Наука изучающая здоровье здоровых людей это
Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – здоровье. До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.
Что такое валеология – общая информация
Сегодня существует несколько определений понятия валеология.
- Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
- Совокупность знаний о здоровом образе жизни.
Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.
Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.
Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.
Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.
Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.
Особенности формирования здорового образа жизни
Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные коучинги, где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.
Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.
Научная концепция
В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для достижения поставленной цели наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, саморазвитием, правильным питанием, отказом от вредных привычек.
Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.
Наука подразделяется на две большие категории:
Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.
Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:
- психологическая;
- семейная;
- педагогическая;
- спортивная.
Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.
Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.
Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.
Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.
Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.
Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:
- увеличить резервы здоровья;
- предупредить развитие патологии;
- активизировать процессы самооздоровления.
Методологические валеологические принципы
- Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
- Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
- Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.
Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.
Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:
- работать над укреплением здоровья;
- работать над улучшением собственного уровня жизни;
- стремиться к адаптации в обществе;
- исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.
О валеологии и гигиене
Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.
Сравнительная характеристика | Валеология | Гигиена |
Предмет науки | Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. | Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем. |
Объект науки | Человек – здоровый и в состоянии предболезни. | Внешние факторы, воздействующие на организм, человек. |
Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.
Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.
Домыслы и мифы
Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, финансовое благополучие, уровень культурного развития, достижения в карьере. Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.
Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.
Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:
Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.
Мифы о здоровом образе жизни:
- болезни даются за грехи;
- все болезни наследственные;
- причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
- болезни из-за плохих отношений с родителями;
- все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.
Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.
Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая
пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.
Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.
Источник
Валеология — наука о здоровье
Умарова Хазан Амировна
Валеология — наука о здоровье
«Валеология – наука о здоровье»
В основе дисциплины «Валеология» лежит формирование здорового образа жизни, которое является важной частью гигиенического воспитания молодежи. В подготовке менеджеров данный курс будет иметь выраженную профессиональную направленность, так как позволит воспитать у будущих специалистов приоритетное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Крепкое здоровье, высокий профессионализм, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха человека.
Валеология (от лат. «быть здоровым») — научное направление, изучающее механизмы формирования, развития и сохранения здоровья, функциональные резервы организма, обеспечивающие устойчивость, надежность реализации биологических, генетических, физиологических, генеративных, психологических, социокультурных функций человека в онтогенезе и в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии).
В круг интересов валеологии входят морфология здоровья, генетика здоровья, физиология здоровья, психология здоровья, биофизика и биохимия здоровья, резервы систем организма индивида в разные возрастные периоды, экология здоровья, воспитание мотивации на здоровье, формирование знаний о здоровье и культуре здорового образа жизни.
Цели валеологии:
создание системы знаний об общих онтогенетических механизмах формирования, развития и сохранения здоровья систем организма и организма в целом, создание системы знаний о методах и средствах оценки, контроля, мониторинга и коррекции здоровья; воспитание, образование, формирование образа жизни в соответствии с индивидуальными особенностями организма, этапом его онтогенеза, средой обитания и видом деятельности.
Основные задачи валеологии:
1. Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение диагностических моделей и методов их оценки, а также прогнозирования.
2. Количественная оценка и прогнозирование уровня здоровья практически здорового человека, характеристики образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга состояния здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ.
3. Формирование мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.
4. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Началом возникновения идеи валеологии следует считать 11-У в. до н. э., когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Гиппократ, указавший на значение внешних факторов и конституции, предугадал возникновение валеологических идей.Авиценна первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций:
1) тело здоровое до предела;
2) тело здоровое, но не до предела;
3) тело не здоровое, но и не больное;
4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;
5) тело больное легким недугом;
6) тело больное до предела.
Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И. И. Брехман, который в 1982 г. поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов, он сформировал новое научное направление — фармакосанацию («лекарства» для здоровых). При этом он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида и назвал новое научное направление «валеологией».
