Научная статья по зож для школьников
Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охрана здоровья населения является приоритетной задачей государственной политики современного российского общества.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена значимость профилактических мероприятий в области охраны здоровья граждан, а основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей [7].
Однако, несмотря на предпринятые в последние годы масштабные меры по охране здоровья граждан, улучшения функционирования системы здравоохранения, проблема здоровья граждан, в том числе и детей и подростков, остается по-прежнему актуальной.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей, относящихся в первой группе здоровья, не превышает 10 %, не снижается число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями [5]. По-прежнему остаются актуальными мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
Традиционно, здоровый образ жизни рассматривается как стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, включающие в себя формирование взаимообуславливающих навыков и привычек. В отечественной науке приоритетное значение имеет представление, что ведущую роль играет мотивация здорового образа жизни, установки на соблюдение основных принципов здорового образа жизни. Основными факторами формирования здорового образа жизни подрастающего поколения являются: соблюдение режима сна отдыха, принципов здорового питания, занятия физической культурой и спортом, отсутствие «вредных привычек», благоприятное эмоциональное состояние [1,4].
Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в совокупности составляющие здоровье всего общества в целом [2,3].
Цель исследования: анализ особенностей формирования здорового образа жизни и отношения учащихся общеобразовательных учреждений к здоровому образу жизни (на примере МБОУ Лицея № 15 г. Ставрополя).
Материалы и методы. С целью изучения отношения учащихся к здоровому образу жизни было проведено социологические исследование. Основу исследования составила стандартизированная анкета. В исследовании приняли участие учащиеся 6–11 классов МБОУ Лицей №15 г. Ставрополя. Исследование было проведено в апреле 2017 года. Респонденты были выбраны на основе случайной выборки. В выборочную совокупность вошли 180 респондентов, что составляет 13,4 % от генеральной совокупности (общего числа учащихся образовательного учреждения). После проверки достоверности и правильности заполненных анкеты и выбраковки для анализа были использовано 174 анкеты. В исследовании приняли участие 50,6 % юношей и 49,4 % девушек.
Данные, собранные путем анкетирования, были обработаны с помощью программы SPSSBase 17. В целом структура опрошенных соответствует расчетной выборочной совокупности и может быть распространена на генеральную совокупность со степенью погрешности ошибки выборки ± 4 % при уровне точности 99,7.
Результаты и обсуждение. Согласно статистическим данным медицинской службы лицея № 15 г. Ставрополя, составленным на основе профилактических осмотров, большинство учащихся (65,8 %) относятся ко второй группе здоровья. Практически каждый четвертый осмотренный ребенок в 2016 г. имеет пониженную остроту зрения, а 13 % нарушение осанки (рис. 1).
Рис. 1. Выявленные нарушения состояния здоровья учащихся МБОУ Лицей № 15 г. Ставрополя в 2014–2016 гг.
В силу возрастных особенностей, опрошенные школьники достаточно высоко оценивают состояние своего здоровья. Более 62 % опрошенных оценивают состояние своего здоровья как хорошее. 32,9 % как удовлетворительное, и лишь 4,6 % как неудовлетворительное.
Соблюдение учащимися режима дня является основой формирования здоровья детей. Не менее 7–8 часов в день спят только практически половина учащихся, каждый третий опрошенный спит 5–6 часов в день, меньше 6 часов в сутки спит 11,6 % детей.
Ежедневно завтракают лишь половина участвующих в исследовании детей. 30 % завтракают время от времени. 13,3 % завтракают очень редко, а 5,8 % никогда не завтракают перед школой.
Приверженность здорового питания является не только основой для соблюдения здорового образа жизни, но и залогом крепкого здоровья и предупреждения развития различных заболеваний. В ходе проведения исследования учащимся было предложено выбрать принципы здорового питания, на которые они ориентируются в своей жизни. Рейтинг основных принципов здорового питания школьников представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Рейтинг принципов здорового питания школьников
(Каким принципам здорового питания Вы придерживаетесь в своей жизни?)
Систематические занятие физической культурой и спортом является залогом крепкого здоровья, мотивацией соблюдения здорового образа жизни. Согласно результатам проведенного исследования 44,2 % опрошенных посещают спортивную секцию или клуб, 39 % – делают это периодически, когда возникает желание или есть время. 12,2 % систематически, спортом не занимаются 16,9 % учащихся. В свободное время наибольшей популярностью у несовершеннолетних пользуется: катание на велосипеде – 32,2 %; роликах, самокате – 14,4 %, гироскутере – 9,8 %, скейтборде – 7,5 %. Из числа опрошенных 8 % играют в футбол, баскетбол.
Современные компьютерные и информационные технологии стали сегодня неотъемлемым элементом жизни современных школьников. С одной стороны, компьютерные технологии на новом более качественном уровне обеспечивают доступ к информации, но, с другой стороны, негативным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.
