Меню

Наблюдение за состоянием здоровья учащихся

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Читайте также:  Сценки про спорт здоровье

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1198 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге состояния здоровья школьников

специалист в области арт-терапии

о мониторинге состояния здоровья школьников

Читайте также:  Угмк здоровье невролог взрослый

1. Общие положения:

Настоящее положение определяет порядок организации и проведения мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Для проведения мониторинга состояния здоровья создается комиссия при совете здоровья, в который входят администрация школы, руководитель физ. воспитания, фельдшер школы, родители, представители комиссии «Юность».

Мониторинг состояния здоровья проводится в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни школьника».

Мониторинг состояния здоровья проводится по этапам, определенным данным положением.

2. Цель мониторинга:

Создание системы наблюдения за состоянием здоровья ребенка на основе педагогических наблюдений, медицинских обследований, изучения медицинской документации.

3. Задачи проведения мониторинга:

Оценка состояния здоровья обучающихся по развитию функциональных отклонений и заболеваний.

Овладение обучающимися умениями и навыками самоконтроля показателей здоровья.

Первичная диагностика физического развития, определение уровней физической и функциональной подготовленности и их рейтинговых значений.

Принятие обоснованных управленческих решений по корректировке учебного процесса в школе.

Способствование формированию потребности в здоровом образе жизни.

Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья обучающихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

4. Порядок проведения мониторинга:

4.1.Мониторинг состояния здоровья проводится в соответствии с реализуемой школьной программой «Здоровый образ жизни школьников». Определены следующие этапы проведения мониторинга:

1 этап – изучение рейтингового распределения хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у школьников.

2 этап — анализ распределения обучающихся по физкультурным группам

3 этап — учет патологии у обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

4 этап- определение показателей физической подготовленности обучающихся

5 этап – анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой

6 этап — динамика оздоровления детей в летний период.

7 этап — динамика пропусков уроков обучающимися по болезни.

8 этап — результативность участия обучающихся в физкультурно – оздоровительных и военно – спортивных соревнований.

4.2. 1 этап — рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у обучающихся.

Рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма у обучающихся проводится в целях оценивания состояния здоровья обучающихся, предупреждения распространения болезней.

Динамика состояния здоровья отслеживается по общим патологиям и по отдельным заболеваниям.

Данные о состоянии здоровья детей заносятся в рейтинг – лист и доводятся до сведения классных руководителей, обучающихся и родителей.

У педагогического коллектива появляется возможность целенаправленно работать с детьми, проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в классе, рекомендовать детям чтение литературы, занятия спортом, оздоровительные процедуры и т.д.

4.3. 2 этап — анализ распределения обучающихся по физкультурным группам

По результатам медицинского осмотра обучающиеся распределяются по физкультурным группам. Уроки физической культуры строятся в соответствии с требованиями к физкультурным группам (основная, подготовительная, специальная).

Данное распределение проводится с целью недопустимости дальнейших отклонений в здоровье.

Для обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам, подбор заданий на уроках физической культуры проводится, исходя из их заболеваний.

Распределение обучающихся по физкультурным группам позволяет использовать методы коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом развитии.

Читайте также:  Положение соревнований день здоровья

4.4. 3 этап – определение патологии у обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

На данном этапе проводится работа с целью предупреждения и своевременного выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактики обострений.

Школьникам, отнесенным к специальной медицинской группе, предлагаются упражнения, которые рекомендованы врачом-педиатром, врачом-ортопедом.

4.5. 4 этап – учет показателей физической подготовленности обучающихся.

Тестирование физической подготовленности обучающихся проводится в целях формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья школьников, приобщения их к физической культуре и спорту.

Тесты физической подготовленности включают в себя шесть испытаний, отражающих силу, выносливость, быстроту и ловкость. Виды испытаний и нормативы тестов физической подготовленности для обучающихся 1- 11 классов и таблица оценки уровня физической подготовленности разработаны городским методическим объединением учителей физической культуры.

К сдаче тестов физической подготовленности допускаются обучающихся 1-11 классов, имеющие медицинское разрешение.

Соревнования по видам испытаний проводит судейская коллегия в соответствии с условиями выполнения упражнений и правилами соревнований по видам спорта.

Проверка физической подготовленности обучающихся по указанным тестам организуется в учебном году дважды: сентябрь (предварительный контроль) и май (итоговый).

Ответственность за практическую работу по тестам возлагается на учителей физической культуры, фельдшера школы.

4.6. 5 этап – анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой

Анализ занятости обучающихся физкультурно-оздоровительной работой проводится с целью:

а) оказания помощи обучающимся в формировании позиции личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих будущих детей.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

а) развитие жизненно важных двигательных умений и навыков

б) обеспечение способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять стрессовым нагрузкам

4.7. 6 этап – динамика оздоровления детей в летний период.

Динамика оздоровления детей в летний период проводится с целью:

а) сохранения и укрепления здоровья обучающихся,

б) профилактики различных заболеваний через оздоровление организма детей,

в) организации детей в каникулярное время во избежание безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

а) улучшение физического состояния ребенка, расширение круга общения со сверстниками.

б) приобретение новых навыков и знаний, полезных привычек и навыков, в том числе в области здорового образа жизни.

4.8. 7 этап — динамика пропусков уроков обучающимися по болезни.

Динамика пропусков уроков обучающимися по болезни проводится с целью а)воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью, пробуждения желания следовать здоровому образу жизни,

б)выявления самых «болезненных» классов для проведения специфической профилактической работы.

4.9. 8 этап — результативность участия в физкультурно – оздоровительных и военно –спортивных соревнований обучающихся.

Динамика результативности участия обучающихся в физкультурно – оздоровительных и военно – спортивных соревнованиях проводится с целью увеличения двигательной активности обучающихся, повышения устойчивости ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям, повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни, коррекции здоровья.

В рамках реализации этого этапа проявляется интерес к истории олимпийского движения, видам спорта.

Источник

Adblock
detector