Научные исследования здоровья педагогов
Здоровье людей считается одной из важнейших социальных задач общества любого государства мира. В связи с чем на современном этапе развития общества проблема здоровья человека выступает в качестве глобальной мировой проблемы. Многочисленные научные данные [1, 4, 5, 12, 15, 16, 21] свидетельствуют о стойком ухудшении состояния здоровья населения за последние десятилетия, что выражается в его соматической ослабленности, наличии ограниченной симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Исследовательские данные подтверждают результаты государственной статистической отчетности о состоянии здоровья населения Российской Федерации, отражающие мониторинговые данные основных показателей состояния здоровья населения, констатирующие неуклонный рост числа заболеваемости [11]. Так, в частности, отмечается увеличение прироста заболеваемости с 2003 по 2013 г. в целом по Российской Федерации на 15 %.
В связи с вышеизложенным, необходимость принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья различных групп населения является важной и актуальной задачей.
В XXI столетии социум и государство ориентированы на развитие активной жизненной позиции личности, обладающей творческим потенциалом, гармонично развитой психологической, социальной и морфофункциональной организацией, успешно реализующей свои способности в профессиональной деятельности [7]. Ключевое значение в личностном развитии индивида, согласно нашим представлениям, принадлежит здоровью как таковому и здоровьесберегающей компетенции человека, в частности, являющимися базисными элементами гармонизации развития личности.
Первоочередной задачей в решении вопроса формирования и совершенствования компетенции здоровьесбережения разных социальных групп населения является понимание здоровья как токового, его основополагающих компонентов. На современном этапе развития научного знания предлагается множество трактовок дефиниции здоровья, ввиду его комплексности, разноуровневости и многоаспектности, являющейся одновременно категориальной единицей изучения нескольких наук [16].
Большинство современных исследований [4, 7, 16, 20, 22] указывает на триединство составляющих здоровья человека: физического, психического и социального компонентов. Соматическое (физическое) здоровье отражает текущее состояние, а также уровень развития и функциональных возможностей органов и систем органов человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу психического здоровья. Социальное здоровье трактуется как система ценностей, установок и мотивов поведения личности в социальной сфере и профессиональной деятельности.
Затрагивая проблему здоровья и здоровьесбережения учительской категории, следует остановиться на понимании некоторых аспектов профессиональной деятельности последних. Учитель общеобразовательной школы по своей профессиональной и социальной роли является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, носителем специальных знаний, а также образцом поведения и отношения к здоровью [20]. При этом успешность и результативность образовательной деятельности учителя определяется не только его профессиональной компетентностью, но и во многом зависит от его психофизиологического и физического благополучия, адекватного отношения к своему здоровью и здоровью учащихся [3].
Как известно [3; 10; 15 19], от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения. В связи с чем специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования не только к содержанию образования, организации образовательного процесса, качеству и уровню профессиональной подготовки специалистов образования, но и состоянию физического и психологического здоровья, уровню работоспособности участников образовательного процесса, здоровьесберегающей образовательной деятельности школы в целом [19]. В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья педагогов, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования образовательной среды в рамках здоровьесбережения [6].
Успешность профессиональной деятельности учителя характеризуется тесной взаимосвязью с функциональным состоянием организма, уровнем физической подготовленности, ухудшение которых отражается на показателях здоровья, ведет к снижению работоспособности и повышению утомляемости [12, 16, 19, 22].
Здоровье современного индивида формируется под влиянием биологических и социальных факторов и отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, условий обучения, воспитания, материальной обеспеченности, быта, организации медицинского обеспечения и многих других факторов [7, 8, 16, 22].
Ряд авторов [1, 2, 12 18] в определении профессионального здоровья учителя делают акцент на свойствах личности, позволяющих оптимизировать работоспособность при реализации профессиональной деятельности. Так, в частности, О.В Кисель [14] профессиональное здоровье учителя трактует как комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды.
Л.М. Митина [18] в профессиональной деятельности учителя первоочередно выдвигает способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают работоспособность, эффективность и развитие личности педагога.
