Меню

Напишите значение режима дня для здоровья человека составьте режим дня для учащихся 7 класса

Режим дня школьника 7-8 классов
материал (7 класс) по теме

От правильно организованного режима дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и умственное развитие подростка, работоспособность и его успеваемость в школе.

Скачать:

Вложение Размер
rezhim_dnya_dlya_shkolnikov.docx 23.99 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

(для здоровых школьников)

Режим дня школьника представляет собой чередования различных видов деятельности в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и помочь своим детям в правильной организации распорядка дня. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данного рода деятельности. Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др.
Основа правильно организованного режима дня школьника — это выполнение в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня. Необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима. Совет специалиста особенно необходим при проведения водных процедур.

Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки).

Продолжительность сна для школьников 12 — 15 лет должна быть не менее 9 часов и необходимо индивидуализировать продолжительность сна в течение суток и в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Недопустимо увеличивать часы занятий за счет нарушения других режимных моментов — сокращения сна и прогулок, поспешного приема пищи, так как это вредит здоровью, ведет к утомлению организма. Но вы можете менять занятия местами, основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.

При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание, тормозят налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.

Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности организма подростка.

Источник

Распорядок дня школьника 7 класса: советы по составлению

Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.

Что включат в себя режим дня?

Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

  • полноценное питание;
  • физические нагрузки;
  • обучение;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • сон.

Питание

Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. Степень нагрузки отличается в зависимости от возраста. Для больных детей она корректируется специалистами.

Биоритмами человека предусматриваются два периода активной трудоспособности – время с 11:00 – 13:00 и с 16:00 – 18:00. Учебный график и период выполнения домашних заданий детьми должен рассчитываться под эти биоритмы.

Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

Примерный режим дня школьника можете посмотреть в таблице. Отличия в графиках обусловлены возрастными особенностями детей.

Режим дня младшего школьника

Правильный режим дня для школьника начальных классов предполагает меньшее количество часов на выполнение домашних заданий.

Появляющееся время необходимо выделить на физическую активность, которая детям в этом возрасте еще очень нужна. Максимальное время просмотра телевизора для младшего школьника составляет 45 минут.

Нервную систему детей не следует сильно нагружать, поскольку она еще не совершенна.

Режим дня старшего школьника

Свои особенности организации режима дня имеют старшие школьники. Гормональные сбои, и большая умственная нагрузка также требуют отдыха и разгрузки между уроками и выполнением домашних заданий. Отдых для детей не должен быть пассивным. Полезно будет просто сменить вид деятельности, например, умственную нагрузку заменить физической.

Режим дня школьника, обучающегося во 2 смену

Обучение во вторую смену предполагает немного другую организацию режима дня школьника. Так, домашние задания ребенок выполняет с утра, спустя полчаса после завтрака. Такое время выполнения домашних работ позволяет освободить его для длительной прогулки на свежем воздухе перед занятиями в школе.

Перед школой ребенок должен пообедать, а в школе – съесть полдник. Вечером делать уроки не рекомендуется, так как организм уже не может нормально функционировать. Немного сокращается и время, отведенное для помощи родителям по дому.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЦентр образования № 18

В жизни школьника очень важно соблюдение режима дня. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Распорядок дня советуем составить с активным участием ребенка с учетом Ваших и его возможностей.

Очень важно детей приучать ложиться и вставать всегда в одно и то же время. Учащиеся первой смены встают, как правило, в 7 часов утра. Наиболее благоприятное время отхода ко сну с 21 до 22 часов.

Примерные нормы ночного сна для школьников: В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

При регулярном «недосыпе» уменьшается продолжительность важнейшей фазы сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению.

Поэтому, например, перед экзаменами и другими событиями, требующими напряженной умственной деятельности, обычную продолжительность сна рекомендуется увеличить хотя бы на 1 час.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти несколько простых правил: ложиться спать в одно и то же время; после 19 часов прекратить шумные игры и прочие возбуждающие нервную систему мероприятия; сформировать собственный «ритуал» подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение. Спать лучше в полной темноте и в хорошо проветренной комнате.

Утром рекомендуется зарядка в течение 10-15 минут. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе.

