Меню

Национальный совет по охране здоровья

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Пресс-Центр

Важно

Доклад «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Ставропольский край

Новости RSS

Видео

Пресса о Совете

В России может появиться Национальный совет по охране здоровья граждан

Разработаны комплексные поправки в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Группа депутатов внесла в Госдуму соответствующий законопроект 1 .

В частности, предлагается ввести государственное планирование охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи путем утверждения каждые шесть лет:

  • государственного плана охраны здоровья граждан, профилактики, снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения РФ и аналогичных государственных планов в регионах;
  • единых государственных стандартов (показателей) медпомощи и обеспечения населения медицинскими услугами, применяемых при разработке и реализации государственного плана охраны здоровья граждан;
  • неснижаемых (защищенных) показателей (нормативов) финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В проекте уточняется, какие показатели будут учитываться при составлении указанных планов и стандартов. В частности, предполагается, что единые государственные стандарты будут включать нормативы обеспеченности населения бесплатной медпомощью, национальную номенклатуру бесплатных медуслуг населению, требования к размещению медицинских организаций, нормативы территориальной доступности для населения скорой медицинской помощи и т. д. При этом такие стандарты планируется подвергать общественному обсуждению на федеральном и региональном уровнях.

В свою очередь, в государственный план охраны здоровья граждан в РФ могут включить планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, нормативы снижения смертности населения, мероприятия по достижению этих нормативов по сферам и видам деятельности, нормативы обеспечения граждан высокотехнологичной медпомощью, количественные и качественные характеристики медорганизаций, мероприятия по обеспечению населения бесплатными, льготными и иными лекарствами и т. п. Законопроектом установлена возможность внесения изменений в такой план не чаще одного раза в два года, а в разрабатываемые на его основе неснижаемые показатели финансового обеспечения медпомощи – не чаще одного раза в три года и не более одного раза в течение шестилетнего планового периода.

Авторы инициативы считают, что первые единые государственные стандарты, государственные планы и неснижаемые нормативы финансирования медпомощи должны быть утверждены в течение 2015-2016 годов.

Кроме того, планируется образовать Национальный совет по охране здоровья граждан в РФ, который будет согласовывать проекты единых государственных стандартов, давать заключение на проекты государственного плана охраны здоровья граждан и защищенных показателей финансового обеспечения медицинской помощи, а также на проект федерального бюджета в части, касающейся здравоохранения. Также совет могут уполномочить на осуществление мониторинга состояния здоровья населения, деятельности организаций здравоохранения. В регионах и муниципалитетах планируется создавать свои советы по охране здоровья граждан.

В состав Национального совета по охране здоровья граждан в РФ предполагается включить парламентариев, Уполномоченного по правам человека в РФ, представителей Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, СПЧ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, представителя от Общественной палаты РФ, представителей общественных объединений в сфере здравоохранения. Также в его состав могут войти представители отраслевых объединений медицинской и фармацевтической промышленности, организаций медицинской науки.

«С помощью системы советов по охране здоровья граждан, согласующих соответствующие решения, будет исключено произвольное принятие Правительством РФ, федеральными и региональными органами власти решений о сокращении медицинских организаций и медицинских работников, уменьшении финансирования отрасли и ее коммерциализации», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Источник

В России может появиться Национальный совет по охране здоровья граждан

Разработаны комплексные поправки в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Группа депутатов внесла в Госдуму соответствующий законопроект 1 .

В частности, предлагается ввести государственное планирование охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи путем утверждения каждые шесть лет:

  • государственного плана охраны здоровья граждан, профилактики, снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения РФ и аналогичных государственных планов в регионах;
  • единых государственных стандартов (показателей) медпомощи и обеспечения населения медицинскими услугами, применяемых при разработке и реализации государственного плана охраны здоровья граждан;
  • неснижаемых (защищенных) показателей (нормативов) финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Читайте также:  Вред тканевых натяжных потолков для здоровья

В проекте уточняется, какие показатели будут учитываться при составлении указанных планов и стандартов. В частности, предполагается, что единые государственные стандарты будут включать нормативы обеспеченности населения бесплатной медпомощью, национальную номенклатуру бесплатных медуслуг населению, требования к размещению медицинских организаций, нормативы территориальной доступности для населения скорой медицинской помощи и т. д. При этом такие стандарты планируется подвергать общественному обсуждению на федеральном и региональном уровнях.

