Меню

Национальный проект общественное здоровье

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» — ПРЕСС-ЦЕНТР

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».

Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.

Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Питание в раннем детстве и в школьные годы.

От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.

Принципы здорового питания во время беременности

В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.

Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности

Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Как рацион человека должен меняться с годами?

С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.

Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда

В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале​ «Здоровое питание»

Источник

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»

Здоровье и благополучие человека – основные приоритеты и национальные цели в России. В мае 2018 года, для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, Президент Российской Федерации подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

С 2019 года в активную фазу реализации вошел национальный проект «Демография», главным приоритетом которого стало сохранение и приумножение населения России. Основные цели проекта – увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни населения до 78 лет; снижение смертности людей старше трудоспособного возраста, увеличение суммарной рождаемости. Также – увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Здоровый образ жизни невозможен без правильного, сбалансированного питания. В рамках национального проекта «Демография», Роспотребнадзор реализует Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» в части здорового питания.

Первым направлением работы Роспотребнадзора является создание системы мониторинга за состоянием питания населения и его качеством. Проводится оценка фактического питания людей: какие продукты потребляют, в каком количестве, сколько раз в день, что едят дети в организованных коллективах, каковы региональные особенности питания и насколько рацион россиян отвечает принципам здорового питания и рекомендациям по потреблению сахара, соли, наличию необходимых микроэлементов и витаминов.

Проведение исследований организовано путем опроса/анкетирования родителей при участии детей и анализа сведений образовательных учреждений, в которых организовано питание детей. В 2019 году исследование стартовало в 5 пилотных регионах и апробировано в 2800 школах. В 2020 году территория исследования школьного питания расширилась и охватила 24 региона Российской Федерации. Суммарно в 2019-2020 году оценка питания обучающихся была проведена в 5083 школах, опрошены 50 098 учеников начальной, средней и старшей школы вместе с родителями. В 2021 году планируется провести исследование в 49 регионах Российской Федерации.

Проводится оценка доступа россиян к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов, в том числе путем усиления лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции, представленной на полках магазинов. Согласно утвержденным методикам исследуются 11 групп пищевой продукции, каждая по 10-15 показателям качества и безопасности (витамины, микро- и макроэлементы, соль, сахар, трансизомеры, антибиотики и др.). В 2019-2020 годах, для мониторинга качества пищевых продуктов, дооборудовано 29 испытательных лабораторных центров Роспотребнадзора, приобретено 945 единиц оборудования, внедрено 184 методики исследований, что позволило увеличить количество исследуемых показателей качества на 30% (с 87 до 117).

Осуществлен мониторинг 76 844 торговых точек на предмет изучения доступа россиян к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов; отобрано 15 658 образцов пищевой продукции, проведено 590 000 исследований по показателям безопасности и 117 показателям качества.

Система мониторинга позволяет провести детальную оценку фактического питания населения в различных регионах России. На основе полученных аналитических данных будут разработаны региональные и объектовые программы профилактики нарушений здоровья населения, в том числе детского, рекомендаций по коррекции рационов питания, а в дальнейшем, сделают возможной оценку эффективности принимаемых мер, направленных на изменение пищевого поведения населения и продвижение принципов здорового питания.

Читайте также:  Бог дает нам здоровье

В 2020 году, одной из ключевых, стала задача, озвученная Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации – обеспечить бесплатным горячим качественным и здоровым питанием всех учеников с первого по четвертый класс. Соответствующие изменения были внесены в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В целях обеспечения качественного питания обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, Роспотребнадзору было поручено провести внеплановые проверки соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов. По итогам поручения и мониторинга питания школьников, процент обучающихся 1-4 классов, охваченных бесплатным горячим питанием в 2020 учебном году, составил 99-100%.

Территориальными органами Роспотребнадзора ведется активная работа по взаимодействию с родительским сообществом, представителями Общероссийского народного Фронта, Министерствами образования субъектов и уполномоченными по правам ребенка, руководителями управлений образования муниципальных образований.

