Меню

Нарушения здоровья социальная защита населения

Проблемы социальной защиты населения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.03.2017 2017-03-18

Статья просмотрена: 31428 раз

Библиографическое описание:

Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 08.06.2021).

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан». В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению [9].

До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства.

На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем [5]. Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее [6, 23 с.]. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию [3].

Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье [1].

Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки [2].

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния [8].

Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года [10]:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны [7].

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством.

  1. Достойный труд, справедливая зарплата.
  2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.
  3. Улучшение демографической ситуации.
  4. Социальная защита приблизится к человеку.
  5. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Источник

Организация социальной защиты населения в сфере здравоохранения

Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.12.2013
Размер файла 26,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация социальной защиты населения в сфере здравоохранения

1. Социальная защита населения в системе здравоохранения

социальный здравоохранение защита

Существующие нормативные и правовые акты, в первую очередь Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 393-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требуют от специалистов, принимающих участие в оказании медико-социальной помощи населению, существенно повысить ее эффективность за счет совершенствования традиционных методов и внедрения инновационных технологий.

К сожалению, в большинстве лечебных учреждений социальная работа как самостоятельный вид деятельности не рассматривается. На это имеются субъективные и объективные причины.

Вместе с тем опыт показывает, что студенты, изучающие вопросы социальной медицины, слабо ориентируются в проблемах социальной защиты клиентов, которые наблюдаются в учреждениях здравоохранения, методах взаимодействия специалистов (в том числе бакалавров) социальной защиты и здравоохранения.

Мы полагаем, что изучению основной части курса должно предшествовать знакомство с основными используемыми терминами и понятиями. Это необходимо, так как, по нашему мнению, будет способствовать в дальнейшем лучше воспринимать представленный материал.

Здравоохранение (в узком, ведомственном значении) — совокупность всех отраслевых ресурсов и достижений медицинской науки в виде клинических и организационных технологий, направленных на профилактику и восстановление здоровья и трудоспособности.

Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения) — система социально-экономических и медицинских мероприятий, цели которых — сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.

Необходимо отметить, что второе определение понятия «здравоохранение» подчеркивает его значение в общественном производстве.

Заболевание (болезнь) — любое субъективное или объективное отклонение от нормального физиологического состояния организма.

Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье для всех — направление политики ВОЗ на достижение всеми людьми такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь.

Болезнь — общее или частичное ограничение жизнедеятельности организма, обусловленное срывом адаптационных механизмов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов и характеризующееся стеснением свободы деятельности.

Диагноз — медицинское заключение о состоянии пациента, наличии у него заболеваний, патологических процессов, выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней.

Медико-социальная активность — деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях.

Читайте также:  Бабушкины рецепты здоровья народная медицина рецепты

Общественное здоровье — медико-социальный ресурс общества, обусловленный комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, улучшение которого будет способствовать увеличению качества и продолжительности жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества, обеспечению национальной безопасности страны.

Общественное здоровье и здравоохранение — общественная учебная и научная дисциплина, изучающая комплекс социальных, организационных, экономических, правовых, психологических и других проблем медицины, здоровья населения, его мониторинга, охраны, укрепления и восстановления.

Общественное здравоохранение — система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, направленных на укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности населения.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) — первый уровень контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения и одновременно первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа, включающий лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

Социальная защита — система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка — специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь — система мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа — это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев общества. Это работа, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, неспособным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях — жить.

Основными принципами охраны здоровья населения в Российской Федерации являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, орфанными (редкими) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация охраны здоровья населения основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Граждане имеют право создавать общественные объединения по защите своих прав в сфере охраны здоровья, формируемые на добровольной основе.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в решении вопросов, связанных с функционированием учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает население заботиться о сохранении своего здоровья. Их права и обязанности прописаны в соответствующей главе указанного закона. В частности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, граждане должны проходить медицинские осмотры, а лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Важным аспектом социальной защиты населения в сфере здравоохранения является добровольное согласие клиента на медицинское вмешательство и отказ от его проведения. Это положение предусматривает предоставление медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Вместе с тем пациент имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Он имеет право непосредственно ознакомиться с результатами своего обследования и лечения, получать документы (либо их копии), отражающие состояние его здоровья, консультироваться у других специалистов.

