Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Воспитание здорового образа жизни
- Правила сохранения и укрепления здоровья
Правила сохранения и укрепления здоровья
Правила сохранения и укрепления здоровья
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально выводящих из состояния внутреннего спокойствия недостатков.
Быть здоровым — значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком
Правила сохранения и укрепления здоровья:
1. Правильное питание.
2. Водный режим.
4. Защита организма
Чтобы уберечь себя от вирусов и бактерий вовсе необязательно глотать таблетки, биодобавки и прочие аптечные комплексы. Укрепить иммунитет можно с помощью закаливания, физической культуры. Контрастный душ, утренняя зарядка — тот минимум, который поможет сохранить ваше здоровье. Также не забывайте о мытье рук после улицы — такая простая привычка уберегает вас от многих кишечных заболеваний. В период острых вирусных инфекций смазывайте носовые ходы оксолиновой мазью, налегайте на апельсины и лимоны, богатые витамином С.
5. Уберечься от вредных привычек можно, если только контролировать их с самого начала. К примеру, если предлагают немного выпить друзья при встрече, важно отказываться, особенно если пить не хочется. Нельзя пить только для того, чтобы друзья не подумали ничего плохого. На самом деле можно найти массу отговорок, чтобы и не выпивать, и не потерять дружбы с приятелями. А вообще лучшие друзья вряд ли против воли человека буду заставлять его пить.Курение встречается сейчас ещё чаще, чем пьянство. По улице ходит очень много людей, дымящих сигаретами. Многие перестали уже обращать на это внимание. Иногда начинает казаться, что курят почти все, и никакого вреда это в итоге не несёт людям. Но курящие весьма опасны для окружающих, поскольку делают их пассивными курильщиками. Любой желающий может вспомнить, что курить он начал совершенно случайно. Вначале ему кто-то это предложил, а он не смог отказать. Наверняка большинству начинающих курильщиков кажется, что с сигаретой они выглядят старше и увереннее. Но это не так. Вначале человек выкуривает немного сигарет просто так, как бы за компанию, потом он начинает курить по нескольку сигарет в день. Проходит пара месяцев, и человек уже становится курильщиком и выкуривает по пачке в день или даже больше. И остановиться уже очень сложно.
Прежде чем начать курить – стоит прежде «семь раз отмерить», чтобы потом не оказаться в ловушке табакокурения. То же самое и с выпивкой.
6. Экология дома.
- Проветривайте помещения;
- Увлажняйте воздух в зимний период;
- Регулярно делайте влажную уборку;
- Приобретите растения, которые очищают воздух (это герань, драцена, диффенбахия, хлорофитум).
7. Никогда не ссылайтесь на наследственность, если у Вас развилась гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, остеохондроз, ожирение, онкология. Это не наследственность, а неправильный образ жизни. Недаром все эти заболевания называют болезнями цивилизации. А у нас так принято считать: раз у мамы с папой был инфаркт или инсульт, значит ничего удивительного нет в том, что у 40 летнего сына тоже развился инсульт. Здоровье без заботы о нем придет в упадок и без наследственных причин !
8. Не пренебрегайте сном!
- Ложитесь спать и просыпайтесь в одно и тоже время (не позднее 12 часов);
- Комната должна быть проветрена;
- Помещение должно быть темным и бесшумным;
Время идет только в одном направлении – вперед. То, что сегодня упущено, никогда не вернешь. Вот так и относитесь к своему здоровью.
Источник
Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья
Сейчас тема здорового образа жизни волнует немалое количество людей. Некоторые просто о нем говорят, а кто-то этим живет. Так уж ли трудно стремиться к здоровью? Возможно, это просто заблуждение, которое мы попытаемся опровергнуть. Итак, какие же они, правила здорового образа жизни?
Польза режима дня
Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.
Необходимость рационального питания
eat healthy! Любые рекомендации по здоровому образу жизни обязательно включают в себя советы по рациональному питанию.
Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:
Ограничение животных жиров;
Существенное ограничение животной белковой пищи (рекомендуется употреблять в основном диетические сорта мяса – птицу, кролика);
Включение в меню повышенного количества растительных продуктов;
Исключение из повседневного рациона «быстрых» углеводов – сладостей, сдобы, газировки, фаст-фуда, чипсов;
Переход на дробное питание (небольшое количество пищи за один прием);
Исключение позднего ужина;
Питание только свежими продуктами;
Оптимальный питьевой режим;
Оптимизация количества еды – оно должно соответствовать затратам энергии;
Исключение алкоголя, ограничение кофе и крепкого чая.
Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.
Активный образ жизни
Разумная пропаганда здорового образа жизни обязательно включает в себя пункты, касающиеся физической активности. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сократили его двигательную активность. Люди все меньше ходят пешком: сейчас можно заказывать и получать товары и продукты, не покидая дома.
Однако для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Начинающим практиковать здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день: двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Какой именно разновидностью физической активности заниматься – каждый решает сам, в соответствии со своим возрастом, темпераментом и возможностями.
Занятия в тренажерном зале;
Спортивная ходьба или бег;
Занятия в бассейне;
Велосипедные прогулки;
Домашние занятия гимнастикой;
Йога и гимнастика цигун.
Возможности для реализации двигательного потенциала не ограничены – можно начать с пеших прогулок (лучше гулять в лесопарковых зонах), а затем постепенно повышать нагрузки.
Отказ от пагубных привычек
Курение и здоровье не совместимы. Если вы еще курите, постарайтесь сделать все, чтобы избавиться от этой пагубной привычки.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Укрепление организма и профилактика заболеваний
В список факторов, способствующих укреплению здоровья, обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливанию.
Закаливание – не обязательно купание в проруби и обливание холодной водой. Для начала подойдет обычный контрастный душ: при этом перепад температур на начальном этапе может быть минимальным. Закаливание тела повышает иммунный статус, укрепляет сосудистую систему, стимулирует вегетативную нервную систему и поднимает общий тонус организма.
Обязательно нужно следить за состоянием психики и нервной системы. Волнение, стрессы, напряжение, раздражительность – прямые причины раннего старения.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья
Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.
Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.
Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.
Основные факторы, влияющие на здоровье:
— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);
— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);
— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);
— психофизиологические.
Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.
Способы сохранения и укрепления здоровья
Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.
Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.
Факторы отрицательно влияющие на здоровье:
- курение и злоупотребление алкоголем;
- неправильное питание;
- наркотики;
- частое употребление лекарств;
- условия труда, вредные для здоровья;
- стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
- неблагоприятные материально-бытовые условия.
Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.
В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.
Способы сохранения здоровья человека:
- оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
- закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
- периодическое очищение организма;
- отказ от химических препаратов;
- цигун – китайская система оздоровления организма;
- йога;
- ароматерапия;
- морская вода и горный воздух.
Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.
Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.
Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:
— Борьба с допингом в Российском спорте:
Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».
Источник
Сохранение и укрепление здоровья в учреждениях дополнительного образования.
специалист в области арт-терапии
Сохранение и укрепление здоровья в учреждениях дополнительного образования.
Педагог Орлов Игорь Юрьевич
Проблема формирования культуры здоровья по своей научной и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки и образовании. Здоровье – состояние организма, при которой все его функции и системы находятся в гармоничном взаимодействии и динамически уравновешены с внешней средой. Общее здоровье человека складывается из физического, психологического и социального. Сегодня неотъемлемые составляющие здорового образа жизни – спорт, зарядка, физическая культура.
В Федеральном законе «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования» определены задачи системы образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию у неё ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья., позволяющих реализовать эту ответственность. Среди основных направлений Федеральной программы развития системы образования обозначены поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в учреждениях разных типов и видов. Учёные пришли к единому мнению, что в недопущении болезни, в удержании и преумножении здоровья решающая роль принадлежит не медицине и не системе здравоохранения, а тем социальным институтам, которые предопределяют условия и образ жизни ребёнка,- семье и школе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальным, поскольку от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.
Новизной программы считаем переход от здоровьесберегающего образования к здоровьеформирующему.
При планировании учебно-воспитательного процесса в ЦДТ учитывается целенаправленный подход, который нацелен на формирование культуры здоровья на протяжении всего периода обучения. Целью формирования культуры здоровья у воспитанников является развитие и совершенствование личности, повышение качества образования и духовно-нравственного, физического, психологического здоровья.
Ведущими педагогическими принципами формирования культуры здоровья являются системность, комплексность, аналитичность, учёт возрастных, половых, и индивидуальных особенностей воспитанника, вариативность и гуманизм, рациональное сочетание умственной и физической нагрузки.
