Министерство экономического развития Российской Федерации
Доклад о мерах по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008- 2010 годах
29 декабря 2009 г.
Версия для печати
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (далее – Проект) в 2008-2010 годах продолжится по следующим направлениям: развитие первичной медицинской помощи; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью; информационная поддержка и управление Проектом; пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения; мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и совершенствования медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями; проведение диспансеризации детей, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; строительство перинатальных центров.
В 2008-2009 годах будет продолжена дополнительная подготовка и переподготовка врачей первичного звена здравоохранения по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)» в рамках Проекта, в 2010 году обучение врачей первичного звена здравоохранения будет проводиться по учебно-производственным планам высших учебных заведений в рамках текущего финансирования. В 2008-2009 годах будет подготовлено 3000 врачей общей семейной практики и 18500 врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых. Объем средств, направляемых на эти цели, составит — 0,6 млрд. рублей (ежегодно по 0,3 млрд. рублей). На эти же средства будет проведена модернизация учебного процесса с внедрением симулятивного метода обучения медицинских работников. Для проведения учебного процесса буду закуплены современные учебно-методические материалы. На осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейная медицина) и медицинским сестрам, работающим с названными врачами , в 2008-2009 годах запланированы средства в объеме: 2008 год – 23,1 млрд. рублей, на 2009 год — 23,5 млрд. рублей, в 2010 году – 23,5 млрд.рублей. Численность врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейной медицины) и медицинских сестер, работающих с ними, запланирована в 2008 году – 83007 и 90332 человек соответственно; в 2009-2010 году – 84605 и 93600 человек соответственно. При этом прогнозируемая численность врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в 2007 году может составить 72 697 человек, медицинских сестер – 80 545 человек, которая ниже планового показателя на 4 865 и 3 143 человек соответственно. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2007 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» финансирование денежных выплат осуществляется с учетом гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167,183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому уточненные данные по объему финансовых средств, направленных в 2007 году на указанные цели, будут представлены на основании кассового отчета по исполнению бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в первом квартале 2008 года. Одновременно с этим будет уточнен объем средств, который будет направлен в 2008 году на указанные цели с внесением соответствующих изменений в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 – 2010 годы и федеральный бюджет на 2008-2010 годы, а также уточнена численность медицинских работников. Указанные денежные выплаты с 2009 года направляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий. В результате осуществления дополнительных денежных выплат ожидается укомплектование первичного звена здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики и медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики, значительное снижение коэффициента совместительства в амбулаторно-поликлинических учреждениях (до 1,1 в 2010 году). На осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи запланированы средства в объеме на 2008 год – 7,8 млрд. рублей, на 2009 год – 10,8 млрд. рублей, в 2010 году – 10,8 млрд.рублей. Численность медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи запланирована в 2008-2010 годах 60485 и 115043 человек соответственно. При этом прогнозируемая численность медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи в 2007 году может составить 45929 и 94427 человек, которая ниже планового показателя на 13074 и 17982 человека соответственно. В соответствии с внесением изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» финансирование денежных выплат осуществляется с учетом гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167,183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому уточненные данные по объему финансовых средств, направленных в 2007 году на указанные цели, будут представлены на основании кассового отчета по исполнению бюджета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в первом квартале 2008 года, а также по итогам представленного кассового отчета об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации за 2007 год будет определен объем средств, необходимый для финансового обеспечения денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи. Одновременно с этим будет уточнен объем средств, который будет направлен в 2008 году на указанные цели с внесением соответствующих изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы, а также уточнена численность медицинских работников. Поэтому численность получателей денежных выплат в 2008 – 2010 годах будет скорректирована с учетом итогов 2007 года.
