Меню

Нарушение психологического здоровья это

Нарушения психического здоровья

Уже во времена Декарта в XVIII в. «психикой» называли продукцию «сознания», в частности восприятие, мысли и суждения, эмоции и поведение. Таким образом, западное общество связывало нарушения психического здоровья с внутренними процессами: мыслями, чувствами, переживаниями, и внешними действиями; это означает, что нарушено социальное и психологическое функционирование, поскольку поведение по большей части проявляется в социальном контексте. Большинству культур присуще сходное отношение к личному и социальному функционированию, однако без противопоставления организма и психики; вместо этого нарушения психического здоровья воспринимаются целостно. Согласно европейским представлениям, психическим нарушениям также сопутствуют физические заболевания, боли.

Диапазон нарушений психического здоровья. Психиатры выделяют следующие категории: стресс, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (например, у взрослых, в детстве подвергшихся сексуальному НАСИЛИЮ), НЕВРОЗЫ, или «малые психические расстройства» (ТРЕВОГА, ДЕПРЕССИЯ, РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ, ИСТЕРИЯ, НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ, ФОБИИ, психосоматические заболевания), ПСИХОЗЫ, или «большие психические расстройства» (ДЕПРЕССИЯ, БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО, ШИЗОФРЕНИЯ), РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, включая ПСИХОПАТИЮ и семь других категорий, а также органические заболевания мозга (в частности ДЕМЕНЦИЯ). В статье «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» показано, что за его нарушениями можно видеть болезнь или психологический/социальный дистресс, трудности. Серьезные психические расстройства и органические заболевания принято считать болезнями, а таких больных следует направлять к психиатру. На другом полюсе находятся психологические и социальные затруднения как результат стресса, и такие клиенты, как правило, не попадают в поле зрения психиатра. Вместе с тем нет единого мнения о классификации неврозов, или «малых психических расстройств», которые считаются психическими проблемами, а также реакций на психотравмирующие переживания, поэтому некоторые такие клиенты лечатся у психиатра. Отношение ко всем этим состояниям как к нормальным вариациям состояния здоровья позволяет избежать стигматизации. Вместе с тем не следует забывать о тяжелых переживаниях таких клиентов и возможности недооценки тяжести их состояния.

Что такое нарушения психического здоровья? У них есть много причин. С одной стороны, стресс – нормальная для человека реакция на негативные обстоятельства. Стресс как эмоционально-психофизиологическое состояние способен вызвать дискомфорт на всех уровнях. С другой стороны, органические болезни мозга явно имеют физическое происхождение. У остальных расстройств гораздо более сложная природа. В ряде случаев можно выделить признаки заболевания, но физиологическая составляющая известна только у психозов. Причины неврозов и расстройств личности, согласно психодинамическим теориям, лежат в ранних отношениях между родителями и детьми, а ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ рассматривают эти проблемы как выученное поведение. Большое значение для социальной работы имеет обнаружение тесной связи социальных факторов с неврозами и психозами, т. е. неблагоприятная обстановка, нехватка доверительного общения, низкая самооценка повышают риск этих расстройств, а жизненные стрессы способствуют их возникновению. Особой восприимчивостью отличаются представители угнетенных слоев общества. Психиатры объясняют это тем, что социальные факторы усиливают предрасположенность к расстройствам, однако сторонники ТЕОРИИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ считают низкий социальный статус и угнетенное положение достаточными для появления ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ и как следствие депрессии и тревоги, а в тяжелых случаях и психозов.

Последствия нарушений психического здоровья. Последствия психозов и органических поражений хорошо известны (см. ДЕМЕНЦИЯ), гораздо меньше внимания уделяется прогнозу менее тяжелых расстройств, в частности неврозов, стресса, посттравматического стрессового расстройства, расстройства личности (см. соответствующие статьи и статью ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ).

Отклик на нарушения психического здоровья. Большое число клиентов социальных служб страдают психическими расстройствами: это, например, от 60 до 80% темнокожих матерей, чьи дети находятся на попечении местных органов власти. Социальные работники не всегда представляют себе масштаб проблемы, пока не столкнутся с соответствующими клиентами. В большинстве случаев это нетяжелые расстройства тревожного и аффективного спектра, когда нет оснований обращаться к психиатру. В результате клиент не имеет диагноза и социальный работник может не обратить внимания на его состояние. В других случаях, особенно при психозах, расстройствах личности и даже посттравматическом стрессовом расстройстве, когда клиент лечится у психиатра, социальные работники не готовы учитывать его состояние, если не оно послужило причиной обращения за медико-социальной помощью. Специалисты считают психические расстройства «нормальной» реакцией на стрессовую ситуацию и полагают, что все пройдет с прекращением стресса, либо видят психические расстройства вне сферы своей компетенции, ограничиваясь рассмотрением только социальных проблем. Отсюда полное игнорирование проблем или перепоручение их психиатру. Кроме того, социальные работники также находятся под влиянием сложившихся в обществе стереотипов, что способствует дискриминации лиц с психическими расстройствами.

