Меню

Наукой доказано что здоровье человека зависит от генетических факторов

Наукой доказано что здоровье человека зависит от генетических факторов

В деле разработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, представляется весьма важным изучение влияния различных факторов на организм человека. Наблюдения и эксперименты давно позволили исследователям разде­лить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социаль­ные: подобное деление по­лучило подкрепление в понимании человека как существа био­социального [13, 14]. Среди биологических факторов выделяют генетический фактор, возраст матери и отца в момент рождения ребенка, особенности протекания беременности и ро­дов, физические характеристики ребенка при рождении. К числу социальных прежде всего относятся социально-экономические и социально-гигиенические факторы: жилищ­ные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав се­мьи, психологические факторы, образ жизни. При развитии индивида взаимодействие осуществляется как внутри каждого из специфических факторов, относящихся к этим двум категориям, так и между ними.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на здоровье и развитие человека – наследственность или среда – существуют две позиции: приверженцы биогенного (биогенетического) направления отдают предпочтение наследственности; приверженцы социогенного (социогенетического) – среде [6, 21]. Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами наследственности и окружающей среды является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора и фактора окружающей среды не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние в зависимости от специфики наследуемого материала. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. Это означает, что влияние любого фактора окружающей среды на конкретный признак зависит от особенностей наследственности, и, наоборот, влияние любого наследственного фактора зависит от условий, в которых он действует [5, 8, 23].

Развитие болезней также является результатом тесного взаимодействия внешних повреждающих и внутренних факторов [9, 27]. Если сами внутренние факторы наследственно изменены, то возникает патологический процесс. Факторы внутренней среды в конечном счёте – результат взаимодействия генетических и средовых факторов в онтогенезе, потому что уровень гормонов в организме, особенности обмена веществ, иммунные реакции исходно определяются функционированием соответствующих генов. Наследственные факторы, определяющие основу внутренней среды организма в широком смысле слова, принимают самое непосредственное участие в формировании патологических процессов, либо выступая в роли этиологического фактора, либо участвуя в патогенезе заболевания. Процессы выздоровления и исхода болезни при прочих равных условиях также во многом определяются генетической конституцией организма.

Соотносительная роль наследственности и среды многообразна, и вклад каждого из компонентов может быть различен при разных видах патологии [16, 17]. Генетическая программа индивида может участвовать в развитии патологии прямо или опосредованно. Современная генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает детерминированную часть, т.е. жестко генетически запрограммированное сочетание в организме различных свойств, обусловливающих особенности протекания процессов, и переменную часть, которая определяет часть этой программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, которая заложена в человеке [31, 32]. Специфичность патогенеза многих наследственных и ненаследственных болезней во многом может определяться состоянием иммунной и эндокринной систем организма, функции которых также генетически детерминированы [28, 29]. Неблагоприятный наследственный фон также может быть провоцирующим моментом в развитии любой патологии.

Исходным условием развития человека являются наследственные факторы, заложенные в генах. Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения [18, 24]. Иначе говоря, наследуется не сам признак, а склонность к нему. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни и систематические занятия с ребенком способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей.

Для объяснения природы болезней с наследственным предрасположением используется концепция подверженности, согласно которой подверженность имеет нормальное распределение в популяции и среди родственников первой степени родства. Кроме того, постулируется наличие «физиологического порога признака (болезни), вызываемого многими факторами», разделяющего индивидов на больных и здоровых. В рамках этой концепции разработан ряд моделей, которые позволяют оценить наследуемость как самой болезни, так и многообразных количественных признаков (биохимических, иммунологических, психофизиологических, соматических), имеющих патогенетическое значение для конкретной болезни. Индивидуальные комбинации аллелей обеспечивают генетическую уникальность каждого человека, которая выражается не только в психофизиологических особенностях, но и в реакциях организма на патогенные факторы среды. Патологическое действие «молчащих» генов проявляется под влиянием факторов окружающей среды, т. е. при дополнительном условии – действии «проявляющего» фактора, конкретного для этого гена [25].

