Информация о курсе
Основы управления здоровьем
Описание курса
Курс «Основы управления здоровьем» направлен на формирование у обучающихся общекультурных/универсальных компетенций, позволяющих определить наиболее эффективную стратегию управления своим здоровьем и оптимальный вектор саморазвития в данной сфере.
Уникальность этого курса состоит в том, что он разработан врачами, психологами, успешно реализующими в своей практике интегративный подход к пациенту, а также специалистами проектного и инвестиционного менеджмента.
Междисциплинарная команда разработала инновационный системный подход к здоровью человека, благодаря которому обучающийся по окончанию курса будет готов ответить на следующие вопросы:
— что такое здоровье?
— как состояние здоровья может влиять на различные сферы жизни индивидуума?
— как проводить самодиагностику?
— как определять минимально необходимый объем обследований?
— в чем важность системного и комплексного подхода к здоровью?
Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Авторы курса
Печатников Леонид Михайлович — кандидат медицинских наук, декан факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Петрова Наталья Владимировна – заместитель декана факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента
РАНХиГС
Безуглов Эдуард Николаевич — главный врач национальной мужской Сборной России по футболу, член медицинского комитета UEFA, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитологии ПМГМУ, главный врач клиники спортивной медицины Smart Recovery
Воронин Николай Алексеевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры Нейро- и патопсихологии факультета Клинической и Специальной психологии МГППУ
Горячева Ольга Александровна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО РНИМУ им Пирогова, врач-гастроэнтеролог Морозовской ДГКБ, член российской гастроэнтерологической ассоциации, Союза педиатров России
Гуревич Константин Георгиевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития», профессор РАН
Жегулина Ирина Олеговна – врач-генетик, руководитель Центра геномной медицины в ЕМС
Кузнецова Ольга Николаевна — клинический психолог, преподаватель НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», руководитель REforma.LIFE
Коровина Елена Вадимовна — кандидат биологических наук, начальник Учебно-методического отдела Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Михнёва Ирина Сергеевна — кандидат психологических наук, клинический психолог, преподаватель НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», сотрудник REforma.LIFE
Мелехина Анна Сергеевна — врач-диетолог, терапевт, преподаватель НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», сотрудник REforma.LIFE
Морозова Екатерина Алексеевна — врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог
Селезнёва Ксения Сергеевна — кандидат медицинских наук, врач-диетолог, руководитель направления диетологии в ЕМС
Фурта Станислав Дмитриевич — доктор физико-математических наук, профессор факультета «Высшая школа финансов и менеджмента» РАНХиГС, сертифицированный тренер по управлению рисками СТ 31000, стипендиат международных научных фондов DAAD, Alexander von Humboldt Stiftung (Германия), INDAM (Италия), FAPESP (Бразилия)
Программа (содержание) курса
Модуль 1. Отличное здоровье — пять слагаемых успеха
Содержание модуля: здоровье как система, включающая в себя совокупность 5 ключевых характеристик. Взаимосвязь медицинских, психологических, экологических, биологических и социальных факторов, влияющих на здоровье.
Модуль 2. ДАР — диагностика, анкетирование, рекомендации
Содержание модуля: комплексный подход к здоровью с обзором существующих мировых систем здравоохранения, а также обзором онлайн-платформ, связанных с поддержкой здорового образа жизни и возможностей диджитализации здоровья.
Модуль 3. Инвестиционный подход — оптимальная стратегия управления здоровьем
Содержание модуля: теоретические основы инвестиционного менеджмента, применяемых в управлении здоровьем. Проводится анализ каждого параметра маршрутной карты здоровья и необходимый объем инвестиций, а также оценивается экономическая эффективность инвестиций, сделанных в здоровье.
Формируемые компетенции и результаты обучения
Онлайн-курс «Основы управления здоровьем » обеспечивает овладение следующими компетенциями:
-
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-4) (частично);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) (частично);
- способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) (частично);
- способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) (частично).
