Организация работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.
консультация на тему
Процесс организации работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни, должен явиться формированием культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizats_raboty_s_detmi_po_priobshcheniyu_k_zdorovomu_obrazu_zhizni.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу — куда мы ходим отдыхать; в реке — где мы плаваем; в городе — где мы живем. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье — одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьсбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
Гимнастика (оздоровительная после сна);
Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
Подвижные и спортивные игры;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.
Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе необходимо иметь картотеку стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использовать пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараться выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.
Для укрепления зрения необходимо использовать следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Массаж глаз — помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Оранжевый, желтый — соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зеленый — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.
Желательно часто использовать минутки покоя:
— посидим в тишине с закрытыми глазами;
— ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
— помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы необходимо проводить с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Массаж делается 1-2 раза в день.
Все знают, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизирует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, должны проходить по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочками, камушками (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступать из одного таза в другой, задерживаясь в каждом по 4-5 секунд. Каждый таз наполнять водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Солнечные и воздушные ванны;
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И надо в своей работе с детьми стараться как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Там можно рассуждать с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В образовательных деятельностях «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» — давать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» — дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Полезно знакомить детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видят их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имеют, не знают их пользы для человека. А после знакомства будут прекрасно узнавать ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывать, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы.
Рассказывая детям о пользе комнатных растений, мы приучим их ухаживать за ними. Объясняя им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнают, какие растения дают оздоравливающий эффект — это: фикус, герань, хлорофитум.
Все эти приемы позволят постепенно стабилизировать, приобщить детей к здоровому образу жизни. У нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.
Источник
Консультация для воспитателей «Направления работы по формированию здорового образа жизни»
Наталья Деревянкина
Консультация для воспитателей «Направления работы по формированию здорового образа жизни»
Слайд 2.
Прежде всего сегодня мы поговорим о здоровье. Насколько важен этот компонент нашей жизни? Насколько актуально заботиться о здоровье детей и о своём собственном здоровье сегодня?
Ещё великий Гиппократ давным давно сказал о том, что здоровье — это самое ценное, что у нас есть. И на всю жизнь нам дан один организм, другого не будет. и наивно полагать, что если ты здоров сейчас, то так будет всегда. Трудно с этим не согласиться.
На слайде представлены изречения других великих людей, которые тоже актуальны и сегодня.
И самое главное, для любого родителя счастье и радость прежде всего, когда ребенок здоров. Уже потом можно радоваться всем его достижениям!
Слайд 3.
На актуальность формирования привычек к здоровому образу жизни указывает официальная статистика по заболеваемости детей.
По данным Министерство здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет увеличилась за семь лет на 27,6%.. Это очень много.
Первые три места по заболеваниям занимают заболевания костно-мышечной системы, заболевания ЛОР-органов и заболевания, связанные с псиическими расстройствами и расстройствами поведения.
Определение ЗДОРОВЬЕ в соответствии с Уставом ВОЗ: Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека.
Рациональное, сбалансированное, правильное питание
Гигиена (личная и бытовая, закаливание
Режим дня (баланс активности и отдыха)
Оптимальная физическая активность
Соблюдение правил безопасного поведения в быту, природе
Соблюдение правил психогигиены
Отказ от вредных привычек.
Разберемся с каждым компонентом здорового образа жизни.
Рациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола,
возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной
деятельности человека, климатических условий его проживания.
Рациональное питание – это особый подход к организации питания и его режима, являющийся
частью здорового образа жизни человека.
Последние нормы рационального питания изложены в Приказе Министерства здравоохранения
и социального развития РФ №593 от 2.08.2010 г. Рациональное питание человека согласно указанным
нормам должно включать: Обогащенные микронутриентами хлебобулочные и макаронные изделия;
Овощи, картофель, бахчевые; Мясо, рыба, рыбопродукты, птица; Молоко, молочные продукты
(кефир, творог, масло, сметана, сыр); Сахар; Яйца; Растительные масла; Соль.
Согласно основам рационального питания оптимальным соотношением белков, жиров и
углеводов является 1:1:4 для взрослого человека и ребенка.
Режим и рацион питания дошкольника
Не менее 4 раз в день, не менее 3 раз в день – горячее блюдо
Распределение калорийности: 25% — завтрак, 40% — обед, 15% — полдник, 20% — ужин
Первые и вторые блюда не повторяются чаще, чем через 2-3 дня
Эстетика детского блюда и детской посуды
Доброжелательная атмосфера во время еды
Слайд 6.
Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Мероприятия личной гигиены включают в себя:
Мытьё рук по мере загрязнения и после туалета
Пользование носовым платком
Гигиена волос и ногтей
Приучение к опрятности.
В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Основные принципы закаливания:
Закаливание детей следует начинать только в здоровом состоянии
Методы закаливания — неспециальные и специальные
одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура
непосредственно закаливающие мероприятия (солнце, воздух, вода)
Слад 7.
Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни.
Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:
• Период отдыха и сна;
• Занятия и обучение.
Режим можно считать правильным в том случае, если в нем предусмотрено время на
выполнение основных видов деятельности, в результате чего малышу обеспечивается:
• Повышение сопротивляемости организма.
Слайд 8.
Физическая (двигательная) активность – один из базовых компонентов ЗОЖ
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения
и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний,
обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает
в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении.
Количество движений, которые совершает человек в течение какого — либо времени,
составляет объём двигательной активности.
Учёные установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает
гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается
на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной
работоспособности и потребности в познавательных процессах.
Слайд 9.
Детские вредные привычки — странная формулировка, на первый взгляд. Но они есть, и разделяются на патологические и непатологические
Патологические — вырабатываются из-за нехватки родительской ласки,
внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания.
Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
Ковыряние в пупке.
Накручивание или даже выдергивание волос.
Непатологические возникают из-за ненадлежащего воспитания.
Ковыряние в носу.
Очень громкая речь.
Перебивание других во время разговора.
Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
Таким образом, анализируя все компоненты ЗОЖ и своих воспитанников, мы непременно найдём почву для работы в том или ином компоненте.
Будьте здоровы и спасибо за внимание.
Прикреплённые файлы:
konsultacija_ji757.pptx | 868,72 Кб |
Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31.
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников» Зятикова Елена Владимировна Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Младшая группа Сентябрь Тема: Ребёнок и здоровье 1. Игра — занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.
План работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в начальных классах № п/п Мероприятия Сроки Ответственные за мероприятие Организационный блок 1. Анкетирование родителей о состоянии здоровья ребенка. Сентябрь.
План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни в ясельной разновозрастной группе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад План работы.
План работы с родителями по формированию здорового образа жизни План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни Сентябрь № Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная.
Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.
Содержание деятельности воспитателей ДОУ по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей Здоровье – это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится всё более.
Источник