После зарядки проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний.

Питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. Приучайте ребёнка обязательно завтракать, интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.

После занятий в школе для восстановления работоспособности перед выполнением домашних заданий необходим отдых не менее 2-х часов. Основная

часть времени должна отводиться прогулкам на свежем воздухе, которая может сопровождаться подвижными играми или спортивными занятиями.

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов — 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Рекомендуется начинать выполнение домашних заданий с письма. Можно чередовать письменные задания с устными.

Составляем режим дня школьника: советы, правила, примеры

Первоклассникам непросто привыкать к новым условиям жизни – режим дня школьника серьезно отличается от распорядка детского сада. Ранние подъемы сохраняются, но нагрузка увеличивается и исчезает дневной сон, который давал дополнительный отдых. Переутомление приводит к плохому самочувствию детей, а иногда и к болезням.

Избежать этого поможет грамотное составление режима дня для каждого школьника. В нем должны быть учтены все нюансы:

  • расположение школы, время на дорогу туда и обратно;
  • диета с учетом здоровья и физической активности ребенка;
  • ежедневная и еженедельная внеклассная деятельность;
  • время года, количество световых часов, климат региона.

Так, например, правильный режим дня школьника зимой включает небольшие прогулки в дневное время, когда температура воздуха выше и достаточно солнца. В конце весны и начале осени время на воздухе увеличивают, но переносят его ближе к вечерним часам, когда солнечные лучи мягче воздействуют на кожу ребенка.

Базовые моменты в режиме дня любого школьника

Учеба

Учебный процесс делится на две половины – занятия в школе и подготовку домашнего задания. Внутренний школьный распорядок обеспечивает смену деятельности за счет чередования уроков и перемен, а дома такой подход контролируют взрослые.

Первоклассник не должен заниматься дольше 45 минут подряд. В среднем подготовка к урокам в начальной школе занимает от 1 до 3 часов. Оптимальный момент для домашних занятий – между полдником и ужином (16:00-19:00).

Также это время в режиме дня школьника подходит для посещения кружков и секций. Обычно факультативы занимают не больше часа и проходят дважды в неделю, что позволяет внести их в расписание без угрозы невыполнения домашнего задания.

Если внеклассные занятия проходят в школе, их чаще назначают после уроков. Тогда остальной распорядок смещается на час вниз. Если же речь о спорте, то их стоит проводить за час до ужина или переносить вечерний прием пищи на 17:00, когда тренировка начинается в 19:00.

Питание

Между приемами пищи должно проходить примерно 4 часа. Таким образом, режим дня школьника должен включать пять моментов, в которые ребенок поест. Время на еду – не менее 20 минут. Медленное поглощение пищи благотворно влияет на пищеварение, стоит прививать такую привычку с детства.

Калорийность и объём блюд будет разным для каждого приема пищи: обед составляет до 40 % питания, также важен плотный завтрак и близкий к нему ужин. Между ними нужны легкие перекусы.

Отдых и физическая активность

Свободное от учебы и домашних дел время обязательно вносят в режим дня школьника. Это позволяет грамотно распределить отдых и избежать переутомления.

После возвращения из школы ребенку следует отдохнуть не менее часа. При этом не подходит чтение книг, игры на компьютере или мобильном устройства, просмотр телевизора – она напрягают глаза.

Лучше отправиться на прогулку, что также выступает важной частью распорядка.

По возвращению наступает время личной активности и собственных дел детей – до момента подготовки домашнего задания. Тихий досуг нужен перед сном. Если школьник не посещает спортивных секций, в его режим дня стоит внести дополнительную физическую активность: занятия на шведской стенке, поднятие гантелей, езду на велосипеде. Утром после пробуждения обязательна зарядка.

Примерный распорядок дня первоклассника

  • 7:00-8:00 – пробуждение, зарядка, умывание, одевание, завтрак
  • 8:00-8:30 – путь до школы, переобувание сменки, подготовка к занятиям
  • 8:30-12:30 – школьные занятия, второй завтрак (около 11:00)
  • 12:30-13:00 – возвращение домой/посещение секций в школе
  • 13:00-14:00 – переодевание в домашнюю одежду, обед
  • 14:00-15:00 – отдых от школьных занятий, прогулка на воздухе
  • 15:00-15:40 – личное время ребенка, активный досуг
  • 15:40-16:00 – полдник
  • 16:00-18:00 – подготовка домашнего задания, секции
  • 18:00-19:30 – секции, ужин
  • 19:30-20:00 – помощь по дому
  • 20:00-21:00 – спокойный досуг, умывание подготовка ко сну
  • 21:00 – сон

Важные нюансы при составлении режима дня школьника:

  • первоклассник должен спать не менее 10 часов в сутки, сокращение времени сна даже на час негативно сказывается на здоровье и когнитивных способностях ребенка;
  • суммарное время на свежем воздухе должно составлять не менее 3 часов в сутки;
  • учитывайте индивидуальные особенности и привычки ребенка, составляйте расписание вместе, чтобы он охотнее выполнял его;
  • взрослым необходимо следить за дневным распорядком детей в течение всего первого класса, чтобы сформировать четкую привычку, которая в дальнейшем не потребует контроля.

Особенности учебы со второй смены

Режим дня школьника при занятиях с обеда строится несколько иначе. Во-первых, допустим перенос пробуждения с 7:00 на 8:00, а также времени сна на час вперед.

Во-вторых, подготовка домашнего задания должна проходить в утренние часы, когда умственная активность и бодрость достаточно высока. Секции также переносят на утро и день. На вечер оставляют спокойный досуг и творческие задания: рисование, чтение, хобби.

В-третьих, учащимся со второй смены в зимнее время обязательны дневные прогулки.

Распорядок дня школьника в выходные и каникулы

Конец недели и периоды отдыха в учебном процессе – время, когда можно менее жестко соблюдать расписание. Однако полностью отказываться от привычного распорядка не стоит, иначе возвращаться к нему будет сложно.

Прежде всего, важно сохранять время подъёма и отхода ко сну – допускается смещение не больше, чем на 1-1,5 часа.Также стоит составить облегченную версию расписания с расширенными временными окнами для разных занятий. Так ребенку будет проще выстраивать свой день и он проведет его с пользой.

Еще один значимый совет для каникул – подготовку к выходу в школу нужно начинать за 3-4 дня зимой, весной и осенью, за 7-10 дней – после лета.

Проект учащегося «Режим дня школьника»

Режим дня — это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

  • Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов).
  • Цель работы:
  • Изучение организации режима дня школьников.
  • Задачи:
  • познакомиться с гигиеническими требованиями к правильной организации режима дня;
  • предложить рекомендации по составлению режима дня.

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

  1. Основными элементами режима дня школьника являются:
  2. — сон; — пребывание на открытом воздухе (прогулки); — воспитательная и учебная деятельность; — игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт); — самообслуживание, помощь семье; — приемы пищи;
  3. — личная гигиена.
  4. Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие школьников. Режим дня обеспечивает оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья.

Полноценный ночной сон важен для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития.

Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Продолжительность сна у детей

Возраст Продолжительность сна (часы)
7-10 лет 10-12
11-12 лет 9-10
12-14 лет 9-9,5
14-17 лет 8-9

Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок.

Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна.

Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 часов. Сразу же необходимо выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику.

Утренняя гимнастика ускоряет переход организма от сна к бодрствованию, создает бодрое и жизнерадостное настроение.

1.2. Пребывание на открытом воздухе (прогулки)

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.

Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном.

Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном — 3-3,5 часа, в среднем — 2,5-3 часа, в старшем — 2-2,5 часа.

1.3. Учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период — с 8:00 до 12:00 часов и вечерний — с 16:00 до 18:00 часов.

Режимные моменты Возраст, лет
7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
Учебные занятия и доп.занятия 3-4 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6
Дом.задания 1 1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3 3-4

В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам.

Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых.

Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм.

В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.

1.4. Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору

Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Школьники посвящают своё свободное время чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.

Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников — 1,5-2,5 часа.

Для тренировок в режиме дня отводится определенное время. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10—12 или в 15—18 часов.