Основными вредными факторами воздействия на человека компьютера являются:
— широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;
— сидячее положение в течение длительного времени;
— эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность);
— перегрузка суставов кистей;
— повышенная нагрузка на зрение;
— влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации) [6].
Как показали результаты исследования, не более 2 часов в день за компьютером проводят только 20,8 % опрошенных, не более 4 часов – 31,8 %. Более 6 часов в день за компьютером проводят 17,3 % опрошенных. При этом с возрастом резко возрастает длительность нахождения подростков за компьютером. Так, например, если в 6 классе за компьютером более 6 часов проводят 7,7 % опрошенных, то в 11 классе эта цифра уже равна 41,4 % (рис. 3).
Рис.3. Среднее количество времени, проводимое за компьютером в сутки
(Сколько времени Вы в среднем проводите за компьютером, планшетом?)
Ранее вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков остается одной из самых актуальных проблем современного российского общества. Согласно законодательству Российской Федерации за употребление алкогольных напитков несовершеннолетние и их родители несут административную ответственность. Однако, как показывают результаты исследования, никогда не употребляли алкогольные напитки лишь 53 % опрошенных, при этом практически 10 % употребляли крепкие алкогольные напитки.
На рисунке 4 представлена динамика употребления алкогольных напитков от 6 до 11 класса. Если в 6 классе 69 % подростков никогда не употребляли алкогольных напитков, то к 11 классу их процент равен 20,7 %.
В ходе исследование анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.
Рис. 4. Степень вовлеченности несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков (Вкус каких алкогольных напитков вам знаком?)
В ходе исследования анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.
Важным компонентом здорового образа жизни здоровья является психическое здоровье. В последние годы проблема роста депрессивных и стрессовых состояний приобретает особую значимость и актуальность. 10,4 % учащихся лицея № 15 постоянно испытывают состояние стресса и депрессии, 59,5 % – время о времени, а 30,1 % – никогда (рис. 5).
Рис. 5. Самооценка стрессового состояния
(Как часто Вы испытываете состояние стресса, депрессии?)
Более всего стрессовым состояниям подвержены учащиеся 9-х и 11-х классов. Можно предположить, что во многом основными причинами стрессовых состояний являются предстоящие экзамены и сложности выбора дальнейшего образования (рис. 6).
Рис.6. Причины возникновения стрессовых состояний у школьников
Основными факторами, вызывающими стрессовые состояния для школьников является плохие оценки и проблемы с учебой, взаимоотношения с родителями вызывают стрессовые состояния у 27,6 % опрошенных. Настораживает тот факт, что у 12 % опрошенных состояние стресса и депрессии вызывает одиночество.
Выводы. Таким образом, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и подростков и нуждается в постоянном внимании как со стороны медицинских работников, так и работников образования и специалистов социальной сферы.
Проведённое исследование свидетельствует о наметившихся негативных тенденциях и проблемах в формировании здорового образа жизни современных школьников: нарушение рекомендованных нормативов сна в течение суток, принципов здорового питания, низкая вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом, несоблюдение рационального режима работы за компьютером и электронными устройствами, вовлечение в употребление алкогольных напитков, распространение депрессивных и стрессовых состояний.
Приоритетными направлениями социально-педагогической работы в области формирования здорового образа жизни являются: формирование культуры здорового питания; противодействие потреблению табака; предупреждение формирования зависимых форм поведения от алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; реализация спортивно-оздоровительных программ, мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждение стрессовых и депрессивных расстройств, в том числе и суицидального поведения.
Деятельность общеобразовательных организаций по формирования здорового образа жизни должна носить комплексных характер и включать в себя информационно-просветительский, педагогический, психологический, социальный и медико-профилактический компоненты.
Источник
Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников
Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19
Статья просмотрена: 6178 раз
Библиографическое описание:
Колягина, А. В. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников / А. В. Колягина, М. Л. Мальчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 900-903. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36807/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник
Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций. Ее значимость подчеркивается в таких правительственных документах как Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [5], Законе РФ «Об образовании» [8, с.51], а также ряде других. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обращает внимание на вопрос сохранения здоровья как на один из главных вопросов, требующих немедленного рассмотрения. Все это говорит о том, что задача сохранения здоровья — это задача государственного уровня. Однако ее решение должно ложиться на каждого из нас, а если речь идет о подрастающем поколении, то ее решением должны заниматься, прежде всего родители и учителя. Ведь общеизвестно, что здоровье человека на 50 % связано с его образом жизни.
Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.
Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей. Так вопросом формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие крупные исследователи как Попов С. В., Амосов Н. М., Кукушин В. С., Зайцев Г. К., Усачев А. У., Виленский М. Я., Татарникова Л. Г., Трещева О. Л., Осик В. И., Брехман И. И., Комков А. Г., Соловьев Г. М. Еще Сухомлинский В. А. утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [6, с.54].
Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние полной физической, психической и социальной обеспеченности. Гармоническое сочетание социальных, эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных граней жизни» [2]. Кроме того, данная организация дает определение и другому понятию, которое напрямую связано с понятием здоровья — это понятие здорового образа жизни и которое подразумевает «поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Оно включает все положительные стороны деятельности людей: активная жизненная позиция, удовлетворенность трудом, отсутствие вредных привычек, социальная удовлетворенность, высокая физическая активность, устроенность быта и т. д» [2].
Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47]. Именно они в совокупности и обеспечивают высокую социальную дееспособность человека. В связи с этим, современные исследователи говорят не только о проблеме сохранения физического здоровья ребенка, но и о его психическом благополучии, которое в силу разных причин вызывает все большее беспокойство у специалистов. К таким причинам относят вредные привычки (курение, алкоголь), зависимость современного человека от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и т. п.), пристрастие молодого поколения к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы приводят к нарушению не только психического состояния ребенка, но также откладывают отпечаток и на его физическое здоровье, выражающееся в ожирении, ослаблении иммунитета, обострении сердечно-сосудистых заболеваний). Кроме того, эти вредные привычки отражаются и на способности ребенка к обучению, т. к. пристрастие к компьютерным играм и другим электронным гаджетам приводит к утрате способности концентрировать внимание и вызывает проблемы с памятью.
Все это говорит о необходимости проведения работы по формированию у ребенка привычки заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Однако, как считает Попов С. В., «сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни» [4, с. 34]. Именно поэтому нами и была выбрана тема исследования, связанная с формированием здорового образа жизни у младших школьников.
В рамках нашей темы было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.
С целью изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни у обучающихся нами были использованы тест-анкета «Расти здоровым» Кукшина В. С. и анкета для учащихся на выявление уровня знаний о здоровом образе жизни Науменко Ю. В. [7]. Кроме этого были изучены медицинские карты обучающихся с целью выявления проблем со здоровьем у обучающихся данных классов. Их анализ показал, что почти у половины младших школьников есть проблемы со здоровьем. Так 13 % второклассников имеют диагноз «ожирение», у 8 % есть аллергия, у 4 % выявлены заболевания органов дыхания и у 13 % другие соматические заболевания.
Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и несформированный режим дня (ненормированное пребывание перед телевизором, компьютером; отсутствие режима дня). Это отражается на здоровье детей: 72 % опрошенных второклассников постоянно жалуются на головные боли.
В результате анкетирования было выявлено и то, что основополагающие аспекты здорового образа жизни и правила личной гигиены (поддержание рук в чистоте, уход за зубами и т. д.) знают и выполняют лишь 39 % обучающихся, что, как свидетельствует анализ медицинских карт детей, приводит к частым инфекционным и простудным заболеваниям. Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.
Однако наше исследование показало и то, что младшие школьники проявляют интерес к активному здоровому образу жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что более 88 % тестируемых проявили желание заниматься каким-либо видом спортом.
С целью получения более полных данных для исследования изучаемой проблемы нами было проведено анкетирование родителей детей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» [7]. Целью данного анкетирования стало выявление отношения опрашиваемых к проблеме формирования здорового образа жизни.
Анализ ответов родителей показал, что лишь 19 % опрошеных занимаются каким-либо видом спорта сами и только 9 % детей из этих семей посещают спортивные секции. Также результаты показали и то, что утренней гимнастикой в семье занимаются только 31 % анкетируемых, при этом нерегулярно.
У большинства родителей отсутсвуют знания основных принципов и методов закаливания, а закаливающими мероприятиями в семьях занимаются лишь 1 % опрошенных.
Основными видами деятельности детей по приходу из школы, по результатам опроса родителей, на первом месте (50 %) стоит просмотр телевизора. Следует отметить, что 33 % родителей говорят, что их дети в свободное время посвещают чтению или настольным играм. Спорту и подвижным играм, по ответам взрослых, посвещают свободное время лишь 17 % детей. Единоглассно родители указали на участие ребенка в работе по дому.
На знание основных принципов здорового питания указало 85 % родителй, но ни один респондент не смог их перечислить, что говорит об отсутствии необходимой информации у опрошенных. Причинами, препятствующими правильному питанию, по мнению родителей, является отсутствие денег — 3 %, нехватка времени — 4 %, при этом 93 % опрошенных не ответили на вопрос, связанный с правильным питанием.
Свое свободное время родители посвящают даче, отдыху на природе и водоемах (55 %), что обусловлено территориальным месторасположением. При этом все они привлекают к этому и своих детей. 18 % опрошенных указали на такое времяпрепровождение, как спортивные прогулки и походы, а 27 % опрошенных родителей посвящают свободное время походам в магазин или отдыху в домашней обстановке.
Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что проблема сохранения здоровья у младших школьников актуальна. Ее решение возможно лишь при формировании у обучающихся привычек здорового образа жизни. В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы привить подрастающему поколению заинтересованность к здоровому образу жизни, обеспечить его необходимым багажом знаний и умений. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.
Источник