Вместе с тем многочисленные исследования последних лет [5, 12, 13] указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей общеобразовательного звена обучения как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения педагогического стажа работы [1, 2].
Так, в исследовании О.Ф. Жукова [12], направленного на оценку состояния здоровья учителей одного из лицеев г. Ульяновска, установлено, что порядка 70 % респондентов констатировали отклонения в состоянии здоровья. Ведущими нозологиями у обследованных учителей, по данным автора, являлись патология органов зрения – 68 %; сердечнососудистые заболевания – 48 %; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44 %. Также отмечена высокая частота встречаемости сочетанных заболеваний. Анализ факторов заболеваемости у учителей выявил превалирование (более 90 % ответов респондентов) в структуре причин специфику профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д. На втором месте (порядка 70 % опрошенных) расположился фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов. Третью группу факторов занимают социальные причины (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – около 60 %. Важно отметить, что около трети учителей (32 %) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний. Анализ весоростовых показателей свидетельствует, что нормальный вес характерен четверти обследованных, превалирующему большинству свойственен высокий индекс массы тела, с признаками ожирения выявлено более 30 % обследованных.
Подобные результаты, свидетельствующие о низком уровне физического здоровья, были получены в исследованиях И.Г Ильченко [13], В.В. Бутяевой [5]. Так, в первом исследовании [13] установлено, что низкий уровень физического здоровья свойственен 86 % обследованных учителей, ниже среднего выявлен у 12 %; в другом, при анкетировании учителей средних школ г. Ростова-на-Дону, констатированы различные отклонения в состоянии здоровья у 70 % респондентов [5].
В своей работе Е.А. Багнетова [2] попыталась обобщить профессиональные риски педагогической среды. Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, авторами обозначены следующие: высокое психоэмоциональное напряжение; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; низкий уровень психологической и навыков самоорганизации у некоторых педагогов.
Деятельность учителя связана с периодическим, относительно длительным воздействием социальных, экологических, информационных, гигиенических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, а, следовательно, нарушением эффективности и качества профессиональной деятельности [2, 12, 15].
В современной образовательной среде деятельность учителей школ насыщена множеством стрессогенных факторов (высокой постоянной ответственности за жизнь и здоровье подопечных учеников, ненормированной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, длительной модернизацией и реформированием системы образования и др.), которые приводят к истощению нервно-психического состояния педагогов и появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания» (состоянию выраженного эмоционального и умственного истощения) [1; 2]. С увеличением педагогического стажа у учителя происходит нарастание дезадаптационных процессов и психопатологических состояний невротического или психопатического характера [9]. В то же время стрессогенная профессиональная среда приводит к появлению ряда профессиональных заболеваний хронической патологии интегративных систем жизнеобеспечения организма: нервной, сердечнососудистой, иммунной, пищеварительной систем, органов дыхания и др. [3, 5, 12].
Значимым, в аспекте воздействия на здоровье учителя, является группа информационных факторов: временной фактор, отражающий временные параметры деятельности учителя (дефицит времени при решении задачи, высокий темп предъявления информации); организационный – определяющий условия деятельности в конкретном их формате (методы и формы организации); семантический, выраженный в субъективной сложности задачи, неопределенности момента и/или формата предъявления информации, дефицит и противоречивость информации. Также результативность и характер образовательной деятельности обусловливаются индивидуальными (личностными, психологическими, физиологическими) особенностями человека и уровнем его здоровья [17, 18].
Вышеобозначенные факторы нервно-психического напряжения профессиональной деятельности обусловливают высокий процент случаев у педагогов хронических патологий нервной (в том числе и сенсорных органов, в частности нарушения зрения), сердечнососудистой, иммунной и пищеварительной систем, органов дыхания и нарушения голосообразования др. [3, 9]. Среди наиболее часто встречаемых нозологий авторы [9, 14] отмечают астеноневротические состояния, выраженные в смещении ценностных ориентаций на органические и бытовые аспекты, эмоциональном выгорании; выраженные признаки тревожности и неврозов; гипертонические проявления, вегетососудистой дистонии, стенокардии, заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др.