Об основных принципах охраны здоровья и правах граждан в сфере здравоохранения читайте в материале «Охрана здоровья граждан» Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В свою очередь, в государственный план охраны здоровья граждан в РФ могут включить планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, нормативы снижения смертности населения, мероприятия по достижению этих нормативов по сферам и видам деятельности, нормативы обеспечения граждан высокотехнологичной медпомощью, количественные и качественные характеристики медорганизаций, мероприятия по обеспечению населения бесплатными, льготными и иными лекарствами и т. п. Законопроектом установлена возможность внесения изменений в такой план не чаще одного раза в два года, а в разрабатываемые на его основе неснижаемые показатели финансового обеспечения медпомощи – не чаще одного раза в три года и не более одного раза в течение шестилетнего планового периода.

Авторы инициативы считают, что первые единые государственные стандарты, государственные планы и неснижаемые нормативы финансирования медпомощи должны быть утверждены в течение 2015-2016 годов.

Кроме того, планируется образовать Национальный совет по охране здоровья граждан в РФ, который будет согласовывать проекты единых государственных стандартов, давать заключение на проекты государственного плана охраны здоровья граждан и защищенных показателей финансового обеспечения медицинской помощи, а также на проект федерального бюджета в части, касающейся здравоохранения. Также совет могут уполномочить на осуществление мониторинга состояния здоровья населения, деятельности организаций здравоохранения. В регионах и муниципалитетах планируется создавать свои советы по охране здоровья граждан.

В состав Национального совета по охране здоровья граждан в РФ предполагается включить парламентариев, Уполномоченного по правам человека в РФ, представителей Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, СПЧ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, представителя от Общественной палаты РФ, представителей общественных объединений в сфере здравоохранения. Также в его состав могут войти представители отраслевых объединений медицинской и фармацевтической промышленности, организаций медицинской науки.

«С помощью системы советов по охране здоровья граждан, согласующих соответствующие решения, будет исключено произвольное принятие Правительством РФ, федеральными и региональными органами власти решений о сокращении медицинских организаций и медицинских работников, уменьшении финансирования отрасли и ее коммерциализации», – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

Источник

В России предлагают создать национальный совет по охране здоровья граждан

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

В Госдуму внесён законопроект, согласно которому в России могут создать национальный совет по охране здоровья граждан. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

Автором инициативы стал первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин. Изменения предлагается внести в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Парламентарий предлагает создать в России национальный совет по охране здоровья граждан, а также утверждать в течение 6 лет государственный план охраны здоровья граждан, единые государственные стандарты (показатели) медицинской помощи и обеспечения населения медицинскими услугами, а также неснижаемые (защищённые) показатели (нормативы) финансового обеспечения медицинской помощи.

Национальный совет по охране здоровья граждан утверждается Президентом РФ. Совет состоит из представителей Государственной Думы (причём от всех фракций), Совета Федерации, уполномоченного по правам человека в РФ, представителей Счётной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, представителя от Общественной палаты РФ. Общественный сектор в совете представлен также общественными объединениями в сфере здравоохранения, в том числе организациями медицинских работников.

Национальный совет по охране здоровья граждан, согласно инициативе, наделяется следующими функциями:

— согласовывает проект единых государственных стандартов до их утверждения Правительством РФ;

— согласовывает утверждаемые Минздравом России требования к размещению медицинских организаций;

— осуществляет мониторинг состояния здоровья населения, организации здравоохранения и публикует доклады.

Читайте также:  По состоянию здоровья путевку заявлению

Также предполагается создание соответствующих региональных советов, взаимосвязанных с национальным советом.

