муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татарского района Новосибирской области
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″ О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы » Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) » Об образовании в Российской Федерации «
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации «
- » Конституция Российской Федерации » (ст.8)
- » Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы ( http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 )
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» ( http://zhit-vmeste.ru/ )
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020гг
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
Инклюзивное образование с реализацией программы «Доступная среда» в МБОУ Николаевской СОШ
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов,
люди с детскими колясками и т.п
Документы МБОУ Николаевской СОШ
- Паспорт доступности. файл
- План мероприятий («дорожная карта») муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Николаевской средней общеобразовательной школы по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам на 2015-2020 годы. файл
- Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги)муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияНиколаевской средней общеобразовательной школы. файл
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в МБОУ Николаевской СОШ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
П рограмма «Доступная среда» обеспечивает :
- создание в МБОУ Николаевской СОШ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи про граммы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ Николаевской СОШ для детей с ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
- Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ Николаевской СОШ привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Создание безбарьерной среды
В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МБОУ Николаевской СОШ проведены следующие виды работ:
Для обеспечения возможности беспрепятственного входа в школу и выхода из нее установлен пандус
Смонтированы широкие входные двери и двери в холлах и коридорах школы;
Достаточная ширина дверных проёмов и лесничных маршей.
Для возможности самостоятельного передвижения по территории школы проведен ремонт полов для обеспечения ровного полового покрытия
Проведена реконструкция санитарно-гигиенического помещения;
Для содействия инвалиду – колясочнику при входе в школу и выходе из нее установлена прозрачная входная дверь;
Оборудована автостоянка для автомобилей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудована сенсорная комната —
это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития,
способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний
Для возможности самостоятельного передвижения по территории школы (двор) в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги имеется ровное покрытие дорожки.
Сформирована необходимая нормативная база , которая размещена в разделе «Инклюзивное обучение» http://s_nikol.tat.edu54.ru/p145aa1.html
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания .
Медицинское сопровождение осуществляется фельдшером Николаевского ФАПа.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://s_nikol.tat.edu54.ru/p1aa1.html где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Психолого — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учитель-логопед, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.
Памятка «Советы родителям детей с ОВЗ»
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Источник
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
статья на тему
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка — помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребенка.
Разнообразие форм сотрудничества с семьей позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряженности, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения» | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
С 1 февраля 2011 года наше учреждение функционирует как детский сад № 79 компенсирующего вида.
До 1 февраля на его территории находился ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 4 для детей с отклонениями в развитии Красносельского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время в учреждении функционирует 10 групп:
группа детей раннего возраста (диагностическая) — 1
группы детей с тяжелыми нарушениями речи – 3
группы детей с задержкой психического развития – 4
группы детей со сложным дефектом (ДЦП с интеллектуальной недостаточностью и РДА (ранним детским аутизмом) – 2
Я остановлюсь подробнее на группах для детей со сложным дефектом в развитии. Эти группы были открыты в феврале 2011 года. Ведущим нарушением развития является поражение ЦНС, что влечет за собой нарушения ОДА, интеллектуальной, психической и эмоциональных сфер, а также органов слуха и зрения. Нарушение ОДА имеют различную степень тяжести от нарушений походки и тонкой моторике до невозможности самостоятельно передвигаться. Часто дети с ДЦП обладают патохарактерологическими изменениями личности в том числе и с элементами аутистичных состояний, которые могут проявляться также у детей без признаков ДЦП. За 4 года нами накоплен определенный опыт взаимодействия с детьми и их родителями, а также сложилась система работы, которую мы представляем вашему вниманию:
В учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:
• Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.
• Группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже, имеют отдельный подъезд с оборудованным пандусом для въезда и спуска колясок.
• Групповые площадки для детей со сложным дефектом располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
• На улице имеется бассейн-плескательница.
В ДОУ предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, логопедов, психолога, сенсорная комната, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.
Особое внимание в группах со сложным дефектом уделяется созданию условий для пребывания и развития детей. При этом мы руководствуемся нормативными документами, прежде всего это: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.
2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.
3) Материалы полифункциональны, используются разнообразно; имеется большое количество мягких модулей.
4) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Материально-техническое обеспечение Программы составляют: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей.
Для детей со сложным дефектом используются технические средства реабилитации, помогающие им выйти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать ограниченные возможности здоровья, адаптироваться социально.
С этой целью в ДОУ используются:
• ортопедические стулья и столы,
• кровати с бортиком,
• брусья «Первые шаги»,
• сухой бассейн и др. оборудование;
В образовательном процессе педагогами учреждения используются следующие технические средства обучения:
• магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.
Учебно-методический комплект составляет:
«Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ГБДОУ № 79» содержание которой построено на основе следующих программ:
• «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л. Б. Баряева; О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова)
• Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
• Программа Каролина (для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями) /под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб. Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. Нэнси М.Джонсон – Мартин, Кеннет Г. Дженс.
В коррекционно-развивающей работе с детьми используются современные технологий деятельностного типа:
• коммуникативные игры, психогимнастика,
• пальчиковые упражнения с элементами массажа,
• театрализованная и проектная деятельность,
• педагогические здоровьесберегающие технологии,
• элементы исследовательской деятельности,
• технология организации отобразительных игр
Информационное обеспечение ДОУ и владение педагогами ИКТ позволяет в электронной форме: осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, социальными партнерами. (Сайт ДОУ)
Таким образом, образовательная среда учреждения:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) обеспечивает открытость дошкольного образования;
5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:
Психолого-педагогические условия реализации Программы.
Психолого – педагогическое сопровождение направлено на формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми и обеспечивает:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
9) индивидуализация образования (в том числе построение образовательной траектории каждого ребенка и профессиональная коррекция особенностей его развития на основе решений психолого-медико-педагогического консилиума).
Медицинский блок ДОУ составляют:
• изолятор, процедурный кабинет,
• физиотерапевтический кабинет, массажный кабинет,
Кабинеты и помещения оснащены необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.
С детьми ежедневно работают:
• медсестра по физиотерапии,
• медсестра по массажу,
Работа ДОУ по оздоровлению воспитанников выстраивается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и предусматривает организацию гибкого режима пребывания детей в детском саду в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Большое внимание уделяется организации деятельности в системе двигательной реабилитации, системе профилактических мероприятий: физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющий массаж, проведение ЛФК с применением специального игрового оборудования, в соответствии с индивидуальными назначениями врача.
С января 2013 года в рамках Программы развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга на 2012 – 2015 годы, а также Программы развития ГБДОУ детского сада № 79 администрацией и педагогами учреждения разработан и осуществляется проект «Особый ребенок», целью которого является: Создание условий для организации безбарьерной среды в образовательном пространстве детского сада.
Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.
Основными задачами проекта являются:
• осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом).
• создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), на основе субъектных отношений в разновозрастной группе детей со сложным дефектом.
• межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной (межгрупповой) интеграции.
Работа по проекту ведется одновременно в нескольких направлениях:
1. Создание комплекса материально-технических условий для успешной социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум (на которых мы подробно остановились раньше)
2. Разработка системы развивающих мероприятий для детей со сложным дефектом на основе индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя: дефектологическую и логопедическую помощь с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений, психолого-педагогическое сопровождение.
3. Разработка системы оздоровительных мероприятий для детей со сложным дефектом.
4. Проведение совместных мероприятий для детей со сложным дефектом и детей «условной нормы» в рамках организации межгруппового общения, которое помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие.
5. Участие детей со сложным дефектом и педагогов в различных районных и городских конкурсах.
6. Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом.
7. Взаимодействие с социальными партнерами.
8. Обмен опытом с коллегами. Посещение и показ открытых мероприятий, в группах со сложным дефектом. Проведение мастер-классов на базе ДОУ.
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребёнка – помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приёмами преодоления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребёнка.
Разнообразие форм сотрудничества с семьёй позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряжённости, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Изучение семьи и ее образовательных потребностей
• Информирование о ДОУ о достижениях и перспективах развития ребенка.
• Психолого-педагогическое просвещение родителей.
• Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
При проведении мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом мы используем следующие формы работы с семьями воспитанников:
• Дни открытых дверей в детском саду/группах.
• Сайт детского сада.
• Подбор литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОУ.
• Оформление тематических стендов.
• Консультации специалистов: логопедов, муз. руководителей, дефектологов, педагога-психолога.
• Интерактивные формы: тренинги, собрания, родительский клуб, совместные праздники, круглые столы, праздники/досуги, семейные проекты, семейные газеты, выставки совместных работ.
• Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии.
• Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
• Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом.
• Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
• Возрождение традиционного семейного воспитания, укрепление внутрисемейных отношений, доступная медицинская, психологическая, педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
• Расширение информативности процесса жизнедеятельности в окружающем мире для детей-инвалидов, приобретение опыта взаимодействия детей условной нормы с детьми – инвалидами.
Источник