Экология человека и его здоровье
Понятие “экология человека” стали применять около 100 лет назад. С тех пор оно прочно закрепилось в научных трудах, статьях и в темах различных дискуссий. Человек и экология тесно связаны между собой. Люди связывают состояние окружающей среды с различными жизненными факторами. Экология жизни человека является полноценной наукой, которая изучает влияние окружающего мира на население планеты Земля.
Современная экологическая обстановка
С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Современная экология выделяет несколько главных проблем окружающим людям, вызванных активным развитием промышленности:
- загрязнение человеческой среды обитания отходами промышленных предприятий;
- глобальное потепление и повышение уровня воды в Мировом океане;
- мутации штаммов вирусов, эпидемии, онкологические заболевания;
- вымирание видов животных, вырубка лесов;
- разрушение озонового слоя атмосферы;
- истощение запасов полезных ископаемых.
Роль экологии в жизни человека
Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.
Положительное влияние экологии
Места на планете, где экологическая обстановка не подвержена пагубному влиянию промышленности, старательно оберегаются. Там организовывают природоохранные зоны, заповедники, возводят здравницы и обустраивают курорты. Воздушные ванны и ходьба полезны людям с заболеваниями дыхательных путей, а употребление чистой воды способствует профилактике заболеваний внутренних органов.
Многолетние наблюдения показывают, что продолжительность жизни в экологически чистых районах превышает показатель в городах и вблизи промышленных предприятий. Исходя из этого можно понять, насколько взаимосвязаны экология и человек.
Как плохая экология влияет на здоровье?
Влияние экологии на здоровье человека имеет важное значение. Проживание в крупных промышленных городах, соседство с фабриками и заводами со временем сказывается на состоянии любого организма – это и есть плохая экология. Особенно чувствительными к среде обитания являются дети. Экология и здоровье человека прежде всего зависят от качества воздуха и воды.
Воздух
Неблагоприятная экология пагубно влияет на здоровье человека. Большинство заболеваний дыхательных путей вызвано загрязнением воздуха. Из-за него люди подвержены бронхиту, астме, аллергии и имеют повышенную расположенность к онкологическими заболеваниям.
Зараженная опасными отходами вода представляет не меньшую опасность. По мнению экологов, большая часть всех заболеваний в мире вызвана употреблением загрязненной воды.
Распространенные болезни от употребления грязной воды:
- генетические мутации;
- онкология;
- заболевания желудочно-кишечного тракта;
- проблемы с иммунитетом;
- бесплодие.
Это только небольшая часть всего списка, поэтому необходимо понимать, что влияние природы на здоровье человека достаточно большое.
Гигиена и экология человека
Экология личности связана с гигиеной человека. Различные микроорганизмы, вирусы, черви и бактерии могут находиться в воздухе, воде, мясе животных и вызывать различные заболевания. Особую опасность представляют открытые водоемы, реки, озера. Вдыхая воздух, содержащий болезнетворные микробы, есть риск заразиться воздушно-капельными инфекциями, такими как дифтерия, грипп, свинка, бронхит и т.д.
Если иммунитет подорван неблагоприятной экологической обстановкой, то риск заразиться увеличивается в несколько раз. Поэтому так важно соблюдать общие нормы гигиены и принимать препараты, улучшающие защитные функции организма.
Особенности экологии человека, как особого научного направления
Экология в отношении человечества является междисциплинарной наукой, которая изучает взаимодействие людей с окружающим миром, динамическими условиями существования в нем и экологическое разнообразие современного человека. Адаптивный тип – это норма реакции, независимо возникающая в сходных условиях среды обитания в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Главным образом изучается характер процессов, возникающих в результате воздействия среды обитания на человечество.
Одна из основных задач этой науки – помогать обществу оптимизировать условия окружающей среды путем донесения необходимой информации до законодательных органов и руководителей разных уровней.
В исследованиях учитывается множество параметров:
- результаты социологических опросов населения;
- данные медицинской и демографической статистики;
- результаты наблюдений за изменением среды обитания;
- результаты обработки экономических и статистических данных.
Также используются показатели, характеризующие человеческое общество:
- уровень рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности населения;
- возрастная и половая структура;
- уровень физического развития населения и т.д.
Экология по отношению к человеку, как наука, играет важную роль. Она способствует формированию уровня ответственности за решения, структурирует и доносит до властей информацию о возможных последствиях деятельности производств и стимулирует постоянную работу по модернизации технологий, защищающих среду обитания.
