Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие. Статистический методиспользуется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.Экономический методпозволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны — все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.
Экспериментальный методвключает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов.Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность. В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.). Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения. Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем. В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10—15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения. По определению ВОЗ (1999), качество жизни — оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации. У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации. Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).
Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов — врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Вопрос 17. Методы изучения, оценки и прогнозирования здоровья.
1) Статистический метод. Он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.). Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
2). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод — это дескриптивный, описательный метод.
3). Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.
4). Экспериментальный метод — это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д. В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки.
5). Метод наблюдения и опроса. Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.
6). Эпидемиологический метод. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.
Вопрос 18. Заболеваемость. Социальные болезни века. Характеристика причин смертности в современном мире.
Заболеваемость — медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения. Заболеваемость показывает уровень, частоту распространения всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди всего населения, а также в возрастных, половых, социальных, профессиональных и других группах населения.
Заболевания социально значимые — заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека. Социальные болезни — болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. К социальным болезням относят: туберкулёз, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании, рахит, авитаминозы, болезни недостаточного питания, некоторые профессиональные заболевания.
СПИД — одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце ХХ века. И дело не только в том, что в мире уже зарегистрированы многие миллионы инфицированных ВИЧ и более 200 тысяч уже погибло, что каждые пять минут на земном шаре происходит заражение одного человека. СПИД — это сложнейшая научная проблема. СПИД — это тяжелейшая экономическая проблема. Содержание и лечение больных и инфицированных, разработка и производство диагностических и лечебных препаратов, проведение фундаментальных научных исследований и т. Д. Уже сейчас стоят миллиарды долларов. Весьма непроста и проблема защиты прав больных СПИДом и инфицированных, их детей, родных и близких. Трудно решать и психосоциальные вопросы, возникшие в связи с этим заболеванием.
Среди заболеваний, относящихся к социальным болезням, особое место занимает туберкулез. Социальная природа туберкулеза известна давно. Еще в самом начале XX века эту болезнь называли «сестрой бедности», «пролетарской болезнью».
Сифилис. Социальные и экономические преобразования в России в 90-х годах ХХ века сопровождались рядом негативных последствий. К их числу относится эпидемия сифилиса, охватившая большинство территорий Российской Федерации.
Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что главными причинами большинства смертей в мире являются неинфекционные заболевания, такие как рак, диабет, болезни сердца и легких. В 2008 году в мире от неинфекционных заболеваний скончались 36 млн человек, то есть 63% от общего числа смертей. Почти 80% смертей пришлись на развивающиеся страны, при этом девять миллионов умерших были мужчинами и женщинами в возрасте до 60 лет.
Источник
Глава 2. Здоровье населения
2.2. Изучение заболеваемости населения в связи с загрязнением окружающей среды
2.2.2. Методы изучения заболеваемости населения
Методы изучения заболеваемости населения в связи с воздействием окружающей среды в отечественной литературе известны как санитарно-эпидемиологические, социально-экологические или санитарно-экологические методы.
Практические работы по изучению заболеваемости могут выполняться в соответствии с методическими рекомендациями по комплексной гигиенической оценке степени напряжённости медико-экологической ситуации различных территорий, обусловленной загрязнением токсикантами среды обитания населения (Здоровье…, 2001). Основными задачами этих исследований является: 1 – оценка состояния здоровья населения, 2 – оценка состояния окружающей среды и 3 – установление взаимосвязей между ними:
1 –Клинико-гигиеническая оценка состояния здоровья населения в динамике многолетних наблюдений с учётом зон опасности с целью:
– определения (перечня) «индикаторных» для данной территории болезней;
– выявления «времени риска» развития (проявления) патологических состояний;
– установления (обоснования) «групп риска»;
– выявления специфических и характерных показателей изменения состояния здоровья при углубленных индивидуальных клинических исследованиях.
2 – Комплексная санитарно-гигиеническая оценка состояния объектов окружающей среды (ООС) изучаемой территории с целью:
– выявления приоритетных техногенных и природных факторов среды обитания, их источников;
– определения удельного веса (вклада) объектов – источников биологически высокоактивных химических веществ в загрязнении ООС;
– установления основных путей поступления токсических веществ, уровней их воздействия на организм;
– выявления: информативных диагностических биосубстратов; патогенетических характеристик; подлежащих обоснованию приоритетных вредных факторов с учётом «откликов», полученных на модельных биологических объектах;
– определения сопутствующих неблагоприятных социально-значимых факторов (качество питания и др.);
– районирования территорий по зонам опасности с определением «территорий риска».
3 – Установление причинно-следственных связей между приоритетными химически опасными факторами среды обитания и изменением состояния здоровья заселения.
