Меню

Наука которая занимается охраной здоровья человека

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Содержание учебного материала и домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Науки о человеке. Здоровье и его охрана»

Тема: Науки о человеке. Здоровье и его охрана

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?

4. Что такое здоровье? Как его сохранить?

Содержание учебного материала

Строение человеческого тела и его органов изучает анатомия человека. Название этой науки происходит от латинского слова «анатомэ» — рассечение. Вскрытие умерших людей – основной и наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Современные методы исследования с помощью рентгена и ультразвука позволяют изучать строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства. Они позволили намного продвинуть анатомическую науку.

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа часто рисуют так, как они расположены у человека, обращенного к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. Ее название происходит от слова «физис» — природа. Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных. Поскольку органы человека сходны по строению с органами животных, опыты ставились на них.

Совершенствовались лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современная электроника позволяет по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого складывается свой субъективный (присущий только ему одному) внутренний мир. Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику. Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.

Психология – это наука, изучающая душевую жизнь людей (от греческого слова «психо» — душа). Она пользуется методами, присущими любой науке: наблюдениями, экспериментами, измерениями. Важное значение имеет также самонаблюдение, поскольку о собственных переживаниях может рассказать только сам человек. Самонаблюдение – субъективный метод исследования. Но если разные люди описывают свои мысли и переживания одинаково, можно сделать вывод о наличии определенной закономерности.

Гигиена (от греческого слова «гигиенос» — здоровый) – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.

Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т.д. Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику.

Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов. Определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.

Физиологические гигиенические наблюдения позволяют определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды. Эти сведения нужны для создания средств защиты и разработки методов тренировки, позволяющих быстрее приспособиться к неблагоприятным условиям.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей. Так, исследования врачей-стоматологов привели к выводу, что быстрое разрушение зубов может быть связано с недостатком фтора в питьевой воде. В результате этих исследований была разработана специальная фторсодержащая зубная паста.

На основе перечисленных выше методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности. В каждом из более или менее крупном населенном пункте имеются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), контролирующие соблюдение этих норм.

1. Какие науки изучают:

а) строение человека и его органов;

б) функции человеческого организма;

в) душевную деятельность человека;

г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения?

1. Параграф 1 на страницах 6-8 учебника.

2. Вопрос на странице 8 учебника.

3. Словарь: анатомия, физиология, психология, гигиена.

4. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию об одном из ученых, внесшем значительный вклад в изучение человека.

Источник

Конспект на тему: Науки, изучающие человека. Здоровье и его охрана.

специалист в области арт-терапии

§ 1.1 Науки, изучающие человека. Здоровье и его охрана.

История развития комплекс наук о человеке. С середины XX в. развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «Биология человека». В западной литературе все науки о человеке объединяют в антропологию . Антропология – это единая универсальная наука, изучающая все стороны человеческого бытия (особенности физической организации человека, его материальной и духовной культуры, психологию, язык и т. д.). Сами термины «биология человека» и антропология – можно считать, как синонимы, однако правильнее говорить «биологию человека» разделом антропологии, изучающим влияние физиологических, биохимических и генетических факторов на вариации строения и развития человеческого организма. Уже много лет наши ученые изучали много наук о человеке – это и биохимия, и биология развития, и физиология, и анатомия, и генетика, и экология человека.

Все перечисленные науки исторические развивались вместе и являются основой медицины (от лат. слова « medius » — лечебный) – области науки и практической деятельности человека, направленной на сохранение и укрепление его здоровье, предупреждение и лечение различных болезней.

Анатомия человека (от греч. слов « ana » — вновь, сверху и « tomim » — «рублю», «режу», «рассекаю») — наука, изучающая внешнее и внутреннее строение человеческого тела и его органов. Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой. Органы на таблицах анатомического атласа обычно рисуют так, как они расположены у человека, обращенным к нам лицо. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, т. е. зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека (от греч. слов « fizis » — природа и « logos » — учение, знание) – наука, изучающая функции (процессы жизнедеятельности) человеческого организма, его органов, физиологических систем. До XVIII в. физиология развивалась как часть анатомии и медицины. В 1628 г. Врач Уильям Гарвей опроверг ранее считавшиеся аксиомой взгляды, что артерии живого человека наполнены воздухом, и правильно описал работу сердца и кровообращение в живой организме, положив начало современной научной экспериментальной физиологии.

Читайте также:  День здоровья администрации области

Психология человека (от греч. слов « psiho » — душа и « logos » — учение) – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого свой субъективный (присущий только ему одному) внутренний мир . Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику . Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы и т. д. Поведение способствует лучшему приспособлению к окружающей среде.