Особым фактором, влияющим на функциональное состояние и уровень здоровья, а следовательно, и адаптационные возможности личности современных учителей, является неблагоприятная экологическая обстановка среды обитания [3, 22]. Особо актуален данный вопрос для педагогов, проживающих в крупных промышленных мегаполисах и территориях, подвергшихся значительному антропогенному загрязнению. В этой связи особо значимы вопросы профилактики заболеваний различной этиологии. Как известно [22], отклонение в состоянии здоровья определяется не столько биологическими факторами (на их долю приходится не более 20 %), сколько образом жизни (вносящий 50 % вклад в состояние здоровья индивида): распространенностью вредных привычек, степенью рациональности питания, уровнем двигательной активности, культуры здоровья, сформированностью мотиваций на заботу о своем здоровье, проведением закаливающих мероприятий и др.
Немаловажным аспектом в вопросе проблемы здоровья педагогов является низкое мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью, низкий уровень культуры здоровья и здорового образа жизни, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [4]. Первопричина данного явления, как считает автор [7], кроется в том, что категория здоровье у современного человека в системе ценностно-мотивационных ориентаций является не самостоятельной жизненной ценностью, а особым актуальным ресурсом инструментального характера для достижения жизненных целей.
По мнению Л.В. Куликова [17], отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, рассматривается как личностное качество. Причем данное свойство является противоречивым. С одной стороны, ценность здоровья в бытовом и научном познании достаточно велика. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента зачастую несоизмеримо мала по сравнению с объемом знаний о здоровье, или силе эмоциональных реакций на его ослабление.
Исходя из вышесказанного, проблема здоровьесбережения учителей и формирования осознанной мотивации на охрану и формирование личного здоровья педагогов является актуальной. Однако, несмотря на систематически проводимые исследования в области здоровья участников образования в теоретическом и практическом аспектах [3, 5, 10, 12, 13, 15, 21], в современных социально-педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется освещению вопросов здоровьесбережения педагогов в образовательных учреждениях, способствующего достижению паритета компетентности и сохранения здоровья учителей [20].
Таким образом, профессиональное здоровье учителя, с одной стороны, является основой эффективной работы современной школы и в то же время выступает в качестве стратегической проблемы современного образования.
Проблема исследования определяет необходимость разрешения противоречий практической и теоретической направленности. Прежде всего, состоящих в требованиях социального заказа, потребностях рынка в здоровой высоко трудоспособной компетентной личности и недостаточной разработанностью и реализацией в практике образовательных учреждений педагогических подходов к здоровьесбережению таких участников образовательной деятельности, как учителей. Для достижения цели здоровьесбережения в образовательной организации необходимо осуществление специальных мер всеми участниками образования, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья, при сохранении качества образования.
Источник
Научные исследования здоровья педагогов
Анисимова Оксана Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Смоленский гуманитарный университет
Смоленск
В Советской России тема профессионального здоровья представителей различных профессий была представлена в научной и практической деятельности: В.М. Бехтерева (1926), Ю.В. Варданяна (1999), Э.Ф. Зеер (1998), Е.М. Иванова (1991), В.М. Карвасарского (1980), В.Н. Мясищева (1930), Г.С. Никифорова (2007), В.А. Пономаренко (2005), Т.В. Сущенко (2002), и др.
В.М. Бехтерев разрабатывал меры по сохранению и укреплению здоровья и развитию личности трудящихся, гармонизацию и оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих. Первая работа в этой серии была подготовлена В.П. Кашкадамовым, который считал, что «здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении общего порядка жизни, который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, содержание профессиональной деятельности» [4].
Профессиональная деятельность – это всегда результат совместных психических, биологических, социальных и др. процессов. Человек считается здоровым, когда у него гармонично развиваются потенциальные физические и творческие силы, делающие его зрелым (компетентным), работоспособным и активным членом общества. Причем для этих людей характерны целенаправленность, адекватность (соответствие), плановость и упорядоченность своих действий.
Однако, на сегодняшний день нет единой трактовки понятия профессионального здоровья. Так, например, А.Г. Макланова [5], профессиональное здоровье рассматривает как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.