Методика рекомендует проводить комплексную санитарно-экологическую оценку в два этапа:
1 – рекогносцировочное продольное обследование, целью которого является предварительная комплексная санитарно-экологическая оценка в ретроспективе состояния среды обитания и изменений здоровья населения; и обоснование основных направлений исследований следующего этапа на основании анализа соответствующих материалов контроля за качеством ООС и состоянием здоровья населения региональных служб на глубину максимального времени наблюдения и литературных источников. Итогом рекогносцировочного обследования является предварительная комплексная санитарно-экологическая оценка причинно-следственной связи в системе «качество среды обитания – состояние здоровья населения»;
2 – натурные послойные исследования (с учётом выводов I этапа обследований) с целью окончательной комплексной эколого-гигиенической оценки качества среды обитания населения и состояния здоровья его отдельных групп в конкретный (последний) период времени.
Комплексный санитарно-экологический анализ результатов двух этапов должен дать углубленную научно-обоснованную оценку взаимосвязи между изменением состояния здоровья населения и конкретными вредными факторами среды обитания.
В соответствии с поставленными задачами проводится сбор и анализ медико-демографической, медико-статистической и клинико-гигиенической информации о динамике изменений во времени состояния здоровья населения (в популяции и отдельных группах) и санитарно-гигиеническая информация о состоянии среды обитания населения.
Методам эпидемиологических и эколого-эпидемиологических работ посвящено достаточно большое количество публикаций. Остановимся на наиболее важных методах и их особенностях, касающихся оценки риска. Эколого-эпидемиологические исследования подразделяются на описательные (экологические, географические), аналитические и экспериментальные. Исследования могут быть ретроспективными или проспективными. Наиболее важными являются продольный, поперечный, когортный методы, а также метод «случай – контроль» (Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др., 2002).
Экологические исследования проводятся на популяциях или больших группах людей, подвергающихся воздействию вредных факторов. Такие исследования могут проводиться, например, в большом городе с целью изучения связи между показателями смертности и загрязнением атмосферного воздуха. Экологические исследования могут выявить наличие связей между увеличением смертности и уровнем загрязнения воздушной среды. Однако такие исследования не позволяют учесть влияние других вредных факторов и, таким образом, не могут охарактеризовать причинно-следственные связи между заболеванием и воздействием факторов окружающей среды.
Ретроспективные исследования предусматривают изучение материалов за уже прошедший период времени. В ретроспективных исследованиях используют статистические учётные материалы. Ретроспективные исследования особенно полезны на первом этапе предварительной комплексной санитарно-экологической оценки состояния среды обитания и изменений здоровья населения. Однако ретроспективное исследование позволяет реализовать ограниченную программу исследований, поскольку позволяет учесть лишь те признаки, которые имеются в изучаемых материалах.
При ретроспективном исследовании проводится статистический анализ материалов медицинской статистики. Как мы видели, например, в табл. 2.2 содержится весьма ограниченный набор показателей здоровья населения. Это говорит о том, что существующая система учёта и отчётности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) позволяет получить лишь приблизительные оценки заболеваемости. Надо учитывать также, что среди реально заболевших лиц далеко не все обращаются за медицинской помощью в ЛПУ по месту жительства, предпочитая ведомственные лечебные учреждения. Кроме того, жители обращаются в разные поликлиники, диспансеры, диагностические центы, детские больницы, женские консультации и другие лечебные учреждения. Таким образом, для оценки состояния здоровья населения определённой территории необходимо собирать данные разных ЛПУ, тщательно их проверять сопоставлять и обрабатывать. Практика показывает что, чем меньше обследуемая территория, тем труднее получить достоверную информацию о состоянии здоровья проживающего на ней населения.
Проспективные исследования проводятся путём непосредственного наблюдения в текущее время, т.е. в реальном масштабе времени. Проспективные исследования можно реализовать с любым необходимым набором признаков и показателей. Оно предоставляет возможность наблюдения за изменением выбранных показателей под воздействием разных факторов на любом интервале времени, позволяет сформировать требуемые группы населения.
Поперечные исследования отражают состояние исследуемых групп в определённый момент времени, поэтому их называют также одномоментными исследованиями. Поперечный метод является методом исследования здоровья населения на какой-то определённый момент времени. В рамках проспективного исследования одномоментно проводится углубленный медицинский осмотр всего населения или отдельных его групп, определяются клинические, физиологические, психологические и другие характеристики здоровья с целью выявления больных лиц и получения данных о контингентах больных. Использование данных о состоянии здоровья населения по результатам медицинских осмотров даёт возможность уточнить данные статистической отчётности. Выявить заболевания на начальных стадиях, провести уточнение данных по хроническим заболеваниям. Поперечные исследования могут помочь установить причинно-следственные отношения между нарушениями состояния здоровья и воздействием тех или иных факторов, однако они не позволяют оценить эти связи количественно. Они не позволяют оценить количественные характеристики риска заболеваний и зависимости «экспозиция-отклик».
