Меню

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма требующим социальной защиты называется

Статья 23. Инвалидность и ее группы. Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности.

Гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается инвалидность I группы, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и II группы, если они не нуждаются в таком уходе.
Гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности.
Комментарий к статье 23
1. Под «инвалидностью» понимается социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты (п. 1.1.2 Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико — социальной экспертизы. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 29.01.97 N 30, к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 29.01.97 N 1).
В ст. 1 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563) инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».
2. Признание лица инвалидом I, II или III группы или установление детям в возрасте до 18 лет категории «ребенок — инвалид» осуществляется при проведении медико — социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития и Минздрава РФ (п. п. 2, 3 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965).
Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико — социальной экспертизы, утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ N 1 и Приказом Минздрава РФ от 29 января 1997 г. N 30 (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 2. С. 50). Инструкция по определению групп инвалидности, утвержденная Минздравом СССР и ВЦСПС и согласованная с Министерством социального обеспечения РСФСР от 2 августа 1956 г., на территории Российской Федерации не применяется.
Основаниями для признания гражданина инвалидом является:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Под социальной защитой понимается система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (п. 1.1.8 Классификации).
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
При определении группы инвалидности оцениваются степень выраженности нарушений функций организма и степень ограничений жизнедеятельности. К основным функциям организма человека относятся психические (восприятие, внимание, память, речь, эмоции, воля); сенсорные (зрение, слух, обоняние, осязание); статодинамическая; функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции (п. п. 1, 2 Классификации).
Критерием для определения I группы инвалидности является стойкое значительно выраженное расстройство функций организма при условии, если это нарушение приводит к резко выраженному ограничению жизнедеятельности. О таком ограничении жизнедеятельности может свидетельствовать:
неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц;
неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
неспособность к ориентации (дезориентация); неспособность к общению; неспособность контролировать свое поведение.
При этом I группа может быть установлена, если имеется хотя бы одно из перечисленных (любое) ограничение жизнедеятельности (см. п. 2.1.1 Временных критериев).
Критерием для установления второй группы инвалидности является стойкое выраженное расстройство функций организма, приводящее к выраженному ограничению жизнедеятельности. О таком ограничении свидетельствует:
— способность к самообслуживанию только с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
— способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
— неспособность к трудовой деятельности или способность к ее выполнению в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
— неспособность к обучению или способность к таковому только в специальных учебных заведениях либо по специальным программах в домашних условиях;
— способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
— способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
— способность контролировать свое поведение частично или только при помощи посторонних лиц.
Указанное выше ограничение способности к обучению может быть основанием для установления II группы инвалидности при условии, если оно сочетается с ограничением еще одной из перечисленных категорий жизнедеятельности. Исключение составляют учащиеся, которым для установления второй группы инвалидности достаточно ограничения только способности к обучению указанной степени.
Критерием для определения III группы инвалидности является стойкое незначительное расстройство функций организма, приводящее к нерезко или умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности. О таких ограничения свидетельствуют:
— способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
— способность к передвижению при более длительной, по сравнению с нормой, затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
— способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
— способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии;
— способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
— способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.
Указанные ограничения способности к общению и способности к обучению могут быть основанием для установления III группы инвалидности при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности. Что касается иных из перечисленных ограничений, то III группа инвалидности может быть установлена при наличии хотя бы одного из них.
3. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико — социальной экспертизы (ч. 4 ст. 1 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Граждане направляются на медико — социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.
Органы здравоохранения при направлении на медико — социальную экспертизу (МСЭК) руководствуются разделом 3 Инструкции от 19 октября 1994 г. «О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (утверждена Приказом Минздравмедпрома РФ N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ N 66).
В зависимости от благоприятности или неблагоприятности клинического и трудового прогноза устанавливаются разные сроки направления на экспертизу. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе граждане могут быть направлены на медико — социальную экспертизу вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности. Однако этот срок не может превышать 4 месяцев. При временной нетрудоспособности инвалида, обусловленной прогрессированием основного заболевания или сопутствующим заболеванием с очевидным неблагоприятным клиническим и трудовым прогнозом, лицо направляется на медико — социальную экспертизу в максимально ранние сроки для изменения (отмены) трудовой рекомендации или повышения группы инвалидности.
Если трудовой прогноз благоприятен, лечение и выдача листка временной нетрудоспособности может продолжаться до 10 месяцев (а в отдельных случаях — при травме, после реконструктивных операций, при заболевании туберкулезом — до 12 месяцев). В таких случаях граждане должны быть направлены на МСЭК по истечении указанных сроков. МСЭК в свою очередь решает вопрос либо о продолжении лечения, либо об установлении группы инвалидности.
Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно — профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или до повторного направления на медико — социальную экспертизу (п. 3.4 Инструкции).
При отказе больного от направления на медико — социальную экспертизу или несвоевременной явке его на экспертизу по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов медико — социальной экспертной комиссией. Отказ или неявка указывается в листке нетрудоспособности.
При повторном обращении по поводу прогрессирования основного заболевания или развития тяжелого сопутствующего заболевания больному, ранее направлявшемуся на медико — социальную экспертизу, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях и этим же числом повторно оформляется посыльный лист в учреждение медико — социальной экспертизы.
В направлении (посыльном листе) учреждения здравоохранения на медико — социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги, необходимые для проведения медико — социальной экспертизы, включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ и предоставляются гражданам бесплатно.
Орган социальной защиты населения может направлять на медико — социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Лица без определенного места жительства принимаются на медико — социальную экспертизу также по направлению органа социальной защиты населения.
В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико — социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико — социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

