Научные статьи про витамины
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что дано им природой. В этом играет большую роль питание. В состав пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.
Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Это пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, как они были открыты, в каких продуктах содержаться, какое значение имеют для нашего здоровья.
Цель исследования:
1. Ознакомиться с историей открытия витаминов;
2. Сформировать общее представление о витаминах;
3. Познакомиться с их классификацией, представителями и значением;
4. Определить содержание витаминов в некоторых продуктах питания.
Объект исследования: витамины.
Предмет исследования: история и необходимость употребления витаминов в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Узнать историю открытия витаминов.
2. Познакомиться с важнейшими представителями витаминов.
3. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
Методы исследования:
1. Сравнение, анализ, теоретическое обобщение.
2. Диагностика (социологический опрос).
3. Сопоставление выявленных закономерностей и результатов исследования.
Актуальность исследования: Сегодня о витаминах известно достаточно много, но учащиеся школ не получают нужной информации о роли витаминов в процессах жизнедеятельности человека. Данная работа позволяет повысить уровень знаний о витаминах, их свойствах и значении для человека.
Данная работа носит как теоретический, так и исследовательский характер. Представлен материал о витаминах и их биологическом воздействии на организм человека. Экспериментальным путём определено содержание витаминов С, А, D, Е в продуктах питания. Даны рекомендации о правильном использовании продуктов.
История открытия витаминов
Важность некоторых видов еды для предотвращения определенных болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызваться недостатком витамина А.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в рацион различные кислые продукты он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу.
В 1880 году русский биолог Николай Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Через некотрое время этот препарат был назван «Витамайн», от латинского vita – «жизнь» и английского amine – «амин», азотсодержащее соединение.
В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый витамин C не содержал аминового компонента. Так витамайны стали витаминами.
В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию. В 1910-е, 1920-е и 1930 годы были открыты и другие витамины. В 1940 годы была расшифрована химическая структура витаминов.
В 1970 Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин С, обычная простуда и грипп», в которой дал документальные свидетельства об эффективности витамина С.
Понятие и основные признаки витаминов
С точки зрения химии, витамины – это группа низкомолекулярных веществ различной химической природы, обладающих выраженной биологической активностью и необходимых для роста, развития и размножения организма.
Витамины образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. Обычно в растениях они находятся не в активной, но высокоорганизованной форме, которая, по данным исследований, наиболее подходит человеческому организму, а именно – в виде провитаминов. Их роль сводится к полному, экономичному и правильному использованию основных питательных веществ, при котором органические вещества пищи высвобождают необходимую энергию.
Основные признаки витаминов:
– содержатся в пище в незначительных количествах (микро-компоненты);
– либо не синтезируются в организме вообще, либо синтезируются в незначительных количествах микрофлорой кишечника;
– не выполняют пластических функций;
– не являются источниками энергии;
– являются кофакторами многих ферментативных систем;
– оказывают биологическое действие в малых концентрациях и влияют на все обменные процессы в организме, требуются организму в очень небольших количествах: от нескольких мкг до нескольких мг в день.
Известны разные степени необеспеченности организма витаминами:
– авитаминозы – полное истощение запасов витаминов;
– гиповитаминозы – резкое снижение обеспеченности тем или иным витамином;
– гипервитаминозы – избыток витаминов в организме.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов, так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Явление гипервитаминоза касается лишь витаминов А и D, избыточное количество большинства других витаминов быстро выводится из организма с мочой. Но есть еще так называемая субнормальная обеспеченность, которая связана с дефицитом витаминов и проявляется она в нарушении обменных процессов в органах и тканях, но без явных клинических признаков (например, без видимых изменений в состоянии кожи, волос и других внешних проявлений). Если такая ситуация регулярно повторяется по разным причинам, то это может привести гипо- или авитаминозу.
Обеспечение организма витаминами
При нормальном питании суточная потребность организма в витаминах удовлетворяется полностью. Недостаточное, неполноценное питание или нарушение процессов усвоения и использования витаминов могут быть причиной различных форм витаминной недостаточности.
Причины истощения запасов витаминов в организме:
1. Качество продуктов и их приготовление:
– несоблюдение условий хранения по времени и температуре;
– нерациональная кулинарная обработка (например, длительная варка мелко нарезанных овощей);
– присутствие антивитаминных факторов в продуктах питания (капуста, тыква, петрушка, зеленый лук, яблоки содержат ряд ферментов, разрушающих витамин С, особенно при мелкой резке)
– разрушение витаминов под влиянием ультрафиолетовых лучей, кислорода воздуха (например, витамина А).
2. Важная роль в обеспечении организма рядом витаминов принадлежит микрофлоре пищеварительного тракта:
– при многих распространенных хронических заболеваниях нарушается всасывание или усвоение витаминов;
– сильные кишечные расстройства, неправильный прием антибиотиков приводят к созданию определенного дефицита витаминов, которые могут синтезироваться полезной микрофлорой кишечника (витамины В12, В6, Н (биотин)).