При проведении ретроспективного исследования выкопировка данных обо всех случаях обращаемости по поводу заболеваний проводится не менее чем за последние
3 года (Здоровье…, 1999). Этот срок обусловлен тем, что определённая часть больных хроническими заболеваниями обращается к врачу не ежегодно. На основе 3-летней обращаемости можно получить достаточно полное представление о контингентах больных.
Продольный метод позволяет осуществить наблюдение за определённой группой населения в динамике. Этот метод позволяет проводить динамические наблюдения за каждым представителем выбранной группы и на основе этого получать данные по всей совокупности.
Данные о заболеваемости, собранные за ряд лет, сравнивают с изменениями состояния окружающей среды за тот же период времени.
Метод «случай – контроль» подразумевает, что в исследуемой популяции населения собирается информация обо всех случаях той или иной патологии на основе чего формируется опытная группа и в той же популяции отбирается контрольная группа, или группа сравнения, не имеющая данного заболевания. Таким образом, при популяционном исследовании по методу «случай-контроль» в одну группу включаются все лица с изучаемым заболеванием («случай»), а в другую группу – лица, у которых это заболевание отсутствует («контроль»). Затем в каждой из групп устанавливается число людей, подверженных и не подверженных воздействию оцениваемого фактора. Очевидно, что чем выше в опытной группе число лиц с изучаемым заболеванием, которые были подвержены действию вредного фактора, тем с большей уверенностью можно судить о причинной обусловленности данного заболевания. Возможно формирование нескольких контрольных групп из различных популяций, например, из других больных той же клиники и из лиц, проживающих рядом с пациентами, включенными в основную.
При помощи этого метода можно определить количественные значения риска от воздействия того или иного фактора окружающей среды на развитие патологии, в том числе значения относительного риска.
Когортный метод предполагает выделение опытной и контрольной групп (когорт). Главным отличием опытной и контрольной групп является воздействие одинакового вредного фактора на опытную группу и отсутствие воздействия на контрольную. Когортные исследования проводятся систематически, непрерывно или через короткие промежутки времени. Когортные исследования делятся на ретроспективные и проспективные. Когортные исследования позволяют выявить новые случаи заболевания на протяжении определённого периода времени и проследить за изменением состояния здоровья населения, подвергшегося воздействию вредных факторов.
Ретроспективные когортные исследования направлены на поиск причин развития заболеваний. Таким образом, при ретроспективном исследовании сравниваются между собой группы (когорты) с изучаемым заболеванием и группа лиц, у которых заболевание в момент исследования отсутствует. При этом в каждой исследуемой группе оценивают предшествующие экспозиции воздействия вредных факторов (Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др., 2002).
При проспективном когортном исследовании формируются группы лиц, подвергающихся и не подвергающихся действию изучаемого фактора. За этими группами устанавливается динамический медицинский контроль и анализируется число лиц, у которых возник исследуемый эффект в группе с экспозицией и в группе без экспозиции, а также число лиц в этих группах, у которых эффект не выявлен.
Если эпидемиологические наблюдения дают убедительные результаты, то они дают весомые основания для выводов об опасности, поскольку основаны на информации о состоянии здоровья населения при реальных условиях воздействия изучаемого фактора.
Анкетно-опросный метод (или метод интервью) является дополнительным методом получения данных о состоянии здоровья анкетируемой группы, выявить жалобы населения на вредные факторы среды обитания. Этот метод часто даёт ценные сведения, которые не возможно получить ни из каких других источников информации.
Практика показывает, что у каждого из методов имеются свои преимущества и недостатки при решении различных задач исследования (Ревич Б.А., 2001) Так при изучении редко встречающихся болезней хорошие результаты могут быть получены при использовании описательных методов и методов «случай – контроль».
Когортный метод исследования дает хорошие результаты при изучении редко встречающихся причин, проверке множественных эффектов воздействия, изучении множественных экспозиций и детерминант, количественной оценке временных связей, прямой количественной оценке заболеваемости и т.д. (см. табл. 2.4).
Авторы монографии (Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др., 2002) обращают внимание на сложность интерпретации результатов эпидемиологических исследований и возможность влияния неучтённых ошибок. По этому поводу в монографии приведены следующие аргументы:
«В ряде случаев интерпретация результатов эпидемиологических исследований может быть достаточно сложна, т. к.:
– идентификация подходящих контрольных групп часто затруднительна, т.к. факторы, приводящие к воздействию (например, производственные факторы или факторы местожительства) нередко связаны с другими факторами, влияющими на состояние здоровья (социально-экономический статус, образ жизни и др.);
– сложно контролировать взаимосвязанные факторы риска (например, табакокурение), которые способны оказывать сильный эффект на здоровье;
Применение различных типов исследований,
проводимых путём наблюдения
(по Р. Биглхол, Р. Бонита, Т. Кьельстем)
Источник