Меню

Навыки которые способствуют социальному здоровью

Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и формирование его способностей и навыков.
статья на тему

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни — это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh_chechelnitskaya.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Республиканский детский эколого-биологический центр

Построение здорового образа жизни в социализации воспитанника и

формирование его способностей и навыков.

Выступление на педсовете

Чечельницкая Светлана Владимировна ,

педагог дополнительного образования

Владикавказ, 2015 год.

Современное общество, высочайшие темпы его изменения предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. На наш взгляд нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью.

Цель работы по формированию потребности в здоровом образе жизни — это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

В процессе формирования привычки к здоровому образу жизни, ознакомления дошкольников с человеческим организмом и основами безопасности жизнедеятельности решаются следующие задачи:

— сформировать у детей адекватные представления об организме человека;

— создать у ребёнка целостное представление о своём теле;

— научить «слушать» и «слышать» свой организм;

— помочь осознать ценность своей жизни и жизни другого человека;

— формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

— привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

— развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро-и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

— формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение;

— научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;

Детям в беседах предлагаются следующие темы:

Что такое здоровье?

Сохрани своё здоровье сам.

Система органов чувств человека.

Доброму все друзья.

Дорога к доброму здоровью.

Карта человеческого тела.

Спорт – это здоровье.

Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг наших детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций — это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух

компонентов. Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниям о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью проводятся занятия по ознакомлению и закреплению правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, а также формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек. Начинаем рассказ о здоровье в узком смысле – отсутствие у человека болезней (здоровый человек активен, бодр, у него хорошее настроение, ему легче учиться, работать). От чего зависит здоровье? Питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, закаливание.

Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.

Вся деятельность по сохранению ЗОЖ состоит из трех блоков:

I. Коррекционно-воспитательная деятельность.

II. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

III. Программа занятий «Познай себя».

1) Создание щадящих, благоприятных условий для детей: строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительной и познавательной экскурсии после обеда.

2) Созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории школьного двора оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. Для физкультурных занятий приобретены мячи, прыгалки. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу. Все подручные предметы могут быть использованы в активной игровой деятельности. Снежки, желуди, шишки могут стать инвентарем для разнообразных подвижных игр на воздухе.

3) Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего

состояния является физкультминутки, они проводятся во время

самоподготовки, теоретической и практической части занятия.

4) Коррекционные паузы проводятся в течение всего занятия для снижения утомляемости, привлечения внимания, организации порядка. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

5) Профилактика нарушений осанки – на занятии периодически проходят физкультминутки с учетом коррекции осанки и внимания ребенка. В нее включается традиционный комплекс упражнений имитационного характера на развитие внимания, точности выполнения действий. Основная цель зарядки – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки.

6) Комплекс оздоровительных мероприятий: организация двигательной

активности на прогулке.

7) Использование массажа в коррекционной работе:

а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).

б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.

в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость.

основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.

Организация двигательного режима: двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития. Двигательная активность — хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей .Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены — комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:

*системность, постепенность и последовательность мероприятий,

*учет психо-эмоционального состояния ребенка,

*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,

*согласованность действий и требований взрослых,

*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических

Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого — доставить

детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.

Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является экскурсия. Основная цель — оздоровительная, а важнейшая из задач — формирование ЗОЖ.

Совместная деятельность на природе способствует не только физическому

развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.

Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной,

недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле —

здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл. С этой целью проводятся специальные занятия. Для новых детей занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. В дальнейшем осуществляется углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями. У воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром.

Всё предлагаемое ребёнку содержание занятий и игр должно быть направлено на привлечение его внимания к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, понимание зависимости между состоянием организма и жизнью человека.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;

приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;

тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

круглый стол, данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.

Обучение в группе означает, что дети учатся. Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение; говорить и слушать, принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение класса;

повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.

Группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.

Исследовательские проекты — организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.

Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.

Методы стимулирования поведения и деятельности ЗОЖ помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся, которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.

1. В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». СПб; ООО Издательство «Детство-пресс» 2010 г.

2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» ТЦ «Сфера» Москва 2010г.

3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» «Школьная пресса» Москва 2009г.

Источник

Читайте также:  Скайрим урон здоровью это
Adblock
detector