Определение, введенное В.А. Пономаренко, В.В. Власовым [6], рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Центральным пунктом в данной трактовке является вопрос о функциональных состояниях и, соответственно, оценке функциональных резервов.
В профессиях, связанных с системой отношений «человек-человек», огромное значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника взаимодействия. Не много существует профессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия учителя. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это, в конечном счете, оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников.
Учитель — это ключевая фигура учебно-воспитательного процесса, носитель знаний, воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью. В специальной литературе описано большое количество экспериментов, позволяющих установить ряд важнейших факторов, подтверждающих, что профессиональное здоровье человека (учителя) определяется стабильностью результатов его труда, и сохраняет высокий уровень его профессионализма.
Профессию учителя относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность. Учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболевания, как правило, они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребностей учеников. Эмоционально перегруженный учитель, скорее всего, предпочтет знакомый круг обстоятельств и ситуаций, в которых он хорошо и действительно может хорошо обучать, но не рисковать новшествами, где результаты непонятны и плохо прогнозируемы.
Сложная и многогранная деятельность учителя, всегда отличалась высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью.
Это серьезная профессиональная особенность труда современного учителя в школе. Она показывает не замечаемые ранее серьезные риски, которые в полной мере проявляются во взаимоотношениях между учениками и учителями, между взрослыми и детьми в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.
Педагогическая деятельность всегда приводила к возрастанию личностной ответственности в многочисленных ситуациях принятия решения, следствием чего являются высокие интеллектуальные, эмоциональные, волевые затраты, связанные с выбором стратегии поведения в профессиональных и других сферах жизненного пути.
В профессиональном плане важно, что сущностную характеристику здоровья личности учителя на психологическом уровне составляет благополучие в психологической среде личности, которое имеет и органическую, и психогенную основу. Первый из названных аспектов скорее интересует медицинскую науку, второй – психологическую, изучающую социально и личностно обусловленные состояния психологической сферы учителя при условии физиологической нормы психики.
«Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина [2].
Автор четко определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность труда и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности [2,с.47].
Психологическое здоровье — это мера способности учителя выступать активным субъектом своей профессиональной деятельности. Здоровье, как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, повседневного благополучия, формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности.
Здоровый человек – это тот, кто эффективно функционирует. Когда, например, в наше время учителя проходит обязательный медицинский осмотр (не потому, что они плохо себя почувствовали, а потому, что они обязаны быть здоровыми), мы, под этим понимаем, что здоровые специалисты определяются не относительно естественного, природного, состояния человека, а относительно социальных требований к его функционированию в той или иной педагогической деятельности.
Психологическое здоровье — это мера способности учителя выступать активным субъектом своей профессиональной деятельности. Здоровье, как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, повседневного благополучия, формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности.
Здоровый учитель – это тот, кто эффективно функционирует. Когда, например, учителя проходит обязательный медицинский осмотр (не потому, что они плохо себя почувствовали, а потому, что они обязаны быть здоровыми), мы, под этим понимаем, что здоровые специалисты определяются не относительно естественного, природного, состояния человека, а относительно социальных требований к его функционированию в той или иной педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к перцептивной, когнитивной, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферам. Физическое и психическое благополучие учителя определяется и субъективными факторами, в частности его отношением к здоровью. Оно проявляется в поступках и действиях, переживаниях и вербально реализуемых мнениях и суждениях.
Можно заметить, что не только молодые педагоги, но и опытные, и даже педагоги педагогов, не предполагали, да и до сих пор не предполагают, что учителя надо готовить к развитию навыков по сохранению, укреплению и восстановлению благоприятного эмоционального и душевного состояния.
Поэтому, по нашему мнению, необходима компетентность учителя, в области здоровья, является основой его профессионального здоровья. Необходимость повышения уровня осведомленности педагогов об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предполагаемых средствах и формах его укрепления — вот одна из главных задач педагогической психологии.
Учитель сегодня должен достаточно четко осознавать самоценность своего здоровья и использовать для его сохранения и укрепления весть спектр информационных технологий современной науки.
