Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
О продаже биологически активных добавок (БАД) к пище — Надзор за продукцией в обороте
Надзор за продукцией в обороте
О продаже биологически активных добавок (БАД) к пище
О продаже биологически активных добавок (БАД) к пище
До сих пор в печатных и электронных средствах массовой информации, на радио и по телевидению встречается размещение недостоверной рекламы, в которой часто приводится информация о лечебных свойствах биологически активных добавок (далее БАД).
В результате такой недостоверной информации в первую очередь страдают самые незащищенные граждане — пожилые люди, инвалиды многие из которых имеют сразу несколько хронических заболеваний. К сожалению, потребители не задумываются о различиях между средствами БАД и лекарственными препаратами. Они продолжают ждать наступления обещанного лечебного эффекта и зачастую на фоне приема БАД отказываются от применения официальных лекарств.
Чтобы не попасть на уловки недобросовестных людей, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу акцентирует внимание на необходимость знать потребителям:
- что такое БАД, чем они отличаются от лекарственных средств,
- где БАД можно приобретать,
- какая должна доводиться до потребителя информация о товаре и изготовителе,
- какие документы на БАД предусмотрены законодательством.
Разграничение понятий БАД и лекарственного средства:
- Биологически активные добавки(БАД) к пище— это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД относятся к группе пищевых продуктов.
- Лекарственные средства— вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Основные отличия БАД от лекарств:
- БАД специфически поддерживают организм в физиологических пределах, то есть выступают как вспомогательные вещества в комплексной терапии.
- БАД используются (рекомендуются) как источник биологически активных веществ, некоторых веществ и минералов.
- Лекарственные средства содержат терапевтическую дозу действующего вещества, а БАД — физиологическую.
- Рекламная кампания — БАД имеет меньше ограничений в рекламе в отличие от рекламы лекарственных средств.
Где можно покупать БАД?
В соответствии требованиям п. 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года розничная продажа БАД разрешена только через:
- аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие);
- специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 и Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 не допускается осуществлять розничную продажу БАД:
- вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах;
- ди станционным способом товаров, а именно: продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На что следует обращать внимание перед покупкой БАД?
Прежде чем приобрести БАД обратите внимание:
- Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке.
- Информация о БАД должна быть на русском языке, полной и достоверной, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров и в обязательном порядке должна содержать:
- наименования БАД, и в частности:
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.
Документы, подтверждающие качество и безопасность БАД:
- свидетельство о государственной регистрации БАД;
- удостоверение качества и безопасности реализуемой партии БАД;
- декларация о соответствии БАД (требование распространяется на БАД, изготовленные с 15 февраля 2010 года).
Какие БАДы не допускаются к реализации?
Не допускается реализация БАД:
- не прошедших государственную регистрацию;
- не прошедших обязательное подтверждение соответствия товара (на БАДы, изготовленные с 15.02.10г.)
- без удостоверения о качестве и безопасности;
- не соответствующих санитарным правилам и нормам;
- с истекшим сроком годности;
- при отсутствии надлежащих условий реализации;
- без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;
- при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В случае окончания срока действия свидетельства о государственной регистрации (декларации о соответствии) допускается реализация БАД с не истекшим сроком годности при наличии документов, подтверждающих дату выпуска в период действия свидетельства о государственной регистрации (декларации о соответствии).
- Биологически активные добавки (БАД) не являются лекарственными средствами, не обладают лечебными свойствами.
- БАД можно приобретать только в аптечных учреждениях, специализированных магазинах по продаже диетических продуктов, продовольственных магазинах.
- БАД подлежат государственной регистрации, подтверждению соответствии товара в форме декларирования, а на каждую партию БАД изготовитель выдает удостоверение качества и безопасности.
- Информация о товаре и изготовителе, указанная на потребительской упаковке (листке-вкладыше) БАД должна соответствовать информации, указанной в свидетельстве о государственной регистрации, в декларации о соответствии, удостоверении качества и безопасности.
- Перед покупкой БАД ознакомьтесь с противопоказаниями для применения.
- Рекомендуем проконсультироваться с лечащим врачом.
Источник
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 мая 2009 г. N 36 «О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)»
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав выполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 N 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД»* и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте биологически активных добавок к пище (далее — БАД), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.
На потребительском рынке Российской Федерации находится в обороте более 7500 БАД. В 2008 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека зарегистрировано 1675 БАД (2004 г. — 884, 2005 г. — 1949, 2006 г. — 1855, 2007 г. — 1621) отечественного и импортного производства.
На конец 2008 г. в Российской Федерации работало 182 организации, занятые производством БАД, 63% из них расположены в Центральном и Сибирском федеральном округах.
В обороте БАД задействовано 38 860 объектов: 3506 организаций торговли, 783 складов хранения и 34 385 объектов аптечной сети.
Среди обследованных в 2008 г. организаций, занятых производством БАД, нарушения санитарно-эпидемиологических требований были выявлены на 39 из 87, что составило 44,7%.
При производстве и обороте БАД чаще всего выявляются следующие нарушения:
— неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений;
— отсутствие документов, подтверждающих безопасность поступающего сырья;
— производство БАД без свидетельства о государственной регистрации;
— отсутствие производственного контроля за выпускаемой продукцией;
— розничная торговля БАД вне установленных пунктом 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)»** объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьютеров;
— несоблюдение условий хранения БАД;
— реализация БАД без документов, подтверждающих их государственную регистрацию;
— несоответствие наносимой на этикетку информации требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации.
Отмечаются случаи отсутствия на этикетке ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах, источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о том, что БАД к пище не является лекарством.
Учреждениями Роспотребнадзора проводятся лабораторные исследования БАД по гигиеническим показателям и на содержание биологически активных веществ. Так, в 2008 г.:
— по химическим показателям исследовано 13032 пробы БАД, из них не соответствовали гигиеническим нормативам 1,16%, по импортным БАД данный показатель составил 4,92%;
— по микробиологическим показателям исследовано 17 953 пробы БАД, из них не соответствовали гигиеническим нормативам 3,63%, по импортным БАД данный показатель составил 5,48%;
— по определению биологически активных веществ исследовано 2185 проб БАД, из них не соответствовали установленным требованиям 4,5%.
По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 772 партий БАД объемом 857 кг, наложено 1426 штрафов на сумму 2793545 рублей, приостановлена эксплуатация 8 объектов, занимающихся производством и оборотом БАД (Ростовская область, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург). Управлениями Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Алтайскому, Приморскому, Краснодарскому, Красноярскому краям, Пензенской, Свердловской, Курганской, Ростовской областям и Ханты-Мансийский АО в правоохранительные органы направлены материалы по 12 делам о нарушениях законодательства, связанных с производством и оборотом БАД.
В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступают многочисленные обращения граждан Российской Федерации с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД, имеющую очевидные признаки мошенничества. Указанное, в частности, выражается в доведении до потребителей заведомо ложной информации о различных несуществующих клиниках, медицинских центрах и других недостоверных сведений, вводящих их в заблуждение. При этом у потребителей формируется устойчивое недоверие и явно негативное отношение к БАД, даже несмотря на то, что в жалобах граждан в подавляющем большинстве случаев фигурируют находящиеся в законном обороте и прошедшие процедуру государственной регистрации пищевые продукты данной группы.
Так как в качестве обманутых приобретателей БАД чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам, то подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц, идентификация которых в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных имен и адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами.
Особую тревогу вызывают описываемые пострадавшими случаи приобретения ими БАД в рамках отношений, не имеющих ничего общего с договором розничной купли-продажи, повлекшие причинение вреда их здоровью, что может свидетельствовать о наличии со стороны лиц, реализующих БАД в нарушение установленных требований, признаков уголовно наказуемого деяния.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были направлены соответствующие обращения в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главного управления внутренних дел г. Москвы для решения вопроса о принятии по представленным материалам адекватных мер реагирования.
Остается актуальной проблема, связанная с незаконной реализацией БАД, содержащих в своем составе сильнодействующие, наркотические средства и психотропные вещества. В связи с этим расширен перечень запрещенных для изготовления БАД биологически активных веществ и продуктов, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека (СанПиН 2.3.2.2351-08 «Дополнения и изменения N 7 к СанПиН 2.3.2.1078-01», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 N 17***).