Исходя из педагогических принципов формирования культуры здоровья, определяя концептуальные позиции:
1 направление учебно-воспитательного процесса на формирование культуры здоровья у воспитанников (воспитание культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств: доброты, любви, честности, милосердия, усвоение знаний, усвоение знаний таких, как сохранить своё здоровье, здоровье других, формирование знаний детей о здоровой семье и негативного отношения к асоциальной зависимости);
2 создание здоровьеформирующей среды на базе ЦДТ (культура здоровья, полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, его профилактике);
3 использование здоровьесберегающих технологий (каждое занятие любого направления должны быть здоровьеформирующим);
4 вовлечение педагогов, родителей и воспитанников в разнообразные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья (важным условием в деле формирования культуры здоровьесбережения).
Основная цель программы –. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся, воспитанию у них разумной потребности в здоровом образе жизни.
создание здоровьеформирующей среды, способствующей охране здоровья обучающихся;
формирование системы ценностно-смысловых знаний о здоровом образе жизни и деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья личности;
профилактика асоциальных явлений и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни;
воспитание культуры здорового питания, безопасного образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов
создание условий для физического развития, оздоровление детей через сотрудничество со всеми заинтересованными организациями.
В рамках реализации программы будут использоваться развивающие и здоровьесберегающие технологии, в ходе которых будут формироваться следующие ключевые компетенции личности: личностные.
Основные направления деятельности ЦДТ по формированию
Профилактическая деятельность: 1.предупреждение правонарушений и употребления психотропных веществ; 2.система мер, способствующих предупреждению возникновения и снижения негативных факторов и зависимостей, влияющих на здоровье
Здоровьеформирующая деятельность: 1.развитие творческих способностей и потенциальных возможностей личности, формирование мотивационной потребности познать самого себя, свою индивидуальность; 2.педагогические воздействия и меры по повышению качества образования на основе укрепления и развития духовного, психического, интеллектуального и социального здоровья;
3. обучающие тренинговые занятия в вопросах охраны здоровья.
Обучение культуре здоровья:
1.создание многоаспектных условий для развития интеллектуального, нравственного становления ребёнка,
2.деятельность ЦДТ по формированию у обучающихся знаний, умений в области здоровья человека
ультуры здоровья у воспитанников
Результатом реализации программы должно стать целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственной, интеллектуальной и физической культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде. Для этого необходимо получить данные по материалам:
оценки показателей здоровьесбережения при проведении урока, занятия (определяются влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние обучающихся, их утомляемость, проведение занятий в соответствии с принципами здоровьесберегающих образовательных технологий);
оценки психологического климата в ЦДТ (анализ психологического климата в детских и подростковых объединениях и коллективах);
оценки экологического климата территории ЦДТ;
оценки уровня грамотности детей и подростков по вопросам здоровья (проводятся тесты);
оценки работы ЦДТ по проблемам здоровья вне занятий и уроков и в семье (анкетно-тестовые материалы).
Направление 1. Обучение культуре здоровья
Тема 1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Ознакомление с памятками для детей и подростков о здоровом образе жизни. Беседа по ним.
Нарисуй «Цветок здоровья». Комментарии рисунков. Упражнение для глаз и ладоней (воздействие через биоактивные точки пальцев на внутренние органы)
Тема 2. Как определить и изучить здоровье?
Анкетирование «Ваше отношение к здоровью. Анализ. Беседа о правилах здорового питания. Что такое витамины? В каких продуктах питания содержится больше всего витаминов? Что такое режим? Почему нужно соблюдать режим дня?
Тема 3. Влияние имиджа старшеклассника на удовлетворенность жизнью.
Что такое имидж? Можно ли его поменять? Или надо целенаправленно формировать? Прежде чем перейти конкретным методическим советам, хотелось бы остановиться на формулировке. Составные имиджа: одежда, прическа, лицо, походка и др. Что такое образ? Имидж зависит от здоровья, самочувствия человека. Как преодолевать затруднения, связанные со здоровьем?
Влияет ли материальное положение на формирование. имиджа?
Трудности, вызванные недостаточными знаниями имиджа в области имиджелогии. Профессиональный имидж педагога и культура общения определяют силу авторитета, т.е. значимость личностных и профессиональных качеств и заслуг. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для воспитанников решения. К системообразующим характеристикам позитивного профессионального имиджа педагога можно отнести качества и особенности как: эмоционально-положительный стиль отношения к воспитанникам, соучастие и содействие каждому ребенку, педагогическое мастерство, культура, внешность, стиль одежды, соблюдение этикета, духовность, нравственность, стремление к самосовершенствованию, общительность, гражданственность и патриотизм, доброта, справедливость, чувство собственного достоинства и уверенность в себе, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, терпимость к другим религиям, нации, творческость, ответственность, жизнерадостность и оптимизм,. Определяющее значение для формирования профессионального имиджа и авторитета педагога имеет его уровень культуры общения. Педагогическое общение — это специфическая форма организации взаимодействия педагога и учащихся, т.е. умелое применение на практике знаний при передачи детям, мобилизационная – поддержание интереса детей к учёбе, развивающая, формирование у детей культуры, ценностных ориентаций.
Успех взаимодействия педагога с воспитанниками зависит от стремления хорошо учителем передать материал, стимулирование детей на поиск нестандартных решений, демократическим стилем общения.
Параметры педагогического общения (СМ Ж-Л ДОП ОБРАЗ-Е №9 – 08.)
Упражнение «Точка зрения». Детям задаётся вопрос: как склонить человека встать на вашу точку зрения? Попробуйте отстоять свою точку зрения, но не путём спора с партнёром, а используя попытку склонить его к вашей точке зрения. Как бы косвенно используя в разговоре некоторые приёмы. Выполните следующие условия:
— воздержитесь от прямого высказывания своего мнения, если оно противоречит мнению других;
— уважайте мнение других;
— никогда не говорите прямо, что человек не прав;
— если в разговоре оказалось, что вы не правы, признайтесь в этом;
— разбей разговор на несколько этапов, по каждому из которых собеседник должен сказать «да»;
— не давать ему возможности говорить «нет».
Тема 4 Моя профессия и здоровье
Гигиена труда. Гигиена общения. Личная гигиена.
Труд всегда связан с напряжением сил человека. Важно не устать, а не испытывать постоянного переутомления. В сущности усталость — естественная реакция нашего организма, направленная на предотвращение разрушение его здоровья. Чтобы не допустить умственного переутомления, следует обратиться к рекомендациям по самоменеджменту, к организации своего рабочего места, обеспечивать нормальную производственную среду, соблюдать режим питания во время работы. Систематически обращаться к «профилактике радостью», используя в этих целях физкультпаузы. Записи с мажорных музыкальных произведений.
Личная гигиена зависит от многих факторов, в том числе::
1. Ежедневная тренировка мозга. Мозг, как и мускулы, при помощи тренировок делается сильнее. Например, играть в карты, в шахматы, разгадывать кроссворды или учит стихи.
2. Легкие упражнения с пальцами рук. Без всякой причины. Просто так мы барабаним пальцами по столу. Учёные считают, что гимнастика для пальцев способствует приливу крови к коре головного мозга, голова становится светлой. Также – сжимать руки в кулаки или надавливать на стол ладонями рук.
3.Мозг поглощает треть всех углеводов организма. Лучший источник – фруктовый сок. Он быстро восстанавливает сгоревший сахар и легко усваивается.
4. Необходимы паузы во время работы. Помните, острый стресс ведёт к блокаде мыслительных способностей и памяти, а хронические стрессы убивают нервные клетки, если вы близки к этому состоянию, то займитесь тем, что вам нравится.
5.Свет и кислород. Недостаток кислорода делает память слабее. Поэтому всегда проветривайте комнату, в которой вы работаете, Избыток тепла делает мозг варённым. Слабое освещение часто приводит к зимней депрессии, а она, в свою очередь, к ослаблению памяти.
Тема 5.Если бы я был волшебником.
Задание предполагает развитие памяти, ассоциаций. Ребёнку предлагается придумать окружающее пространство, ситуацию, в которой он был бы главным действующим лицом. Ребёнок выступает с позиции человека, целиком отвечающего за результат развития событий и действий всех героев. Ребёнок примеряет на себя роль взрослого, который в его понимании всесилен.
Всему объединению даётся задание. Что ты изменил или сделал бы в жизни коллектива, с помощью этого волшебного предмета, для того чтобы все были здоровыми?
Конкурс вопросов и ответов «Эрудит» (приложение)
Тема 6. Разработка проекта «Здоровое государство — здоровая нация».
Цель проекта направлена на расширение знаний о здоровом образе жизни, умение их применять при проектировании и защите своих работ.