Гигиена человека ( от греч. « hygieinos » — здоровый) – это отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей . Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т. д. Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов: определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов (рек, озер, воздуха, почвы и т. д.).

Источник

Новая наука изучающая уровень здоровья организма и его резервы.

До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Источник

Науки о здоровье

Организация валеологической службы (диагностика, выбор оздоровительной технологии, коррекция здоровья, прогноз оздоровления), движение и здоровье. Системы самооздоровления и самосовершенствования

Дополнительная

Базовая

1. Колбанов В.В. Валеология. СПб., 1998.

2. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. М., 1999.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М., 1999.

4. Агаджанян И.А., Горшин В.И. Экология человека. М., 1994.

5. Александров О.А. Комплексная программа здоровья. М. 1988.

6. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987.

7. Брехман И. Валеология – наука о здоровье. М.,1990.

8. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1993.

9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1997.

10. Чумаков Б.Н. Валеология. М., 1999.

1.1. Понятие “здоровье” и теоретические основы

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей. “Valetudo bonum optimum”, — говорили древние. – “Здоровье – наивысшее благо”. Прошли века, а взгляд на здоровье, как на самую большую ценность среди других категорий (идеалы, счастье, красота и т.д.), разделяем и мы, живущие в конце XX века. Более того, по мере развития общества, роста благосостояния понимание ценности здоровья возрастает. Человек начинает уделять ему больше внимания, прикладывать все больше усилий для сохранения, укрепления здоровья. Осознавая, какое влияние оказывают на организм последствия научно-технического прогресса, человек все большее значение придает сохранению здоровья, ведению здорового образа жизни.

Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

В 1977 г. Всемирная ассамблея здравоохранения, являющаяся высшим руководящим органом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), определила, что главной социальной целью правительств и ВОЗ должно быть достижение всеми народами мира к 2000 г. такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта идея выражена в девизе: “Здоровье для всех к 2000 году!”

Европейское региональное бюро ВОЗ в 1985 г. опубликовало материалы “Задачи по достижению здоровья для всех”, а в 1991 г. – краткие пересмотренные “задачи” по этой проблеме.

Европейская политика охраны здоровья состоит из 38 задач и включает следующие разделы:

— Будущее здравоохранения в Европе.

— Достижение лучшего здоровья.

— Здоровая окружающая среда.

— Соответствующая медико-санитарная помощь.

— Стратегия развития в целях достижения здоровья для всех.

В июле 1993 г. в России был принят Закон “О здоровье”, где разработана национальная программа “Здоровье для всех к 2000 году”. Для этого необходимы огромные экономические средства для поддержки медико-социальной сферы. Безусловно, без помощи правительства здравоохранению России такие задачи непосильны.

“Народ здоров, если здорово общество”, — так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека.

Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, определяют следующие факторы:

а) биологические возможности человека;

б) социальная среда;

в) природно-климатические условия.

Изучение, познание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье – валеологии.

Валеология(лат. valeo – здравствую; греч. logos – учение) – новая интегративная область знаний (самостоятельная область науки, практики и комплексная учебная дисциплина) о закономерностях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

Термин “валеология”, впервые предложенный д-ром мед. наук И. Брехманом в 1980 г. для обозначения науки о здоровье, является довольно актуальным, емким и своевременным. Неоднозначность понимания сущности валеологии, характерная для начала 90-х гг., очевидно была обусловлена лингвистической неточностью: глагол “валео” ставит акцент не на здоровье, а на здравствовании. Отсюда – более узкое представление о валеологии как о науке здорового образа жизни.

На данном этапе своего развития валеология – наука о созидании здоровья индивида, она нуждается в разработке адекватных критериев здоровья, поскольку критерии общественного здоровья, используемые социальной гигиеной, противоречат современному пониманию здоровья человека.

Критерии здоровья – понятие неоднозначное. Наиболее разработаны критерии, учитывающие соматический статус (совокупность морфологических и функциональных показателей), наименее – характеристики нравственно-этического, интеллектуального, образовательного уровня в соответствии с требованиями общества.

Читайте также:  Тренер холистического здоровья обучение

Цель валеологии – разработка технологий “первичного конструирования”, формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличения количества и качества здоровья).

Объектом исследований в валеологии является как “интактное”, неповрежденное здоровье, так и здоровье нарушенное, но способное к саморазвитию.

Предмет валеологии на современном этапе ее развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии сегодня является не статическое нормирование, а разработка системы индивидуального шкалирования “факторов устойчивости”, позитивно воздействующих на здоровье человека.

