Генпрокуратура выявила 19 тысяч нарушений при реализации нацпроекта «Здоровье»
Генеральная прокуратура РФ выявила около 19 тысяч нарушений при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения во втором полугодии 2013 года.
При проведении проверки были выявлены многочисленные нарушения при использовании медорудования, осуществлении выплат медицинским работникам за оказание дополнительной медицинской помощи, проведении иммунизации и диспансеризации граждан, выдаче и предъявлении к оплате родовых сертификатов.
Во многих регионах по-прежнему выявляются факты простоя дорогого медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала, говорится в заявлении Генпрокуратуры . К примеру, только по представлению прокурора Магаданской области департамент здравоохранения администрации области принял меры по введению учреждениями здравоохранения в эксплуатацию 32 единиц медоборудования общей стоимостью более 65 млн. руб.
Приобретенный в рамках нацпроекта транспорт не используется по назначению, автомобили скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов не укомплектовываются необходимым обрудованием. Так, в Рязанской области понадобилось вмешательство прокурора, чтобы понудить ГБУ РО «Сапожковская ЦРБ» обеспечить 13 фельдшерско-акушерских пунктов необходимыми средствами для оказания первичной медицинской помощи.
В Нижегородской области также понадобилась помощь прокурора, чтобы пресечь факты использования автомобилей для нужд, не связанных с оказанием медпомощи.
Проверка выявила повсеместные нарушения при проведении иммунизации и диспансеризации населения. Используемые для этого помещения нередко оснащены и содержатся ненадлежащим образом, отмечены случая несоблюдения условий хранения вакцин и использования для вакцинации препаратов без сертификатов.
В Республике Алтай, Забайкальском и Красноярском краях должностные лица готовили документы на оплату услуг по диспансеризации граждан, но саму диспансеризацию не проводили.
«В результате прокурорского вмешательства к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 5 тыс. лиц и 600 лиц соответственно, возбуждено 16 уголовных дел. В целях недопущения нарушений закона прокурорами объявлено свыше 450 предостережений», — отмечается в документе.
Источник
Реализация национального проекта Здоровье и трудовые права медицинских работников
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 3
Реализация национального проекта Здоровье и трудовые права медицинских работников
Охрана здоровья в нашей стране является одним из главных и в современных условиях актуальнейшим направлением социальной политики, о чем свидетельствует разработка приоритетного национального проекта «Здоровье», который начал реализовываться с 1 января 2006 г.
Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в нашей стране являются высшей ценностью, и их соблюдение и защита — обязанность государства.
Частью 3 ст. 37 Конституции РФ предусмотрено, что в России «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены», а также на вознаграждение за труд в размере и порядке, установленным федеральным законом.
В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и, таким образом, на конституционном уровне в Российской Федерации гарантировано наличие бесплатной медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств государства, страховых взносов и иных поступлений.
В целях скорейшего обеспечения безусловного выполнения целей указанного национального проекта, направленных на укрепление здоровья населения страны, федеральными нормативными правовыми актами предусмотрено практическое решение ряда стратегических задач, в том числе — повышение мотивации и качества медицинских услуг путем увеличения оплаты труда медицинских работников, поставленной в зависимость от выполнения ими своей профессиональной деятельности и конечных результатов труда.
По результатам проверок Генеральной прокуратуры РФ
и прокуратур субъектов РФ
В процессе реализации этого положения в 2006, 2007 и 2008 гг. в рамках национального проекта «Здоровье» государством были дополнительно выделены средства, в результате чего были повышены денежные выплаты участковым врачам: терапевтам, педиатрам, врачам общей (семейной) практики; участковым медицинским сестрам, а также медицинскому персоналу скорой медицинской помощи. Активная работа в этом направлении по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» проводится повсеместно во всех субъектах Российской Федерации.
Однако наряду с достигнутыми результатами реализации данного проекта органами прокуратуры субъектов РФ постоянно выявляются многочисленные нарушения трудового законодательства, в том числе по оплате труда медицинских работников.
Так, в 2007 — 2008 гг. Генеральной прокуратурой РФ с участием всех прокуратур субъектов Российской Федерации были проведены надзорные проверки исполнения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
В результате проведенных проверок практически во всех регионах России были выявлены многочисленные нарушения законодательства, ущемляющие права медицинских работников на оплату их труда в соответствии с установленным порядком.
