Меню

Научная статья здоровье дошкольников

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Дата публикации: 23.02.2020 2020-02-23

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Сердюкова, Г. В. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников / Г. В. Сердюкова, С. И. Сысоева, Н. А. Мишукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67642/ (дата обращения: 08.06.2021).

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на сознание дошкольников в плане мотивации к здоровому образу жизни через потребность быть здоровыми. Анализируется опыт реализации программы, создающей условия для воспитания ценностей здорового образа жизни.

Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.

Проблема формирования у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни и воспитание культуры здоровья является многоаспектной, в связи с чем, возникает необходимость изучения научных исследований по данной тематике в философской, психологической и педагогической литературе.

Методологические аспекты исследования здорового образа жизни были освещены в работах таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, Е. М. Беспаленко, А. П. Бутенко, Н. С. Махиной, М. Н. Руткевич, В. И. Толстых, А. С. Фетисова и др.

В педагогической и психологической литературе здоровый образ жизни и культура здоровья стали предметом исследований Ю. Н. Бирюковой, В. О. Бушуевой, П. Л. Дрибинского, М. Л. Залесского, Б. М. Зысманова, Л. Г. Касьяновой, Е. В. Макаревич, Н. Н. Малярчук, Л. В. Нестеровой, Л. И. Халиловой и др.

Вместе с тем вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни как ценности хорошо разработаны, но с изменением природной, социальной среды, требуют корректировки и постоянного обновления содержания образования.

Изучение теоретических и эмпирических научных трудов, ряда вопросов, касающихся специфики ценностной ориентации на здоровый образ жизни, механизма формирования культуры здоровья и ее возникновения у дошкольников, обусловило направленность содержания проведенного исследования.

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить программу формирования у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни и педагогические условия ее эффективной реализации.

Объект исследования — образовательный процесс в дошкольной образовательной организации и процесс воспитания ценностей здорового образа жизни.

Предмет исследования — педагогическое обеспечение процесса воспитания культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни дошкольников.

Научная новизна состоит в определении педагогических условий для воспитания у старших дошкольников ценностной здорового образа жизни; активизация интереса дошкольников к культуре здоровья и пониманию смысла культуры здоровья.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет МБДОУ д/c № 57 г. Воронежа. Всего участвовали 68 воспитанников.

Методы исследования: реализация программы «Быть здоровым — здорово!». Программа рассчитана на 68 часов в год, реализуется как вариативная часть программы ДОО, имеет четыре раздела:

1) Физическая культура — как основа здорового образа жизни.

2) Гигиена дошкольника.

3) Здоровое питание.

4) Психология здоровья «В здоровом теле — здоровый дух».

В программу вошли физические, психологические, общеразвивающие упражнения, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Пример психологического упражнения — авторская сказка. Задача авторской психологической сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели реального и сказочного миров.

Пригласили школьников посмотреть силовой завод. Полдня ходили. Видели цеха, где наливают гири тяжестью, где пекут блины для штанг, где тренеры собирают тренажеры, ну и всякое такое. Устали. Под конец им в буфете дали по чашечке силы. А Денис, который хотел стать силачом, выпил тайком еще пять чашек. Из-за этого он не мог потом думать ни о чем, кроме своей силы. Даже учиться бросил. Пришлось родителям за него думать. Отдали они сына в цирк, и он там стал гимнастов под купол подбрасывать. А что ему? Он мог и слона подбросить.

Вопросы для обсуждения. Выпил бы ты лишнюю чашечку силы? А пять выпил бы? Что нужно для того, чтобы стать сильным? Сильный значит ли, что здоров? [2].

В раздел «Гигиена дошкольника» вошли «Мудрые сказки тетушки Совы», проектные занятия, исследовательская деятельность дошкольников. Широко использовались электронные образовательные ресурсы.

Читайте также:  Современные проблемы здоровья доклад

Раздел «Здоровое питание» включал непосредственную образовательную деятельность с элементами сюжетно-ролевой игры.