Глобальные экологические проблемы
Прогресс не только упрощает жизнь человека, но и ставит перед ним новые, достаточно важные задачи. Если не уделять должного влияния глобальным экологическим проблемам, то в будущем они могут стать причиной исчезновения нашего вида, потому как плохая экология и здоровье человека взаимосвязаны.
Основные экологические проблемы в существовании современного человека
К основным экологическим проблемам можно отнести:
- глобальное потепление;
- общее загрязнение воздушного слоя планеты;
- разрушение озонового слоя;
- загрязнение Мирового океана;
- истощение запасов пресной воды;
- эрозии грунта, загрязнение почвенного покрова;
- сокращение разнообразия биологических видов;
- истощение природных ресурсов и полезных ископаемых.
Современные экологи и другие ученые отмечают важную роль экологии в жизни человека, поэтому предлагают достаточно много путей решения мировых экологических проблем. В большинстве своем они сводятся к сокращению уровня выбросов, утилизации промышленных отходов, переходу на альтернативные источники энергии.
Возможные направления в разрешении экологических проблем
Человечество имеет потребность в поддержании безопасной окружающей среды. Поэтому можно предположить такие направления в разрешении экологических проблем, как:
- Законодательное. Разработка и принятие международных законов о защите среды человека.
- Экономическое. Для борьбы с последствиями техногенного воздействия на природу требуются большие финансовые вливания.
- Технологическое. Разработка новых и улучшение имеющихся технологий, работающих на защиту среды от влияния человека.
- Эстетическое. Озеленение городов, обустройство природоохранных зон и заповедников, создание лесополосы вокруг предприятий и дорог.
Прекрасно осознавая уровень угрозы, человечество все же может принять срочные и действенные меры к исправлению сложившейся ситуации.
Защитные меры
К защитным мерам можно отнести:
- Сокращение уровня отходов, как бытовых, так и производственных.
- Переход к альтернативным источникам энергии, отказ от атомных станций, угольных печей, переход на использование природного газа, солнечной энергии, строительство ГЭС.
- Возведение современных сооружений для очистки сточных вод.
- Высадка лесов, защита земель от эрозии.
Большую роль в этом играют современные международные экологические организации. Ведя постоянную пропаганду в пользу защиты окружающей среды, они постепенно меняют взгляды людей и заставляют пересматривать свое отношение к природе.
Аюрведические советы по улучшению здоровья через экологию
Направление нетрадиционной медицины аюрведа предлагает человечеству способ защиты от экологических катастроф путем восстановления баланса. Аюрведическая философия основана на балансе человека и природы. Основополагающими элементами направления являются воздух, вода, огонь, земля и эфир.
Аюрведические советы по улучшению здоровья чрез экологию:
- Для укрепления нервной системы аюрведа советует вести размеренный образ жизни, подвергать организм легким физическим нагрузкам, употреблять в небольших дозах белое вино каждый день.
- Также существует своя большая система гимнастики, которая адаптирована для лечения тех или иных заболеваний.
- Аюрведа советует использовать эфирные масла, употреблять лечебные травы, совершать частые путешествия в экологически чистые районы, проводить занятия йогой.
Аюрведа учит жить полноценной и насыщенной жизнью, несмотря на не совсем благополучную экологическую ситуацию в мире.
Все страны обеспокоены сохранением состояния окружающей среды. Проводятся международные конференции, вопросы экологии затрагиваются в ООН. Вводятся запреты на убийство диких животных, контролируется отлов рыбы. Учеными всех стран ведется постоянная совместная работа над методами улучшения экологической обстановки.
Общественные организации по защите окружающей среды активно призывают общество быть более ответственным, задумываться о возможных последствиях бездумного использования ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Источник
Состояние здоровья зависит от экологии
20% нашего здоровья зависит от экологической обстановки. И 10% от медицины.
Но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, потом пожинает плоды «плохой экологии». Давайте откажемся от промышленности, автомобилей — явных источников загрязнения и отравления окружающей среды нашего жизненного пространства. А начнём чистку с самих себя. Живём самотёком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем — едим таблетки, которые «здравоохранения» предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют. Недавно обнаружили, что подземные питьевые источники в курортах Альп отравлены. тридцатью видами наиболее распространённых лекарств. Оказалось, что лекарства, пройдя через организм, не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадает в сточные воды, а далее. смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребления такой «питьевой воды», даже купания в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям. Антибиотики, успокаивающие, сердечные, противозачаточные и прочие лекарства повторно «бомбардируют» организм человека. Увы, но это факт: человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются устойчивей к воздействию лекарств. Так появляются такие вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду — лечитесь сами с помощью естественных средств.