В разработке концептуальных основ валеологии в настоящее время имеются следующие достижения.

1. Накоплены материалы исследований, позволяющие утверждать, что качество и количество здоровья можно измерить и оценить.

2. Установлено, что резервы здоровья не безграничны, но у большинства людей они недостаточно мобилизируются в детстве, “дремлют” в зрелом возрасте, вследствие чего легко угасают в старости.

3. Определена современная стратегия валеологии: переход от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной деятельности.

4. Признано, что повышение уровня индивидуального здоровья – это не только лечение, санация, оздоровление больных, не только профилактика функциональных отклонений, но прежде всего – увеличение потенциала здоровья за счет формирования его резервов. В наибольшей степени этому способствует образ жизни, осознанно выбранный, наиболее адекватный индивидуальной конституции.

5. Сделаны первые попытки разработки критериев здоровья и методов оценки соматического статуса людей разных возрастов.

6. Создается методическая база диагностики и прогнозирования функциональных состояний и резервных возможностей организма и психики, развиваются методы донозологической диагностики.

7. Разрабатывается система непрерывного валеологического образования.

В настоящее время происходит становление валеологии. Валеология оформляется как самостоятельная наука, направленная, в первую очередь, на обеспечение здоровья. Если медицина, главным образом, занимается лечением и профилактикой болезней, то валеология призвана участвовать в активном создании здоровья, изучении проблем зависимости здоровья от образа жизни, воспитании здорового образа жизни.

Гигиена (греч. – hygieinos – целебный, приносящий здоровье) – раздел профилактической медицины, изучающий влияние факторов внешней среды на организм человека, занимающийся нормированием этих факторов и установлением их предельно допустимых уровней (концентраций). Гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и охрану здоровья населения.

Помимо гигиенических методов исследования валеология использует физиологические, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические – для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека (В.В. Колбанов, 1998).

Таким образом, валеологические знания необходимы всем людям, но особенно тем, кто намерен посвятить себя обучению, воспитанию, профилактической работе, лечению и психофизической реабилитации подрастающего поколения. Не случайно в последние годы небольшой курс валеологии для студентов факультетов коррекционной педагогики встретил большой интерес студенческих аудиторий и поддержку деканатов.

Валеология включена в классификатор специальностей, и по ней уже ведется подготовка специалистов. Предстоит огромной важности задача создания системы валеологического образования в стране (семья, детский сад, школа, вуз), в котором можно выделить крупным планом общее валеологическое образование – обучение здоровью всех категорий населения и профессиональное валеологическое образование – подготовка специалистов-профессионалов, призванных проводить в жизнь идею менталитета здоровья, приоритетного значения всех начинаний по оздоровительной деятельности в стране (табл.1).

С валеологическим образованием тесно взаимосвязаны специальности “Физическая культура и спорт”, “Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)”. Это естественно, так как физическая активность, двигательная деятельность являются важнейшим компонентом оздоровительной системы. В сфере физической культуры и спорта подготовка ведется по общему и профессиональному физкультурному образованию.

Есть основание полагать, что валеология – наука не только о здоровье здоровых, так как формирование здоровья необходимо и людям, имеющим хронические болезни и аномалии развития, и инвалидам. Дальнейшее совершенствование критериев индивидуального здоровья позволит выполнять качественную оценку здоровья независимо от нозологических характеристик. Нозология, в свою очередь, была, остается и сохранится как самостоятельная область практической медицины.

Нозология(греч. nosos – болезнь; logos – учение) – раздел патологии, общее учение о болезни, включающее биологические и медицинские основы болезней, а также вопросы их этиологии, патогенез, номенклатуры и классификации

Этиология(греч. aitia – причина; logos – учение) – учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Патогенез (греч. pathos – страдание, болезнь; genesis – происхождение) – один из основных разделов нозологии, учение о путях, механизмах и общих закономерностях возникновения, развития, течения и исхода болезней и патологических процессов (С.М. Павленко, 1974). Этиология и патогенез – две стороны любого патологического процесса.

Патологический процесс – закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора.

Болезнь– проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей (физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды) или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостаза и ограничением свободы жизнедеятельности.

Гомеостаз(ис) (греч. homoios – подобный; stasis – застой, состояние) – относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, ликвора, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.) (В.В. Колбанов, 1998).

Можно согласиться с мнением И.М. Воронцова (1991), что без определения понятия здоровья не может состояться ни валеология как наука, ни практика профилактической медицины.

До сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В простом житейском смысле на этот вопрос отвечают чаще всего без особых раздумий: “Здоровье – это когда ничего не болит”.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная. На протяжении своего развития он все время меняет формы взаимодействия с окружающей средой, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Если вдуматься в это определение, можно прийти к выводу, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, данное определение здоровья изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты даже в стадии компенсации.

Известный хирург Н.М.Амосов считает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Вот еще одно мнение на этот счет. И.И.Брехман, исходя из концепции “человек в потоке информации”, определяет здоровье как “способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной (словесной) и структурной информации”.

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что в основном понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье населения – понятие статистическое, обычно характеризуемое комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития, индексами здоровья, средней продолжительностью жизни, приростом населения и др.

Читайте также:  Меньше вреда здоровью при курении

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время выделяют несколько компонентов (видов) здоровья:

1) соматическое здоровье; представляет текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;

2) физическое здоровье; уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

3) психическое здоровье – состояние психической сферы. В основе его – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;

4) нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности, в основе которого находится система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

— для соматического и физического здоровья – я могу;

— для психического – я хочу;

— для нравственного – я должен.

Специалисты выделяют следующие признаки здоровья:

— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития;

— функциональное состояние и резервные возможности организма;

— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Как же сказываются на здоровье людей те самые повреждающие факторы, устойчивость к действию которых является одним из признаков здоровья?

Организм человека наделен приспособительными и компенсаторными возможностями, данными ему эволюционным развитием. Человек – высшая форма развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение – здоровых детей, внуков и правнуков.

Науке известно, что здоровье генетически обусловлено. В ХХ в. общество “трясло” от различных политических событий, связанных, прежде всего, с войнами, сменами политических режимов, перестройками и т.д. Естественная смена поколений проходила в сложных экономических условиях. В настоящее время, как мы видим, эти сложности все еще не устранены, что, безусловно, затрудняет процесс реализации генетического потенциала человека, отрицательно сказывается на его биологических характеристиках. Это приводит к ухудшению генофонда народа.

Генофонд представляет собой совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

Около десяти миллионов генов и порождаемых ими белковых форм образуют биологическую систему человека. Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным токсичным веществам, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания. Данные вещества могут вызвать мутацию (видоизменения) генов, при наличии которых белок в организме или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию.

Активность организма снижается, он заболевает, теряет способность к сопротивлению, происходят изменения органов и систем, вплоть до патологических изменений психической деятельности. В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, что, естественно, сказывается на благополучии общества.

В развитых странах мира давно поняли, какое влияние оказывает загрязненная окружающая среда, социальные и экономические потрясения на здоровье человека. С целью нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на генофонд населения, постоянно проводятся комплексы мероприятий, реализуются различные программы.

В нашей стране, к сожалению, подобные природоохранные и социальные программы проводятся в недостаточном объеме. Не удается преодолеть последствия экологических катастроф в разных регионах (Челябинск, Арал, Чернобыль и другие), не прекращается вырубка лесов, отравляют атмосферу и землю кислотные дожди. Население продолжает употреблять далеко не безопасные с экологической точки зрения продукты питания. Это лишь небольшой перечень факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье граждан России. Отсюда – болезни, высокая смертность и самая короткая в Европе продолжительность жизни, огромное число неполноценных детей.

Страна быстро “стареет”, поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

Подтверждают этот тезис следующие цифры (данные Б.Н. Чумакова).

В 1995 – 96 гг. рождаемость в России упала, по сравнению с 1987 г., зато резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (за 3 года более чем на 35%).

К сожалению, не обладают крепким здоровьем и оставшиеся в живых российские дети. Доля здоровых новорожденных с 1988 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов неутешителен: через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%.

Уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже растет. С 1990 г. частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%.

Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Причем очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось более чем в 3 раза. Соответственно, с 40 до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии.

Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах.

Сложилась “экстравагантная демографическая ситуация”: каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России. Он не отмечался ранее ни в нашей стране, ни в других странах мира даже во время войн. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Необходимо подчеркнуть, что усугубляют эту сложную ситуацию такие характерные для россиян факторы, как пренебрежительное отношение к своему и чужому здоровью, незнание, а вернее, нежелание общества исповедовать и вести здоровый образ жизни. Это лишь подтверждает наш тезис о своевременности внедрения в жизнь российского общества идей валеологии, о том, что необходимо с помощью различных мер кардинально изменить отношение человека к своему здоровью.

Таким образом, здоровье человека – это непрерывная совокупность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, сохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе, рождения и воспитания потомства. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector