Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
статья
В последнее время все чаще используется сенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslednee_sensornaya_integratsiya_avtosohranennyy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После ее смерти в 90-х годах сенсорная интеграция также нашла своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, склонных к гиперактивности; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.
Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения . Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.
Сенсорная интеграция занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с этим может послужить привыкание к новым очкам или одежде.
Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или «разрядиться», или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального.
Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию .
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.
1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:
— эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
— уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
— сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;
— раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;
— избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
— проблемы с расчесыванием и мытьем головы.
2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:
— медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;
— испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
— боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
— пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.
3. Проприорецептивная дисфункция:
— чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;
— проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;
— шлепают ногами во время ходьбы;
— не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;
— трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
— жуют несъедобные предметы;
— трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
— плохо удерживают позу.
4. Обонятельная дисфункция
— не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;
— проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;
— неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.
5. Зрительная дисфункция
— непереносимость яркого света или же темноты;
— раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;
— плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;
— проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.
6. Слуховая дисфункция
— плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;
— громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;
— ребенок не распознает определенные звуки.
7. Вкусовая дисфункция
— некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;
— предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;
— определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:
- снижение самооценки,
- фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
- чувство физической и психологической небезопасности,
- трудности в освоении знаний.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.
Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
— тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.
При высокой сенсорной чувствительности:
— всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
— постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
— используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
— ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:
— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
— Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.
— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.
— Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
— Игры со стеклянными шариками, гидрогелем : устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).
При низкой сенсорной чувствительности:
— мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;
— используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);
— применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;
— так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.
При низкой сенсорной чувствительности.
— стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
— обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;
— прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
— используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.
Также можно использовать такие упражнения:
— поочередные движения правой и левой руки;
— синхронные движения обоих рук;
— учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
— учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:
— постараться исключить возможность отвлекаться;
— чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
— если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
— постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);
— твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
— запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.
В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Источник
Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ
Краснова Марина Сергеевна
Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями — это дети с нарушениями психофизического развития, ограничивающие жизнедеятельность, что приводит к трудностям социализации, адаптации и интеграции.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушением речи (логопаты);
-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-дети с умственной отсталостью;
-дети с задержкой психического развития;
-дети с нарушением поведения и общения;
-дети с комплексными нарушениями психофизического развития.
У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
А. А. Катаева считала, что общее психологическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от развития сенсорной сферы дошкольника.
Развитие сенсорной сферы дошкольника — это развитие не только его восприятия,но и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запахе, вкусе и т. п. .
Проблема сенсорного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, весьма актуальна в наше время. Существует большое количество методической литературы, однако у разных авторов можно найти довольно-таки противоречивые и непохожие временные рамки, последовательность, а так же предложенные этапы развития.
Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольный период жизни имеет свои качественные особенности. С точки зрения физиологии зрительный и слуховой анализаторы практически сохранены,в большей степени нарушается процесс восприятия: нарушается его точность, уменьшен объем и снижается темп. В большой степени снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов.
Анализирующее восприятие ослаблено, дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Недостаточность тактильно-двигательного восприятия оказывает влияние на формирование способности воспринимать целостный образ предмета, оно происходит в более медленном темпе и находит свое выражение в затруднении определять и узнавать предметы на ощупь, в так называемом недостаточном умении различать тактильные и кинестетические ощущения (температуру, фактуру материала, свойства поверхности, форму, величину) .
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего зрительное восприятие отстает в своем развитии при наличии нарушений в речи, данная психическая функция характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети в усложненных условиях воспринимают образ предмета,испытывая при этом такие трудности как: увеличение времени для принятия решения, неуверенность в правильности своих ответов и ошибки при опознании.
Немалую роль в становлении сенсорной сферы играет развитие речи. Именно через слово взрослого человека у ребенка фиксируется и обобщается уже приобретенный сенсорный опыт.
На основе чувственной сферы, вместе с непосредственным влиянием слова взрослого человека, формируются речь и восприятие. С одной стороны постоянство и целостность восприятия, с другой стороны подвижность зрительных образов.
Очень важно уделять большое внимание развитию сенсорной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей формирование сенсорного развития проходит неравномерными периодами, при этом значительно отставая по срокам формирования в целом. Как следствие, нарушается формирование понятий о сенсорных эталонах, к которым относятся величина, форма, цвет.
Среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка довольно распространены проблемы сенсорной интеграции.
Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д. .
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Нарушения сенсорнойинтеграции проявляются в:
• эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
• уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;
• сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
• раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д. ;
• избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами, или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
• делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
• медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
• испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
• боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
• пугаются, когда находятся вниз головой.
• умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
• шлепают ногами во время ходьбы;
• любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
• трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
• жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
• трудно понимают расположение тела в пространстве, поэтому они часто падают;
• трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
• плохо удерживают позу;
• не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:
• фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
• чувство физической и психологической небезопасности,
• трудности в освоении знаний.
Таким образом, при ОВЗ можно выделить следующие симптомы нарушения сенсорной интеграции: чрезмерная сенсорная чувствительность, трудности в формировании пространственно-временных представлений, нарушения координации и концентрации, быстрая истощаемость организма от сенсорных впечатлений от окружающего мира.
Игры для сенсорного развития детей «Игры для сенсорного развития детей» Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.
«Чудо-черепаха». Пособие для сенсорного развития Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.
Дидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Образовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.
Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».
Коврик для сенсорного развития О том, что у меня появился сенсорный коврик, созданный руками практикантов я писала в предыдущей публикации. Сегодня хочу поподробнее остановиться.
Дидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.
Создание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.
Источник