Навыки способствующие социальному здоровью
Основными проявлениями здоровья является гармоничное физическое, духовное и социальное развитие человека, удовлетворение от общения с другими людьми, самоутверждения в обществе.
Жизненные навыки, способствующие физическому здоровью:
• навыки рационального питания — соблюдение режима питания, умение составлять пищевой рацион;
• навыки двигательной активности — утренняя зарядка, регулярные занятия физкультурой, спортом, физической работой;
• санитарно-гигиенические навыки — умение ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.;
• умение чередовать режим труда и отдыха.
Жизненные навыки, способствующие социальному здоровью:
• навыки эффективного общения — умение слушать, четко выражать свои мысли, адекватно реагировать на критику;
• навыки сопереживания — умение считаться с чувствами других людей, проявлять помощь и поддержку;
• навыки разрешения конфликтов с помощью конструктивных переговоров;
• поведения в условиях давления, угроз, дискриминации — умение отстаивать свою позицию, отказываться от нежелательных предложений, в том числе связанных с привлечением к употреблению я, тических веществ.
Жизненные навыки, способствующие духовному и психическому здоровью:
— навыки самосознания и самооценки — положительное отношение к себе и другим людям, умение реально оценивать свои способности и возможности;
— анализ проблем и принятие решений — умение определять суть проблемы, причины ее возникновения, пути решения; навыки самоконтроля — умение правильно выражать свои чувства, переживать неудачи, рационально планировать свое время, контролировать проявления гнева.
Источник
Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и формирование его способностей и навыков.
статья на тему
Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни — это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_chechelnitskaya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Республиканский детский эколого-биологический центр
Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и
формирование его способностей и навыков.
Выступление на педсовете
Чечельницкая Светлана Владимировна ,
педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2015 год.
Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.
Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни — это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.
В процессе формирования привычки к здоровому образу жизни, ознакомления дошкольников с человеческим организмом и основами безопасности жизнедеятельности решаются следующие задачи:
— сформировать у детей адекватные представления об организме человека;
— создать у ребёнка целостное представление о своём теле;
— научить «слушать» и «слышать» свой организм;
— помочь осознать ценность своей жизни и жизни другого человека;
— формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
— привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
— развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро-и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
— формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение;
— научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;
Детям в беседах предлагаются следующие темы:
Что такое здоровье?
Сохрани своё здоровье сам.
Система органов чувств человека.
Доброму все друзья.
Дорога к доброму здоровью.
Карта человеческого тела.
Спорт – это здоровье.
Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций — это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух
компонентов. Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание.
Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.
Вся деятельность по сохранению ЗОЖ состоит из трех блоков:
I. Коррекционно-воспитательная деятельность.
II. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
III. Программа занятий «Познай себя».
1) Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительной и познавательной экскурсии после обеда.
2) Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории школьного двора оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. Для физкультурных занятий приобретены мячи, прыгалки. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу. Все подручные предметы могут быть использованы в активной игровой деятельности. Снежки, желуди, шишки могут стать инвентарем для разнообразных подвижных игр на воздухе.
3) Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего
состояния является физкультминутки, они проводятся во время
самоподготовки, теоретической и практической части занятия.
4) Коррекционные паузы проводятся в течение всего занятия для снижения утомляемости, привлечения внимания, организации порядка. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.
5) Профилактика нарушений осанки – на занятии периодически проходят физкультминутки с учетом коррекции осанки и внимания ребенка. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности выполнения действий. Основная цель зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.
6) Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной
активности на прогулке.
7) Использование массажа в коррекционной работе:
а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).
б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.
в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.
основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.
Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития. Двигательная активность — хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей .Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены — комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:
*системность, постепенность и последовательность мероприятий,
*учет психо-эмоционального состояния ребенка,
*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,
*согласованность действий и требований взрослых,
*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических
Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого — доставить
детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.
Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является экскурсия. Основная цель — оздоровительная, а важнейшая из задач — формирование ЗОЖ.
Совместная деятельность на природе способствует не только физическому
развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.
Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной,
недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле —
здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.
Всё предлагаемое ребёнку содержание занятий и игр должно быть направлено на привлечение его внимания к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, понимание зависимости между состоянием организма и жизнью человека.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
круглый стол, данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.
Обучение в группе означает, что дети учатся. Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение; говорить и слушать, принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение класса;
повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.
Группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.
Исследовательские проекты — организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.
Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.
Методы стимулирования поведения и деятельности ЗОЖ помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.
Внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся, которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.
1. В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». СПб; ООО Издательство «Детство-пресс» 2010 г.
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» ТЦ «Сфера» Москва 2010г.
3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» «Школьная пресса» Москва 2009г.
Источник