Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
- Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
- Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.
А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.
Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).
С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.
На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.
Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”
С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.
По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.
По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.
Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Источник
Исследовательская работа по биологии «Состояние здоровья подростков в современных условиях»
специалист в области арт-терапии
1.1 Понятия здоровья и здорового образа жизни…………
1.2 Уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника……………………
1.3 Отношение молодежи к наркотическим, спиртным и табачным изделиям……………………….
1.4 Отношение молодежи к интернету и социальным сетям.
1.5 Как ухудшение экологии и продуктов питания влияет на здоровье подрастающего поколения……………………
Список использованной литературы……………………….
Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет» (Малахов, 2007, с. 10).
Проблемы здоровья молодежи в настоящее время является самым значимым для будущего нашего государства. За последние годы в России произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а остальные 90% имеют различную хроническую патологию. Более того, у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (Макарова, 2007, с.47).
Актуальность: Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе реальную угрозу здоровью будущего поколения представляют отсутствие культуры здорового образа жизни , долгое времяпровождение перед компьютером и телефоном, некачественные продукты питания, ухудшение экологической обстановки, табакокурение, алкоголизм и наркомания. Все это оказывает негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.
Гипотеза: Если в современных условиях существует много факторов отрицательно влияющих на показатели здоровья человека, то вероятность 100% здоровых сверстников очень мала.
Цель исследования: Оценить состояние здоровья подростков МБОУ СОШ с.Кусимовского рудника и изучить факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения. Прививать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
1. Выяснить отношение учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника к наркотическим, спиртным и табачным изделиям.
2. Определить уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с.Кусимовского рудника.
4. Выяснить, как молодежь относится к интернету и насколько зависима от сайтов социальных сетей.
5. Выяснить, как влияет ухудшение экологии и продуктов питания на здоровье подрастающего поколения.
6. Прививать навыки здорового образа жизни подросткам.
Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 18 лет
Анализ прочитанной литературы
1.1 Понятия здоровья и здорового образа жизни
Слово «здоровье» является одним из самых распространенных. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»?
Здоровье – это не только отсутствие болезни, это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой (Макарова, 2012, с. 242).
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты (Ковальков, 2004, с. 296).
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
Правильное и рациональное питание
Высокая двигательная активность
Регулярные занятия физической культурой
Правильный распорядок дня
Отсутствие вредных привычек
Таким образом, я могу сказать, что здоровый образ жизни это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
1.2 Уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника
Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии (интернет ресурсы).
Я решил узнать, какие заболевания преобладают среди моих сверстников. Для этого, мною было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника. Результаты показали, что наиболее распространенные заболевания у детей от общего числа учащихся (50 человек) приходится на:
а) желудочно-кишечный тракт – 12 детей;
б) органы зрения – 10 детей;
в) опорно-двигательный аппарат – 8 детей.
Появление хронических заболеваний, конечно же, сказывается на уровне работоспособности в течение, как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость).
1.3. Отношение молодежи к наркотическим, спиртным и табачным изделиям
О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании — вредных для здоровья факторах — говорилось и говорится очень много, но все же беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этих пагубных привычек, растет, так как до сих пор значительное число людей не считает данные привычки вредным для здоровья.
Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, которую многие не принимают всерьез (Деларю, 2009, с. 80).
Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время принимают катастрофические размеpы (Ерышев, 2014, с.159).
Проблема употребления алкоголя также очень распространена в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь (Богданович, 2012, с.97).
В связи со всем вышесказанным, я решил провести анонимный опрос среди участников 8-11 классов нашей школы, чтобы узнать, как относятся к вредным привычкам мои сверстники.
Результаты опроса показали, что около 18% об общего числа опрошенных пробовали табачные и алкогольные напитки, 10% пробовали наркотики, и не видят в этом опасности. Остальные 72% осознают опасность увлечения подобными вещами, и никогда не попробуют эти пагубные изделия.
1.4. Отношение молодежи к интернету и социальным сетям
В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт (Чумаков, 2013, с. 148).
Интернет, как всемирная сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, но в то же время, разнородная информация, содержащиеся в сети Интернет, оказывает пагубное воздействие на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей отстраненного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются повседневные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни (Безруких, 2001, с.84).
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, проводящих длительное время в социальных сетях, становятся зависимыми от них. Они могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, видео, общаясь в чатах и на форумах, играя в онлайн-игры. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки (интернет ресурсы).
Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.
Появляющуюся и крепнущую зависимость ребенок, зачастую не желает признавать. Посещение личной странички превращается в ежедневный обряд – неоднократно в течение дня подросток заходит туда в надежде увидеть какие-то изменения. Другие стараются добавить как можно больше «друзей». Это бессмысленное «убийство» времени поглощает всецело – подростки тратят часы и дни, совершая действия «на автопилоте», становятся раздражительными и злыми. Данные изменения у детей отражаются так же и на учебной деятельности, и на дальнейшем его развитии. Если компьютер под запретом, возникают конфликты с родителями, что очень негативно отражается на психическом состоянии подростка (Кон, 2011, с.126).
Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 14 до 18 лет, и выявлены следующие результаты:
На вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером?» большинство подростков ответили 1-2 часа в день — (40%), от 2 до 5 часов — (40%), более 5 часов – (20%).
Также я выяснил, что многие подростки уверенны, что из-за проведенного в интернете времени, их учеба не страдает. Лишь 17% опрошенных отметили, что иногда у них возникают трудности из-за слишком долгого времяпровождения в соц. сетях, 60% школьников ответили, что у них никогда не возникают проблемы с учебой из-за социальных сетей, 23% ответили, что возникают, но редко.
Для выявления первых признаков зависимости подростков от соц. сетей, я задал вопрос, раздражаются ли они, если кто-то отвлекает их, когда они находятся в сети интернет. Ответы разделились почти поровну: никогда 53%, часто – 46,58%, иногда 0, 42%.
В результате проведенных опросов и обработки информации, я могу сделать вывод, что, в целом, у учеников нашей школы не наблюдается зависимость от социальных сетей. Но я заметил, что у некоторых подростков все-таки имеются предпосылки к развитию зависимости.
1.5. Как влияет ухудшение экологии и продуктов питания на здоровье подрастающего поколения
Может показаться, что нарушение в экологической обстановке на планете мало как сказывается на человеке, и все проблемы с экологией касаются каких-то там отдаленных от нас животных, водоемов и так далее. На самом же деле ситуация более печальна и опасна, нежели думает простой обитель нашей необъятной планеты. Выхлопные газы, что высвобождаются из двигателей автомобилей каждую секунду, аккумулируются в легких человека, вызывая различные заболевания, среди которых бронхит или пневмония стоят далеко не на самом первом месте по тяжести и «ужасности». Состав крови, работоспособность легких, почек и печени — все попало под воздействие собственных отходов человечества. Поэтому людям приходится находиться в опасных для организма условиях (Малахов, 2007, с.62).
А ведь общее ухудшение экологии так же влияет и на возрастание тех болезней, что ранее считались сравнительно редкими. Если говорить о бронхиальной астме, или аллергии на пыльцу деревьев, то раньше такого практически никогда не наблюдалось. Сейчас же около 40% вообще всей популяции человечества в том или ином виде страдает аллергией. А аллергия, по своей природе, не более чем «бомбежка» иммунной системы собственного организма (интернет ресурсы).
Конечно, нельзя сказать, что все эти болезни полностью появились из-за ухудшения экологии, но, тем не менее, мы наблюдаем гигантскую вспышку заболевания данными патологиями после того, как экология так же резко ухудшилась. Сводить это все полностью на то, что это не более чем совпадение, глупо и безответственно. Кроме того, жесткие статистические данные не обманешь, и не «обойдешь».
В связи с ухудшением экологии, ухудшается и качество продуктов питания: овощи, фрукты зерновые продукты, выращенные на пестицидах. Мясные продукты, полученные из животных напичканных различными гормонами и т.д.
А ведь здоровое и рациональное питание детей – это основа нормального полноценного развития подрастающего поколения. Для того чтобы оно протекало наиболее успешно, ребёнку необходимо большое разнообразие качественных пищевых продуктов, которых сейчас нет, а если они есть, то очень дорогие.
В ежедневный рацион должны входить продукты с высокой биологической ценностью, к которым относятся мясо, рыба, яйца, молочные продукты, овощи, фрукты и т.д. Недопотребление таких качественных продуктов в рационе питания, являющихся основными источниками животного белка и витаминов, снижает потенциал здоровья детей и взрослого населения, а также может вызвать серьезные заболевания. По результатам многих исследований, уровень здоровья детей снижается, и это в значительной степени связано с неудовлетворительным питанием (Сонькин, 2008, с. 32).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ — это создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования, с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения!
Решение проблем здоровья и здорового образа жизни является самым главным приоритетом нашего государства. Мне кажется, если человечество не остановится, не начнет задумываться о себе, о своем будущем, то оно само себя обречет на полнейшее вымирание. Если не будут предприниматься меры по предотвращению распространения алкогольных и табачных изделий, наркотиков среди молодежи, если не будет проводиться пропаганда здорового образа жизни, человечество останется без будущего, и, быть может, через несколько десятилетий о нашем времени будут говорить «они не смогли вовремя остановиться»…
Список использованных источников
Богданович Л.А., Белый ужас; М.: Просвещение, 2012.- 97с.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.- 84с.
Деларю В.В. Губительная сигарета; М.: Медицина, 2009. – 80с.
Ерышев О.Ф., Жизнь без наркотиков. М.: Астрель АСТ, 2014.–159с.
Кон И.С., Психология старшеклассника. — М.: Просвещение. 2011. – 126с.
Ковальков В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.
Малахов Г.П., Практическая энциклопедия оздоровления. – Донецк: Сталкер: Генеша, 2007. – 62с.
Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник Герценовского университета № 8 (44) 2007. — 47с.
Сонькин В.С., Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).
Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. – 494с.
Источник