В 2008-2010 годах будут продолжены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С (профилактические программы) в социально-уязвимых группах населения . На эти цели направляется в 2008 году – 200,0 млн. рублей, в 2009-2010 годах по 400 млн. рублей. Профилактические программы состоят из образовательных, информационных проектов и иных программ, проводимых среди социально-уязвимых групп населения, включая молодежь, а также лиц, входящих в группы риска заражения ВИЧ-инфекции, гепатитами В и С. Одновременно в этот период будет осуществляться обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусами гепатитов С (и гепатита В) и лечения этих заболеваний, для чего направляются средства федерального бюджета в сумме: в 2008 году — 7,8 млрд. рублей, в 2009 году- 9,3 млрд. рублей, в 2010 году – 12,0 млрд. рублей. С целью выявления ВИЧ-инфицированных ежегодно будет обследовано по 22,0 млн.человек. Продолжается лечение ВИЧ-инфицированных, имеющих показания к антиретровирусной терапии (в 2008 году – 40 тыс. человек, в 2009 году – 52 тыс. человек, в 2010 году – 70 тыс. человек). В 2008 году подлежат лечению 3,6 тыс. человек, инфицированных вирусными гепатитами В и С, в 2009 году — 3 тыс. человек, в 2010 году – 1,4 тыс. человек. Снижение числа больных, подлежащих лечению, связано с уменьшением числа больных с сочетанной патологией ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, а также с преобладанием полового пути передачи ВИЧ-инфекции, при котором риск заражения вирусными гепатитами В и С ниже, чем при употреблении инъекционных наркотиков. В 2008-2010 годах на проведение иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (далее – Национальный календарь) будет направлено 18,3 млрд. рублей (по 6,1 млрд. рублей ежегодно). В рамках Национального календаря в 2008 и 2009 годах планируется привить одинаковую численность населения при этом: против полиомиелита — 5,9 млн. детей (из них, 1,5 млн. детей иммунизация будет проведена инактивированной вакциной), а 4,4 млн. детей – живой полиомиелитной вакциной (вакцинация с использованием инактивированной полиовакцины запланирована в целях профилактики поствакцинальных осложнений в виде вакциноассоциированного полиомиелита после применения живой полиомиелитной вакцины), против вирусного гепатита В — 7 млн. подростков, не привитых ранее, против краснухи — 3,2 млн. детей до 14 лет и лиц до 25 лет, не привитых ранее, против гриппа – 35,0 млн. детей дошкольного возраста, учащихся, взрослых, старше 60 лет, медработников и работников образовательных учреждений, против дифтерии, коклюша и столбняка – 21,0 млн. детей до 1 года, в возрасте 18 месяцев, 6 лет и 14 лет, а также взрослых в возрасте 25,35 45, 55 лет и старше, против кори и эпидемического паротита – 3,0 млн. детей в возрасте 1 года и 6 лет, против кори – 400 тыс. взрослых до 35 лет и против туберкулеза – 2,1 млн. человек. В 2010 году будет увеличена численность детей, подлежащих иммунизации: против полиомиелита на 100 тыс. человек и составит 6,0 млн. детей (из них, 1,5 млн. детей иммунизация будет проведена инактивированной вакциной, а 4,5 млн. детей – живой полиомилелитной вакциной) и снижена численность подростков, не привитых ранее против вирусного гепатита В, которая составит 3 млн. человек, остальные параметры, входящие в Национальный календарь останутся на уровне 2008 и 2009 годов. Реализация мероприятий в рамках Национального календаря позволит к 2010 году снизить уровень заболеваемости гепатитом В до 3 случаев на 100 тыс. населения, краснухой до 10 случаев на 100 тыс. населения, корью до 1 случая на 1 млн. населения. В 2008-2010 годах планируется продолжение обследования новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром и введение с 2008 года проведения аудиологического скрининга детей первого года жизни . Для осуществления данного мероприятия, с учетом прогноза рождаемости (2008 год- 1 658 300 новорожденных, 2009 год – 1 696 500, 2010 год – 1 696 500) и процента охвата обследованием не менее 95-96% новорожденных (1,6 млн. детей ежегодно), направлены средства в объеме 1,5 млрд. рублей, по 0,5 млрд. рублей ежегодно. Средства будут направлены на обеспечение проведения неонатального скрининга оборудованием и наборами тест-систем на три вышеуказанных заболевания, высокотехнологичную биохимическую и молекулярно-генетическую диагностику, а также на развитие пренатальной диагностики с целью профилактики рождения больного ребенка в последующем. С 2008 года в рамках Проекта внедряется аудиологический скрининг детей первого года жизни. По