При реализации программы была задействована вся развивающая предметно-пространственная среда группы и образовательной организации.

Результаты и их обсуждение

Сравнивая результаты сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 2018 и 2019 года, можно заметить существенные различия в качественных показателях.

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений культуре здоровья и здоровом образе жизни, умении контролировать эмоции, мотивированно заниматься физической культурой и спортом.

Для выявления коэффициента воспитанности культуры здоровья и ценности здорового образа жизни использовалась формула

a1x1 + a2x2 + a3x3 + а4х4 = …

Таким образом, были получены данные для сравнения показателей реализации программы «Быть здоровым — здорово!».

Полученные данные показаны на диаграмме (рис. 1).

Сравнимая полученные данные, можно сказать, что раздел «Гигиена» по показателям имеет наибольшую точку роста, разрыв составляет почти десять единиц.

Физическая культура имеет самые высокие показатели и рост мотивации к занятиям. Большая заслуга в этом инструкторов по физической культуре дошкольной образовательной организации.

Проблему составляет раздел «Здоровое питание», где дети по-прежнему любят чипсы, фастфуды, сладкие газированные напитки. Для решения этой проблемы планируется проведение тематического родительского собрания «Мы есть то, что мы едим…».

Анализ общих результатов мониторингового среза, полученного при сравнении начальной и конечной стадии исследовательской работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы. В связи с этим планируется продолжить работу в данном направлении. Для решения проблемы психологического здоровья дошкольников необходимо планировать образовательную деятельность совместно с педагогом-психологом.

Заключение. Основным показателем качественного изменения в воспитании здорового образа жизни стало изменение в эмоционально-волевом и мотивационном компонентах. Многие дети способны оценить значение здорового образа жизни, а культура здоровья — это наука о человеке и его здоровье, которая разрабатывает и решает задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека.

  1. Беспаленко Е. М. Спорт и физическая культура как профилактика авитальной активности учащихся. Сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» /под редакцией Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой/. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. — 752с.
  2. Морозова Т. А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — № 5. — С. 18–20.

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов.

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного.

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни.

здоровый образ жизни , ценностное отношение , ориентация, здоровье , образовательный процесс, Ананьев, система ценностей

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры. Система работы образовательного учреждения по.

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

Просто коллектив дошкольного образовательного учреждения должен работать так, чтобы

4. Здоровье как ценностные ориентации. Таким образом, здоровье каждого человека

здоровый образ жизни , культура здоровья , здоровье , дошкольный возраст, укрепление.

дошкольный возраст , здоровый образ жизни , ребенок.

Основные термины (генерируются автоматически) : дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, детский сад.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид.

Современное понимание феномена «культура здоровья. »

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного.

Раздел «Образ жизни человека и здоровье» включает в себя работу по формированию у детей представления о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как.

Читайте также:  По здоровью хотелось бы лучше

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно.

Источник

Научная статья здоровье дошкольников

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях детских садов, школ и учреждениях дополнительного образования. Обусловлено это стрессогенностью жизни взрослых, их занятостью преимущественно работой, что приводит к росту психологических и психосоматических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Необходимо разграничивать понятия психического и психологического здоровья. Под психическим здоровьем понимается комплекс характеристик обеспечивающих составной элемент здоровья в целом. Психическое здоровье является важной составляющей адаптации человека в социуме. Психологическое же здоровье – это важная характеристика личности человека. Оно тесно связано с психическим развитием в процессе всей его жизни, т.е. психологическое здоровье это возможность развития человека на всем его жизненном пути. Понятия психического и психологического здоровья тесно связаны друг с другом.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Так, уже первый год жизни вносит важный вклад в формирование Я ребенка. К концу этого периода у него складывается предпосылка самоуважения, возникает первичный образ окружающего мира, к которому он испытывает доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное отношение к себе, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недоверие к окружающему миру, чувство небезопасности. Можно сказать, что закладываются основы эмоционального развития – оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии либо неспособности к эмоциональному заражению, к эмоциональным контактам в целом (синдром «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве позитивных новообразований – адекватное возрасту и темпераменту взаимодействие с ним матери. Применительно к первым трем-четырем месяцам многие психологи говорят о необходимости «ансамбля» мать – ребенок, в котором ребенок «солирует», а мать прислушивается к его желаниям и потребностям и в соответствии с этим выстраивает свое поведение.

