Культура здоровья
Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.
Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.
Содержание
Определение понятия [ править | править код ]
По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]
В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]
Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]
В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.
Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]
Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.
Гимн «К Здоровью через Культуру»
Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]
Концепция Учения [ править | править код ]
Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.
Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.
Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.
Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.
Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!
Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:
- Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
- Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
- Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
- Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
- Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
- Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
- Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
- Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
- Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]
Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]
Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина
Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]
- Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
- Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
- Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
- Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
- Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
- Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
- Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
- Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
- Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.
Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981
См. также [ править | править код ]
Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)
Примечания [ править | править код ]
- ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
- ↑Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
- ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
- ↑В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
- ↑Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
- ↑Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
- ↑О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
- ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
- ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)
Основная литература [ править | править код ]
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )
Источник
Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования
Статья просмотрена: 8874 раза
Библиографическое описание:
Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2021).
Специалист педагогической профессии, по своему профессиональному предназначению, призван формировать высокий уровень общей культуры у подрастающего молодого поколения.
Прежде всего, это относится к молодым специалистам – выпускникам педагогических университетов, которые получают фундаментальное и систематизированное, разностороннее и глубокое высшее профессиональное педагогическое образование.
Образование понимается нами как системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, которое включает и обеспечивает обучение, воспитание и развитие человека, формируя его кругозор, мировоззрение, знания и умения. Образовательное формирующее воздействие особенно продуктивно в молодом возрасте — в этот особый период наиболее динамичного развития организма и формирования личности подрастающего человека.
Помимо усвоения знаний, выработки умений и навыков, образование активно способствует разностороннему развитию человека – физическому и психическому, духовному и морально-нравственному, психолого-коммуникативному и социальному его становлению.
Педагогическое образование имеет ту существенную особенность, что оно нацелено на воспитание воспитателей, на обучение учителей, и оно направлено на развитие определённых интеллектуальных свойств у обучаемых, на формирование специфических профессиональных знаний и умений у будущих работников широкой системы общего образования. Оно создаёт тех педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся массовых общеобразовательных школ. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования.
Под культурой мы понимаем сформировавшуюся систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые аккумулируют опыт предшествующих поколений и способствуют выработке оценочных суждений, формированию личностных и общественных установок, вкусов, убеждений, решений, действий и поступков [1, с.35-39].
Культура , как социальная наследственность, аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.
Медицинская культура включает накопленные и преобразованные обществом, адаптированные медицинские знания, сформированные на основе исторического опыта развития этнической культуры и достижений медицинской науки и практики, которые направлены на предупреждение и устранение различных форм заболеваний, повреждений, отклонений в развитии и их нежелательных последствий.
Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой. Как писал основатель валеологии, И.И.Брехман в одной из последних опубликованных своих работ, цитируя Ж.-Б.Ламарка, – «Можно, пожалуй, сказать, что назначение Человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3, с.3].
Только сформированная высокая экологическая культура широких слоёв населения , экологически выверенные решения и действия руководителей нашего государства и общественных организаций нашей страны, так же как и согласованная экологическая политика других стран Мира, — могут этому противостоять.
В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также — биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека [2, с.44-46; 8, c .380-382].
Большое значение в содержании образовательных программ необходимо уделять таким направлениям, как здоровье и безопасность жизнедеятельности человека, здоровье и девиантное поведение подростков и молодёжи, здоровье и проявления асоциального поведения человека. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.
Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни , на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей — на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма, особенно свойственных нашему студенчеству.
Основу формирования развивающейся личности человека составляет духовно-нравственное воспитание , целью которого является образование гражданина, интеллигента, патриота своей страны, заинтересованного в её процветании и в благополучии нашего народа, в здоровье и счастье каждого человека [4, с.36-37].
Все эти важные составляющие общей культуры молодого специалиста педагогической профессии следует формировать в процессе обучения студентов в педагогическом университете, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ.
Наблюдающийся за последние годы поворот социальных приоритетов к человеку, для обеспечения условий развития человеческой личности, реализации её перспективных возможностей и обеспечения реального их воплощения, – всё это отражает растущее понимание реального значения отечественной системы образования как института целенаправленного воспитательного воздействия на наше молодое поколение в новых социальных реалиях.
Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые, воспроизводя классическую матрицу профессиональной деятельности учителя, готовы к решению новых социокультурных задач по содействию учащимся в разностороннем их развитии – без противопоставления образовательного становления развивающегося человека состоянию его здоровья.
Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности . Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, — в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [5, с. 4; 8, с. 380-382].
Подготовка будущего учителя, со сформированными в педагогическом университете основами валеологического мировоззрения, – это процесс длительный и сложный. Он требует глубокой методологической и основательной методико-педагогической его проработки. Этот процесс требует также практической проверки реальной его эффективности и ответственного, заинтересованного исполнения, — с неизбежным преодолением немалых трудностей в ходе подготовки молодого учителя в педагогическом университете.
Среди наиболее важных аспектов валеологической подготовки учителя заслуживают внимания следующие:
проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;
разработка и апробация наиболее эффективных методов формирования устойчивости, иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;
разработка эффективных методов активной, действенной валеологической воспитательной работы, особенно в конфликтной, агрессивной молодёжной микросоциальной среде, отвергающей идеи оздоровления;
необходимость воспитания у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям;
формирование профессиональной психолого-педагогической установки, основывающейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию учащихся.
Валеологическая подготовка позволит уверенно оппонировать различным сомнительным ценностям , интенсивно внедряемым в массовое сознание и особенно распространенным в молодёжной среде. Это позволит также убедительно пропагандировать истинные общечеловеческие ценности нравственности и духовности, красоты и гармонии, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности.
В основу воспитательной работы должно быть заложено стремление к активной жизненной позиции, крепкому здоровью и его непременному условию, его основе — стремление к здоровому, трезвому и активному образу жизни [2, с. 44-46; 5. с.4-6].
Культура здоровья – это многогранное понятие , которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья), — немаловажное значение в формировании культуры здоровья имеет также психологическая, гигиеническая и медицинская культура учащихся.
Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [7, с.286-289].
Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточную широту кругозора учащихся . При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение учащимися для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров [6, с.226-235; 9, с.6-11;10, с.53-58].
Именно в этом отношении заслуживают особенного внимания наиболее важные аспекты медико-биологического, гигиенического, медико-социального и валеологического образования — как апробированные методы формирования культуры здоровья будущего специалиста – педагога и гражданина.
Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете //Материалы V Ш-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» — СПб., РГПУ, Союз 2004. С. 35-39.
Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально – в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» — Народное образование. 2004, № 2. — С.44-46.
Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир». Педагогические вести, 1996, № 9, — С. 3.
Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. //Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В.В. Колбанова. – СПб.: 2002. – С. 36-37.
Горбушина С.Н. Формирование у будущего учителя основ валеологического мировоззрения. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2003, — 43 с.
Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов.-М.:- Изд. Центр «Академия». 2008. — С. 226-235
Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении// Молодой ученый № 2 (37), 2012. Т.П. – С.286-289.
Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога. // Молодой ученый № 3 (38), 2012. Т.Ш. – С.380-382.
Соломин В.П. Фундаментализация многоуровневого профессионального образования. В сб.: Безопасность жизнедеятельности в системе многоуровневого образования. //Материалы Х Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ, 2006.- С. 6-11.
Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье// В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -С.53-58.
Источник