Читайте также:  Как ваше здоровье по французски

Под наследуемостью признака нормального или патологического понимают долю общей изменчивости его в популяции, которая может быть отнесена за счет генетических различий [16]. Рассчитываемый коэффициент наследуемости позволяет оценить вклад генотипических факторов в детерминацию различий между больными и здоровыми. Основным материалом, анализ которого позволяет провести данные расчеты, служат сведения о распределении болезни в популяции (эпидемиологическое исследование) в семьях и среди близнецовых пар, принадлежащих данной популяции. Следовательно, в оценке соотносительной роли генетических и средовых факторов в развитии заболеваний ведущим является генетико-эпидемиологический подход. Хотя в полной мере трудно количественно оценить значение наследственного предрасположения в патологии человека (заболеваемость, смертность, социальная дезадаптация), все же можно с уверенностью утверждать о его наличии, в частности, на основе коэффициентов наследуемости болезней и признаков [26, 30]. Безусловно, с возрастом значение наследственного предрасположения к развитию патологии возрастает, но и в детском возрасте оно является не менее важным.

Среди факторов, играющих роль в этиологии болезней, определенное значение имеет конституция человека – совокупность относительно устойчивых структурных и функциональных особенностей, оказывающих влияние на реактивность организма и его сопротивляемость к действию болезнетворных факторов. В настоящее время не вызывает сомнений, что люди определенного телосложения более склонны к некоторым заболеваниям. Это заключение основывается на многочисленных наблюдениях [17, 22]. В настоящее время большинство авторов считают, что в формировании типа конституции главную роль играют наследственные особенности, но могут оказать влияние и факторы внешней среды (инфекции и интоксикации, избыточное питание или голодание, гиповитаминозы, физическая нагрузка, занятия спортом). Приведенные наблюдения указывают на важность учета типа конституции для своевременной профилактики многих заболеваний.

По данным ВОЗ уровень здоровья человека лишь на 15–20 % обусловлен наследственными, генетическими факторами, на 10–15 % он связан с деятельностью системы здравоохранения, на 20–25 % его определяют экологические условия и на 50–55 % – условия и образ жизни человека [4, 14]. Из предложенного распределения видно, что за исключением генетических факторов как предопределяемых, здоровье на 80 % управляемо человеком. Очевидно, что первостепенная роль в со­хранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здо­ровье на врачей и занят не за­ботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время ухудшению здоровья на фоне значительных успехов медицины. Очевидно, что причиной несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком является то, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловное, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его дефицита. В действительности же, «творение» здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. В литературе указываются основные особенности, присущие долгожителям: творческая реакция на изменения; свобода от озабоченности; продолжающаяся способность творить и изобретать; высокий уровень адаптации; способность вводить новое в свое существование, желание жить [3].

Предполагают, что по отношению к ребенку здоровье зависит от совокупности следующих влияний: внешкольные мероприятия – 10–12 %; школа – 30 %; родители – 50–60 % [10] . Доказано, что 75 % всех болезней начинается с детства. Суммарная оценка ситуации позволяет выделить в качестве ключевых факторов, определяющих ухудшение здоровья молодежи, отсутствие необходимых знаний и осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ). Основными факторами риска заболеваний являются низкий уровень двигательной активности, характерный для большинства молодых людей; информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения и нерациональным режимом труда, высокий уровень стресса; лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков; широкое распространение табакокурения. Необходимо особо отметить, что в настоящее время изменена также структура питания населения (снижение потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицит белков, энергии, биологически активных веществ), что отразилось на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе детей, подростков и юношей [1, 12]. Наряду с факторами образа жизни, отдельно следует выделить проблемы организационного и нормативного плана: отсутствие программ по охране здоровья и информативных, доступных методов комплексной его оценки; недостаточность профилактической работы.