Одним из основополагающих документов, на который опирается социальная защита населения в сфере здравоохранения, является «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая разрабатывается ежегодно и утверждается Правительством Российской Федерации. На основании последней в каждом регионе разрабатывается своя программа, объем финансирования которой не должен быть ниже федеральной.

Социальная защита населения в сфере здравоохранения также обеспечивается Федеральным законом от 29.11.2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

Основными принципами обязательного медицинского страхования (ОМС) являются:

1) обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) обязательность оплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика;

4) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС;

5) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников ОМС в органах управления ОМС.

Застрахованные лица имеют право:

1) на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;

2) выбор страховой медицинской организации;

3) замену страховой медицинской организации;

4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;

7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

К одному из факторов, влияющих на социальную защиту населения в сфере здравоохранения, можно отнести лицензирование объектов здравоохранения и наличие у специалистов сертификатов на занятие определенными видами деятельности.

Составной частью, обеспечивающей социальную защиту населения, является организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Последний осуществляется путем проведения медико-экономического контроля и медико-экономической экспертизы качества медицинской помощи. Законом предусмотрен порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении указанных выше мероприятий.

Функции социальной защиты населения в здравоохранении выполняет служба федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ), так как показатели ее работы отражают состояние общественного здоровья. Наряду с этим, в составе МСЭ имеется специалист (бакалавр) по социальной работе, принимающий непосредственное участие в разработке индивидуальных программ реабилитации для больных (ИПР).

Статистические показатели МСЭ — это основные документы, отражающие потребности инвалида в различных видах услуг и средств медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Они также содержат сведения о дополнительных видах возмещения вреда вследствие трудового увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей.

Эти данные имеют значение для определения социальной политики, направленной на охрану здоровья населения, профилактику и снижение инвалидности, определение мер и финансовых затрат по социальной защите инвалидов.

2. Основные направления медико-социальной работы

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 г. № 627.

Рассмотрим организацию медико-социальной помощи населению в отдельных учреждениях. Амбулаторно-поликлинические учреждения, ведущим из которых является поликлиника, оказывают первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). В настоящее время она осуществляется традиционно по участковому принципу, врачом общей практики или семейным врачом. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 17.01.2005 г. № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)» врачом общей практики или семейным является специалист, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-социальной помощи членам семьи независимо от пола и возраста.

Читайте также:  Лазарев семь нот здоровья ноты

ПМСП должна включать в себя следующие составляющие медикосанитарной помощи:

— санитарное просвещение населения по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику;

— чистая питьевая вода;

— проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

— охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи;

— лечение распространенных заболеваний и травм;

В связи с проводимой в нашей стране реформой здравоохранения, активным внедрением в практику ПМСП института врачей общей практики сформировались следующие требования к деятельности этих специалистов.

В обязанности врача общей практики входят:

— проведение санитарно-просветительской работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний;

— содействие в решении медико-социальных проблем семьи;

— осуществление профилактической работы, направленной на выявлении ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;

— осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления;

— оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях;

— своевременная консультация и госпитализация больных в случае необходимости;

— проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики;

— проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

— организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным;

— оказание консультативной помощи семье по вопросам иммунопрофилактики; вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, профориентации; планирования семьи, этики, психологии, гигиены, социальных и медико-социальных аспектов семейной жизни.

Необходимо отметить, что врачи, которые работают в сфере оказания ПМСП, в своей деятельности опираются на медицинских сестер, прошедших специальную подготовку.

В настоящее время в России, как и во многих развитых странах, существует тенденция к планированию семьи (число детей и сроки их появления на свет). Это во многом связано с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Несмотря на то, что имеется положительная тенденция по снижению абортов, их уровень остается высоким, что неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию. По данным литературы, ежегодно прерывается более 170 тыс. первых беременностей. Одной из причин этого является нежелательная беременность. В дальнейшем это может способствовать появлению бесплодия, что само по себе является большой социально-экономической проблемой.

Одним из направлений, позволяющих решить возникающие проблемы, является создание центров планирования семьи и репродукции (ЦПСиР). Они открываются в целях развития, создания эффективной системы репродуктивного здоровья, совершенствования медико-социальной помощи подросткам и взрослому населению.

Основными направлениями деятельности ЦПСиР являются:

— участие в формировании структуры ЦПСиР, взаимодействие со службами здравоохранения, учреждениями образования, культуры, социальной защиты, средствами массовой информации;

— осуществление анализа демографической ситуации, проведение социологических исследований, определение потребности в различных видах помощи населению;

— организация подготовки кадров по планированию семьи (врачи, средние медработники, социальные работники, педагоги и др.);

— осуществление подготовки и тиражирования информационных материалов для населения и специалистов, обеспечение клиник, кабинетов планирования семьи, центров здоровья подростков, молодежных центров печатной, аудио- и видеопродукцией;

— взаимодействие с клиниками планирования семьи и другими учреждениями (подразделениями) службы планирования семьи, осуществление контроля за их деятельностью;

— определение потребности в различных контрацептивных средствах и методах, подготовка рекомендаций по их закупке;

— распространение контрацептивов и контроль за их бесплатной раздачей в учреждениях ЦПСиР;

— организация продажи средств контрацепции, предметов гигиены, лекарственных препаратов в учреждениях ЦПСиР.

— подбор методов и средств контрацепции;

— консультирование и подготовка к проведению медицинской стерилизации женщин;

— медицинская, социальная и психологическая реабилитация после родов, абортов, гинекологических операций;

— профилактические гинекологические осмотры, включая соответствующие лабораторные исследования и процедуры (тестирование на беременность, скрининг инфекций, передаваемых половым путем);

— онкоцитология с последующим направлением в онкологическую клинику при наличии патологии;

— исследование молочных желез, направление в специализированные стационары при выявлении патологии.

Для работы в ЦПСиР приглашаются акушеры, гинекологи, врачи общей практики, специалисты по социальной работе и другие специалисты, прошедшие специальную подготовку.

В заключение необходимо отметить, что положительный результат от работы ЦПСиР может быть достигнут только при тесном взаимодействии с учреждениями социальной защиты, образования, заинтересованными общественными организациями и населением.

Онкология относится к числу социально значимых заболеваний и занимает третье место среди причин смерти. Несмотря на определенные, а в некоторых направлениях онкологии значительные успехи в диагностике и лечении больных, уровень пациентов, страдающих злокачественными заболеваниями, остается высоким. Так, интенсивный показатель заболеваемости в г. Омске в 2006 г. составлял 399,5; в 2007 — 380,1; в 2008 — 389,2; 2009 — 423,6; 2010 — 431,7. В Омской области соответственно 347,2; 354,2; 342,3; 375,3; 388,5. Таким образом, положительной динамики фактически не наблюдается. Более того, сохраняется выявление злокачественных новообразований в поздних стадиях, что особенно печально, когда речь идет о видимых локализациях опухолей. В связи с этим становится понятным, что одним из направлений социальной защиты населения в онкологии является санитарно-просветительская работа с населением, которая включает в себя разъяснение возможных причин опухолевых заболеваний, профилактики, методов самоконтроля ранних проявлений заболевания, возможностях современных методов диагностики и лечения. При этом необходимо делать акцент на то, что рак — это не смертельный приговор.

Социальную защиту населения в онкологии можно разделить на два направления. Это медико-социальная работа среди пациентов до 18 лет (детское население) и после 18 лет.

Рассмотрим технологии социальной помощи взрослым пациентам, страдающим онкологической патологией. Прежде всего, необходимо обратить внимание на стадию заболевания и возможность его радикального лечения, так как известно, что в настоящее время многие онкологические болезни успешно лечатся (рак молочной железы, толстого кишечника, лимфогранулематоз и др.), а в онкогематологии возможно существенно продлить жизнь, сохраняя ее достаточно высокое качество.

В связи с вышесказанным, именно этой группе больных необходимо создать условия, используя лекарственную терапию (химиотерапия, симптоматическая терапия, средства для лечения и профилактики возможных осложнений и др.), психологическую реабилитацию, протезирование, методы физического воздействия, которые будут способствовать его адаптации к новым условиям жизнедеятельности и стремлению возвращения в социум. Государство гарантирует этой группе населения льготное лекарственное обеспечение.

Несколько другой подход в социальной защите больных онкопатологией используется в группе лиц, у которых заболевание выявлено в поздней или находится в терминальной стадии (инкурабельные больные). В данном случае основным методом становится паллиативная медицинская помощь, которая и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление пациента от боли и облегчение других тяжелый проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных людей.

В комплекс мероприятий паллиативной помощи входят управление симптомами, в первую очередь болью, одышкой, расстройством сна, тошнотой и рвотой, кишечной непроходимостью, мочеполовыми нарушениями, беспокойством, тревогой, депрессией и др. Вопросы психосоциального характера предусматривают умение общаться с пациентом и семьей после известия о смертельно опасном заболевании, уважать мнение пациента и семьи даже в случае, когда оно расходится с профессиональным решением.

В программе паллиативной помощи специалисты обеспечивают как физический уход, так и поддерживают эмоциональную и духовную сферу пациента и семьи, понимают и поддерживают роль священника в этом процессе.

С целью рационального обеспечения пациентов указанными выше видами медико-социальной помощи создаются особые медицинские учреждения — хосписы, в составе которых для оказания медико-санитарной помощи на дому формируются выездные бригады.

Для оказания медико-социальной помощи на дому могут создаваться дневные стационары, показаниями для открытия которых являются:

— болевой синдром, не купирующийся предыдущей дозой противоболевых лекарственных средств;

— другие некупирующиеся симптомы основного или сопутствующего заболевания;

— наличие осложнений основного или сопутствующего заболевания;

— нежелание больного лечиться в больничном стационаре при наличии у него болевого синдрома, других симптомов или осложнений;

— нетранспортабельность терминального онкологического больного в больничный стационар в связи с тяжестью состояния.

Особое внимание, по нашему мнению, следует обратить на группу пациентов до 18 лет, среди которых большинство страдает онкогематологией.

В настоящее время в этой области онкологии достигнут существенный при легких формах заболевания прогресс, удается получить длительную стойкую ремиссию и выздоровление. Это подтверждается на примере молодых беременных женщин, которые в детстве перенесли острый лимфобластный лейкоз, родивших здоровых детей.

Медико-социальная помощь в этой возрастной группе начинается с первой встречи с родителями маленького пациента. С этого момента и в дальнейшем целью медицинских работников является превращение родителей в своих союзников в деле борьбы с опасной болезнью.

Следует помнить, что применяемые химиотерапевтические средства токсичны, обладают нежелательными побочными эффектами, которые отрицательно влияют на жизненно важные органы и системы организма, обладают иммунодепрессивным эффектом. Поэтому ребенку необходимо создать максимально возможные комфортные условия. Для чего следует использовать все доступные средства, в том числе и пожертвования частных лиц.

Детям в зависимости от их возраста в доступной форме (ни в коем случае не пугая) следует разъяснять причины некоторых болезненных проявлений, необходимость проведения тех или иных медицинских мероприятий, настраивать их на скорое выздоровление.

От родителей и опекунов необходимо требовать строгого выполнения медицинских и социальных мероприятий даже тогда, когда их осуществление приносит ребенку неприятные ощущения.

Основные принципы организации психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, заложены в Законе РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Они включают в себя:

— уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

— получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

— возможность оказания психиатрической помощи по месту жительства;

— содержание в психическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

— все виды лечения (в том числе санитарно-курортное) по медицинским показаниям;

— оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

— предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

Читайте также:  Здоровье человека при коронавирусе

— приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи (с согласия последнего), для работы во врачебной комиссии;

В здравоохранении современной России создана система учреждений для оказания медико-социальной помощи лицам с психическими расстройствами, которая представлена психоневрологическими диспансерами, специальными общежитиями или центрами реабилитации.

С целью бытового устройства ограниченно трудоспособных больных, страдающих психическими расстройствами, создаются специальные общежития. В общежитие направляются лица:

— прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей;

— нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания;

— с постоянными сложностями социальной адаптации, утратившие близких родственников, при отсутствии социальной поддержки со стороны других лиц.

Социальную защиту в психиатрических клиниках совместно с врача- ми-психиатрами осуществляют и специалисты по социальной работе, имеющие специальную подготовку.

В последние годы в России резко возросло число самоубийств. Так, в 2010 г. зарегистрировано 56568 (или 39,0 на 100 тыс. населения) завершенных суицидов. В этой связи необходимо отметить, что ВОЗ считает уровень самоубийств более 20 на 100 тыс. населения критическим.