Читайте также:  Род собрание как сохранить здоровье ребенка

Источник

Инвалидность по-новому: новые критерии установления инвалидности

Опубликовано в журнале: «ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; июнь; 2016; стр. 71-75. Е.А. Столярова, начальник юридического отдела ГБУЗ «ГП № 3 ДЗМ»

Ключевые слова: инвалидность, критерии установления инвалидности, ребенок-инвалид
Keywords: disability, criteria of establishment of disability, a child with a disability

2 февраля 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Данный приказ был принят вместо аналогичного документа № 664н от 29.09.2014, который пришлось отменить из-за многочисленных обращений и жалоб. Многие тяжелобольные люди, в первую очередь дети, не могли быть признаны инвалидами и, соответственно, не получали надлежащую реабилитацию и лечение.

Новым приказом конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах.

Как следует из приказа № 1024н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

    Читайте также:  Сода или уксус для здоровья

    Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100 с шагом в 10%.

    Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

    I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
    II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
    III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;
    IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

    Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки. Если классификациями и критериями не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

    При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10%.

    Приказ № 1024н выделяет следующие основные категории жизнедеятельности человека:

    а) способность к самообслуживанию;
    б) способность к самостоятельному передвижению;
    в) способность к ориентации;
    г) способность к общению;
    д) способность контролировать свое поведение;
    е) способность к обучению;
    ж) способность к трудовой деятельности.

    Также выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

    а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
    I степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    II степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    III степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

    б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
    I степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    II степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    III степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
    I степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
    II степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    III степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

    г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
    I степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
    II степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    III степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

    Читайте также:  Браслеты для здоровья iphone

    д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
    I степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
    II степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
    III степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

    е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
    I степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
    II степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и (или) с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
    III степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

    ж) способность к трудовой деятельности -способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
    I степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
    II степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
    III степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

    Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

    Приказом также закреплено, что критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению II или III степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или I степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

    Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности.

    Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

    Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим документом, приказ №1024н от 17.12.2015:

  • более конкретизирует подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям;
  • содержит обновленное приложение к классификациям и критериям, содержащее количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах (в частности, в него включены такие заболевания и дефекты, встречающиеся у детей, как инсулинозавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и неба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте);
  • уточняет количественные оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных указанными заболеваниями, в зависимости от их формы и тяжести течения;
  • более подробно излагает нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей, как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врожденный вывих бедра, косолапость и т. д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность и т. д.

    Источник

  • Adblock
    detector