данным эпидемиологических исследований, распространенность патологии слуха у детей составляет 1 на 1000, общая численность детей до 18 лет с данной патологией в Российской Федерации составляет около 1 млн. человек. В настоящее время сохраняется тенденция к росту глухоты у детей, которая чаще имеет врожденный характер и может быть установлена при своевременном проведении аудиологического скрининга, в который входит диагностика нарушения слуха у ребенка и последующая реабилитация тугоухости. Программа аудиологического скрининга является двухэтапной: — I этап — выявление детей с нарушением слуха в родильном доме или детской поликлинике; — II этап — диагностика, лечение и реабилитация в сурдологическом центре. Финансирование первого этапа начнется с 2008 года и средства в размере 100,0 млн. рублей будут направлены на обеспечение родовспомогательных учреждений и детских поликлиник специальным оборудованием. В последующие годы будут дооснащены родовспомогательные учреждения и детские поликлиники, оснащены специальным оборудованием сурдологические центры (государственные и муниципальные). Внедрение аудиологического скрининга детей в возрасте до 1 года позволит улучшить качество и своевременность оказания специализированной медицинской помощи детям (слухопротезирование, кохлеарная имплантация), снизить инвалидность, обеспечить эффективную социальную адаптацию детей с нарушениями слуха в общество, сократить расходы государства на социальную поддержку инвалидов. В 2008-2010 годах оплата медицинской помощи, оказанной женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, а также детям первого года жизни (родовый сертификат) , сохранится в прежнем порядке. Медицинское обслуживание в рамках родового сертификата получат в 2008 году 1 500 000 женщин, в 2009 году – 1 550 000, в 2010 году – 1 550 000. Расходы на реализацию программы родового сертификата в 2008 году составят – 16,6 млрд.руб., в 2009 году — 17,0 млрд. рублей, в 2010 году мероприятие будет осуществляться в рамках текущего финансирования, для чего запланированы средства в объеме 17,0 млрд. рублей. Расчеты проведены с учетом ежегодного прогнозирования рождения 1,6 млн. детей, уровнем оплаты до 90% родов. Реализация программы «Родовой сертификат» позволит добиться снижения показателей младенческой смертности к 2010 году до 9,3 на 1000 родившихся, а также общей заболеваемости и инвалидизации детей грудного и раннего возраста. Прогнозируемые показатели материнской смертности в 2010 году — 21,0 на 100 тыс.родившихся живыми. В 2008-2009 годах продолжится дополнительная диспансеризация работающих граждан . На эти цели будут направлены средства в объеме 4,0 млрд. рублей ежегодно. В 2010 году планируется продолжение мероприятий по дополнительной диспансеризации в рамках текущей деятельности учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Планируемая численность граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации, составит в 2008 году — 5,9 млн. человек, в 2009 году – 5,5 млн. человек. В 2008 -2009 годах стоимость дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина составит 680, 720 рублей соответственно. В 2009-2010 годах будет продолжено проведение углубленных медицинских осмотров работающих во вредных и (или) опасных производственных факторах , для чего выделены средства в объеме 2,0 млрд.руб. ежегодно. За период 2008-2010 годы планируется провести углубленные медицинские осмотры работающим во вредных или опасных производственных факторах в 2008 году — 3,2 млн. человек, в 2009 году — 3,0 млн. человек, в 2010 году- 2,5 млн. человек. Стоимость стандарта углубленного медицинского осмотра составит в 2008 году – 620 рублей, в 2009 году – 660 рублей, в 2010 году — 700 рублей. Расходы на проведение углубленных медицинских осмотров работающих в 2008 – 2010 годах запланированы в объеме по 2,0 млрд. рублей ежегодно. Проведение дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров позволят выявить на ранних стадиях заболевания, в том числе социально-значимые, такие как, сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, которые являются основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения Российской Федерации. В ходе данных мероприятий будут определены группы лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении, госпитализации, в том числе с использованием высокотехнологичных видов медицинской помощи, а также лица с факторами риска развития хронических заболеваний, что позволит оценить потребности в объемах оказания медицинской помощи работающему населению.