За счёт правильной организации своей жизни человек может сам справиться с любым заболеванием.
Исследование Здорового Образа Жизни учащихся
От чего зависит здоровье человека?
Цель работы: В ходе исследования уровня здоровья учащихся установить от чего зависит их здоровье.
Задачи:
1. Провести теоретическое исследование по данному вопросу.
2. Разработать анкеты для проведения социологических опросов.
3. Определить группы исследуемых учащихся, провести исследования.
4. Провести анализ анкет.
5. Продолжить изучение отношения подростков к вредным привычкам.
6. Рассказать о ЗОЖ
Практическая ценность: Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Полученные данные убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья детей во многом обусловлено их собственным отношением к нему.
Для самооценки учащимися своего уровня здоровья составлена анкета из 12 вопросов. (Приложение 1)
Исследования учащихся
Анкета Приложение 1.
В заданиях с 1 по 6 необходимо пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности индивидуально для каждого респондента.
Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье:
Для установления вопроса, какой фактор, по мнению отвечающего, является наиболее важным в сохранении и укреплении его здоровья.
Вопрос 2. Жизненные приоритеты:
2.3. интересная работа
2.5. материальный достаток
2.6. отдых и развлечения
Ответ на вопрос 2 показывает, какое место в иерархии потребностей человека занимает здоровье.
Вопрос 3. Получаете информацию о ЗОЖ:
3.4. из телепередач
Для установления вопроса, от кого учащийся получает информация о ЗОЖ.
Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:
4.1. физическая культура
4.4. рациональное питание
4.5. полноценный сон
4.6. оздоровительный отдых
4.3. психическое благополучие
Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут наиболее важными в обеспечении сохранения и укрепление здоровья.
Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
5.2. недостаток движений
5.4. дефицит времени
5.5. отсутствие интереса к здоровью
5.7. несоблюдение гигиенических требований
5.8. неполноценный сон
Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут оказывать наибольший вред здоровью.
Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:
6.1. отсутствие интереса
6.2. отсутствие условий
6.3. недостаток времени
6.5. материальные затруднения
6.6. недостаток знаний о ЗОЖ
6.7. считаете, что болезни вам не грозят
Ответ показывает, чем отвечающий на вопрос оправдывает не заинтересованность своим здоровьем.
Вопрос 7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):
7.1. считаю себя здоровым
7.2.регулярно занимаюсь своим здоровьем
7.3.задумываюсь над своим здоровьем
7.5.занимаюсь физической культурой
7.7.рационально питаюсь (регулярно, достаточное количество раз).
7.8. регулярно посещаю баню
7.9. соблюдаю режим дня
7.10. воздерживаюсь от вредных привычек
7.11. имею полноценный сон
Показывает, ведет ли испытуемый здоровый образ жизни, имеют ли место в его жизни вредные привычки
Вопрос 8. Отношение к здоровью в семье:
8.1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?
8.2. занимаются ли члены вашей
8.3. один (оба) из родителей курят? (написать)
8.4. употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели)?
8.5. считаете ли вы пиво алкогольным
8.6. сколько раз в неделю вы употребляете пиво?
Ответ на вопрос показывает, формируется ли культура здоровья и основы здорового образа жизни в семье.
Вопрос 9. Оцените уровень своего физического здоровья (подчеркнуть):
высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно
Ответ на вопрос показывает, может ли отвечающий реально оценить уровень своего здоровья.
Вопрос 10. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (знаю, частично знаю, умею, не умею):
10.1. уровень знаний
— об анатомических функциях органов и систем подростка
— профилактики нарушений осанки,
— расстройствах органов зрения и слуха
— о профилактике и лечении простудных заболеваний
10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при: кровотечениях и травмах.
10.3. владение методами самоконтроля:
— оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и др.)
— оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу)
Показывает, имеет ли респондент знания о строении и функционировании своего организма, о профилактики возможных нарушений здоровья, владеет ли методами определения уровня собственного здоровья.