Роспотребнадзор выпустил «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций», регламентирующие нормы горячего питания в школах. Разработаны методические рекомендации «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», позволяющие родителям школьников оценить качество оказываемых услуг питания.

Еще одним важным направлением работы является усовершенствование нормативной базы по вопросам здорового питания, включая совершенствование требований к организованному питанию, в особенности для детей.

Впервые в России понятия «здоровое питание», «качество пищевых продуктов» и «горячее питание», а также принципы здорового питания закреплены на законодательном уровне Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 01.03.2020).

«Мы уточнили и закрепили законодательно определение качества пищевой продукции, разработали новые санитарные правила и нормы (СанПиН), а также санитарно-эпидемиологические правила, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически полноценного питания детей. Новые нормы предусматривают уменьшение использования сахара и соли при организации питания детей, сокращение доли кондитерских изделий, а также обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами» – А.Ю. Попова, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Чрезвычайно важным направлением работы Роспотребнадзора является просветительская и информационная работа с населением.

В 2019 году создан и развивается портал здоровое-питание.рф, специальные онлайн-проекты школа.здоровое-питание.рф, рецепты.здоровое-питание. рф. а также социальные сети проекта. Охват аудитории портала составил более 42 млн человек, охват социальных сетей порядка 10 млн человек.

На популярной платформе «Здоровье ВКонтакте» запущен сервис – «Дневник питания». На телеканале «Россия 1» стартовала программа «Формула Еды – Лучшее в России», по данным панельных телеизмерений «Mediascope Россия» ставшая лидером по количеству просмотров, охват аудитории составил более 12 млн. просмотров.

Выпущено более 1,5 тысяч публикаций в крупнейших печатных изданиях и более 200 программ на федеральных телеканалах.

Созданы 5 научно-методических центров, разработаны методические рекомендации и образовательные программы для всех групп населения (охват в 2020 году составил 8,7 млн. человек), проводятся открытые уроки для школьников и тематические «горячие линии» Роспотребнадзора. К информационной работе по популяризации принципов здорового питания привлечены ключевые научно-исследовательские институты, связанные с питанием и здоровьем человека; крупнейшие производители и торговые сети; сообщество родителей и учителей; представители экспертного профессионального сообщества и лидеры общественного мнения в области здорового питания и здорового образа жизни.

Стратегическим партнером Роспотребнадзора в реализации проекта является ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», совместно с которым разработано научно-методическое обеспечение исследований, которые легли в основу создания системы мониторинга питания, и просветительские программы для населения по вопросам здорового питания.

Суммарный охват аудитории по всем активностям проекта значительно превышает 100 миллионов человек.

Источник

«Напугать мы можем, а вот вдохновить пока умеем не очень хорошо»

«НЕ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА МЕДИКА, А СИСТЕМНОЕ УСИЛИЕ ГОСУДАРСТВА»

– Что нацпроект «Демография» принципиально меняет в системе профилактики и продвижения здорового образа жизни?

– Общественное здоровье впервые становится системой. Медицинская профилактика известна давно, в советской и российской системе здравоохранения она занимала определенное место – в качестве санпросветработы, например. Но если раньше профилактика воспринималась главным образом как борьба со злоупотреблениями и ликвидация медицинской безграмотности, то сегодня на первый план выходит системное управление рисками за счет создания умной системы сдержек и стимулов. Как неоднократно отмечала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова, не менее 60% вклада в состояние здоровья вносит образ жизни человека.

Теперь вернемся к нацпроекту «Демография». Его частью является федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Он, вероятно, может считаться той отправной точкой, с которой в нашей стране общественное здоровье становится самостоятельной дисциплиной. Иными словами, это уже не факультативная работа медика, а самостоятельное и системное усилие государства, направленное на снижение бремени неинфекционных заболеваний через управление рисками. В этом процессе задействован не только Минздрав России, но и другие ведомства, региональные власти, гражданское общество, то есть практически все население страны.

– Какова здесь роль Минздрава?

– Министерство здравоохранения выступает основным координатором проекта. Мы разрабатываем новые модельные решения как для регионов, так и для муниципалитетов, обеспечиваем подготовку проектов нормативных правовых актов, новых требований к инфраструктуре общественного здоровья, привлечению бизнеса.

– Одна из основных. Есть очень много хороших, передовых даже по мировым меркам, региональных практик. Например, в Республике Удмуртии 2019‑й назван годом здоровья, предусмотрен большой перечень тематических активностей, в том числе в рамках федерального проекта. Есть отличные программы в Республике Чувашии, Республике Саха, Московской, Свердловской и Вологодской областях, мы сейчас активно работаем с Амурской областью.

Можно называть много примеров, но каждый раз в таких рассуждениях мы будем сталкиваться с одной и той же проблемой: если вы попросите меня назвать позитивный пример, я сделаю это очень легко, но если вы захотите составить таблицу, в которой будут отображены задачи и индикаторы общественного здоровья по годам, и «протянуть» ее по всем регионам, тем более муниципалитетам, то это вызовет затруднение – такой работы ранее никогда не проводилось. Поэтому на сегодня наша основная задача в рамках проекта – разработать единую методологию работы в области общественного здоровья в регионах, составить единые KPI для всех субъектов и муниципалитетов. Будут модельные региональные и муниципальные программы, которые каждый регион сможет адаптировать под свои потребности. Приоритетом программ должна стать борьба с факторами риска неинфекционных заболеваний – создание экосистемы общественного здоровья, возможностей для физической активности, рационального питания и так далее. Очень важный аспект – корпоративные программы стимулирования здорового образа жизни. Для крупных работодателей они координируются регионом, для меньших по размеру – муниципалитетом.

– Какие индикаторы будут ключевыми в этих программах?

Читайте также:  Человека не кормит да еще здоровье портит

– Целый ряд показателей, причем не только непосредственно отражающих бремя известных факторов риска – курения и потребления алкоголя. Так, прорабатываются индикаторы, характеризующие политическое внимание к этой теме, например, число вопросов, касающихся общественного здоровья, обсуждавшихся в региональном парламенте или в муниципальном собрании. Конечно, это не является буквальным отражением того, насколько регион хорошо работает по этой теме, но демонстрирует, что вопрос находится на повестке дня.

Нельзя оставить без внимания и индикаторы, связанные с планированием городского пространства, например, площадь зеленых насаждений, протяженность велодорожек, доступность пешеходной сети, наличие рекомендованных пешеходных маршрутов, а также информирование населения о созданных условиях. Например, вы, возможно, рады ездить на работу на велосипеде, но где ездить? Из окна вы видите шоссе, и кажется, что доступен только автотранспорт. При этом оказывается, что рядом был проложен велосипедный маршрут, по которому вы могли бы прекрасно добираться на работу через парк, но вы про него ничего не знаете, вам никто о нем не рассказал. Поэтому информирование и работа с населением – неотъемлемая часть общественного здоровья.

Могу сказать, что сейчас, общаясь с регионами, мы находим большое понимание и достаточный интерес. Так что есть основание полагать, что все планируемые инициативы нацпроекта будут в полной мере реализованы.

«Из окна вы видите шоссе, и кажется, что доступен только автотранспорт. При этом оказывается, что рядом был проложен велосипедный маршрут, но вам никто о нем не рассказал»

– Нацпроект подразумевает масштабное привлечение НКО. Каковы их позиции в тематических мероприятиях?