Тема 7. Маски «Ложные лица» один из видов используемых индейцами – «ложные лица» напрямую связан с тёмой борьбы с болезнями. Легенда гласит, что впервые таким лицом обзавёлся великан — горбун Гансква, который решился помериться силой с богами. Но сдвинутый им камень качнулся и принёс ему увечье на лице. С тех пор ходит с некрасивым лицом и посылает на людей болезни и одновременно лечит их.
Задание: Как горбун Гансква может помочь людям, которые употребляют ПАВ? Нарисуйте маску или найдите слова, которые смогли бы остановить подростка от употребления негативных зависимостей.
Культура отношений. Цель: освоение учащимся норм общения: развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма; укрепление доверительных отношений в классе; развитие фантазии, творческого мышления, кругозора. Ход занятия Класс разделили на 3 команды.
Задание 1. «Прокомментируй пословицу»
задание 2 «Слово». Из обрывков слов нужно собрать целые слова, а потом сочинить небольшие четверостишия с их участием.
Задание 3 Надо изменить смысл одной и той фразы, вкладывая в неё по очереди чувства радости, удивления, сожаления.
Задание 4 Закончи фразу:
Задание 5 «Всякая всячина»
Задание 6 Придумай правила дружбы:
Задание 7 «Угадай-ка»
В заключение слова- напутствия: « Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо-тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт», «Не только в радости, но и в печали мы верных друзей узнавали, нас школьная семья, недаром породнила, мы школьные друзья – а в этом наша сила!»
Тема 8. Диспут «Легенды и мифы о здоровье»
Группа делится на 2 приблизительно равные команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать альтернативную позицию по обсуждаемому вопросу. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказываются по очереди. Обязательным требованием является поддержка мнения (высказывания) соперника и уяснения сущности аргументации. Оппоненты аргументов должны задать уточняющие вопросы. Педагог должен строго контролировать эту процедуру. Необходимо предостеречь обучаемых от попыток продолжать и развивать мысли оппонента и стремления приписывать ему то, что не было высказано. (см. материалы в папке «Здоровьесбережение»
Игра «Комплименты» Воспитанники разбиваются на четвёрки и садятся друг напротив друга в форме креста. Каждый из них по очереди говорит о себе только хорошее, делает себе комплименты, остальные 3 слушают, не перебивая. После этого каждый из участников говорит другим участникам о том, что ему нравится в своих партнёрах, т.е. говорит комплименты другим.
Тема 9. Зависит ли от счастья человека — здоровье?
Упражнение – игра «Провинившийся»
Педагог ведёт беседу с ребятами: «Надо уметь достойно признавать свои собственные ошибки, чтобы в следующий раз их избежать. Пожалуйста, задумайтесь и припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни. Представьте, что вы вернулись в то самое время, и вот сейчас вы в преддверии совершении ошибки. Конечно, все задним числом кажется иным. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же, как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? Что бы вы сказали окружающим? Произнесите мысленно в течение одной минуты с закрытыми глазами речь в присутствии тех же лиц, но стараясь избежать прежней ошибки. Затем все желающие смогут поднять руку и выступить
Тема 10. Формы досуга и её виды.
Досуг — это занятия, которым люди посвящают себя в свободное время, поскольку они хотят забавы, развлечения, самосовершенствования — для самих себя, или каких-то иных целей, но не для материальной выгоды.
Некоторые виды досуга влияют на хорошее настроение (веселая музыка, успешное решение задачи, найденная монета, — все это ободряет участников как минимум на 10-15 минут). Бодрая 10-минутная прогулка способна взбодрить человека на целых 2 часа, а более серьезные физические упражнения — на еще более длительное время, чуть ли не до следующего дня.
Досуг может сделать человека счастливым, те, кто занимается делами, общается с друзьями. Возникшая дружба смягчает роль стресса, физических заболеваний. Общий досуг, оказывает мощнейшее воздействие на депрессию. Спорт и физическая активность, очень сильно сказываются на состоянии здоровья и долголетии. Выделено 10 наиболее распространенных форм досуга: просмотр телевизионных программ, прослушивание музыки и радиопередач, чтение и учеба, хобби, социальная жизнь, активные занятия спортом и физические упражнения, увлеченность спортом в качестве болельщика, приверженность религии, волонтерская работа, туризм и отдых на природе. Поскольку досуг — то, что люди делают, когда свободны выбирать себе занятие (и, судя по всему, избирают доставляющие им удовольствие), все перечисленные занятия имеют свои преимущества.