Читайте также:  Индивидуальный подход при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Однако не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший «освобождению» человека от усилий над собой и разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать сознатель­ная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и разви­тию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собствен­ное здоровье [2, 20]. Отсутствие установок на сохранение здоровья создает риск для будущего сегодняшней молодежи, связанного с созданием семьи, профессиональным и личностным ростом [11, 19]. Ввиду того, что здоровье во многом зависит от образа жизни – деятельности, включающей в себя динамические процессы протекания жизненных ситуаций, то в этой связи понятие ЗОЖ гораздо шире, чем отсутствие вредных привы­чек и представляется как активная целенаправленная деятельность человека, способствующая сохранению и повышению уровня здоровья. В последние годы для оценки социально-экономического благополучия в обществе стали использовать также понятие «качество жизни» как интегральную оценку индивидуумом своего положения в обществе [15]. В монографии Ю. Г. Гарина [7] приводится понимание ЗОЖ с позиции христианской нравственности делением на пять категорий разной степени строгости: самоубийственный образ жизни; традиционный образ жизни; нестрогий ЗОЖ; строгий ЗОЖ; сверхстрогий ЗОЖ.

Таким образом, очевидна значимость физиологического изучения роли различных факторов на состояние организма. Перспективным подходом остается изучение динамики, величины и направленности изменений характера биосоциальной здоровьеформирующей среды на основе подхода, направленного на разработку программ по повышению адаптационных возможностей и сохранения здоровья человека. Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий человека требованиям ЗОЖ, а также нормативным требованиям медицины, гигиены, санитарии, и самооценка человеком своего физического и психического состояния, которая в 70–80 % случаев соответствует объективной характеристике здоровья.

Источник

3.2 Генетические факторы здоровья

Э.Н.Вайнер предлагает генетические факторы здоровья рассматривать в двух аспектах:

1. «Качество» наследственного аппарата. Как хромосомы половых клеток, так и гены в течение всей жизни будущих родителей подвергаются вредным влияниям.

Причинами этого процесса могут быть неблагоприятные экологические условия, рост используемых в пищевой промышленности и в быту синтетических препаратов, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических веществ и т.д.

Особую опасность представляют нарушения здорового образа жизни будущих родителей в период созревания тех половых клеток, которые примут непосредственное участие в оплодотворении.

2. Наследуемые предпосылки здоровья-болезни. С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, ему предстоит жить всю жизнь, и от того, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генетической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни. Это обстоятельство дало основание итальянскому патологу Дж.

В наследуемых предпосылках здоровья важны три фактора:

А) тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов;

Б) степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям;

В) резервы здоровья.

Конституция человека есть совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своём развитии действием общих генетических факторов, условий развития и воспитания.

Существуют разные подходы в выделении типов конституции.

Например, В.П.Чтецов выделяет следующие соматотипы на основе характеристик развития жировых, мышечных и костных компонентов тела:

— мужские соматотипы: грудной, мускульный, брюшной;

— женские соматотипы: астенический, стенопластический, пикнический, мезопластический, эурипластический, субатлетический, атлетический.

В.П.Казначеев выделяет другой вид наследственной типологии в зависимости от особенностей реактивности адаптивных процессов организма на воздействие каких-либо факторов:

-спринтеры — это удачно адаптирующиеся к кратковременным интенсивным нагрузкам, но быстро расходующий свой потенциал,

-стайеры — это с медленно развивающимися реакциями, плохо адаптирующиеся к кратковременным мощным нагрузкам, но способный работать в условиях длительных нагрузок средней или малой мощности,

А.Н. Алексеев считает, что реальная конституция человека — это «конституция десяти статей»:

1/ Рефлексивная конституция — генетическая память.

2/ Генотипическая конституция, которая определяет регенерационные способности организма.

3/ Фенотипическая — тип телосложения.

4/ Иммунная память — система глобулиновой защиты.

Читайте также:  Причинение особо тяжкого вреда здоровью по неосторожности

5/ Нейронная – особенности нервной регуляции.

6/ Психологическая — темперамент, психотип.

7/ Лимфогематологическая — особенности лимфотока, группа крови.

9/ Дерматологическая — рисунок пальцев и ладоней.