Единые госстандарты устанавливают на 6 лет общие количественные и качественные характеристики обеспеченности населения (в том числе в разрезе субъектов РФ, городских округов и муниципальных районов, а также в разрезе отдельных категорий населения) бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными медорганизациями. Также должны быть прописаны требования к размещению медорганизаций, включая нормативы территориальной обеспеченности населения их услугами и их территориальной доступности (учитывая транспортную составляющую) по каждому профилю медпомощи, а также нормативы территориальной доступности для населения скорой (в том числе специализированной) медицинской помощи.

Государственный план охраны здоровья граждан разрабатывается Правительством РФ на основе единых стандартов и утверждается федеральным законом на шестилетний период. Он определяет показатели, которые необходимо достичь, и мероприятия по их достижению. Среди них снижение заболеваемости и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, мероприятия по сокращению числа медицинских услуг, которые не могут быть бесплатно оказаны на территории России, или имеют качество ниже, чем в зарубежных странах, а также восстановление сети медицинских организаций в сельской местности, труднодоступных и отдалённых местах.

Также предполагаются мероприятия по развитию национальной медицинской науки, технологий, медицинской промышленности и обеспечению медицинских организаций медицинским оборудованием российского производства, в том числе на основе мероприятий по импортозамещению.

Неснижаемые (защищённые) показатели (нормативы) финансового обеспечения медпомощи утверждаются одновременно с госпланом и учитываются в проектах федерального бюджета. Эти показатели устанавливают неснижаемые в течение установленного 6-летнего периода нормативы финансирования за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов мероприятий, предусмотренных государственным планом охраны здоровья граждан.

Первые единые госстандарты, госпланы и защищённые нормативы финансирования медицинской помощи должны быть утверждены в течение 2018-2019 годов.

Также законопроектом в числе плановых показателей до 2023 года предусмотрено требование об увеличении ожидаемой средней продолжительной жизни населения в России минимум до 75 лет.

Источник

КПРФ предлагает создать национальный совет по охране здоровья

Реформу здравоохранения проконтролирует Национальный совет.

Из-за проводимой реформы здравоохранения, которая, по мнению большинства граждан и экспертов, привела лишь к ухудшению ситуации в этой сфере, коммунисты подготовили изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». В документе (есть в распоряжении «Известий») депутаты Госдумы – зампредседателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин и секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов — представили свое видение того, как можно улучшить ситуацию. Предлагается ввести государственный план охраны здоровья граждан, оказания им медицинской помощи и неснижаемых обязательств госфинансирования этой медпомощи, а также учредить отдельную структуру при правительстве — Национальный совет по охране здоровья. Коммунисты считают, что с помощью этого совета, который сможет согласовывать решения чиновников в области здравоохранения, будет исключено произвольное принятие федеральными и региональными органами власти решений о сокращении числа медицинских организаций и работников, уменьшении финансирования отрасли и ее коммерциализации.

Положение о Национальном совете, согласно законопроекту, должно быть утверждено президентом России. В структуру, которая по принципу формирования отличается от обычных чиновничьих общественных советов, предлагают на основе ежегодной ротации включить депутатов Госдумы (всех фракций), сенаторов, омбудсмена по правам человека, представителей Счетной палаты, членов СПЧ, детского омбудсмена, представителей Общественной палаты, регионов, муниципалитетов, общественников и профильных специалистов. Такой диверсифицированный и постоянно меняющийся состав совета затруднит его попадание под влияние чиновников, считают разработчики закона. Именно так, по их мнению, действуют в зарубежных странах, организуя контроль гражданского общества за властью.

Отчасти структура новой организации будет напоминать президентские советы, как, например, СПЧ. Однако, по словам авторов законопроекта, СПЧ не согласовывает решения, а рекомендует. Предложенный же коммунистами Национальный совет будет утверждать ключевые для отрасли решения — например, ни одна больница не может быть закрыта, если это не одобрено Нацсоветом или соответствующим региональным советом. Также Нацсовет согласует федеральные стандарты по количеству больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, числу медработников в них.

Валерий Рашкин рассказал «Известиям», что за прошлый год смертность только в Москве увеличилась на 9,6%, по всей России — на 2,3%. По его словам, люди умирают из-за «реформы» и медицинского геноцида.