В ноябре 1996 г. было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности — врач-валеолог, а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики, призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.
Известно, что лечебная медицина выполняет только «ремонтную» функцию — лечение уже потерявших здоровье людей. Профилактика направлена на предупреждение отдельных заболеваний, но не на улучшение качества здоровья. Критерием деятельности этих разделов здравоохранения являются показатели снижения процента заболеваемости.
В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема.
В последнее десятилетие внимание специалистов в проблеме здоровья все больше стало обращаться на образ жизни человека, на отношение индивида к собственному здоровью. В связи с этим актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). К сожалению, подавляющая часть населения страны не предпринимает никаких действий для изменения вредных привычек (гипокинезия, курение, употребление алкоголя и пр.). Причиной такого положения являются отсутствие у человека установки на личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья и низкий уровень мотивации на ЗОЖ.
Процесс формирования установки на здоровье предполагает наличие целенаправленной системы образования и воспитания. Однако до недавнего времени в стране отсутствовала последовательная и непрерывная система обучения здоровью и ЗОЖ, источники же информации о здоровье не дают человеку системных знаний о путях и возможностях сохранения и совершенствования своего здоровья.
Несомненно, что в основу стратегической задачи обеспечения здоровья должно быть положено формирование у человека его культуры, базирующейся на валеологическом образовании. Исполнительный Комитет ВОЗ на своем Конгрессе 1995 г.отметил: «Осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».
В настоящее время из всего многообразия рассматриваемых путей государственной политики в обеспечении и сохранении здоровья основным является именно педагогический аспект. Поэтому уже можно говорить о том, что в стране сложилась система валеологического образования, которая может рассматриваться как неотъемлемая часть концепции формирования здоровья человека.
Валеологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей». Конечной целью валеологического образования должно быть воспитание культуры здоровья как части общей культуры человека.
Основные задачи, которые стоят перед валеологическим образованием:
1. Воспитание у людей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе овладения знаниями о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
2. Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния, а также использование функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Валеологическоеобучение представляет собой процесс:
• формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развитии здоровья человека;
• овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;
• усвоения знаний о здоровом образе жизни;
• освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеология оказывает важное влияние на мышление человека, его способности к пониманию универсальной ценности здоровья и роли окружающей среды как важнейшего условия его становления.
Исходя из этого, именно здоровье должно занимать приоритетное место как в системе общечеловеческих ценностей, так и в социально-экономической политике государства.
В воспитании непосредственно культуры здоровья усилия валеологии должны быть направлены, прежде всего, на формирование у людей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.
Фотоотчет «Весёлая наука» Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением.
Фотоотчёт «Акция «Виват, наука!» В рамках акции «Виват, наука!»Финаевым Иваном воспитанником старшей разновозрастной группы филиала «Колосок» МБОУ «Уваровщинская сош» был.
Игровая программа ко Дню Победы для 7 классов «Солдатская наука» Игровая программа ко Дню Победы «Солдатская наука» Цели: -воспитание чувств патриотизма, гордости, уважения к истории Отечества и любви.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Наука вежливости» Программное содержание: Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука» Цель: Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых.
Участие в конкурсе «Светофорова наука» Целью: является профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период через художественно-эстетические навыки.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Экология — наука о доме» Ребята я предлагаю вам провести артикуляционную разминку. Читайте и повторяйте: ЭКО — ЭКО – ЭКО – природа дружит с человеком. ЛО – ЛО –.
Валеология — новое направление в работе ДОУ Валеология — новое направление в работе ДОУ Подготовила: Бестужева М. И. (воспитатель 1младшей группы). Валеология – наука о здоровом.
Валеология как наука Основные понятия валеологии. Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества.
Занимательная наука для детей 1. Самодельный телефонМатериал: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, толстая нить длиной около 5 метров. Из пластилина нужно сделать толстую.
Источник