Суточная потребность в витаминах и их основные функции представлены в табл. 1.
Суточная потребность в витаминах и их основные функции
Аскорбиновая кислота (С)
Участвует в окислительно-вос-становительных процессах, повы-шает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям
Овощи, фрукты, ягоды. В капусте – 50 мг. В шиповнике – 30-2000 мг.
Тиамин, аневрин (В1)
Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы
Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора.
Участвует в окислительно-восстановительных реакциях
Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи.
Участвует в синтезе и метаболиз-ме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов
Рыба, фасоль, пшено, картофель
Никотиновая кислота (РР)
Участвует в окислительно-восста-новительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру
Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора
Фолиевая кислота, фолицин (Вс)
Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот
Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень
Участвует в биосинтезе нуклеино-вых кислот, фактор кроветворения
Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр
Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот
Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень
Пантотеновая кислота (В3)
Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов
Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора
Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции – восприятии света
Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло
Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов
Рыбий жир, печень, молоко, яйца
В настоящее время известны около 13 витаминов, которые вместе с белками, жирами и углеводами должны присутствовать в рационе людей и животных для обеспечения нормальной жизнедеятельности витаминов. Кроме того, существует группа витаминоподобных веществ, которые обладают всеми свойствами витаминов, но не являются строго обязательными компонентами пищи.
Таким образом, наряду с жирами, белками, углеводами и минеральными солями, необходимый комплекс для поддержания жизнедеятельности человека включает пятый, равноценный по своей значимости компонент – витамины. Витамины принимают самое непосредственное и активное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.
Классифицировать витамины по химической структуре невозможно – настолько они разнообразны и относятся к самым разным классам химических соединений. Однако их можно разделить по растворимости: на жирорастворимые и водорастворимые.
К жирорастворимым витаминам относят 4 витамина: витамин А (ретинол), витамин D (кальциферол), витамин Е (токоферол), витамин К.
К водорастворимым витаминам относят 9 витаминов: витамин B1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин РР (ниацин, никотиновая кислота), витамин В6, (пиридоксин), витамин В9 (витамин Вс, фолиевая кислота), витамин В12 (кобаламин) и витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Н (биотин).
С целью изучения значимости витаминов для человека мною был проведён социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся). Результаты моего исследования можно представить в виде следующей табл. 2.
Социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся)
Источник
Научные статьи про витамины
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что дано им природой. В этом играет большую роль питание. В состав пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.
Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Это пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, как они были открыты, в каких продуктах содержаться, какое значение имеют для нашего здоровья.
Цель исследования:
1. Ознакомиться с историей открытия витаминов;
2. Сформировать общее представление о витаминах;
3. Познакомиться с их классификацией, представителями и значением;
4. Определить содержание витаминов в некоторых продуктах питания.
Объект исследования: витамины.
Предмет исследования: история и необходимость употребления витаминов в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Узнать историю открытия витаминов.
2. Познакомиться с важнейшими представителями витаминов.
3. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
Методы исследования:
1. Сравнение, анализ, теоретическое обобщение.
2. Диагностика (социологический опрос).
3. Сопоставление выявленных закономерностей и результатов исследования.
Актуальность исследования: Сегодня о витаминах известно достаточно много, но учащиеся школ не получают нужной информации о роли витаминов в процессах жизнедеятельности человека. Данная работа позволяет повысить уровень знаний о витаминах, их свойствах и значении для человека.
Данная работа носит как теоретический, так и исследовательский характер. Представлен материал о витаминах и их биологическом воздействии на организм человека. Экспериментальным путём определено содержание витаминов С, А, D, Е в продуктах питания. Даны рекомендации о правильном использовании продуктов.
История открытия витаминов
Важность некоторых видов еды для предотвращения определенных болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызваться недостатком витамина А.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в рацион различные кислые продукты он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу.
В 1880 году русский биолог Николай Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Через некотрое время этот препарат был назван «Витамайн», от латинского vita – «жизнь» и английского amine – «амин», азотсодержащее соединение.
В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый витамин C не содержал аминового компонента. Так витамайны стали витаминами.
В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию. В 1910-е, 1920-е и 1930 годы были открыты и другие витамины. В 1940 годы была расшифрована химическая структура витаминов.
В 1970 Лайнус Полинг, дважды лауреат Нобелевской премии, потряс медицинский мир своей первой книгой «Витамин С, обычная простуда и грипп», в которой дал документальные свидетельства об эффективности витамина С.
Понятие и основные признаки витаминов
С точки зрения химии, витамины – это группа низкомолекулярных веществ различной химической природы, обладающих выраженной биологической активностью и необходимых для роста, развития и размножения организма.
Витамины образуются путем биосинтеза в растительных клетках и тканях. Обычно в растениях они находятся не в активной, но высокоорганизованной форме, которая, по данным исследований, наиболее подходит человеческому организму, а именно – в виде провитаминов. Их роль сводится к полному, экономичному и правильному использованию основных питательных веществ, при котором органические вещества пищи высвобождают необходимую энергию.