Проверками установлено, что многие положения указанного национального проекта не выполняются либо выполняются ненадлежащим образом.
Так, оказалось, что не во всех субъектах Российской Федерации своевременно и в полном объеме осуществляются дополнительные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам и педиатрам, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» (далее Постановление N 851).
Произведенные медицинским работникам учреждений здравоохранения Дальневосточного федерального округа выплаты осуществлялись без учета районного коэффициента. В результате принятых прокурорами округа мер реагирования нарушенные права медицинских работников восстановлены, образовавшаяся задолженность погашена в полном объеме. Вопреки требованиям Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» в Горшеченском районе Курской области ежемесячные дополнительные выплаты к заработной плате стали производиться работникам сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц лишь с июля 2006 г., а не с января, как предусмотрено законодательством. В МУЗ «Отделенческая поликлиника на станции «Облучье» Еврейской автономной области перед врачами и медицинскими сестрами имелась задолженность по дополнительным выплатам в размере 288 тыс. руб., которая возникла в результате бездействия главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район», заключившего договор о выполнении названным учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи лишь с 01.04.2006. При этом указанные работы выполнялись медицинскими работниками до его заключения, а субвенции на эти цели из федерального бюджета поступили с января 2006 г. В результате принятых прокурором района мер реагирования нарушенные права медицинских работников восстановлены.
По факту нецелевого расходования в Айхальской городской больнице Республики Саха (Якутия) денежных средств, предназначенных на выплату врачам и медицинским сестрам в рамках национального проекта «Здоровье», прокуратурой г. Удачное было возбуждено уголовное дело по ст. 285.2 УК РФ («Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов») и ст. 330 УК РФ («Самоуправство»). Указанные денежные средства были израсходованы на выплату заработной платы руководящему составу больницы и рабочим, выполнявшим различные работы в больнице. Денежные средства, выделенные в рамках национального проекта в сумме 75 851 руб., израсходованные нецелевым путем, возмещены виновными лицами в полном объеме.
Распределение поступивших средств
по программе «Родовые сертификаты»
Во многих районах России распространены нарушения установленного порядка осуществления денежных выплат медицинскому персоналу по родовым сертификатам. Так, в районных больницах семи муниципальных образований Удмуртской Республики выявлены случаи невыплаты медицинским работникам вознаграждений из средств, полученных по сертификатам. Факты необоснованной задержки указанных выплат медицинским работникам установлены прокурорами ряда районов Читинской области. В Республике Калмыкия медицинским работникам МУ «Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой» не были начислены дополнительные выплаты по сертификатам на сумму 397 800 руб. по причине несвоевременного принятия администрацией лечебного учреждения локального акта, регламентирующего порядок распределения средств, предусмотренных на оплату труда медицинских работников в связи с оказанием ими медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Нарушения при установлении надбавок к заработной плате медицинских работников за счет денежных средств, поступающих на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, установлены также прокурорами республик Адыгея, Саха (Якутия), Воронежской, Владимирской, Курской областей.
В Кировской области органами прокуратуры оспорены семь положений о распределении средств по программе «Родовые сертификаты», утвержденных главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения, на основании которых бюджетные средства вопреки требованиям Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов» были направлены на заработную плату руководству учреждений, бухгалтерам, техническим служащим и другим работникам.
В нарушение положений Постановления N 851 в отдельных регионах органами исполнительной власти и администрациями учреждений здравоохранения необоснованно сужен перечень медицинских работников, имеющих право на получение вознаграждения (Алтайский край, Республика Башкортостан). В некоторых регионах, напротив, имели место случаи включения в регистр медицинских работников, имеющих право на получение денежных выплат, лиц, не относящихся к данной категории медицинских работников (Республика Дагестан, Алтайский край, Томская область).
