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Родители, администрация и педагогический коллектив.
Численность участников проекта
В том числе детей (7-10 лет) — 288 чел.
Сотрудников образовательного учреждения -17 чел.
Краткое содержание проекта
Проект предполагает способствовать формированию и развитию здоровьесберегающей компетенции участников проекта для приобретения ими навыков здорового образа жизни путём проведения оздоровительных и пропагандистско-просветительских мероприятий, направленных на формирование у детей потребности ведения здорового образа жизни.
Срок реализации проекта
Декабрь 2011 – февраль 2012 года.
Краснодарский край, г. Армавир
Основание для разработки Проекта
— Закон «Об образовании»
— Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.
— Конвенция о правах ребёнка
— Закон РФ «О правах ребёнка»
— Устав МБОУ-СОШ № 12
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат пока неутешительный. Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют патологию, а 40% — относятся к группе риска.
Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 16-17 лет этой средой является школа, так как для детей 80% времени его бодрствования связано именно со школой.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы ребенок желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха – основная задача нашей школы.
Главная цель проекта «Здоровым быть здорово!» — повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих, а учителей к внедрению здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта «Здоровым быть здорово!»:
• воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
• развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;
• повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
• формирование у младших школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;
• привлечение внимания младших школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни;
• освоение учащимися знаний о здоровом питании;
*освоение и использование в работе современных и инновационных здоровьесберегающих технологий;
*обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования личности ученика.
Данный проект является частью реализации общешкольной программы по здоровьесбережению учащихся «Школа — территория здоровья» и рассчитан на 3месяца . В результате реализации данного проекта у учащихся будут сформированы основные понятия о ЗОЖ (процедуры закаливания, принципы рационального питания, формы активного отдыха и др.) и приобретены навыки здорового образа жизни, а также привлечено внимание общественности к проблеме здоровья детей.
Программа проекта вовлекает ребят младшего школьного возраста ( 1-4-х классов, 7-10 лет ) и разных физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – темы здорового образа жизни.
Значение этноедагогики, национальных игр, традиций тувинцев в сохранении здоровья………………………..
Роль религии в охране здоровья, в современном обществе ………………………………………………….
Основное содержание, этапы и сроки реализации проекта…………………………………………………….
Примерный план мероприятий реализации проекта ….
Критерии эффективности проекта …………………….
Ожидаемые результаты и потенциалы проекта ….
Основание для разработки проекта
Постановление Правительства РТ от 17.06.2010г. №268 «Концепция формирования здорового образа жизни в РТ»
Концепция развития ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» на 2012-2017 годы (воспитательная система)
Агапова Анастасия, студентка группы ТЕХ, 1 курса
Чооду Азиана Николаевна – педагог-психолог
Администрация, мастера производственного обучения, кураторы и классные руководители, актив и волонтеры молодежной организации «Молодая гвардия», студенты, родители
ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» с.Балгазын Тандинского района Республики Тыва
Цель и задачи проекта
формирование у студентов мотивации здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья, организация эффективной, системной профилактической деятельности волонтеров здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Сохранение национально-культурных традиций;
Формирование у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный равному»;
Разработка программ для молодежи по здоровому образу жизни;
Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.
Сроки реализации проекта
Объемы финансирования и источники финансирования
На добровольческой основе, за счет финансовых средств, полученных от деятельности молодежной организации
Ожидаемые результаты проекта
Формирование сознательной установки подростков и молодежи на здоровый образ жизни;
Развитие потребности в ведении здорового образа жизни;
Реализация потенциала молодежи;
Снижение социальной напряженности;
Снижение девиантного поведения среди молодежной аудитории.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Ничто не может сравниться с ним: ни богатство, ни положение в обществе, ни слава. Это настоящая драгоценность, подаренная нам природой.
Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.
Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения.. Так вот, заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %.
Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у большинства молодёжи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, и в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
В настоящее время создается большое количество различного рода социальных программ федерального, регионального и муниципального уровней, частично и полностью посвященных поддержке государством, органами муниципальной власти молодежи. Однако эффективность этих программ невысокая, охватывает небольшой процент населения. Молодежь упорно не ведет здоровый образ жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды техникума. Вместо этого, они активно пропагандируют праздный образ жизни, предпочитают пустое времяпровождение. Поэтому, важно решать проблемы молодежи на местах: в городе, селе, поселении, образовательном учреждении и т.п.
В воспитательной работе образовательного учреждения мероприятия по пропаганде здорового образа жизни заявлены среди приоритетных направлений, но ограничивается несколькими стандартными мероприятиями, представляет собой хаотичное использование различных методик.
Социальная значимость проекта: применение здоровьесберегающих технологий, этнопедагогики, национальных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально-значимой здоровой личности.
Организация профилактической работы по здоровому образу жизни должна проводиться исходя из интересов молодежи. В формировании у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье, эффективно проводить посредством использования технологии «равный равному».
Волонтеры проекта «Жить здорово!» — это объединение на добровольной основе молодых людей ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум», члены молодежной организации «Молодая гвардия», направление работы «Школа волонтера». Волонтеры дают поддержку и возможность претворить в жизнь идеи и информацию, основываясь на мнении, интересах и опыте каждого. Проект направлен на поддержку молодых, укрепление и популяризацию здорового образа жизни.
Необходимость развития волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде вытекает из увеличивающегося с каждым годом числа молодежи склонного к алкоголизации, наркомании, табакокурения в нашей республике. Как следствие, увеличение числа правонарушений в результате употребления ПАВ.