Основные признаки витаминов:
– содержатся в пище в незначительных количествах (микро-компоненты);
– либо не синтезируются в организме вообще, либо синтезируются в незначительных количествах микрофлорой кишечника;
– не выполняют пластических функций;
– не являются источниками энергии;
– являются кофакторами многих ферментативных систем;
– оказывают биологическое действие в малых концентрациях и влияют на все обменные процессы в организме, требуются организму в очень небольших количествах: от нескольких мкг до нескольких мг в день.
Известны разные степени необеспеченности организма витаминами:
– авитаминозы – полное истощение запасов витаминов;
– гиповитаминозы – резкое снижение обеспеченности тем или иным витамином;
– гипервитаминозы – избыток витаминов в организме.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов, так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Явление гипервитаминоза касается лишь витаминов А и D, избыточное количество большинства других витаминов быстро выводится из организма с мочой. Но есть еще так называемая субнормальная обеспеченность, которая связана с дефицитом витаминов и проявляется она в нарушении обменных процессов в органах и тканях, но без явных клинических признаков (например, без видимых изменений в состоянии кожи, волос и других внешних проявлений). Если такая ситуация регулярно повторяется по разным причинам, то это может привести гипо- или авитаминозу.
Обеспечение организма витаминами
При нормальном питании суточная потребность организма в витаминах удовлетворяется полностью. Недостаточное, неполноценное питание или нарушение процессов усвоения и использования витаминов могут быть причиной различных форм витаминной недостаточности.
Причины истощения запасов витаминов в организме:
1. Качество продуктов и их приготовление:
– несоблюдение условий хранения по времени и температуре;
– нерациональная кулинарная обработка (например, длительная варка мелко нарезанных овощей);
– присутствие антивитаминных факторов в продуктах питания (капуста, тыква, петрушка, зеленый лук, яблоки содержат ряд ферментов, разрушающих витамин С, особенно при мелкой резке)
– разрушение витаминов под влиянием ультрафиолетовых лучей, кислорода воздуха (например, витамина А).
2. Важная роль в обеспечении организма рядом витаминов принадлежит микрофлоре пищеварительного тракта:
– при многих распространенных хронических заболеваниях нарушается всасывание или усвоение витаминов;
– сильные кишечные расстройства, неправильный прием антибиотиков приводят к созданию определенного дефицита витаминов, которые могут синтезироваться полезной микрофлорой кишечника (витамины В12, В6, Н (биотин)).
Суточная потребность в витаминах и их основные функции представлены в табл. 1.
Суточная потребность в витаминах и их основные функции
Аскорбиновая кислота (С)
Участвует в окислительно-вос-становительных процессах, повы-шает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям
Овощи, фрукты, ягоды. В капусте – 50 мг. В шиповнике – 30-2000 мг.
Тиамин, аневрин (В1)
Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы
Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора.
Участвует в окислительно-восстановительных реакциях
Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи.
Участвует в синтезе и метаболиз-ме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов
Рыба, фасоль, пшено, картофель
Никотиновая кислота (РР)
Участвует в окислительно-восста-новительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру
Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора
Фолиевая кислота, фолицин (Вс)
Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот
Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень
Участвует в биосинтезе нуклеино-вых кислот, фактор кроветворения
Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр
Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот
Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень
Пантотеновая кислота (В3)
Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов
Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора
Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции – восприятии света
Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло
Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов
Рыбий жир, печень, молоко, яйца
В настоящее время известны около 13 витаминов, которые вместе с белками, жирами и углеводами должны присутствовать в рационе людей и животных для обеспечения нормальной жизнедеятельности витаминов. Кроме того, существует группа витаминоподобных веществ, которые обладают всеми свойствами витаминов, но не являются строго обязательными компонентами пищи.
Таким образом, наряду с жирами, белками, углеводами и минеральными солями, необходимый комплекс для поддержания жизнедеятельности человека включает пятый, равноценный по своей значимости компонент – витамины. Витамины принимают самое непосредственное и активное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.
Классифицировать витамины по химической структуре невозможно – настолько они разнообразны и относятся к самым разным классам химических соединений. Однако их можно разделить по растворимости: на жирорастворимые и водорастворимые.
К жирорастворимым витаминам относят 4 витамина: витамин А (ретинол), витамин D (кальциферол), витамин Е (токоферол), витамин К.
К водорастворимым витаминам относят 9 витаминов: витамин B1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин РР (ниацин, никотиновая кислота), витамин В6, (пиридоксин), витамин В9 (витамин Вс, фолиевая кислота), витамин В12 (кобаламин) и витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Н (биотин).
С целью изучения значимости витаминов для человека мною был проведён социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся). Результаты моего исследования можно представить в виде следующей табл. 2.
Социологический опрос посредством анкетирования среди учащихся 5-8 классов (53 учащихся)
Источник