Установлены нарушения порядка начисления медицинским работникам оплаты больничных листов, отпускных — без учета надбавок за дополнительную медицинскую помощь, оказываемую врачами общей (семейной) практики, участковыми терапевтами, педиатрами и работающими с ними медицинскими сестрами в рамках реализации указанного национального проекта (Республики Карелия, Тыва, Красноярский, Пермский края, Нижегородская, Омская, Рязанская, Тамбовская, Томская, Читинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Прокурором г. Костомукша Республики Карелия 19.06.2006 вынесено представление главному врачу Костомукшской городской больницы в связи с нарушением требований трудового законодательства, выразившемся в невключении денежных выплат участковым врачам-терапевтам и другим медицинским работникам в средний заработок для оплаты отпускных. Аналогичные нарушения выявлены в МУЗ «Лужская центральная районная больница» Ленинградской области.
Вопреки ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан информационным Письмом Росздравнадзора от 14.04.2006 N 01И-309/06 «О выплатах медработникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь» было разрешено в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения производить выплаты медицинским работникам независимо от наличия сертификата специалиста и лицензии на осуществление медицинской деятельности у лечебного учреждения. Только в ходе проверки Генеральной прокуратуры Российской Федерации 21.11.2006 указанное Письмо признано недействительным.
По результатам проведенных надзорных проверок Генеральной прокуратурой РФ было вынесено представление министру здравоохранения и социального развития с требованием об устранении нарушений законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», по которому были приняты соответствующие меры.
При прокурорских проверках установлены нарушения при начислении доплат в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Например, прокурорами Дальневосточного федерального округа были выявлены факты выплаты заработной платы сотрудникам медицинских учреждений, не имеющим необходимого медицинского образования либо не участвующим в непосредственном оказании амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам; выплаты медицинским работникам отпускных за счет средств субвенций федерального бюджета, выделенных в связи с выполнением лечебным учреждением задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Прокурорами республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Красноярского края, Томской и Читинской областей приняты меры реагирования по фактам несвоевременного оформления руководителями учреждений здравоохранения лицензий на осуществление отдельных видов медицинской деятельности. В связи с чем более 200 врачей, фельдшеров и медсестер не получали положенных им в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительных выплат.
Нарушения при расчете оплаты ежегодного отпуска
Следует отметить, что характерными для указанного периода являются нарушения, допускаемые при расчете средней заработной платы для оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и их медицинским сестрам, получающим денежные выплаты за выполнение дополнительных объемов работ.
Так, в Кировской и Ульяновской областях прокурорами выявлены факты невключения в средний заработок медицинских работников доплат, полученных ими в рамках приоритетного национального проекта.
Прокурорской проверкой в Курганской области установлено, что в МУ «Юргамышская ЦРБ» оплата отпусков медицинским работникам производилась без учета среднего заработка, включающего в себя ежемесячную надбавку стимулирующего характера, в связи с чем по постановлению прокуратуры района от 28.07.2007 главный врач больницы привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде).
Органами прокуратуры Брянской области в III квартале 2008 г. в интересах медицинских работников в суд направлено 213 заявлений на сумму 1084 тыс. руб. о взыскании задолженностей по начисленной оплате ежегодно оплачиваемых отпусков, из которых в настоящее время рассмотрены и удовлетворены 122 иска.
Во многих лечебных учреждениях допускаются нарушения трудового законодательства в отношении медицинского персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь (Удмуртская республика, Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская, Чеченская республика, Ставропольский край, Амурская, Астраханская, Камчатская, Кировская, Курская, Магаданская, Пензенская, Ростовская, Ульяновская области). В нарушение ч. 2 ст. 139 ТК РФ дополнительные денежные выплаты таким работникам не включались в средний заработок при оплате листков временной нетрудоспособности, командировочных расходов и предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков. По выявленным фактам главным врачам лечебных учреждений, допустившим нарушения, вынесены представления об устранении нарушений закона, возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде), в интересах медицинских работников в порядке ст. 45 ГПК РФ в суды предъявлены исковые заявления о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков, исчисляемых без учета дополнительных выплат.
Выполняя государственный заказ.
Нарушения прав и законных интересов медицинских работников, выполняющих государственный заказ по оказанию дополнительной медицинской помощи, стали возможны в результате несовершенства нормативных правовых актов, организационных просчетов должностных лиц Минздравсоцразвития России при осуществлении выплат отпускных врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и их медицинским сестрам за оказание дополнительной медицинской помощи. Причиной допущенных нарушений явилось отсутствие в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2006 N 825 «О порядке финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» обязательств федерального бюджета по оплате части отпускных, исчисленных от данного вознаграждения. Указанное привело к противоречивой практике расчетов отпускных медицинских работников, напряжению в обществе, привлечению к административной и дисциплинарной ответственности руководителей учреждений здравоохранения и должностных лиц управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации и за их выплату, и за невыплату.