– Уже сегодня многое делается общественными организациями, но в реализации федпроекта их роль становится ключевой. Гражданское общество – это и волонтеры, и НКО, одним словом, все неравнодушные к поднимаемым нами проблемам. Минздравом в прошлом году на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова был создан первый в России федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. За это время центр разработал методические рекомендации по волонтерству, методы учета волонтерства при поступлении на послевузовское образование в медицинском образовательном учреждении. Нам удалось не просто сформировать модель учета волонтерства при поступлении, но и разработать конкретные предложения по тому, сколько баллов желательно присваивать за тот или иной вид волонтерства. Например, волонтер, работающий в хосписе или с людьми, имеющими ментальные нарушения, получит больше баллов, а участвовавший в акциях – чуть меньше: согласитесь, это все же разная работа. Был проведен большой образовательный цикл для работников региональных органов госвласти по взаимодействию с волонтерами. Тот факт, что лучшим волонтером по итогам прошлого года стал именно волонтер‑медик, стало для нас поводом для гордости. Нашего молодого коллегу поздравил Президент России Владимир Владимирович Путин. Всего же сегодня в рядах волонтеров‑медиков уже более 20 тысяч, которые за время существования организации помогли нескольким миллионам человек.

«ВАЖНО НЕ ТОРОПИТЬСЯ С ВНЕДРЕНИЕМ СКОРОСПЕЛЫХ ИДЕЙ»

– За популяризацию ЗОЖ отвечают центры общественного здоровья. Какой будет их функция теперь?

– Сейчас центры здоровья сосредоточены в основном на индивидуальной профилактике. Наша задача – сделать акцент на коммунитарных программах, то есть программах в местном сообществе, сохранив при этом все имеющиеся достижения этих учреждений. И поверьте, там действительно очень многое делается усилиями очень достойных специалистов. Их задачей будет включение повестки общественного здоровья во все процессы, происходящие в регионе. Например, при обсуждении планов по строительству дорог, планированию пространства, парков центр общественного здоровья должен стать структурой, адвокатирующей интересы здоровья и благополучия людей. При этом региональный центр общественного здоровья будет координировать работу первичных центров, расположенных в муниципалитетах.

– Когда намечен старт всех этих мероприятий нацпроекта?

– Они будут внедряться последовательно, в формате пилотных проектов. Поскольку механизмы новые, нам важно не торопиться с внедрением скороспелых идей, а детально обсудить их с профессиональным сообществом, представителями гражданского общества, научными работниками, для того чтобы найти правильные и таргетированные способы воздействия. Именно поэтому этот год будет посвящен созданию оптимальных модельных документов и запуску пилотов, которые затем последовательно будут внедряться в регионах, муниципалитетах, на корпоративном уровне.

– Какую роль здесь играет нормативное регулирование?

– Цели приоритетного проекта могут быть достигнуты только двумя параллельными путями – формированием у человека внутренней мотивации, например, через коммуникационные инструменты, но, что не менее важно, через формирование среды – экосистемы общественного здоровья. Часть такой экосистемы формируется за счет нормативных требований. Яркий пример работы этого механизма – федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [ФЗ №15 от 23 февраля 2013 года. – Vademecum], который запретил курение во многих общественных местах, что за короткий срок серьезно способствовало денормализации курения, особенно у подростков.

Есть и другие меры, как по отношению к табачной, так и по отношению к алкогольной продукции. Например, запрет совместной выкладки алкоголя и продуктов питания. Сейчас, заходя в магазин, вы видите, что, например, рядом с алкоголем на полке стоит печенье. Конечно, вы вряд ли купите бутылку водки, если пришли за печеньем, но тот факт, что вы часто в своей жизни сталкиваетесь с алкоголем, нормализует его, делает вас гораздо более терпимым. И вы уже начинаете забывать, что колоссальный процент смертей от внешних причин в трудоспособном возрасте ассоциирован именно с алкоголем.

– Эти предложения уже нашли отражение в конкретных нормативных инициативах?

– У приоритетного федерального проекта есть сводный план – в нем четко зафиксированы сроки по всем активностям. Срок внесения данных по нормативно‑правовым актам – 1 декабря 2019 года.