Отмечаются многочисленные факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007 # , ст. 3213 # ; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, N 3, ст. 140, 20.12.1999, N 51, ст. 6287, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, 30.08.2004, N 35, ст. 3607, 08.11.2004, N 45, ст. 4377, 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5275, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3439, 23.10.2006, N 43, ст. 4412, 27.11.2006, N 48, ст. 4943, 29.10.2007, N 44, ст. 5282, 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) постановляю:
1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации, производство и оборот БАД:
1.1. Обеспечить качество и безопасность БАД в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.2. Реализацию БАД осуществлять строго в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» в аптечных учреждениях и специализированных магазинах или отделах продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов;
1.3. Соблюдать требования по вынесению на этикетку информации, которая согласована при государственной регистрации БАД;
1.4. Не допускать в названиях БАД терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и указывающих на предполагаемую эффективность БАД;
1.5. Принять меры по обеспечению соблюдения законодательства при подготовке рекламных материалов о БАД.
2. Просить Министерство внутренних дел Российской Федерации в целях недопущения незаконного распространения БАД усилить меры по его пресечению в пределах компетенции.
3. Рекомендовать средствам массовой информации:
3.1. Обеспечить соблюдение установленных обязательных требований при распространении рекламы БАД;
3.2. Рекомендовать оказывать содействие органам Роспотребнадзора в проведении работы по информированию населения о вопросах реализации БАД.
4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации принять меры по недопущению назначения медицинскими работниками БАД в качестве средств, оказывающих лечебный эффект.
5. Учреждению Российской академии медицинских наук Научно-исследовательскому институту питания доработать проект методических указаний «Руководство по методам контроля качества и безопасности БАД к пище» с учетом замечаний экспертов Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Роспотребнадзоре и представить его в Роспотребнадзор до 15.06.2009.
6. Главным врачам ФГУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации принять меры по оснащению испытательных лабораторий современным оборудованием и подготовку специалистов по методам контроля БАД.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
7.1. Усилить государственный надзор за производством и оборотом БАД, обратив внимание на соответствие содержания информации о продукте установленным требованиям;
7.2. Обеспечить взаимодействие с органами прокуратуры и внутренних дел по вопросам незаконного оборота БАД;
7.3. Провести совместно с правоохранительными органами мероприятия по контролю и надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию БАД;
7.4. Проводить в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;
7.5. Доложить о проведенной работе до 01.01.2010.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.
* Зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2007, регистрационный номер 9267.
** Зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2003, регистрационный номер 4536.
*** Зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2008, регистрационный номер 11465.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2009 г.
Регистрационный N 14312
Подведены итоги мероприятий по усилению надзора за производством и оборотом БАД в 2008 г.
Из 87 обследованных производителей БАД на 39 были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
При производстве и обороте БАД чаще всего выявляются следующие нарушения: неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений; отсутствие документов, подтверждающих безопасность поступающего сырья. Распространена розничная торговля БАД вне разрешенных мест, не соблюдаются условия их хранения и др. Отмечаются случаи отсутствия на этикетке БАД необходимой информации. Также выявлены факты несоблюдения рекламного законодательства (населению представляется заведомо ложная информация о потребительских свойствах БАД).
В целях предотвращения указанных нарушений даны предписания юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим импорт, производство и оборот БАД.
Так, БАД должны продаваться только в аптечных учреждениях и специализированных магазинах или отделах продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов. На этикетку должна быть вынесена информация, которая согласована при госрегистрации БАД. Запрещено использовать в названиях БАД термины, вводящие потребителя в заблуждение.
МВД России предлагается усилить меры по пресечению фактов незаконного распространения БАД.
Руководителям региональных органов управления здравоохранением рекомендуется принять меры по недопущению назначения БАД в качестве средств, оказывающих лечебный эффект. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ поручено усилить надзор за производством и оборотом БАД. О проведенной работе необходимо доложить до 01.01.2010.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 мая 2009 г. N 36 «О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2009 г.
Регистрационный N 14312
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 августа 2009 г. N 143
Источник