Новизна проекта: использование традиционных и инновационных средств — активное использование интернета (социальных сетей) для формирования в сознании молодежи потребности к здоровому образу жизни, создание социальных видеороликов (на тувинском языке), организация диско-лекций, зала спортивной литературы «Спринтерское чтение».
Практическая значимость: реализуя его мы шагаем в ногу со временем, выполняя Послание президента РФ В.В.Путина, с учетом требований современной молодежи.
В основе проекта лежит комплексный подход ,сочетающий в себе организацию мероприятий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, ребятами волонтерского отряда, которые на личном примере пропагандируют здоровый образ жизни, показывая его преимущества при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов. Волонтеры самостоятельно создают буклеты, листовки, презентации, социальные видеоролики по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и предлагают свои работы обучающимся.
«Жить здорово!» — так называется это проект, потому что молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как здорово проживает молодежь, зависит будущее нашей республики, страны.
Очень важно, чтобы в результате реализации данного проекта добиться того, чтобы молодые начали думать: «Быть здоровым стало престижно и модно!».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
формирование у студентов мотивации здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья, организация эффективной, системной профилактической деятельности волонтеров здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Сохранение национально-культурных традиций;
Формирование у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный равному»;
Разработка программ для молодежи по здоровому образу жизни;
Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.
Предполагается, что достижение данной цели и задач будет способствовать становлению здоровой личности, здоровой нации, здоровой России.
Методы реализации проекта
Тематические выступления (лектории);
Выпуск памяток, листовок и буклетов по здоровому образу жизни;
Презентации;
Акции;
организация малых олимпийских игр;
фестивали SPORTивной молодежи, форумы;
круглые столы, семинары;
дебаты;
квесты;
«мозговой штурм»;
консультирование, тренинги;
активное использование интернета (социальных сетей), популяризация национальных традиций через интернет.
создание видеороликов (на русском и тувинском языках);
организация коллективно-творческих дел и т.п..
ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР, ТРАДИЦИЙ ТУВИНЦЕВ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения, складывающаяся веками в этносе. Этнос – группа людей, объединенная длительным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.
В юном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение подрастающего поколения к истокам народной культуры, культуры здоровья, создание образовательно –культурной, оздоровительной среды позволяет человеку наиболее успешно реализовывать свою индивидуальность.
Основой деятельности по формированию культуры здоровья я считаю возможности природы родного края, устного народного творчества. Одним из средств этнокультурных условий, наиболее благоприятно влияющих на формирование здорового образа жизни являются тувинские героические сказки, пословицы, поговорки и подвижные национальные игры.
Национальные игры представляют собой особый вид спорта и составляют уникальный пласт в культуре любого народа. У тувинцев из поколения в поколение существовала устойчивая система разнообразных игр национальных игр. Национальные тувинские игры в сравнении с играми других народов отличаются зрелищностью и массовостью. Помимо этого, они сохранились до наших дней в своем первоначальном виде.
В традиционном тувинском обществе было очень много игр, таких как, кажык (игра в кости), тевек (почекушки), ча адар моорей (стрельба из лука), аът бажы аграмчылаар (арканы для метания в изображение коня из картона или дерева), и т.д. Эти игры, способствуют развитию речи, ловкости, выносливости, гибкости, тренируют ноги, способствуют выработке правильного дыхания, воображения, памяти, интеллекта. Национальные тувинские игры полезны и для физического, и для психического здоровья.
Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, верить в собственные силы и доверять миру.
В настоящее время идет возрождение традиций и обычаев тувинского народа. Поэтому, усиливается интерес не только к зрелищным играм, но и к здоровому питанию. В последнее время популярным стал Губернаторский проект — «Одно село — один продукт», благодаря которому многие кожууны республики начали возрождать и выпускать продукты местного производства, а самое главное — экологически чистые продукты с соблюдением наиболее приближенных технологий, аналогичные по технологиям наших предков.
Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оолом, 2015 год объявлен – «Годом народных традиций в Республике Тыва.
Праздники и игры стали необходимой частью народной системы физического воспитания. Таким и стал тувинский национальный праздник животноводов «Наадым» — праздник урожая и животноводов, который включал в себя многие спортивные национальные состязания. История «Наадыма» насчитывает многие тысячелетия.
Одним из важных игр, безусловно, можно считать национальную борьбу «Хуреш». Тувинцы, где бы ни были, всегда борятся – проводят соревнования среди парней по хурешу. Хуреш зрелищное мероприятие, к нему ходят целыми семьями. Имеет огромное влияние на формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Роль религии в охране здоровья в современном российском обществе
Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции.
Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:
1. Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фактор ухудшающий состояние здоровья нации;
2. Употребление ПАВ неприемлемо, причем это утверждается не только современными священнослужителями (как в случае с абортом), но также подробно рассматривается в древнейших религиозных книгах с позиции максимального ограничения. Религиозные организации также играют огромную роль, предлагая современной медицине эффективный альтернативный путь преодоления патологической зависимости от вредных привычек;
3. Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных заболеваний. Считается, что применение омовения в качестве религиозного ритуала повышало распространенность основ гигиены за счет предубеждений веры.
4. Любая религия расставляет приоритеты в значении пищи для жизни человека, строго определяя качественный и количественный состав продуктового рациона. Источником этих приоритетов является культурно-историческая основа конкретного этноса и степень богатства природных ресурсов в коренной для данной религии местности.
Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно к внешнему.