Но могу сказать, что еще до нацпроекта велась определенная работа, было несколько предложений по регулированию алкогольного и табачного рынков. Экспертами предложен ряд мер, связанных с территориальной, визуальной и ценовой доступностью этих изделий. Помните, некоторое время назад у нас были распространены ларьки? В них можно было приобретать табачные изделия, алкоголь, и они находились в шаговой доступности. Сейчас это запрещено, и никаких негативных последствий для экономики страны это не принесло. Остался только позитив – человеческие жизни были сохранены за счет сокращения шаговой доступности алкоголя и табака. Мы не говорим о том, что все нужно запретить. Наша позиция очень взвешенная: регулирование необходимо формировать, исходя из тех рисков, которые данный товар несет для людей. Второй момент – это визуализация упаковки изделий, которая сама по себе является их рекламой. Нам очень важно, чтобы человек как можно реже сталкивался с продвижением такой продукции, соответственно, некоторые ограничения должны быть направлены и на упаковку (вспомним, например, устрашающие картинки на пачках сигарет). Третий элемент – это цена. В Европейском регионе ВОЗ, включающем 53 страны с самой разной экономикой, налоги на табак достаточно высокие. Безусловно, мы понимаем аргументы некоторых экономистов о том, что повышение цен может увести какую‑то долю табачных и алкогольных изделий в тень. Такое регулирование, очевидно, должно быть сбалансированным. Но при этом мы не должны исходить из того, что единственным способом обеления рынка сигарет или алкоголя является минимизация цен на них.

Читайте также:  Почему алкоголь вреден для здоровья или нет

«ПРИВЫЧКА ПИТЬ СЛАДКОЕ – УЖЕ СЕРЬЕЗНЫЙ РИСК»

– Насколько ощутимо для вас давление лобби производителей табака и алкоголя?

– Оно всегда было и остается. В преамбуле Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака указывается на наличие непримиримых противоречий между интересами общественного здоровья и табачной индустрии. Я подчеркну: непримиримых. Именно поэтому обсуждать инициативы по ограничению потребления табака с табачной индустрией бессмысленно: основной интерес компаний состоит в том, чтобы увеличить или сохранить прибыль, а основной продукт, который может эту прибыль принести, – табачные изделия.

Но мы воспринимаем противодействие табачной индустрии как часть объективной реальности и стараемся не критиковать других, а постоянно улучшать свою аргументацию. Поэтому сегодня мы можем гордиться тем, что в своих позициях ссылаемся на результаты серьезных международных и российских научных исследований, даем обоснование каждому аргументу.

– По словам врачей, работающих с неинфекционными заболеваниями, сейчас Минздрав готовит проект стратегии по профилактике, подразумевающий, среди прочего, ограничение рекламы соков на телевидении. Что это за документ?

– Речь идет о проекте стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Этот документ прошел серьезную экспертную доработку и сейчас находится на этапе межведомственного согласования. Думаю, что с горизонтом в месяц‑полтора мы сможем его опубликовать. Это стратегический план, который включает три крупных блока: развитие популяционной профилактики, индивидуальной, или стратегии высокого риска, когда человек, уже имея какое‑то заболевание, приходит к врачу и ему назначается соответствующая терапия, и, наконец, совершенствование системы оказания медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях – повышение ее качества и доступности. По сути, это структурированное видение нашей будущей борьбы с неинфекционными заболеваниями.

Если говорить о сроках, то именно такой меры в стратегии нет. Однако в целом подходы к снижению потребления сладких напитков нам в рамках реализации стратегии предстоит выработать. Одна из проблем всего мира и нашей страны – избыточное потребление сахара, приводящее к ожирению, прежде всего у детей. А одним из серьезных источников сахара в рационе являются сладкие напитки. Мы привыкли часто пить что‑то сладкое вместо воды. При этом если вы посмотрите, какое количество калорий содержится в сладких напитках, то увидите, что это довольно внушительная цифра. Даже в тех случаях, когда в сладких напитках используется не сахар, а сахарозаменитель, сам факт того, что у человека сохраняется привычка пить сладкое, является достаточно серьезным риском.