Это потребовало создание суицидологической службы, в состав которой входят отделение «Телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи, отделение кризисных состояний.

Социальная помощь в наркологии оказывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № З-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Законом № 3185-1 от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Основным медицинским учреждением, оказывающим помощь пациентам, зависимым от употребления алкоголя, наркотиков, психостимуляторов и других психотронных средств, является наркологический диспансер, который осуществляет следующие мероприятия:

— широкая антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди населения и участие в формировании антиалкогольных и антинаркотиче- ских установок у учащихся;

— профилактическая работа с целью прекращения злоупотребления алкогольными напитками, предупреждения возникновения алкоголизма и наркозависимости среди лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, пьянствующими, склонными к употреблению наркотиков;

— раннее выявление и учет больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

— анонимное лечение пьянствующих, а также больных на ранних стадиях алкоголизма;

— лечебно-диагностическая, консультативная и психопрофилактическая помощь больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, оказание этим больным квалифицированной, специализированной стационарной и амбулаторной помощи;

— динамическое диспансерное наблюдение за больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, организация преемственности в их лечении;

— социально-бытовая помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящимся под диспансерным наблюдением;

— проведение мероприятий по комплексному восстановительному лечению больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

— участие в профилактических мероприятиях по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией совместно с другими ведомствами, учреждениями, организациями.

В состав наркологических диспансеров входят отделения неотложной наркологической помощи.

В последнее время с целью повышения эффективности лечения и социальной защищенности населения, страдающего алкоголизмом и наркоманией, создаются наркологические реабилитационные центры.

Необходимым условием оказания больному алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией медико-социальной помощи следует считать его добровольное письменное согласие (заявление). Прием больных в центр проводится по направлению наркологических учреждений (кабинетов). При поступлении в реабилитационный центр больной проходит собеседование с врачом и специалистом по социальной работе, которые определяют состояние пациента, особенности его личности, социального и семейного статуса, способность участвовать в тех или иных реабилитационных программах и направляют больного в соответствующее подразделение центра.

Пациент имеет право добровольно прекратить сотрудничество с реабилитационным центром, поставив в известность администрацию учреждения о мотивах своего решения. Досрочное мотивированное прекращение реабилитационного процесса не лишает пациента возможности повторно обратиться в центр.

Прием в центр не связан с изоляцией пациента. Реабилитационная помощь больным оказывается конфиденциально. Сведения о них предоставляются заинтересованным организациям в порядке, установленном законодательством.

Задачи деятельности реабилитационного центра состоят в закреплении терапевтического успеха, достигнутого в наркологических учреждениях (отделениях), и реинтеграции пациентов в общество.

К основным задачам реабилитационного центра относятся:

— медико-психологическая поддержка пациентов, которая заключается в формировании определенных жизненных установок и обучении методам преодоления конфликтно-стрессовых ситуаций;

— формирование навыков здорового образа жизни с установками на трезвость и отказ от употребления психоактивных средств и тренировка этих навыков в реальных ситуациях самообслуживания, коммуникации, взаимодействия, трудовой и досуговой деятельности;

— восстановление профессиональных навыков пациентов, стабилизация их профессиональных отношений, обучение (переучивание) новой профессии;

— помощь в вопросах оформления необходимых документов и решения проблем с жильем, трудоустройством, правовым статусом и т. п.;

— помощь в формировании здоровой микросреды пациента, включая деятельность по оздоровлению семейного климата, укреплению в семье трезвеннических установок и адекватной терапевтической атмосферы, способствующей вовлечению членов семьи в реабилитационные программы по профилактике рецидивов заболевания у пациентов;

— взаимодействие с организациями, учреждениями и службами города (района, области) по оказанию комплексной социальной поддержки пациентов по вопросам трудоустройства, обеспечения жильем, восстановления дееспособности, получения пособий и т. п.

В структуру реабилитационного центра могут быть включены следующие подразделения: отделение социальной и медицинской реабилитации; реабилитационное общежитие; терапевтические сообщества; амбулаторное отделение; подсобное хозяйство. Для оказания медико-социальной помощи детям, склонным к употреблению алкоголя и наркотиков, создаются детские наркологические отделения и центры реабилитации. Следует отметить, что сведения о детях-наркоманах третьим лицам могут сообщаться до достижения ими 16-летнего возраста. Омск можно отнести к числу регионов, где детские реабилитационные отделения возникли одни из первых.

