§ 26. Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.
Что такое здоровье?
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
- умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».
Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.
Факторы, влияющие на здоровье
Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:
- биологические факторы (наследственность) — около 20%;
- окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
- служба здоровья — 10%;
- индивидуальный образ жизни — 50%.
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).
В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное — в её постоянном выполнении.
Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.
Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),
Основные составляющие здорового образа жизни
Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.
Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.
Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.
Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.
Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.
Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.
Выводы
- Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
- Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
- Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
- Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
- Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.
Вопросы
- Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
- Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?
- Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
- Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?
Задания
- Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным.
- Определите в режиме дня время для занятий физической культурой и спортом.
- Поработайте в библиотеке и, используя средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодёжи в нашем регионе».
Дополнительные материалы к § 26
По результатам комплексного социологического исследования, проведённого недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь — 8%. Распространённость ранних половых связей среди молодёжи привела к тому, что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.
Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.
Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. В результате опроса, проведённого среди учащихся столицы, выяснилось, что среди них процент девушек, употребляющих наркотики (10,2% в среднем), ненамного ниже, чем юношей (14,9% в среднем).
Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего лишь 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.
Основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 27
Здоровый образ жизни и его составляющие
Вопросы для обсуждения
• что такое здоровый образ жизни;
• факторы, влияющие на здоровье;
• основные составляющие здорового образа жизни человека.
Ключевые понятия темы:
образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.
Образ жизни — это совокупность привычных форм, способов и стиля жизнедеятельности человека, которые позволяют ему удовлетворять его ежедневные потребности и отражают его предпочтения в культуре поведения и деятельности.
Врачи, психологи, педагоги констатируют, что информация о своём здоровье ещё не является для людей фактором изменения образа жизни, привычного стиля жизнедеятельности. Взрослому человеку трудно менять свой привычный образ жизни, но гораздо легче с детства усвоить правила его организации, которые формируют культуру здорового образа жизни: культуру здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Правильное воспитание культуры здоровья начинается с формирования осознанной потребности быть здоровым и соответствующей мотивации к поддержанию здоровья. Здоровый образ жизни является фактором созидания здоровья, а нездоровый — фактором риска нарушения здоровья. Активная доминанта в сознании — мотивация охраны здоровья — помогает человеку контролировать все формы и способы деятельности (интеллектуальную, эмоциональную, физическую), чтобы исключить факторы риска: инфекции, несбалансированное питание, гипокинезию и гиподинамию, курение и употребление алкоголя и наркотиков, экстремальные психические и физические нагрузки, травмы, облучения, недостаточный и неполноценный сон и отдых.
Преодоление факторов риска и активное воспитание полезных привычек созидания здоровья (здравосозидания) — это постоянный труд ума, психики и физического тела человека по проявлению целомудрия — мудрости целостного организма: здравомыслия и здравосозидания (здраводействия) в среде обитания в течение всей жизни.
Академик медицины Н. М. Амосов в книге «Раздумья о здоровье» (2000) отмечает:
«. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничении в питании, закалка и умение отдыхать».
Факторы, влияющие на состояние здоровья, можно условно объединить в следующие группы:
• социально-экономические: уровень развития производства, образовании, медицинской помощи, характер питании населения, время и качество досуга и отдыха в общем времени работающего;
• «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые заболевания, рак, травмы, отравления, дистрессы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов;
• природные: климат, рельеф, растительный и животный мир;
• космические: солнечная активность;
• биологические и психологические: наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический тип личности, врождённые свойства человека.
Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит примерно на 59% от его образа жизни, на 15% — от окружающей среды, па 15% — от наследственности, на 10%- — от медицины и 1% составляет случай.
Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учёбы и отдыха, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни.
Основные составляющие здорового образа жизни:
• рациональное питание — умеренное и сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов;
• режим дня с учётом индивидуальных биологических ритмов труда и отдыха, гигиена умственного труда;
• достаточная двигательная активность, обеспечивающая потребность организма в движении;
• закаливание и личная гигиена, способствующие повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
• грамотное экологическое поведение; психогигиена — умение управлять своими эмоциями, предупреждая невротические состояния;
• неприятие и отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на здоровье. Права человека связаны с его ответственностью. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни каждого человека.
Вопросы и задания
1. Что такое здоровье и какие факторы на него влияют?
2. Что такое здоровый образ жизни?
3. Назовите факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
4. В чём опасность вредных привычек?
5. Почему социальные условия являются значимыми факторами риска нарушения здоровья?
6. Выясните нормы суточной двигательной активности человека вашего возраста.
7. Используя источники дополнительной информации, узнайте рекомендации по рациональному питанию для подростков.
Темы учебного исследования
1. Проект вашего будущего: «сам себе режиссёр».
2. Опасность вредных привычек.
3. Управление собой: наука или искусство.
4. Танец как средство полноценного гендерного развития.
Источник