Программа формирования культуры здорового образа жизни.
рабочая программа по зож на тему
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_zozh.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой
муниципального образования Брюховецкий район
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных — здоровье.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Данная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни опирается на вышеприведенные определения и представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования. Программа является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целями данной программы являются:
- формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие;
- укрепление здоровья учащихся;
создание психологического комфорта участникам образовательного процесса.
В ходе реализации программы решаются задачи :
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Общая характеристика учебного курса
Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проводится в следующих направлениях:
- Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
- Строгое соблюдение режима школьных занятий;
- Построение уроков с учетом работоспособности детей;
- Использование средств наглядности;
- Выполнение гигиенических требований;
- Благоприятный эмоциональный настрой.
- Использование игровых оздоровительных технологий.
- Работа по предупреждению утомляемости на уроках.
- Сохранение психологического здоровья
- Формирование навыков здорового образа жизни.
- Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
Реализуются следующие задачи:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности (теоретические знания);
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения (практические умения);
- информационно — просветительская работа среди детей и родителей;
Место курса в учебном плане
Программа реализуется в учебное и внеурочное время и включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, познавательных игр, конкурсов рисунков, плакатов, стихотворений;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- привлечение родителей и других представителей взрослого населения к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни;
- популяризацию физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, кубановедения, физической культуры.
Результаты освоения курса
Результат освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ориентирован на становление следующих характеристик («портрет выпускника начальной школы»):
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- Сформировавший установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- Имеющий мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Умение определять общую цель и пути ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Раздел 1. Самопознание .
Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма.
Раздел состоит из двух подразделов:
1 Знание своего тела.
2 Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ключевые понятия:
Знание своего тела
• Части и органы тела и их функциональное предназначение
• Состояние здоровья и болезни
• Физиологические возможности в разные периоды жизни
• Физические аспекты индивидуальности человека.
Самопознание через ощущение, чувство, образ
• основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума
• Я-концепция и индивидуальный психологический образ
• решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни.
Раздел 2. Я и другие.
В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах.
Ключевые понятия:
• Базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения
• Навыки аргументирования и принятия решения.
• Ролевые позиции.
Базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия.
• Идентификация индивидуума в различных социальных группах.
• Формы и методы группового давления.
• Поведенческие риски в группе
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями.
Раздел состоит из четырех подразделов.
I. Гигиена тела.
2. Гигиена полости рта.
3. Гигиена труда и отдыха.
4 Профилактика инфекционных заболеваний;
Ключевые понятия:
• Гигиена тела
• Представление о коже, волосах и ногтях
• Гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями
• Гигиена полости рта
• Гигиена труда и отдыха
• Профилактика инфекционных заболеваний
Раздел 4. Питание и здоровье.
Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Питание – основа жизни
2. Гигиена питания.
Ключевые понятия:
• Питание — основа жизни
• Основные пищевые вещества, их значение для организма.
• Основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления.
• Культура питания.
• Факторы риска в питании, опасные для здоровья.
• Гигиена питания
• Правила покупки, хранения продуктов питания.
• Приготовление пищи в разных условиях.
• «Загрязнители» пищи.
• Болезни, передаваемые через пищу.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма
Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях.
Раздел состоит из трех подразделов:
1. Безопасное поведение на дорогах.
2. Бытовой и уличный травматизм.
3. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ключевые понятия:
• Безопасное поведение на дорогах
• Основные ситуации, приводящие к травмам на дороге.
• Навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства.
• Персональная ответственность за свое поведение на дороге. Бытовой и уличный травматизм
• Бытовой и уличный травматизм
• Опасные факторы жилища, школы, улицы.
• Основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей.
• Первая помощь.
• Поведение в экстремальных ситуациях
• Модели поведения в экстремальных ситуациях.
• Анализ условий и выработка алгоритма поведения в экстремальных ситуациях.
• Практические действия в экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг
Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Выбор медицинских услуг.
2. Обращение с лекарственными препаратами.
Ключевые понятия:
• Выбор медицинских услуг
• Выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью
• Поведение в медицинских учреждениях.
• Медицинское страхование.
• Альтернативная медицина. Реклама медицинских услуг. Шарлатанство.
• Обращение с лекарственными препаратами
• Приобретение лекарственных препаратов и обращение с ними. Домашняя аптечка.
• Побочные действия лекарственных веществ. Злоупотребления лекарственными веществами.
• Первая помощь при отравлении лекарственными веществами.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ.
Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ.
Ключевые понятия:
• Предупреждение употребления психоактивных веществ
• «Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
• Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
• Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей
• Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам
• Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
• Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.
Список используемой литературы
1. Журнал «Начальная школа», 2004 – 20010 годов выпуска
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 2007.
3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2009.
4. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2004.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
6. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 — 2003, с.57.
7. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 — 2004.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2008.
9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) — СПб, Союз, 2007.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2007.
11. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 2007.
12. Д. Кехо, Н Фишер «Сила разума для детей», г. Минск, ООО «Глобус», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главная задача школы — сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни.
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию.
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, его влияние на успешность обучени.
Современный уровень формирования культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы .
Номинация – воспитание в классе.
Помня о том, что здоровье ребёнка — это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ.
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС».
Источник