Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
статья на тему
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сморгович Олеся Альбертовна
МБДОУ «Д/с «Мастерок»
Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
• Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
- наследственность — 20%;
- окружающая среда — 20%;
- уровень медицинской помощи — 10%;
- образ жизни — 50%.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого . — М.: ФиС, 1988. — 208 с
2. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? — М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. — 63 с.
Источник
Тренинговое занятие для старшеклассников. Здоровье – главная ценность человека
Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.
Результаты обучения
В конце занятия ученики:
— объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
— приводят аргументы в пользу здоровья;
— демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
— показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.
Методические рекомендации (для достижения цели): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).
1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел . Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна
Учитель: О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
Назвать тему: «Путь к здоровью»
2. Знакомство (5-7 мин)
Каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье — это . », «Для меня быть здоровым — значит . »
3. Ожидания (2-3 мин)
Запишите на стикерах, о чем бы вам хотелось услышать, что увидеть, узнать, чем поделиться во время нашего занятия? Закрепите у подножия горы «здоровья» свои ожидания.
Источник
Консультация «Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Как воспитать здоровый образ жизни?»
Мария Шудрикова
Консультация «Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Как воспитать здоровый образ жизни?»
Тема: «Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Как воспитать здоровый образ жизни?»
«Человек — высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым ‚ сильным, умным.
В аспекте психического развития дошкольное детство представляет собой исключительно важный период.
А. С. Макаренко утверждал, что главные основы воспитания закладываются до 5 лет. Должна быть система оздоровительно-воспитательной работы с детьми. Ибо для здоровья детей надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалиста и родителей комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечить укрепление здоровья растущего организма.
Важнейшими факторами в воспитании здорового ребенка входит в ежедневный распорядок дня,является достаточная двигательная активность и эффективное закаливание. Существенную роль в здоровье взрослых и детей играет рациональное питание.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве: воспитательно-оздоровительная роль игр, подвижных формирующих навыки и умения трудовой деятельности.
Что самое важное в сохранении и укреплении здоровья ребенка — выполнение режима дня. Почему так важно соблюдать режим?
Родителям следует помнить, что обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок и время приема пищи.
Кто из родителей не знает, что если ребенок хорошо выспался, то он будет весело, с удовольствием играть, заниматься и трудиться. Между тем нарушение режима сна, его гигиены и, как следствие, различные расстройства в виде сонливости или бессонницы. Сон — основа здоровья ребенка.
Шекспир писал: «Сон – источник всех сил, бальзам для больной души, вкуснейшее из блюд в земном пиру.»
Издавна считалось, сон – это отдых. Во сне функции мозга не просто снижаются, а перестраиваются. Сновидения присущи всем людям, но помнят сны лишь те, которые просыпаются после завершения фазы «быстрого» сна.
Излишний сон задерживает умственное развитие, нарушает функции сердечно — сосудистой, пищеварительной и других систем. Постепенно такие дети и подростки превращаются в людей ленивых и инертных.
Каждый родитель, желающий воспитать своего ребенка здоровым, должен четко себе представлять, чтобы сон детей был полноценным, необходимо создавать благоприятные условия для него. Каждый ребенок со дня рождения должен иметь свою кровать. Спать вместе с родителями, братьями и сестрами плохо. Постель должна быть не слишком мягкой, а подушка — нетолстой. Матрац, на котором спит ребенок, должен быть жестким, а подушка не из пуха, а из мягкого пера. Постельное белье следует менять не реже 1 раза в 8 дней. Кровать должна располагаться подальше от батарей центрального отопления.
Ни в коем случае не следует кутать ребенка, надевать несколько одеял, т. к. он будет перегреваться. При температуре в комнате не более 18° С ребенок зимой должен укрываться тонким шерстяным одеялом с просты-нью. Летом — спать под простыней, весной и осенью – под байковым или тонким ватным одеялом. Перед сном помещение должно быть проветрено, т. к. свежий и прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
Поздний и обильный ужин мешает спокойному сну, ужинать надо не позже чем за 1ч. -1,5ч. до сна. Мясо, рыбу и бульоны на ужин давать не стоит- это мешает засыпанию. Лучшая поза для сна на спине. Не стоит разрешать детям заниматься перед сном шумными подвижными играми, т. к. они мешают быстрому засыпанию.
Просмотр телепередач после «Спокойной ночи, малыши» недопустим. Двигательная активность увеличивает словарный запас детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, улучшает психическое развитие ребенка.
Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Каждое из этих свойств способствует и укреплению здоровья. Для эффективной профилактики массовых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний необходимо совершенствовать — выносливость и закаливание. Необходимо каждое утро проводить зарядку, которая заканчивается водными процедурами.
Можно ребенку привить любовь к лыжам, к плаванию – это поможет укрепить его здоровье.
Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья. Закаленный человек быстро и без вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность. Закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка, представлять собой комплексную систему воспитательно – гигиенических воздействий, направленных на достижение устойчивости растущего организма к вредным для здоровья факторам. В нашей стране закаливание издавна имело массовое распространение.
Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им не стоит,
можно побегать по траве, песку. Ходить же босиком во дворе опасно из-за битого стекла, гвоздей. Одевать ребенка нужно по сезону, не перегревая.При закаливании: 1 принцип – систематичность и последовательность. 2 принцип – учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья.
А. А.Покровский сказал: «Питание является основным фактором внешней среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.» Нередко родители перекармливают детей, что приводит к ожирению. Полные дети слабее худощавых, чаще болеют. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движении.
1 Хорошим средством укрепления волосяного покрова головы является массаж. Массажные щетки для детей должны быть мягкими. Массаж провозится после каждого мытья головы. Детский шампунь не должен раздражать слизистую поверхность глаз ребенка. Мытье надо начинать с намачивания волос теплой водой. Половину порции шампуня налить на голову и сбить пену. Затем прополоскать и процедуру повторить. Не стоит тереть волосы, их надо легко перебирать пальцами. После мытья головы ребенка вытереть теплым, сухим полотенцем, хорошо просушить волосы феном.
2 Забота о гигиене ушей тоже важна. Для чистки ушной раковины применяются жгутики сухой ваты, но не спички заколки. При попадании инородного тела в ухо ребенка немедленно обратиться к врачу.
3 Родители должны заботиться и о зубах ребенка. Чистить нужно не только зубы, но и десна с помощью мягкой щетки. Залог здоровья зубов- здоровые десна.
Рацион питания играет важную роль в здоровье зубов, для чего прежде всего в нем должен быть кальций, содержащийся в сыре, молоке, яйцах, фруктах, овощах.
Важной обязанностью родителей и воспитателей является формирование у детей привычки мыть руки перед едой и после туалета, тщательно чистить зубы утром и вечером, убирать постель, ухаживать за своей одеждой. Все это — не только профилактика заболеваний, но и первые навыки трудового воспитания. Успех возможен при систематическом внимании и поддержки взрослых. При этом нельзя действовать по-разному. Большую роль в выполнении гигиенических навыков играет личный пример родителей. Говоря о воспитании здорового ребенка, нельзя не остановиться на актуальной проблеме алкоголизма и пьянства. Алкоголизм родителей отрицательно отражается на всем физическом и психическом развитии ребенка. При отсутствии явных признаков нервно-психических нарушений детей больных алкоголизмом нередко отстают в физическом развитии и имеют много невротических отклонений в виде заикания, тиков, расстройств сна, недержании мочи. Алкоголь — страшное зло, оказывающее многостороннее разрушительное действие на ребенка.
Курение во время беременности, пагубно отражается на развитии плода и ребенка. Часто у детей курящих родителей возникают респираторные заболевания и нервно-психические расстройства. В семьях курящих родителей отмечаются возрастания случаев заболеваний раком легких у детей школьного возраста. Нельзя допускать ни в коем случае пребывания ребенка поблизости с курильщиком. Портрет здорового ребенка: жизнерадостный, активный, доброжелательно относится к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических качеств проходит гармонично. ‘ОН вынослив, быстр, ловок, силен. Неблагоприятные погодные факторы ему не страшны. Благодаря рациональному питанию ребенок не имеет лишней массы тела. Благоприятные психические условия в семье и дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех взрослых, создать условия для воспитания таких детей.
Консультация «Здоровый образ жизни» Известно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо придерживаться.
Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее.
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи» Забота о развитии и здоровье ребенка начинается в семье, с решения вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это: благоприятный.
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей» Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в.
«Здоровый образ жизни». Лэпбук «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства» Д. Леббок Отношение к жизни у детей начинает.
Лэпбук «Здоровый образ жизни» Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно Становитесь на зарядку. Организму – подзарядка! Знают взрослые и дети Пользу витаминов.
Мы за здоровый образ жизни! Хорошо здоровым быть! Соков надо больше пить! Гамбургер забросить в урну, И купаться в речке бурной! Закаляться, обливаться, Спортом разным.
Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни» ЗДОРОВЬЕ ребенка – ЭТО самое ценное сокровище которым обладают родители. Самые счастливые родители те, дети которых здоровы. Занятие спортом.
Стенгазета «Здоровый образ жизни» Наверное, нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чтобы вырастить — здорового человека и не просто здорового, а понимающего важность.
Стих «Здоровый образ жизни» За здоровый образ жизни надо агитнуть. И талантом к рифмоплетству хочется блеснуть. Всем зарядкой заниматься надо по утрам И на лыжах с.
Источник