Урегулирование вопроса путем принятия изменений
в действующее законодательство
В связи со сложившейся ситуацией и поступающими обращениями Генеральной прокуратуры РФ Минздравсоцразвития России было предложено урегулировать данный вопрос. В результате Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 года N 825» в порядок внесены изменения, которые устанавливают возможность осуществлять финансирование дополнительных расходов учреждений, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, возникающих в связи с увеличением размера средней месячной заработной платы работников, из средств федерального бюджета.
Распространены нарушения законодательства при оказании медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (республики Башкортостан, Калмыкия, Чеченская республика, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Ростовская области). В нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701 «О родовом сертификате» в лечебных учреждениях Республики Калмыкия, Чеченской республики, Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей не назначались должностные лица, ответственные за выписку родовых сертификатов, неправомерно распределялись дополнительные выплаты по родовым сертификатам, в отдельных случаях не принимались меры к оформлению родовых сертификатов при поступлении женщин без необходимых документов. По выявленным фактам прокурорами в адрес руководителей лечебно-профилактических учреждений вынесены представления об устранении нарушений законодательства при оказании медицинской помощи женщинам в период беременности и родов .
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 26.02.2008 N 72/3-10-08.
Издание незаконных правовых актов
В 2008 г. в большинстве случаев прокурорское вмешательство было вызвано изданием незаконных правовых актов органами государственной власти и местного самоуправления, нецелевым и неэффективным расходованием бюджетных средств, неосуществлением в полном объеме дополнительных выплат медицинским и педагогическим работникам, нарушением порядка заключения и исполнения государственных контрактов, мошенническими действиями при получении субсидий в рамках национальных проектов.
К примеру, в Республике Хакасия, Красноярском, Забайкальском краях приведены в соответствие федеральному законодательству региональные и муниципальные нормативные и правовые акты, устанавливавшие порядок выплат медицинскому персоналу без учета процентной надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и районного коэффициента.
Прокуроры в интересах медицинских работников обращались в суд с заявлениями о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по оплате отпуска. Например, в Республике Бурятия в первом полугодии 2008 г. из 171 заявления на сумму 2082 тыс. руб. судами уже удовлетворено 125 на сумму 1453 тыс. руб. Аналогичная судебная практика сложилась и в Республике Алтай.
В Забайкальском крае и Омской области прокурорами вынесены представления об устранении нарушений закона руководителям лечебных учреждений в связи с необоснованным ограничением прав медицинских работников, участвующих в родовспоможении, на дополнительные выплаты.
Нарушения порядка работы с родовыми сертификатами выявлены в каждом втором субъекте Федерации Сибирского федерального округа, где в лечебных учреждениях необоснованно производилась выдача и оплата сертификатов, нарушались требования к их сохранению.
Факты необоснованного включения в Федеральный реестр врачей, не имеющих сертификатов специалиста, а также незаконных выплат работникам, не включенным в Реестр, выявлены в Республике Хакасия, Красноярском крае, Томской области.
Реализуя правозащитную функцию, органы прокуратуры Сибирского федерального округа предъявили в арбитражные суды и суды общей юрисдикции 1712 заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере реализации приоритетных национальных проектов .
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 29.08.2008 N 39-64.
В заключение следует сказать, что проводимая органами прокуратуры России многогранная правозащитная деятельность, безусловно, оказывает определенное позитивное влияние на общее состояние законности, в том числе в сфере соблюдения трудовых прав медицинских и иных работников при реализации национального проекта «Здоровье».
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» (ред. от 20.03.2006) // «Российская газета», N 8, 19.01.2006. Редакция дана по справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 22.12.2005 N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» (ред. от 29.12.2006) // «Российская газета», N 292, 27.12.2005. Редакция дана по справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701 «О родовом сертификате» (ред. от 25.10.2006) // «Российская газета», N 10, 20.01.2006. Редакция дана по справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
Источник