-
- знание как состояние здоровья может влиять на различные сферы жизни индивидуума, как проводить самодиагностику, как определять минимально необходимый объем обследований; важности системного и комплексного подхода к здоровью;
-
- умение разрабатывать персональную карту здоровья, мотивировать на ее реализацию; определять вес каждого параметра маршрутной карты здоровья и необходимый объем инвестиций, а также оценивать экономическую эффективность сделанных инвестиций в здоровье;
-
- владение навыками самодиагностики и разработки маршрутной карты здоровья.
Рекомендуемые направления подготовки
38.03.02 Менеджмент, 38.03.06 Торговое дело, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Как дисциплина обязательной или вариативной части, в том числе дисциплина по выбору или факультативная дисциплина, курс может быть включен также в образовательные программы для иных направлений подготовки и специальностей высшего образования, в рамках дисциплины Безопасности жизнедеятельности, обеспечив комплексную реализацию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в вузе.
Входные требования: к началу освоения курса обучающийся должен
знать основы компьютерной грамотности;
уметь работать в дистанционном формате обучения;
владеть навыками работы с персональным компьютером.
Источник
Системы управления здоровьем
Прежде чем говорить о том, для чего нужны системы управления здоровьем, напомним, что ранее говорилось о здоровье как зоне ответственности самих граждан. Мы должны сами брать ответственность за собственное здоровье в свои руки. Хорошая персональная диета, физические упражнения и здоровый образ жизни (ЗОЖ) – являются основными факторами здоровьесбережения. Работа с эмоциональной и духовной составляющей человека, в некоторых случаях, позволяют избавиться от хронических заболеваний и является ещё одними важным моментом к улучшению здоровья и снижению заболеваемости. Это тот минимальный уровень, который доступен каждому.
Следующим уровнем становится управление своим здоровьем, т.е. создание системы, в которой здоровье является объектом управления. Это означает, что по отношению к нему нужно ставить цели и задачи управления, тогда как сейчас управление здоровьем у большой массы населения происходит «в режиме автопилота» и «управленческие» воздействия начинаются только в критических ситуациях, кроме Нealth management для корпоративных клиентов, что недоступно обычным гражданам.
Под управлением здоровьем человека в самом общем смысле понимаются, прежде всего, формирование и поддержание здорового образа жизни с учетом экологических факторов, а также регулярная оценка результатов управления и при необходимости внесение корректировок в план мероприятий управления.
Принципы системы управления здоровьем
А чтобы системы управления здоровьем стали возможными, выделяют следующие основные принципы[1]:
- Индивидуальная ответственность человека (субъекта управления) за управление своим здоровьем (объект управления);
- Ключевая роль образования человека в сохранении и управлении здоровьем, его непрерывность в течение всего процесса управления и контролируемость его усвоения;
- Выполнение каждого из последовательных этапов процесса управления здоровьем для достижения поставленных целей;
- Периодический мониторинг состояния здоровья человека и применение мер по его профилактике с целью предотвращения необратимых последствий;
- Регулярный контроль за результатами управления для оценки качества управления и обоснования изменения способов воздействия на объект управления.
Попробуем «расшифровать» эти принципы.
Принцип 1.
Необходимость индивидуальной ответственности за управление своим здоровьем прямо вытекает из общей ответственности за свое здоровье. Хотя этот принцип можно рассматривать и с точки зрения экономии расходов, и готовности населения взять ответственность за управление здоровьем на себя, и недостатка необходимых компетенций.
Хотя в группе факторов, влияющих на здоровье, медицине отводится только 10%, все-таки, когда человек заболевает и не в состоянии себе сам помочь, то нет другого выхода, как обратиться к врачу. Постарайтесь в этом случае сделать так, чтобы врач стал вашим союзником, а не равнодушным механизмом, выписывающим рецепты.
Принцип 2.