Психологическая работа с учителем должна заключаться в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Таким образом, к профессии учителя в школе предъявляется новое требование – умение восстанавливать свою эмоциональную форму, поддерживать благоприятное состояние здоровья, расширять свои возможности адаптации к нагрузкам и т. д. Причем это требование, которое обеспечивает своеобразный “допуск” к профессии педагога. Оно связано не просто с накоплением знаний, а с выработкой собственного опыта поддержания оптимального состояния здоровья организма учителя. Только в этом случае можно рассчитывать на создание оптимальных, сбалансированных, здоровых, эмоциональных и интеллектуальных отношений в школе между взрослыми и детьми.
Для этого попытаемся проанализировать те факторы, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья учителей, так как это повысит профессионализм учителя, снизит количество педагогических ошибок, имеющих нередко очень высокую цену, повысит уровень удовлетворенности и стабильности своей работы. Это должно оказать позитивное воздействие на педагогическую деятельность педагога.
Профессиональное здоровье – не самоцель, а средство развития личности учителя и педагогического коллектива в целом. Индивидуальный подход к вопросам укрепления и сохранения профессионального здоровья педагога составляет основу концепции медицинской, психологической и педагогической и других наук, занимающихся проблемой здоровья. Однако одно из ключевых действий педагога является, по нашему мнению, диагностика его состояния здоровья и поведения.
Например, одним из важнейших психологических показателей отношения к здоровью считается его самооценка. Причем в ходе многочисленных исследований в отечественной психологии и за рубежом выявлено, что самооценка довольно хорошо согласуется с объективными показателями здоровья (80 % и больше). Поэтому показатель самооценки принято использовать не только для оперативной характеристики здоровья в социальных исследованиях, но и в психологических, медицинских, экологических и др.
Г.И. Мурзабеков [3] провел опрос респондентов, который дал следующие результаты:
1. Люди с хорошей самооценкой чаще обращаются к врачу по поводу своего здоровья (44% против плохой 29%);
2. Люди с плохим здоровьем, продолжают свою повседневную жизненную деятельность – 31%; с хорошей – 26%.
Следовательно, многое зависит от человека, от отдельных факторов мотивационного порядка.
На самооценку здоровья влияет не только мотивация, но и характер профессионального труда. По данным обследования И.В. Журавлевой [1], люди ряда профессий располагаются следующем образом по степени уменьшения самооценки к своему здоровью: рабочие, работники сферы обслуживания, научные работники, медицинские работники, инженеры – техники, служащие, педагоги, воспитатели и т. д.
Автором был поставлен содержательный вопрос.
— «Как бы вы поступили, если бы работа стала ухудшать ваше здоровье?»
16,1% — работали, пока позволило бы здоровье;
13,2% — сочетали бы работу с лечением;
1,8 % работали по достижению поставленной цели, несмотря на ухудшение здоровья.
Большинство 64,6% согласились бы пойти на вредное производство, но и ушли бы по возможности сразу; 3,2% — не ответили, а остальные продолжали бы работать при тех или иных условиях 32,2%.
Анализируя все перечисленные механизмы отношения к профессиональному здоровью, следует отметить факт взаимовлияния разных факторов, значит, нужен комплексный подход к укреплению и сохранению профессионального здоровья, не только к служащим, но и к учителям.
Поэтому подходы к проблеме профессионального здоровья педагогов в системе образования следует рассматривать на основе принципов системности, поэтапности и непрерывности, используя психологические, педагогические, социальные, медицинские знания.
Многие авторы направили свое исследование на выяснение «психологической цены» деятельности профессионалов в условиях, которые не являются экстремальными, но отличаются от нормальных. К подобного рода условиям относятся и условия деятельности такой профессиональной группы, как учительство. Имея многолетний опыт изучения особенностей отношения учителей к здоровью, разрабатывает и реализовывает программы по его коррекции В.З. Коган и сотрудники его лаборатории. Приведем краткий обзор одной из программ разработанной В.З Коганом, В.А. Полесским, Н.К. Барсуковой. Они разработали комплекс мер по охране и укреплению здоровья.