Туберкулез относится к одному из наиболее опасных социальных заболеваний, широко распространенных на территории России. В Омской области оно имеет наиболее высокое проявление и не имеет тенденции к снижению. Если в 2001 году в Омске численность больных составляла 84,0 на 100 тыс. населения, то в 2010 — 92,3. Показатели смертности от туберкулеза по годам соответственно 21,0 и 19,8. По-прежнему сохраняется поздняя выявляемость заболевания, болезнь поражает различные слои общества. Однако особенно опасная ситуация складывается в пенитенциарной системе.

Основными лечебными учреждениями, направленными на борьбу с этим заболеванием, являются противотуберкулезные диспансеры и специализированные санатории как для взрослых, так и для детского населения.

Социальная защита населения в этих лечебных учреждениях прежде всего обеспечивается его ранним выявлением, которое проводится по трем направлениям:

— при массовых профилактических обследованиях в соответствии с планом диспансеризации и профилактических осмотров населения;

— при обращении больных за медицинской помощью в различные амбулаторные и стационарные ЛПУ;

— выявление активного туберкулеза у лиц из группы риска заболевания туберкулезом;

— профилактика (вакцинация и ревакцинация вакциной БЦЖ, химиопрофилактика, санитарная профилактика).

Если человек заболел туберкулезом, то он подлежит диспансеризации, проведение которой не зависит от его согласия. Как правило, госпитализация требует добровольного согласия. Однако больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или его лечения, госпитализируются в специализированные противотуберкулезные организации для обязательного обследования и лечения без их согласия на основании решения суда.

Медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право:

— на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней;

— сокращенную рабочую неделю продолжительностью 30 ч;

— дополнительную оплату труда в размере не менее чем 25 % должностного оклада;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с единовременными страховыми выплатами в случае причинения вреда их жизни или здоровью, возникновения профессионального заболевания или смерти в размере шестидесяти минимальных размеров оплаты труда и ряд других социальных гарантий.

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — 23 ноября (№ 5639).

2. Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины: учебник / Г.П. Артюнина. — М. : Академический проект, 2005. — 576 с.

3. Головин, А.А. Основы социальной медицины : конспект лекций / А.А. Головин, С.П. Запарий. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 89 [1] с.

4. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социальнореабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 272 с.

5. Мартыненко, А.В. Теория медико-социальной работы : учеб. пособие / А.В. Мартыненко. — М. : Изд-во МГСА, 2002. — 80 с.

6. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Ю.П. Лисицин, Н.В. Полунина. — М. : Медицина, 2002. — 416 с.

7. Назарова, Е.Н. Основы социальной медицины : учеб пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / Е.Н. Назарова. Ю.Д. Жилов. — М. : Академия, 2007. — 367 [1] с.

8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 379 с. — (Высшее образование).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные направления и содержание деятельности социальной защиты населения, ее система и принципы реализации работы в данной сфере, нормативно-правовое обоснование. Значение международных норм социальной защиты, место государства в защите населения.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 11.05.2014

Нормативно-правовые основы социальной защиты. Организация работы отдела социальной защиты населения по Таштыпскому району. Пути совершенствования работы с льготными категориями населения. Обоснование эффективности оформления социального паспорта.

дипломная работа [658,2 K], добавлен 11.07.2015

Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин «социальная защита».

контрольная работа [41,6 K], добавлен 08.11.2008

Система социальной защиты населения в сфере труда. Анализ становления и выделение нормативно-правовых аспектов реформирования системы социальной защиты Украины. Содержание государственного управления социальной сферой. Система социального страхования.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 06.07.2011

Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

курсовая работа [97,7 K], добавлен 28.03.2013

Сущность социальной защиты населения. Страховая часть трудовой пенсии по старости. Государственные гарантии в системе социальной защиты. Основные принципы социальной защиты населения. Социальные гарантии занятости молодежи в Нижегородской области.

дипломная работа [322,9 K], добавлен 18.03.2012

Анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации, ее понятие, содержание и компоненты. Приоритеты социальной политики и ее нормативно–правовые основы. Совершенствование региональной модели защиты населения российского государства.

курсовая работа [94,4 K], добавлен 29.05.2009

Источник

Adblock
detector