«Надомное обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
Хузина Лейсан Фаниловна , Учитель начальных классов
Республика Татарстан
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
«Надомное обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике государства. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Основой, на которую должен ориентироваться педагог, работающий с особым ребенком, изложен в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Хотелось бы выделить следующее:Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей ребенка. А вариативность содержания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ должна предусматривать возможности формирования знаний с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества.
Индивидуальное обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.
Индивидуальное обучение на дому — модель организации учебного процесса, при которой:
1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.). Такое обучение направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.
Целью надомного обучения является обеспечение выполнения больными детьми, детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья.
Организация индивидуального обучения на дому ставит задачу освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.
Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка.
Основной особенностью надомного обучения в нашей школе является то, что большинство детей с ОВЗ — это дети с нарушением опорно — двигательного аппарата, а также дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Процесс обучения таких детей предполагает индивидуальный подход.
Главная задача учителя — установить контакт с этими детьми, научить их доверять взрослым, помочь адаптироваться в окружающей среде, и, конечно, заинтересовать их в получении знаний. Поэтому общение между преподавателями и детьми происходит на позитивной ноте. Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт уверенность в себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и адаптироваться в социуме.
В своей педагогической работе я уделяю огромное внимание игровым моментам в обучении, использованию ярких демонстрационно-обучающих материалов (презентации, картинки, видеофильмы, мультфильмы), занимательной развивающей литературе. Если дети быстро устают, то устраиваю небольшие перерывы во время урока.
В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.
В заключение отметим, что надомное обучение должно обеспечить возможность реализации права ребенка на доступное образование. В целях реализации данного права необходимы такие условия, которые гарантировали бы качественное образование, коррекцию недостатков в развитии, социальное развитие таких лиц независимо от степени сложности нарушений в развитии, где главной ценность является ребенок и достижение им образовательных результатов (жизненных компетенций), способствующих максимальной позитивной социализации в обществе.
Источник
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
методическая разработка
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_usloviyah_nadomnogo_obucheniya.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике государства. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ, отмечается изменение структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет коммуникативной функции.
Психические патологии у детей в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности.
Но все эти дети требуют специального образования, кто-то в условиях коррекционной школы, а кто-то по надомному обучению.
Одно из форм обучения ребёнка с ОВЗ и является — надомное обучение. Надомное обучение регулируется нормативно-правовыми документами. В них отражены основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса.
Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка.
Таким образом, образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога дополнительного образования раннего домашнего сопровождения психолого-педагогического центра реабилитации детей «Орион» Дворца творчества детей и молодежи г.Оренбурга.
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида».
P < margin-bottom: 0.21cm; >В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
Основные задачи по здоровьесбережению в учебном процессе.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась о.
Обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальной (надомной) форме обучения.
В статье представлен опыт работы изучения художественного текста на дистационном уроке литературы.
Источник
6 причин выбрать домашнее обучение для ребенка с ОВЗ
Каждый ребенок должен получить среднее образование
Но родители сами выбирают, какая форма обучения будет комфортной и приемлемой для него. Домашняя форма образования, одна из форм, имеющих смысл для детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
При этом следует заметить, что это не говорит о том, что ребенок будет сидеть дома и не учиться. Но большую часть образования он будет получать в удобном для себя темпе, без социальной и эмоциональной нагрузки. Для этого родителям нужно будет оформить документы и разрешение на получение домашнего образования. Ученику надо будет проходить тестирование, контрольные, экзамены, но при этом не придется посещать каждый день школу.
В каких случаях нужно заниматься с детьми с ОВЗ дома?
Дети с ограниченными возможностями здоровья изначально испытывают эмоциональное давление. При этом следует заметить, что психологи и психиатры рекомендует абсолютно всем детям, независимо от их особенностей, учиться в коллективе. Так, как это позволяет приобрести не только заданный по предмету багаж знаний, но и получить социальные и коммуникационные навыки, которые пригодятся им в жизни. Но бывают ситуации, в которых польза от общения в социуме, меньше, чем вред от посещения ребенком коллектива:
- Большое расстояние для посещения школы. Все школы обязаны принять ребенка на инклюзивное обучение, но не все имеют возможности для этого. Если ребенку каждый день придется преодолевать большое расстояние в дороге, он будет уставать, весь учебный процесс будет проходить изначально в состоянии эмоциональной усталости. То же будет касаться обратного пути домой и выполнения домашних заданий. Постоянное опоздание или ранний подъем, большой марш-бросок с утра будут отнимать много сил, что приведет к физическому и моральному истощению.