Программа включает три раздела:
Эти разделы включают девять подсистем или модулей:
1. Организационный – это планирование, организация и осуществление специализированных педсоветов, круглых столов, деловых игр под рубрикой «Госслужба и здоровье»; организация кабинета психологической разгрузки, контроль за соблюдением гигиенических условий труда и отдыха и т. д.;
2. Социально-психологический – при помощи опросников выявить основные параметры образа и системы жизни, отношения к своему здоровью и здоровью подчиненных;
Используя соответствующие методики, осуществлять диагностику психологического климата коллектива, определить социально-психологический статус работника;
Проводить изучение образа жизни и отношения к здоровью на протяжении жизненного пути
— режим труда и отдыха;
— характер взаимоотношений в коллективе;
— удовлетворенность работой и досугом;
3. Психодиагностический модуль – это комплексная диагностика посредством существующих методик (ММР I , тест Кеттела, тест УКС, тест Люшера и т. д.).
4. Медико-диагностический модуль – оценка количества здоровья с помощью компьютерной программы «Эскиз», основанной на измерении резервов организма и возможность не заболеть основными болезнями (инфаркт, инсульт, рак и т. д.) и не умереть в ближайшие восемь лет. В случае необходимости диагностическое обследование у врачей – специалистов;
5. Информационно-познавательный модуль – это проведение психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий по снятию эмоционального напряжения, совершенствование коммуникативной компетентности посредством аутотренинга, социально-психологического тренинга и других форм групповой и индивидуальной работы.
6. Психопрофилактический модуль – это сохранение и укрепление собственного здоровья.
7. Реакционно-оздоровительный модуль – он обеспечивает проведение спортивно оздоровительных мероприятий, дней здоровья, занятий в спортивных секциях и бассейнах, физминуток и т. д.;
8. Модуль социальной помощи и поддержки — это социальная помощь и поддержка нуждающимся людям в сохранении и восстановлении здоровья;
9. Педагогический модуль — формирование готовности быть «учителями здоровья», быть ориентированными на постановку вопроса об охране и укреплении здоровья (уроки и специальные мероприятия).
При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его сохранения и укрепления. Как полагают В.В. Милашевич и Е.В. Краснов [1] «обучение здоровью для желающих – первая цель. Воспитание общей культуры здоровья – цель более глобальная и отдаленная».
Вопрос об обучении профессиональному здоровью педагогов стоит очень остро в современном, быстро изменяющемся, но сохраняющем свои фундаментальные ценности мире.
Мы отдаем себе отчет в том, что направить учителя на здоровый образ жизни очень сложно. Оказывается недостаточным декларировать правила здорового образа жизни, объяснять психологические и коррекционные приемы сохранения и укрепления профессионального здоровья, недостаточно демонстрации его преимуществ, недостаточно кратковременного опыта по его осуществлению. Нужна кропотливая работа по повышению компетентности учителя в области здоровья путем воздействия на структуру самосознания личности, которая приведет к переоценке ценностей, к изменению отношений к себе и другим. Изменение отношений к себе и другим, к своему здоровью и окружающей действительности должно стать толчком для учителя к активным действиям по созданию и осуществлению новой программы жизни.
В анализе теоретических подходов к проблеме здоровья педагога показано, что, рассматривая профессиональное здоровье учителя как структурное комплексное образование, оказывающее существенное влияние на его профессиональную деятельность, необходимо специально выделить психологические факторы, условия и показатели его сохранения и укрепления. Одним из таких психологических факторов является психолого-педагогическая компетентность, недостаточное развитие которой проявляется в неблагоприятном для здоровья стиле жизни и поведения, разрушающих личность зависимостях и болезнях и, как следствие, неэффективности профессионального труда учителя.
1. Журавлева И.В., Шилова Л.С., Антонова А.И. и др., Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни. – М., 1989.
2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
3. Мурзамбеков Г.И. Психологические механизмы отношения государственных служащих к здоровью. Дис. кан. акмеол. наук. — М., 1998.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2003.
5. Познавательные психические процессы. Хрестоматия /Сост. А. Г. Макланова — СПб., 2001.
6. Пономаренко В.А. Профессиональное здоровье личного состава как категория боеготовности и боеспособности войск //Военно-медицинский журнал, 1991, № 3, — С.54-57.
Источник