Той же логикой мы руководствуемся, например, возражая против курилок, поскольку они социализируют не вполне правильную форму поведения, человек думает: «Курить можно, просто это нужно делать в определенных местах». То есть создание курилок – это попытка укоренить в сознании людей нормальность курения как такового, а ведь это не так.

«Табак – это очень вредно, смертельно опасно. Это не вопрос права, желания или взглядов – это зависимость, соответствующим образом классифицированная ВОЗ. Но зависимость можно преодолеть»

– А каково назначение «Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», утвержденной Минздравом в прошлом году?

– У нее такая же задача, как и у «Стратегии профилактики неинфекционных заболеваний», – сокращение смертности от ее наиболее распространенных причин. Вероника Игоревна Скворцова еще несколько лет назад поставила принципиально новую задачу – обеспечить внедрение концепции 4П‑медицины: предиктивной, превентивной, персонализированной и партисипативной. Это принципиально иной подход к клинической медицине и медицинской науке. Сегодня существуют научные данные, создающие основу для прогнозирования с высокой долей вероятности развития у человека тех или иных форм рака, сердечно‑сосудистых заболеваний, диабета. Это дает совершенно новые возможности в плане профилактики и лечения. Некоторые практические разработки в рамках данной парадигмы уже реализованы отечественными учеными.

«ПОБЕДА – ГЛАВНЫЙ МОТИВ НАШЕЙ КАМПАНИИ»

– В прошлом году вы поменяли знаменитый слоган «Минздрав предупреждает» на «Минздрав утверждает: ты сильнее». Как возникло это креативное решение?

– Мы довольно эффективно научились использовать в плане коммуникаций механизмы устрашения: картинки на пачках сигарет действительно работают – это подтверждают данные во всем мире, и мы здесь не исключение. Но при этом для всех остается проблемой создание внутренней мотивации. То есть напугать человека мы можем, а вот вдохновить пока умеем не очень хорошо. В прошлом году мы поставили себе задачу построить коммуникационную кампанию на других принципах. Думаю, удалось найти правильный вектор, по которому можем двигаться дальше – это создание внутренней мотивации через вдохновение человека. Мы говорим, что табак – это очень вредно, смертельно опасно. Это не вопрос права, желания или взглядов – это зависимость, соответствующим образом классифицированная ВОЗ. Это плохая новость. Но есть и хорошая новость. Она в том, что зависимость можно преодолеть – это не приговор. Вести здоровый образ жизни – реально. Да, на первом этапе это может показаться сложным, никто не любит раньше вставать, есть больше овощей и фруктов, но через какое‑то время, поменяв образ жизни, вы будете понимать, что именно этот ритм жизни вам нравится. Победа – вот главный мотив нашей кампании. Мы анонсировали кампании на телевидении, и достаточно широко, но при этом решили не делать ставку на какие‑то крупные форматы. Мы планируем активно развивать присутствие в интернете с использованием механизмов таргетинга.

– Вы считали, какой экономический эффект могут иметь все программы и кампании Минздрава, связанные с профилактикой и ЗОЖ?

– По оценкам международных экспертов, экономическое бремя неинфекционных заболеваний может доходить до 3‑4% ВВП. В мире расходы, связанные с этими болезными, по оценкам Международного экономического форума и Гарвардской школы общественного здоровья, оцениваются в $7 трлн к 2025 году. Поэтому любое снижение заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний – это потенциальный позитивный экономической эффект. Это не только прямые расходы. Необходимо учитывать и динамику нетрудоспособности, считать, сколько средств удастся сохранить за счет возвращения человека к труду, отсутствия необходимости ухода за больным родственником, сиротство и другие факторы. В конечном итоге, конечно, важна не цифра. Принципиально важно, чтобы мы всегда исходили из фундаментального тезиса: сохранение человеческой жизни критически значимо – и в гуманитарном, и в экономическом измерении.

Источник

Adblock
detector