- Серьезные физиологические отклонения, ведущие за собой излишнее внимание окружающих. Современное общество учит подрастающее поколение толерантности, но в случае с подростками и детьми это не всегда удается. Иногда, чтобы избежать психологического прессинга, ребенку с серьезными отклонениями в физиологии лучше ограничить общение со сверстниками, не проявляющими понимание.
- Психологический прессинг. Как и в причине выше, окружение может неправильно воспринимать физиологические или психические особенности ребенка. Что приводит не только к некорректным вопросам и психологическому дискомфорту, но и травле, оскорблениям и буллингу. В таком случае родителям немедленно надо менять школу или переходить на более комфортную форму обучения.
- Нетипичное восприятие информации. Особенные дети обычно нетипично воспринимают информацию, поэтому возможны две крайности – гений и отстающий. В обоих случаях ребенку будет скучно, и он будет отвлекаться от учебы, социальная польза будет меньше, он не будет сосредотачиваться на учебе. Попытки передвигать его на класс больше или меньше, может привести к непринятию коллективом детей, имеющих возрастную и интеллектуальную разницу. В случае сильной разницы между ребенком и учениками класса, лучше выбрать домашнее обучение, по индивидуальной программе.
- Желание и возможность родителей дать больше. Эта причина иногда играет первостепенную роль. Дети с особыми потребностями, нуждаются в большем внимании со стороны родителей. Иногда они имеют возможность дать больше, нанимая репетиторов, специальный персонал. В таком случае они смогут восполнить и общение в социуме, поэтому имея желание, родитель может инициировать перевод на домашнее обучение, даже если он не имеет никаких ограничений в здоровье, вот только в таком случае это будет семейное образование, по немного отличной форме.
- Серьезные проблемы со здоровьем, не дающие возможность учиться в коллективе. Иногда из-за проблем со здоровьем, родители просто не могут отправить школьника в обычную общеобразовательную школу. Они вынуждены выбирать между специализированным интернатом и домашним обучением. И в большинстве своем, если есть возможность, лучше выбрать общение в семье, чем круглосуточное проживание в специальном учреждении.
Именно родители выбирают форму обучения и решают, как их детям будет лучше. Лучше всего, перед тем как прейти на домашнее образование, проконсультироваться со специалистами и выслушать их рекомендации. Профильный лечащий врач, психолог или невропатолог подскажут как будет лучше.
Организация школой и родителями обучения на дому
Для родителей желающих перейти на домашнее обучение, следует понять юридическую основу данного вида образования. Для детей, нуждающихся в такой форме обучения, государство, в общем, и школа в частности, обеспечивают все условия со своей стороны для полноценного получения образования.
Элементы образовательного процесса и их замена
Элемент образовательного процесса | Альтернатива |
Ежедневные занятия в классе | Занятия на дому с преподавателями лично или с помощью медиаустройств. В том числе дается задание на несколько дней, оно выполняется с родителями и репетитором. |
Контрольные работы, тесты | Итоговая аттестация |
Занятие в коллективе | По желанию ребенок периодически посещает занятия в школе, также родители самостоятельно организовывают общение в социуме, посещая кружки и мастер-классы. |
Факультативные занятия | Ученик имеет полное право, по возможности, посещать факультативы по определенным предметам |
Экскурсии, мероприятия | Школа предоставляет возможность участия во всех мероприятиях, если это физически возможно и удобно для ученика. |
Учебная и методическая литература | Бесплатно предоставляется школьной библиотекой |
Лабораторные занятия | Обеспечиваются преподавателем на дому или ученик посещает их в школе |
То есть такой ученик является полноправным участником учебного процесса. У него есть такой же журнал занятий, он также их проходит и прикреплен к классу, только не будет посещать каждый день уроки в школе.
Со стороны родителей требуется организовать учебное место и доступ ребенка к информации и преподавателям. При возникновении любых сложностей школы оказывают посильную помощь.