Вместе с тем вполне возможно в рамках социальной работы учитывать различные аспекты психологических расстройств – физиологические, психологические и социальные. При большинстве расстройств рекомендуется биопсихосоциальный подход к вмешательству. Речь идет, скажем, о налаживании доверительных отношений на фоне лекарственной терапии, когда нужно устранить тяжелую симптоматику, поначалу без акцента на решении проблем (поскольку клиент не способен объективно оценить ситуацию и свои возможности), так как моральная поддержка и помощь в решении социальных проблем сами по себе ослабляют напряжение. В статье о психическом заболевании исследуются шаги, которые необходимо предпринять социальному работнику в случае психических расстройств, близких к заболеванию, в том числе взаимодействие с медиками; в статьях о стрессе, психозах, неврозах, посттравматическом стрессовом расстройстве и органических поражениях даны конкретные рекомендации по социальному вмешательству.

Читайте также:  Тамара шмидт тайна здоровья крайон

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Источник

Симптомы болезни — нарушения психического здоровья

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение психического здоровья —

Психическое здоровье — это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

При каких заболеваниях возникает нарушение психического здоровья:

Заболевание, отнесенное к психозам, способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза – шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения психики.

Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия – наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, – не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки.

Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, – это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ.

В последние годы отмечается возрождение интереса к синдрому множественной личности (расщепления личности) – психическому заболеванию, которое выпало из поля зрения на несколько десятилетий из-за сомнений в его подлинности. Новое понимание причин этого расстройства и тонкие методы диагностики привели к выявлению тысяч таких больных.

Расстройство множественной личности – одно из т.н. диссоциативных расстройств, при которых какие-то части личностной структуры диссоциированы или отделены от других структур. Почти во всех случаях глубинной его причиной является пережитое в детском возрасте тяжелое насилие – физическое, сексуальное или психологическое.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психического здоровья:

Вы заметили нарушение психического здоровья? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось психическое здоровье? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Источник

Классификация нарушений психологического здоровья детей
консультация по психологии на тему

Материалы для педагогов-психологов

Скачать:

Вложение Размер
klassifikatsiya_narusheniy_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

Преобладание аккомодативного поведения

Ч У В С Т В О Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребёнка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребёнка отчётливо проявится защитная агрессивность.

Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.

В некоторые возрастные периоды – раннем и подростковом возрасте – агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определённой степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития. Например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребёнка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.

Защитной назовём агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закреплённое актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Приведём поведенческие проявления защитной агрессивности ребёнка :

— часто конфликтует, дерётся;

— на занятиях и уроках выкрикивает;

— может проявлять обострённую тенденцию к лидерству.

Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребёнка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.

Если же у ребёнка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.

Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй.

Он полагает, что рациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.

Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведёт за собой устранения причины тревоги.

Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребёнок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать её собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребёнок вырастет.

Приведём характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха;

— многие страхи имеют постоянный характер;

— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

— у ребёнка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;

— страх наносит ущерб качеству жизни.

Если у ребёнка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.

Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том. что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребёнок столкнётся с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать всё, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остаётся внутри ребёнка, мешая здоровому росту.

Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.

Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии – косвенные – с тем, чтобы всё-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:

— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);

— присутствует стремление ломать (рвать, резать);

— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);

— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);

— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Если у ребёнка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.

И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.

Поведенческие признаки детей с социальными страхами:

— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;

— очень стремятся к поощрениям:

— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это – правильно?»;

— творческие или незнакомые задания выполнят хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые:

— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);

— не способны к агрессивным действиям;

— могут появляться расстройства речи (запинки);

— имеют развитое чувство долга, ответственности;

— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;

— все эмоции переживают внутри;

— остро реагируют на неуспех;

— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в

эмоционально напряжённых ситуациях);

— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребёнка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:

— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

— проявляют преимущественно вербальную агрессию;

— могут прибегать к лживости или воровству;

— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребёнка возникают уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.

Поведенческие признаки замкнутых детей:

— на занятиях или уроках мечтают о чём-то, часто не слышать вопросов взрослых;

— в поведении отсутствует спонтанность, живость;

— невелико количество контактов со сверстниками.

Источник

Adblock
detector