10/Энерго-акупунктурная конституция — система энергоканальных связей.

Каждый человек должен жить в соответствии со своей конституцией. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

В научной литературе отмечается связь конституции с предрасположенностью к тем или иным заболеваниям.

Не вызывает сомнений то, что люди определенного телосложения более склонны к некоторым заболеваниям. Так, например, туберкулез легких — это болезнь, характерная для людей с небольшим весом по отношению к росту. При этом, первичное инфецирование туберкулезной палочкой не зависит от типа телосложения, но последующее распространение возбудителя в организме и появление через некоторое время симптомов заболевания при одинаковых условиях жизни значительно чаще наблюдаются у высоких людей с относительно низким весом, чем у коренастых. По-видимому, данный тип телосложения благоприятствует заболеванию, хотя, каким именно образом, пока не известно.

Инфаркт миокарда также связан с определенным типом телосложения: он чаще встречается у людей с большим весом по отношению к росту.

Поздняя форма диабета чаще встречается у эндоморфного типа (шарообразные формы).

Шизофрения чаще встречается у лиц с высоким эктоморфным компонентом, а маниакально-депрессивный психоз — с низкой степенью эктоморфии и высоким мезоморфным и эндоморфным компонентами. К паранойе более склонны мезоморфные типы.

Характер симптомов при неврозе также связан с телосложением. Истерия и депрессия более типичны для мезоморфного и эндоморфного типов, симптомы тревоги и страха — для эктоморфного.

Резервы организма. Человеческий организм — надежная биосоциальная система, обладающая большими возможностями приспособления к изменениям окружающей среды, так как обладает скрытыми возможностями (резервами).

Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека.

Под структурными резервами понимаются особенности строения составляющих элементов организма (клеток, тканей, органов, систем), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной ткани, межнейронных связей и др.

Под функциональными резервами — возможность изменения функциональной активности структурных элементов организма, их возможности взаимодействия между собой при адаптации или для достижения оптимального результата деятельности. Функциональные резервы – это выработанная в процессе эволюции способность органа или системы и организма в целом во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (М.П.Бресткин, 1962). Стоит добавить: без вреда для здоровья.

Функциональные резервы включают в себя три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психологические.

Биохимические — это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией. Биохимические резервы определяются мощностью энергетических систем организма: анаэробная фосфогенная, гликолитическая, аэpобная, а также биохимическими пpоцессами, напpавленными на восполнение энеpгетических pесуpсов и клеточных стpуктуp. В pезультате мобилизации и использовании биохимических pезеpвов пpи адаптации пpоисходит поддеpжание динамического постоянства внутpенней сpеды оpганизма. Если в оpганизме накапливаются пpодуктов обмена веществ, включаются гумоpальные механизмы сохpанения гомеостаза. Таким образом, биохимические pезеpвы обеспечивают не только энеpгетический и пластический обмен, но и гомеостаз оpганизма.

Физиологические pезеpвы — возможности оpганов и систем оpганизма изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для данных конкpетных условий уpовня функциониpования и эффективности деятельности. Матеpиальными носителями физиологических pезервов являются оpганы и системы, а также механизмы, обеспечивающие поддеpжание гомеостаза, пеpеpаботку инфоpмации и кооpдинацию вегетативных функций и двигательных актов.

Психологические pезеpвы — возможности психики, связанные с пpоявлением таких качеств как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и опpеделяющие его тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации. Психологические pезеpвы — это пеpеходное звено функциональных возможностей человека, котоpое соединяет его оpганизм с окpужающей сpедой.

Функциональные pезеpвы можно pасматpивать как сложную систему pезеpвов организма, в котоpой биохимические pезеpвы являются фундаментом, а веpшиной — психологические. Стеpжнем этой системы, объединяющим её составные элементы в целое являются физиологические pезеpвы за счет механизмов нейpо-гумоpальной pегуляции.

От уровня резервов организма зависит приспособится организм человека к неблагоприятным условиям или нет, то есть сохранится здоровье или нет.

Источник

Adblock
detector