1.5. Работа на компьютере и просмотр телепередач.

Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.

Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников.

Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов.

К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у телевизора или компьютера. Следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время просмотра телевизионных передач и работы на компьютере.

1.6. Время на самообслуживание

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе

Продолжительность такой работы у учащихся 1-4-го классов должна составлять не более 30 минут, 5-8-го классов — 40 минут, 9-11-го классов — 1,5 часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их состояния здоровья.

1.7. Приемы пищи и личная гигиена

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам.

При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа.

Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира.

Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов.

Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.

Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор.

Скапливающиеся частички пищи во рту, а также больные зубы—благоприятная почва для развития вредных бактерий и частая причина нарушений работы желудочно-кишечного тракта.

После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой, перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным порошком. Два раза в год следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:

Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

  • Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение/
  • Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
  • Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.
  • Заключение
  • По ходе работы над проектом, я выяснил, что такое режим дня и его составляющие, как его правильно организовать.
  • Составил рекомендации по составлению распорядка дня.
  • В дальнейшем я хочу исследовать режим дня учеников 5 классов и сравнить его с гигиеническими требованиями.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение рационального режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
  • Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену
  • (начало занятий в 8.00)

Советы специалиста. Как организовать режим дня школьника

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и так далее); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 9,5-10 часов, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза.

Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

  • Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
  • При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
  • Принимать пищу, ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.
  • Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Как составить режим дня школьника. общие рекомендации

Основные составляющие режима

Режим дня для ребенка должен быть четко подобран в соответствии с его возрастом, увлечениями. Выполняя ежедневно одни и те же действия, у ребенка выработается привычка, и он сам будет следовать расписанию, без напоминаний, что положительно скажется на его организованности и чувстве ответственности.

Основные составляющие рационального режима дня для школьника:

  • зарядку желательно проводить после пробуждения на свежем воздухе, но подойдет и хорошо проветриваемая комната;
  • зарядка должна проводиться правильно, на все группы мышц, начиная с разминки шеи, рук, плечевого пояса, постепенно спускаясь вниз и заканчивая упражнениями для ног;
  • закончить зарядку можно упражнениями на брюшной пресс, растяжкой, затем бегом и прыжками;
  • длительность зарядки должна соответствовать возрасту школьника и колебаться от 10 до 30 минут;
  • сложность упражнений и их количество можно увеличивать постепенно вместе с взрослением ребенка.
  • приучите своего ребенка принимать душ по утрам, что не только уберет сонливость, а и подготовит школьника к предстоящей нагрузке;
  • объясните ребенку, что после физических упражнений постоянно следует принимать душ, чтобы тело было свежим и чистым;
  • если постепенно снижать температуру воды с 30 до 20 градусов по Цельсию, можно хорошо закалить организма, что является профилактикой от простудных заболеваний;
  • если утренний душ в распорядке не предусмотрен, можно ограничиться умыванием прохладной водой;
  • чистка зубов происходит во время утреннего умывания.
  • завтрак должен быть плотным и горячим, он обеспечивает школьнику 25% питания за весь день;
  • есть, ребенок должен в спокойной, желательно семейной обстановке, чтобы никто его не подгонял;
  • во время приема пищи запрещается разговаривать и смотреть телевизор, так пища хуже усваивается организмом;
  • питание школьника должно быть разнообразным.
  1. По дороге в школу и после нее
  • в школу необходимо идти не торопясь, чтобы ребенок мог в это время немного прогуляться;
  • если школьника возят в школу на машине, остановитесь за 10 – 15 минут ходьбы от нее, чтобы утренняя прогулка все же свершилась;
  • при плохих погодных условиях лучше не рисковать здоровьем ребенка и отменить неспешную прогулку к школе;
  • после школьных занятий, домой необходимо идти не спеша, прогуливаясь и давая ребенку поделиться с вами тем, что произошло за целый день.
  • во время занятий в школе всегда есть место второму завтраку, который предлагают в школьной столовой;
  • если вам кажется, что вы готовите лучше, не стоит пренебрегать школьной столовой в пользу домашних бутербродов;
  • ребенку не следует питаться сухомяткой, лучше съесть горячую пищу в столовой, ведь перед обработкой все продукты проходят проверку на качество и срок годности, матери нечего опасаться за здоровье своего чада.
  • обед занимает одно из главных мест в питании ребенка, так как 40% калорий принимает организм в это время;
  • обед лучше устраивать с 13-00 до 13-30 дня;
  • обстановка обеда должна быть спокойной;
  • лучше всего, если за обедом собирается вся семья, так ребенку будет проще свыкнуться с режимом дня и придерживаться его.
  • многие считают, что современному ребенку не надо отдыхать и уложить спать его невозможно;
  • ребенку всегда необходим час отдыха после школы, это время тишины, когда нет месту книгам, телевизору и компьютеру;
  • необязательно заставлять ребенка спать, он может просто полежать отдохнуть без сна.
  • игры в послеобеденное время обязательно должны проходить на свежем воздухе;
  • и зимой, и летом ребенок должен развеяться и поиграть на воздухе, корректировка режима происходит, отталкиваясь от поры года.
  • множество родителей забывают о том, что полдник такой же полезный, как и завтрак, и обед, и давать его необходимо переел тем, как ребенок сядет выполнять домашнее задание.
  • домашнее задание лучше всего готовить с 16-00 до 18-00, в это время биологические циклы организма настроены положительно на работу и коэффициент работоспособности повышен.
  • после работы над домашним заданием, ребенку полезно прогуляться на свежем воздухе;
  • прогулка немного утомит ребенка, и он будет лучше спать;
  • если вместо прогулки ребенок хочет поиграть в спокойные игры дома, не отказывайте ему в этом.
  • ужин рекомендуется проводить не позже 19-00;
  • если не получалось собрать всю семью за другими приемами пищи, тогда ужин – то время, когда ребенок должен наблюдать всю семью за столом, так он лучше будет воспринимать режим дня, как должное;
  • ужин должен быть не таким плотным, как завтрак и содержать 20% суточной потребности организма в пище.
  1. Время перед сном и подготовка к нему
  • перед сном необходимо дать ребенку свободные полчаса для чтения книги и другого занятия, которое ему по душе;
  • за 30 минут до сна следует напомнить ребенку, что он должен принять душ, почистить зубы перед сном и сложить личные вещи для школьных занятий на следующий день.
  • школьнику, получающему за день большое количество информации необходимо отдыхать от 9 до 10 с половиной часов в сутки;
  • чтобы ребенок смог приспособиться к режиму дня и легко просыпаться, необходимо приучить его ложиться спать и вставать в одно и то же время суток;
  • комнату школьника перед сном желательно хорошо проветривать, даже в зимнюю пору года;
  • благоприятная температура воздуха для ребенка – 18 градусов Цельсия;
  • прочитайте перед сном ребенку книгу или похвалите его успехи в школе, пусть он засыпает с хорошим настроением;
  • следите, чтобы ребенок не сидел допоздна, иначе недосыпание приводит к хронической усталости и нарушениям психологических функций организма.

Общие рекомендации

  • Чтобы правильно распланировать режим дня школьника, необходимо придерживаться нескольких нехитрых советов:
  • Прежде, чем распланировать режим дня, необходимо понаблюдать за тем, сколько времени уходит у ребенка на умывание, дорогу в школу, подготовку домашнего задания и, опираясь на это время, создать благоприятный распорядок на целый день.
  • Помните, что организм каждого ребенка индивидуален, может некоторым детям требуется больше времени на отдых.
  • Не игнорируйте пожелания и поведение своего ребенка. Если он не согласен с каким-либо пунктом режима, объясните ему его правильность и договоритесь о компромиссе.
  • Проводить много времени за компьютером или телевизором не рекомендуется, лучше в свободное время устраивать прогулки с ребенком или записать его в кружки.
  • Ребенка необходимо мотивировать выполнять распорядок дня, объяснить ему, зачем это нужно.
  • Лучшей мотивацией для школьника станет пример собственных родителей, которые будут следовать режиму вместе с ним.

Организация режима дня школьника

Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.

Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни.

Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления.

Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.

Совсем не обязательно, чтобы режим дня Вашего ребенка минута в минуту укладывался в рамки режима, рекомендованного в какой-то статье или книжке.

Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.

Конечно, самый значимый вопрос «Когда ребенку садится за уроки?». Вопрос этот не простой.

Ведь как часто получается, многие школьники после школы долго «раскачиваются»: обед длится часами, плавно перетекая в ужин, при этом ребенок играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, разговаривает по телефону.

Так же неограниченно бывает и прогулка, которая заканчивается лишь по Вашему требованию. Мозг ребенка к этому моменту утомлен, запоминается все с трудом.

Вы понимаете, что нельзя идти в школу с невыученными уроками, и заставляете ребенка выполнять домашнее задание.

Но в этом случае все против Вашего ребенка: он утомлен, его все отвлекает, а кроме того, мысль, что надо спешить, уже поздно, а он не успевает, огорчает и его и от этого работоспособность ребенка еще более ухудшается.

Ребенок делает усилия, заставляет себя читать один тот же текст по нескольку раз, а результат ничтожен.

А если такой распорядок у вашего ребенка ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше и меньше.

В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах).

Класс Домашнее задание Прогулка Внеклассные и внешкольные занятия Просмотр телепередач Ночной сон
I До 1 часа (со II полугодия) 4 часа 0,5-1 час 0,5 часа 11,0-10,5 часов
II До 1,5 часов 3,5 часа 1-2 часа 1 час 11,0-10,5 часов
III до 2 часов 3,5 часа 1-2 часа 1,5 часа 11,0-10,5 часов
IV до 2 часов 3,5 часа 1-2 часа 1,5 часа 10,5 часов
V до 2,5 часов 3 часа 1-2 часа 1,5 часа 10,5 часов
VI до 2,5 часов 2,5 часа 1-2 часа 1,5 часа 10,0 часов
VII до 3 часов 2,5 часа 1-3 часа 2,5 часа 9,5 часов
VIII до 3 часов 2,5 часа 1-3 часа 2,5 часа 9,5 часов
IX до 4 часов 2,5 часа 1-3 часа 2,5 часа 9,0 часов
X-XI до 4 часов 2,5 часа 1-3 часа 2,5 часа 9,0-8,5 часов

Выделите время и вместе с Вашим ребенком критически оцените организацию режима его дня. Вместе с ребенком составьте правильный режим дня, который будет для него удобен. Для этого необходимо помнить, что все основные элементы режима выполнялись строго в одно и то же время.

Для правильной организации режима дня можно воспользоваться примерным распорядком дня школьника, обучающегося в первую и во вторую смену. Составлены эти распорядки с учетом изменения состояния организма в течении дня. Эти распорядки дня можно использовать как ориентир, в какое время лучше садится за уроки, идти гулять, отдыхать.

которые учатся в первую смену

Пробуждение 7.00
Зарядка, туалет 7.00 – 7.30
Завтрак 7.30 – 7.50
Дорога в школу 7.50 – 8.20
Занятия в школе 8.30 – 14.30
Дорога из школы домой 14.30 – 15.00
Обед 15.00 – 15.30
Прогулка на воздухе 15.30 – 17.00
Приготовление домашнего задания 17.00 – 20.00
Ужин, свободные занятия 20.00 – 21.30
Приготовление ко сну 21.30 – 22.00
Сон 22.00 – 7.00

Примерный распорядок дня для школьников,

которые учатся во вторую смену

Пробуждение 7.30
Зарядка, туалет 7.00 – 8.00
Завтрак 8.00 – 8.30
Приготовление уроков 8.30 – 11.30
Прогулка на воздухе 11.30 – 12.30
Обед 12.30 – 13.00
Дорога в школу 13.00 – 13.20
Занятия в школе 13.30 – 18.30
Дорога из школы домой 18.30 – 19.00
Ужин, прогулка, свободные занятия 19.00 – 22.00
Приготовление ко сну 22.00 – 22.30
Сон 22.30 – 7.30

Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно.

Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.

Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно.

Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности.

Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.

  • Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития — волевых усилий родителей и других близких людей.
  • Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.

Источник

Читайте также:  Бады для поддержания мужского здоровья
Adblock
detector