В раннем возрасте (от года до трех лет) Я ребенка развивается за счет первоначального осознания самого себя. К концу раннего возраста формируется автономная позиция, т. е. возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако могут возникнуть и затруднения в ее развитии, следствием чего становятся пассивность, зависимость от оценок взрослых или постоянное стремление всеми силами утверждать свою свободу. Этот период важен для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нормам. Ребенок учится следовать некоторым «можно» и »нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самостоятельно одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.).

В раннем возрасте начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. В случае нарушенного развития ребенок прячет от окружающих свою агрессивность и становится подчеркнуто миролюбивым. В другом варианте развивается деструктивная агрессивность, т.е. стремление разрушать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, и в первую очередь не слушаться взрослых.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он – плохой или хороший. Важнейшее значение в этом играет процесс идентификации с родителем своего пола, т.е. не простое подражание или частичное принятие качеств родителя, а стремление чувствовать себя сильным, уверенным или нежным, заботливым – таким, каким хотел бы видеть себя ребенок. В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает, что в целом он хороший, но имеет некоторые недостатки, и начинает понимать: чтобы быть хорошим, нужно соответствовать родительским требованиям. Можно говорить о так называемом явлении родительского программирования – формировании под воздействием родительских директив основных жизненных сценариев ребенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать необходимое ему внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения внимания с помощью негативных проявлений, таких, как нарушение поведения, драки, ложь и т. п. В этом случае ребенок предпочитает быть пусть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.

Читайте также:  Как заработать группа здоровья

Существует объективные (не зависящие от ребенка) и субъективные (поддающиеся коррекции) факторы ухудшения психологического здоровья современных детей.

К объективным относятся:

1. Загруженность родителей на работе и дефицит общения родителей с детьми. Сейчас семья не несёт тех социальных функций, которая она несла раньше (нет близкого окружения родственников и нет рядом людей, которые эмоционально бы защитили ребенка).

2. Информационная перегрузка детей. Дети в большом количестве смотрят телевизор (в том числе и сцены насилия). Происходит ассоциирование ребенка с главными героями. Отсюда у ребенка появляются страхи, фобии, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, ведущий зачастую к невротизации.

3. Для большинства родителей характерен такой стиль детско-родительских отношений, как гиперопека и гиперпротекция. Родители стремятся отгородить детей от любых проблем и дел. Воспитание ребенка идет вербальными методами, а не наглядно-действенными.

4. Дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания внутри родительских отношений или нарушения в сфере детско-родительских отношений (конфликты, ссоры, частая ругань), с которых часто дети берут модель поведения. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического неблагополучия и психосоматических проблем (тики, заикание, энурез, двигательная расторможенность).

5. Нарушения развития ребенка в перинатальном периоде (асфиксия, низкий уровень здоровья матери).

6. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до трех лет) в дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Субъективные же причины поддаются коррекции и к ним относятся:

– характер детско-родительских отношений;

– моральные ценности семьи и взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

В целом, современные дети-дошкольники существенно отличаются от детей прошлых лет, а именно:

1. Большие различия календарного, физиологического и психологического возраста.

2. У детей разный уровень развития, степень эмоциональной и психологической готовности к началу обучения в школе.

3. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникает тревожность и неуверенность.

4. У детей более свободное ощущение своего «Я» и независимое поведение.

5. У современных детей более слабое физическое здоровье.

6. Современные дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, которые зачастую заменяют телевизор и компьютер.

Источник

Adblock
detector