Оформление обучения на дому
Для детей с ОВЗ, проходящих длительную реабилитацию или имеющих серьезную инвалидность, не позволяющую получать образование в пределах учебного класса, оформление домашнего обучения будет без препятствий. Для того чтобы его обеспечить, родителям нужно будет:
- подтвердить статус ОВЗ;
- пройти медицинскую комиссию, на основании которой будет принято решение о переходе на домашнее обучение;
- известить учебное заведение о переходе на домашнее обучение.
- вместе со школой составить индивидуальный план обучения;
- предоставить доступ специалистам для периодического общения с учеником.
Документы при этом:
- заявление родителей на переход;
- заключение медицинской комиссии;
- приказ образовательного учреждения о подтверждении перехода на домашнее обучение;
- индивидуальный образовательный план;
- индивидуальный воспитательный план.
Это решение не одного дня и оформляется оно долго, но в результате, ученик будет получать образование в наиболее комфортной для себя форме.
Плюсы и минусы домашнего образования
Основной плюс в том, что весь учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка. Учитывая не только его умственные особенности, но и все медицинские нюансы — время на реабилитацию, быструю утомляемость, скорость усвоения материала, сложность запоминания и т.д. Иногда ему отменяют занятия по таким предметам, как физкультура, музыка, трудовое воспитание или рисование.
Главным минусом можно считать то, что ученик проходит программу вне коллектива. То есть он не общается со сверстниками, не учится общению в социуме. Ему сложнее будет адаптироваться во взрослой жизни и обществе.
Отличия обучения на дому от семейного образования
Семейное и домашнее образование — две формы получения знаний вне школы, имеющее как сходство, так и некоторые отличия.
Основные образовательные вопросы в домашнем и семейном обучении
Вопрос | Домашнее образование | Семейное образование |
Для кого предназначено | Для детей инвалидов или с ОВЗ | Для детей, не имеющих возможность или желание посещать школу |
Кто ведет обучение | Преподаватели и репетиторы | Родители и репетиторы |
Как контролируется посещение уроков | Журнал прохождения уроков | Итоговая аттестация |
Как контролируется усвоение материала | Если ребенок «посетил» все занятия по программе и сдал итоговую аттестацию, считается, что он материал освоил | Итоговая аттестация, собеседование и контрольные работы по каждому предмету |
Программа | Индивидуальная | Общеобразовательная |
Учебники | Предоставляет школа | Предоставляет школа |
Посещение уроков в школе | Не требуется | Не требуется |
Посещение мероприятий | По желанию | По желанию |
Количество предметов изучаемых по программе | Устанавливается в индивидуальном порядке по программе | Ученик осваивает все предметы предусмотренные общеобразовательной программой |
График освоения предметов | Четко по плану | Не устанавливается, ребенок должен просто пройти аттестацию в конце учебного года. |
Оба вида получения образования в итоге дадут школьнику в конце девятого класса получить аттестат. Но их основное различие в уровне ответственности и четкости графика. Если при домашнем обучении, образовательный процесс организовывает школа, то при семейном родители. В первом случае ученик общается с квалифицированным педагогом, во втором — либо с родителями, либо с репетиторами. По желанию он может обратиться в школу и пообщаться с учителями, к которым прикреплен.
Законодательные аспекты обучения на дому
Возможность обучения на дому закреплена законодательно. При получении медицинского заключения, в котором будет вынесена рекомендация обеспечить особый вид образовательного процесса, родитель имеет право претендовать на помощь государства. В отличие от самовольного семейного самообразования, домашнее поддерживается школой, уроки ведет профессиональный педагог.
В основе такого положения лежит Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из его положений, родитель имеет право сам выбирать форму обучения и учебное заведения для ребенка. Но при этом, он обязан обеспечить получение среднего образования для своего ребенка, так как оно обязательно по всей стране.
Домашнее образование имеет право на существование, в исключительных случаях
Государство позаботилось о том, чтобы каждый ребенок получил возможность освоить полную общеобразовательную программу, даже в случае серьезных осложнений здоровья. При этом практически все специалисты рекомендуют все-таки учиться в школе в коллективе, так, как ученики получают не только основной пакет знаний, но и учатся психологически сосуществованию с окружающими. Но если это невозможно или родители чувствуют, что школьнику будет тяжело, лучше обеспечить ему комфортные условия для получения знаний на дому, тем более государством предоставляется такая возможность.
Источник