Вопрос 11. Данные о состоянии Вашего здоровья:
11. 1. простудные заболевания в течение года (сколько раз) ______
11..2. хронические заболевания (если да, то какие?)_________
Ответ на вопрос показывает, имеет ли отвечающий на вопрос нарушения в функционировании организма.
Вопрос 12. Вредные привычки:
12.1. курение (сколько сигарет в день?)
12.2. употребление алкоголя (кол-во раз в месяц)
Показывает, попадает ли подросток в категорию лиц зависимых от курения и употребления алкоголя.
5. Анализ анкет:
В анкетирование приняли участие 10-е- 11-е классы
Из числа опрошенных 74 человека: юношей – 36 – 48,6%; девушек – 38– 51,3%.
Возрастной состав: 15 лет – 14 человек – 18,9%; 16 лет – 46 человек- 62,1; 17 лет –14человек – 18,1%; .
Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье.Большинство опрошенных на первое место фактором, определяющим здоровье поставили наследственность – 25 человек –33,7% на второе место – экологию – 24 человека — 32,4% и только на третье место образ жизни – 16 человек – 21,6%, на четвертое место медицину – 10 человек — 7,4 %.
Здоровье человека определяется именно образом жизни, который он ведет, условиями труда, питания, привычками. Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15 % относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности, и 50-52% к образу жизни.
Вопрос 2. Жизненные приоритеты. Большинство опрошенных на первое место в своих жизненных приоритетах поставили материальный достаток — 18 человек из числа опрошенных – 24,3 %, на второе место – семью – 14 человек – 18,9 %, на третье место – учебу – 12 человек – 16,2 %, на четвертое место – интересную работу – 11 человек — 14,8 %, на пятое место – отдых и развлечение – 10 человек – 7,4% , и только на шестое место здоровье – 9 человек -12,1 %.
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью.
Вопрос 3. Получение информации о ЗОЖ.Информацию о ЗОЖ получают опрошенные в первую очередь – из телепередач — 18 человек – 24,3 %, во вторую очередь от врача — 16 человек – 21,6 %, в третью в семье — 15 человек – 20,2 %, от учителя в четвертую– 13 человек -17,5%, в пятую от друзей – 12 человек – 16,2%.
Формирование жизненной позиции подростка происходит в семье, и только 15% из числа опрошенных получают информацию о ЗОЖ в семье.
Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили — полноценный сон –19 человека – 25,6 %, на второе — физическую культуру– 15 человек – 20,2 %, на третье — оздоровительный отдых – 13 человек – 17,5 %, на четвертое — рациональное питание– 10 человек – 7,4 %, на пятое – гигиену – 9 человек – 12,1 %, на шестое психическое благополучие –– 8 человек – 10,8 %.
Современное понятие здорового образа жизни включает в себя следующие составляющие — оптимальный двигательный режим;- рациональное питание;- закаливание;- личная гигиена;- положительные эмоции.
Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, отрицательно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось
следующим образом: на первое место большинство поставили – неполноценный сон 19 человек -25,6 %, на второе место – дефицит времени 16 человек – 21.6 %, на третье – недостаток движений 12 человек – 16,2 %, на четвертое – физическое перенапряжение 10 человек -7,4%, на пятое – курение 8 человек – 10,8 %, на шестое – алкоголь – 6 человек — 8,1%, на седьмое – несоблюдение гигиенических требований – 3 человека — 4,05%.
Пристрастие к вредным привычкам алкоголю и курению вредить как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей. Участвующие, в опросе поставив на пятое и шестое место соответственно курение и употребление алкоголя, считают, что эти факторы отрицательно влияют на здоровье человека в последнюю очередь.
Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем. На первое место фактором мешающим заниматься своим здоровьем большинство участвующих в опросе поставили – лень – 14 человек -18,9 %, на второе место – недостаток времени -15 человек -20,1%, на третье место – отсутствие условий – 11 человек 14,8 % , на четвертое место недостаток знаний о ЗОЖ – 10 человек — 7,4 %, на пятое место материальные затруднения – 9 человек – 12,1 %, на шестое место отсутствие интереса – 8 человека -10,8 %, на седьмое место считают, что болезни не грозят 7 – человек -9.5%.
Молодые люди, относительно здоровы, поэтому о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении). Ответ на вопрос показывает, как относится респондент к собственному здоровью.
Источник