Самые популярные программы — это мелодраматические сериалы, комедии положений, игровые шоу и т. д. — все виды легких развлечений, которые, как можно ожидать, мало способствуют личностному развитию, но вызывают позитивный эмоциональный настрой.
Телевидение предоставляет и другие социальные преимущества, если все члены семьи смотрят телепередачи вместе (так было раньше, пока семьи не стали приобретать несколько телеприемников). Благодаря телепередачам у друзей возникают общие темы для обсуждения. Однако исследовали, отдали предпочтение для позитивных эмоций это — общение с настоящими друзьями.
Музыка может вызывать позитивный эмоциональный настрой, в качестве источника счастья часто называли девушки, вызывает возбуждение или воодушевление. Музыка — признанная форма лечения душевных недугов, ее действие обусловлено успокаивающим влиянием некоторых композиций.
Когда у людей выходной, они, разумеется, пребывают в хорошем настроении. Во время отпуска они испытывали меньше усталости и раздражения. Отдых на море, солнечные ванны помогают снять напряжение. Столь же сильный эффект дают пребывание в деревенских ландшафтах, выезды на природу, даже просмотр видеофильмов о дикой природе понижает кровяное давление.
Наиболее распространёнными видами досуга оказались компьютерные игры, посещение театра и кино, проведение времени в кафе, прослушивание музыки, общение с друзьями, отпуск и путешествия. В таких формах наиболее выражен социальный характер досуга. Наиболее ориентированными на результат, т. е. целенаправленными, оказались серьезное чтение, учеба, сбор средств на благотворительные цели, волонтерская работа, рукоделие, вечерние курсы.
Досуг оказывает значительное влияние на все аспекты благополучия, особенно на позитивные эмоции, психическое и физическое здоровье, в меньшей степени — на счастье. Большинство исследователей считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включенности в какую-то деятельность и управления ею.
Тема 11 Семья, спорт, здоровье
ИГРА «ДОМ СЧАСТЬЯ» Домашний очаг должен быть не местом пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся (А.Монерлан)
Цель игры:: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности и счастливой, здоровой и крепкой семье.
Задачи: способствовать созданию идеального образа семьи через чистоту русского языка, чтобы впоследствии этот образ стал ориентиром в жизни. Пробудить в воспитанниках потребность задуматься над вопросами: кто я? Что я могу сделать для другого человека?
Форма проведения: игра «Дом счастья» — дом, который построили ребята из хороших, добрых и чистых слов. (Разработка прилагается).
Опросник «Отношение к семейному досугу»
Цель: выявление характера отношений к семейному досугу
Ход проведения. Родителям предлагается определить свою роль в семейном досуге, (см. приложение)
Тема 12 Образование, здоровье и социальный статус.
Игра защити свой проект на тему « Образование, здоровье и социальный статус» Если образование не достаточное, то социальный статус может состояться?
Тема 13 Конфликты и здоровье
Игра «Искусство разрешения конфликта» Суть конфликтной ситуации. Этапы игры. Как вы себя чувствуете во время разгоревшегося конфликта? Упражнение: Я не боюсь (боюсь) конфликта, потому что… Разыгрывание ситуации: 2 человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном расстоянии от себя белый гриб… Выявим признаки конфликта: 2 субъекта, интерес субъета, объект интереса, столкновение и противоречие. Символически обозначаем формулой С 1 — О – С 2
Саморазвитие культуры ведения переговоров. Переговоры и стратегия их ведения. Классические примеры. Учитесь говорить «да» и «нет». Как влияют конфликты на здоровье? Конфликты могут спровоцировать негативные зависимость?
Тема 14 Что значит быть здоровым?
Психологическая игра «Нарисуй геометрическую фигуру!» По ним определяются психологические признаки личности (см. имидж старшеклассника). Проведение конкурса «О здоровье знаю всё, но…»
Тема 15 Способы формирования здоровья
Охрана труда. Безопасное поведение на природе, вне дома, на дорогах, Рассматривание ситуации — один дома. Игра «Мои правила поведения в ЦДТ» — составление кодекса поведения воспитанника.
Тема 16 Анкетирование. Подведение итогов
Параметры изучения результативности программы:
оценка самих обучающихся и их родителей;
наблюдение представителей администрации и педагогического коллектива ЦДТ, психологов, представителей родительского комитета за психологическим и экологическим климатом;
3. Тесты, анкеты. «Степень сформированности навыков ЗОЖ», создание банка данных о воспитанниках с недостаточно устойчивой мотивацией.
Источник