Одним из основных направлений реализации Проекта является обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (далее — ВМП). В период 2008-2010 годы запланировано ежегодное увеличение планируемых объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации: в 2008 году — 195 тыс. человек, финансирование в размере 22,0 млрд. рублей; в 2009 году — 220 тыс. человек, финансирование в размере 26,5 млрд. рублей; в 2010 году — 240 тыс. человек, финансирование в размере 29,7 млрд. рублей. Прорабатывается вопрос расширения профилей высокотехнологичной медицинской помощи (педиатрия, детская онкология, гематология), оказываемой медицинскими учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 2008 года. Будут увеличены плановые показатели государственного задания по наиболее востребованным профилям высокотехнологичной медицинской помощи (травматология, ортопедия и эндопротезирование, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия). Запланировано увеличение не менее чем в три раза объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи больным, нуждающимся во вспомогательных репродуктивных технологиях, в том числе экстракорпоральном оплодотворении. В части внедрения новых механизмов финансирования государственного задания Министерством осуществляется моделирование объемов ВМП с учетом приоритетного развития отдельных профилей и видов, «выравнивания» уровня обеспеченности ВМП отдельных регионов. Будет продолжена стандартизация высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе актуализация действующих стандартов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также подготовка новых стандартов медицинской помощи для внедрения в практическую деятельность федеральных медицинских учреждений новых высокотехнологичных видов медицинской помощи. Также будут изданы стандарты оснащения медицинских учреждений, оказывающих ВМП по государственному заданию. Одновременно для повышения уровня доступности населению Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи и приближения высокотехнологичной медицинской помощи к месту проживания граждан Российской Федерации в рамках реализации Проекта, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.03.2006 г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» будет построено 15 федеральных центров высоких медицинских технологий. Строящиеся Центры будут соответствовать мировым стандартам, предъявляемым к медицинским учреждениям, оказывающим высокотехнологичные медицинские услуги, и позволят не только повысить доступность ВМП для населения, но и предоставлять эти услуги, как на внутреннем, так и на внешнем рынке медицинских услуг. Каждый из этих Центров будет осуществлять до 6 000 оперативных вмешательств в год при выходе их на полную мощность, что возможно при использовании современных технологий, обеспечивающих работу медицинского оборудования в двух – трехсменном режиме шесть дней в неделю, как это принято в ведущих клиниках мира. В 2008 году запланирован ввод в эксплуатацию 4 центров высоких медицинских технологий: — центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (г. Краснодар); — два центра сердечно-сосудистой хирургии (г.Красноярск, г.Хабаровск); — центр нейрохирургии (г. Тюмень). В течение 2008-2009 годов: — три центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования (г.Барнаул, г.Владивосток, г. Смоленск); — центр сердечно-сосудистой хирургии (г.Калининград, г.Пермь, г.Челябинск); — центр нейрохирургии (г. Новосибирск). Строительство федеральных центров в 2008 году будет проводиться за счет переходящих средств 2007 года. Для организационно-методического руководства деятельности федеральных центров высоких медицинских технологий определены профильные учреждения Росмедтехнологий. Подготовка будет осуществляется, как по основным специальностям, так и по программам дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В 2008-2009 гг. планируется провести повышение квалификации 353 специалистов. Благодаря уменьшению времени ожидания, повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи ожидается снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности (снижение смертности к 2010 году до 13,5 случаев на 1000 населения), улучшения качества жизни больных. Реализация данного мероприятия позволит повысить удовлетворенность населения в высокотехнологичной медицинской помощи с 29% в 2006 году до 80% в 2010 году. В 2008-2010 годах на развитие новых высоких медицинских технологий в федеральных медицинских учреждениях будут направлены финансовые средства в объеме 7 млрд.рублей в 2008 году и по 6 млрд. рублей в 2009-2010 годах. Это позволит укрепить материально-техническую базу федеральных медицинских учреждений — исполнителей государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, внедрить уникальные медицинские технологии в практику здравоохранения и обеспечить ими население Российской Федерации. Информационное сопровождение и управление Проектом в 2008-2010 годах будет продолжено, направленный объем финансовых средств в 2008-2009 годах составит 300 млн. рублей ежегодно, в 2010 году данная деятельность будет осуществляться в рамках текущего финансирования Министерства.
Пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
Пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, (далее — пилотный проект) продолжится в первом полугодии 2008 года в рамках пролонгации срока действия заключенных в 2007 году соглашений в 19 субъектах Российской Федерации. На реализацию пилотного проекта в 2007 году и первом полугодии 2008 года предусмотрены средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в объеме 5,4 млрд. рублей. Объем средств софинансирования пилотного проекта со стороны субъектов Российской Федерации в 2007-2008 годах составляет 2,8 млрд. рублей. На осуществление реализации пилотного проекта в 2008 году предусмотрены остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2008 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных на 2007 год. Аналогичный порядок финансирования пилотного проекта в первом полугодии 2008 года предусмотрен в субъектах Российской Федерации. Анализ результатов реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, позволит разработать модельные законодательные инициативы по обеспечению конституционных прав граждан на бесплатную помощь, первоочередными из которых являются: — законодательное закрепление государственных гарантий медицинской помощи населению и определение публичных обязательств государства в сфере здравоохранения; — определение направлений модернизации системы обязательного медицинского страхования; — формирование механизмов внедрения обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников; — оформление защиты прав пациента.
Мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
При реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях основными задачами являются: обеспечение своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим; модернизация оснащения учреждений, оказывающих медицинскую помощь данному контингенту; оптимизация логистики приезда специального транспорта и доставки пострадавшего в лечебно-профилактическое учреждение. В ходе реализации мероприятий планируется оснастить лечебно-профилактические учреждения, расположенные вдоль федеральных автомобильных дорог диагностическим оборудованием на сумму 5,9 мрлд. рублей и поставить санитарного автотранспорта на сумму 1,5 млрд. рублей Всего для реализации мероприятия запланировано на три года 7,4 млрд.рублей.: 2008 год – 2,6 млрд. рублей; 2009 год – 2,5 млрд. рублей; 2010 год – 2,4 млрд. рублей. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях позволит снизить смертность от транспортных травм (всех видов) с 27 (в 2006 г.) до 16 случаев на 100 тыс. человек к 2010 г.
Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями
Реализация мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями направлена на снижение смертности населения Российской Федерации от инсультов, инфарктов и других сосудистых заболеваний. Мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями включают в себя мероприятия по внедрению системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, а также мероприятия по оснащению государственных, в том числе федеральных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований современным оборудованием, необходимым для проведения диагностических и лечебных вмешательств экстренного и планового порядка при патологии сосудов сердца и головного мозга в отдельных субъектах Российской Федерации. На реализацию мероприятия будет направлено: в 2008 году — 3,6 млрд. рублей; в 2009 году — 1,47 млрд. рублей; в 2010 году — 3,1 млрд. рублей. Реализация указанного мероприятия позволит увеличить число малоинвазивных внутрисосудистых вмешательств для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в 2008 г. на 18,0 тыс., в 2009 г. на 30,0 тыс., в 2010 г. на 52,0 тыс. Это позволит снизить смертность от болезней сердечно-сосудистой системы с 860 случаев на 100 тыс.населения в 2006 г. до 700 на 100 тыс. населения к 2010 году.
В 2008-2010 годах продолжится проведение диспансеризации детей, находящихся в стационарных учреждениях для детей-сирот системы образования и здравоохранения и детей, оставшихся без попечения родителей. На проведение данного мероприятия предусмотрены финансовые средства в 2008 году – 306,6 млн.рублей, в 2009 году – 320,4 млн.рублей, в 2010 году – 341,2 млн.рублей с ежегодным обследованием по 200 тыс. детей. Целью проведения диспансеризации является выявление больных детей, их лечение, в том числе с привлечением высокотехнологичных видов медицинской помощи, и с дальнейшим их направлением на воспитание в семью.