Мудреная формулировка этого принципа сводится к тому, что необходимо постоянно повышать уровень своих компетенций по здоровьесбережению и ключевая роль здесь отводится образованию. Слово «Образование», на наш взгляд, здесь оказалось потому, что тот, кто формулировал принципы, забыл или не знает слово «Просветительство». Именно «просветительству» должна принадлежать ключевая роль, а не системе образования, а уж тем более не здравоохранению, т.к. все потуги медицины по профилактике заболеваний находятся на уровне благих пожеланий. Посмотрите на существующие «Школы диабета», «Школы здоровья» — ведь там уже люди с диагнозами.
В Зеленограде при кардиоцентре в 2016 открылась «Школа инфаркта миокарда» с целью профилактики заболеваний сердца. Потом медики либо сами догадались, либо кто-то подсказал, что так называть школу нельзя и ее быстренько переименовали в «школу здоровья», но суть от этого не изменилась. Люди приходили на занятия уже с конкретными заболеваниями и задавали одни и те же вопросы: «Как лечиться?» и «Что принимать?». Так и ответ был стандартный «А вы приходите к нам на прием, мы вас осмотрим, сдадите анализы, тогда мы сможем сказать!» Просветительство – не удел медицины. Медики это не умеют делать. Да к тому же профилактика плохо продается.
Остается некоммерческий сектор. ЗОЖ – одно из главных направлений НКО и здесь немалая роль отводится именно просветительской деятельности. Кстати, эта статья и адресована в первую очередь НКО, особенно тем, кто подает заявки на конкурсы субсидий. Вот вам практически готовая заявка! В соответствии с разработанным нами модульным принципом написания проектов, система управления своим здоровьем может быть встроена как модуль в любой проект по ЗОЖ. Поскольку мы сами являемся НКО, то все, о чем здесь написано уже прошло многократную проверку в наших проектах на практике.
Кстати, системы управления здоровьем легко встраиваются и в образовательный проект.
Принцип 3.
Здесь нечего комментировать, кроме того, что весь процесс управления здоровьем состоит из последовательных этапов (пошаговая инструкция) для достижения поставленной цели.
Принцип 4.
Периодический мониторинг (объективный контроль) состояния здоровья возможен только при наличии приборов диагностики сертифицированных для домашнего применения.
Принцип 5.
Результаты управления должны сопоставляться с заданными целями и в случаях их несоответствия необходимо производить коррекцию.
Схема системы управления здоровьем
Тогда можно предложить следующую схему системы управления
Основной контур управления:
Цель -> Программа -> Исполнение -> Здоровье -> Диагностика.
В принципе программа оздоровления может загружаться любая, лишь бы она была согласована с целями и давала конкретные рекомендации к исполнению, и есть объективные приборы, которые оценивают влияние этой программы здоровья на наш организм. А еще есть внешняя среда, которая влияет на все, и в которой все это находится.
Кстати, образование, в первую очередь школы, пока тоже не сильно торопятся взять на себя эту роль повышения ключевых компетенций по здоровбесбережению. Хотя предпосылки для этого есть. Например, в виде занятий по ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В некоторых школах создаются различные кабинеты здоровья, даже медицинские классы, но все это носит фрагментарный и не системный характер. Про медицинские классы в московских школах мы уже писали. Основная проблема в том, что пока никто не рассматривает здоровье, как систему управления в том виде, в котором она здесь описана. Поэтому, например, есть донозологическая диагностика, но нет программ оздоровления, нет коррекции результатов, поэтому и поставленные цели по здоровью повисают в воздухе, т.е. не могут быть реализованы. Или другой пример, есть программы по здоровью, но не поставлены цели и не используются доступные приборы для объективного контроля состояния здоровья. В этом случае обучение является неким процессом без видимого результата.
Обучение только тогда станет эффективным, когда все элементы системы управления здоровьем будут соединены воедино.
Далее мы опишем, как эта схема реализуется в конкретных программах здоровья. Вернее, как программы по оздоровлению могут быть представлены в виде этой системы управления здоровьем.
Литература
1. Нефедов О.Ю. Принципы управления здоровьем и информатизация российского здравоохранения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2013. Т. 9. № 4 (21). С. 95–103.
Источник