— Учитывая, что нормативов по обеспечению бесплатными услугами здравоохранения нет, нет и нормативов по обеспечению больниц помещениями по всей стране, по врачам. Получается, что какой-то региональный чиновник решает, выделять ли деньги из бюджета или нет, в одиночку решает, сократить или нет больницы, — утверждает он. — Надо вводить законодательно эти нормы. Кроме того, учредить общественный наблюдательный совет, который не позволил бы ни правительству, ни губернатору, ни мэру единолично принимать решение по сокращению больниц или медперсонала.

Читайте также:  Участники огэ с ограниченными возможностями здоровья

Введенный государственный план охраны здоровья, по мнению коммунистов, сможет оказать благотворное влияние на профилактику, снижение уровня заболеваемости и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Документ предлагают рассчитать на шесть лет. За это время будут определены планируемые нормативы снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, нормативы снижения смертности. С установлением госплана депутаты от КПРФ хотят провести мероприятия по восстановлению утраченной сети медицинских организаций в сельской местности, труднодоступных и отдаленных местностях, а также развить медицинскую науку, технологии, медицинскую промышленность и провести мероприятия по импортозамещению.

Коммунисты объясняют предложенные изменения тем, что в России в течение последних лет проводятся «реформы» здравоохранения, которые привели лишь к ухудшению ситуации в этой сфере и ограничению прав граждан на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Оптимизация привела к сокращению медперсонала и увеличила нагрузку на работающих врачей без предоставления им адекватных социальных гарантий.

В профильном комитете Госдумы поддержали законопроект. Депутат Александр Кравец (КПРФ) отметил, что затраты на предложение и реализацию законопроекта его коллег не требуют серьезных капиталовложений, которые бы оттянули деньги от реального сектора здравоохранения.

Вице-президент Лиги здоровья нации Виктор Антюхов, являющийся членом общественного совета при Минздраве, идею депутатов также поддержал. Он отметил, что при профильном ведомстве работает общественный совет, куда входят руководители различных НКО. Новая же структура будет иметь иной смысл и получит больше полномочий, благодаря которым сможет решать проблемы в медицине.

Политолог Николай Миронов также уверен в правильности законопроекта. По его словам, коммунисты предприняли попытку развернуть в обратную сторону те реформы, которые проводились в медицине в последние годы и которые объективно снизили обеспеченность населения медпомощью — и количественно, и качественно.

— Конечно, выросли возможности лечиться за деньги, но большинство населения не может себе этого позволить, — уверен он.

Николай Миронов считает, что необходимо прекращать «оптимизацию» медицины и восстанавливать госсектор в сфере здравоохранения.

— Показатель затрат на медицину 3,6% ВВП — один из самых низких в мире. Здоровье, продолжительность жизни — это не те вещи, на которых можно экономить, — подчеркивает эксперт.

Он отмечает важное нововведение в законопроекте: в документе говорится о появлении органа контроля гражданского общества, регионов, муниципалитетов и законодательной власти за действиями чиновников.

— По законопроекту советам поручено согласовывать ключевые и жизненно важные для населения решения — о территориальном размещении медучреждений, их количестве и структуре, составе и характеристиках конкретных медицинских услуг, о числе врачей и других медработников, а это значит, что они не будут приняты без широкого обсуждения, — резюмировал Николай Миронов.

По данным Росстата, в 1990- 2013 годах число больничных организаций сократилось с 12,8 тыс. до 5,9 тыс., то есть более чем в два раза. По числу коек в больницах на 10 тыс. человек населения Россия находится сейчас на уровне РСФСР 1960-х годов (на 1960 год их было 89,1, на 1970-й — уже 112,5; в 2013 году этот показатель равнялся 90,6). Сокращается и число врачей: по данным Росстата, в 2007 году их было 707,3 тыс., а по состоянию на 1 января 2015 года, по информации Минздрава, в медицинских организациях работало 580,3 тыс. врачей, при этом по итогам 2014 года их численность сократилась на 12,8 тыс.

Рост средней зарплаты врачей, как считают депутаты, вызван не фактическим увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки, когда вместо положенных восьми часов врач работает 12 и больше.

По данным Счетной палаты, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач.

Источник

Adblock
detector