Здоровье как созидание
Здоровый человек – это человек, который здоров не только физически, но и духовно, нравственно, интеллектуально. Именно этот постулат лег в основу регионального гуманитарного проекта «Здоровье как созидание», реализуемого по инициативе Союза женщин Новосибирской области. Подробнее о проекте рассказала председатель данной организации, сенатор Совета Федерации Надежда Болтенко.
В акциях проекта принимают активное участие вузы, учреждения школьного и дошкольного образования, здравоохранения, областные библиотеки, представители Новосибирского театра оперы и балета, выдающиеся спортсмены, в том числе олимпийские чемпионы, и большое количество молодежи – сообщество вожатых, молодежный парламент и др. Словом, участники и организаторы проекта – это люди, которые неравнодушны к жизни и понимают, что здоровье человека должно проявляться во всем.
Одно из масштабных мероприятий в рамках проекта состоялось в преддверии 1 сентября в Маслянинском районе. На одном из крупных стадионов прошло торжественное посвящение в первоклассники, где чествовали не только будущих школьников, но и их родителей. Кроме того, жители района смогли принять участие в работе различных площадок, мастер-классах по направлениям, связанным со здоровьесберегающими технологиями, спортом, патриотическим воспитанием, творчеством, пройти тестирование на ВИЧ и сдать нормы ГТО.
«Прежде чем отправиться в то или иное поселение, мы всегда в первую очередь узнаем, в чем нуждаются его жители. В зависимости от их потребностей и ожиданий мы проводим различные акции. Нередко они связаны именно со сферой здравоохранения и медицины», – рассказала Надежда Болтенко. Например, врачи-подвижники проводят осмотр женщин, уделяют большое внимание профилактике рака молочной железы. Совместные акции проходят с магазином-оптикой «Зрение» – каждый желающий может бесплатно проверить свое зрение, воспользоваться услугами специалистов по подбору очков. А затем в рамках специальной благотворительной программы все, кто нуждается в очках, но в силу тех или иных причин не может их купить, получают их в подарок. Также в поселения приезжают студенты медицинского училища и проводят специальные мастер-классы по оказанию первой помощи «Помоги себе сам». Особое внимание при этом они уделяют учреждениям, связанным с высокой профессиональной вредностью, травматизмом и т.д.
В рамках проекта «Здоровье как созидание» проходит и ряд образовательных программ. Так, в больницы выезжают члены экспертной комиссии, которые в течение дня ведут лекции, занятия и мастер-классы. Завершается данная образовательная программа зачетом, успешно сдав который, участники получают специальные сертификаты с подтверждением того, что они являются средними медицинскими работниками, прошедшими специализацию.
«Для нас важно, чтобы люди были реализованы в профессии. Только тогда, когда человек востребован обществом, он получает удовольствие от жизни, он счастлив, – отмечает наша собеседница. – Здоровье как созидание – это здоровье не только каждого отдельного человека, но и общества в целом. Сегодня важно создать условия для того, чтобы люди были здоровы во всех смыслах этого слова».
Еще одна важная миссия, которую перед собой ставит проект, заключается в объединении людей, создании и сохранении между ними теплых, дружеских или профессиональных взаимоотношений. Так, в детских садах регулярно проходят акции «Читающая мама». Женщина откладывает свои дела, чтобы побыть рядом с детьми, насладиться общением с ними и подарить им свою заботу. В рамках другой акции все мамы в родильных домах получили в подарок сборник русских колыбельных песен.
Надежда Болтенко отметила, что много внимания уделяется молодежи и подрастающему поколению. Например, регулярно организуются теплые встречи у костра, в которых принимают активное участие молодые люди из сел и городов. Они общаются и поют под гитару песни прошлых лет. Это позволяет не только сдружить ребят, но и напомнить им, как важно сегодня знать историю, сохранять традиции.
В преддверии 9 мая в рамках проекта проводится акция «Сирень победы». Ее участники – это дети дошкольного возраста и ученики начальной школы. Они вместе с ветеранами Великой Отечественной войны высаживают сиреневую аллею, а затем ребята ухаживают за деревьями. «С помощью подобной акции мы тоже объединяем людей, но главное – даем возможность подрастающему поколению буквально прикоснуться к истории, не только познакомиться и пообщаться с ветеранами, но и сделать вместе с ними доброе дело», – продолжила наша собеседница.
Кроме того, Надежда Болтенко поделилась, что у проекта есть традиция – сажать яблони в детских дошкольных и школьных учреждениях. При этом участие в посадке, как правило, принимают все – и дети, и родители, и воспитатели, и учителя. И это очень символично, ведь будущее подрастающего поколения находится в руках взрослых людей. Кстати, именно ветвь цветущей яблони стала символом проекта «Здоровье как созидание». Символом жизни, счастья и света.
Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»
Источник
Проект « Мы за жизнь»
проект (подготовительная группа) на тему
— сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
— активизировать поиск педагогами и родителями нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления детей;
— воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Мы за жизнь»
Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Дошкольный возраст — благоприятный период, когда закладываются основные навыки сохранения и укрепления здоровья, вырабатываются правильные привычки. Главными образцами для ребенка являются его близкие взрослые… «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым — естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Снижение показателей здоровья, на мой взгляд, можно объяснить недостаточным уровнем культуры здоровья в семье.
В связи с этим был разработан проект, при помощи которого пропагандируется здоровый образ жизни.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своём здоровье.
- Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
— сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
— активизировать поиск педагогами и родителями нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления детей;
— воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Паспорт проектной работы:
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни.
Направленность — развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное ( разные виды детской деятельности: познавательно — речевая, изобразительная, игровая, физическая).
Дети, воспитатели, родители.
- Занятия, эстафеты и подвижные игры, закаливание, точечный массаж, бэби йога, беседы «В здоров теле- здоровый дух» Совместные занятия для детей и родителей.
- Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам
- Формирование здорового образ жизни;
- Снижение уровня заболеваемости;
- Расширение кругозора ;
- Овладение детьми и родителями навыками нетрадиционных методов по здоровьесбережению используемых в МБДОУ № 29;
- Вовлечение родителей в единое пространство «семья -детский сад».
Источник
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Марина Кравченко
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
На сегодняшний день в России отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.
В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. «Сберегать» — это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровьесбережение — это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в ДОУ).
Мы считаем, необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности. Такими и являются здоровьесозидательные технологии.
Здоровьесозидание (от «созидать» — сделать существующим, произвести, основать) — содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение, становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства.
Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье воспитанников, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.
В условиях значительного снижения уровня здоровья, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД, педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.
Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозиданияв современном образовательном процессе являются:
1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
2) здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
3) здоровьесозидание – не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
4) готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.
Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают:
— формирование в образовательном учреждении (в образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей)
— здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — дети — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;
— опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
В нашем дошкольном учреждении разработана программа по оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста «Здоровье с детства», которая реализуется в течение всех лет пребывания ребёнка в ДОУ.
Программа нацелена на реализацию направлений созидания и развития здоровьяподрастающего поколения:
-физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, средствами физической культуры);
-лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья);
— гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности);
— эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой);
-обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).
Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.
Физическое здоровье — единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни,то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов. Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений
Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.
Социально-нравственное здоровье— постепенное усиление осознанности социально-нравственных представлений:
— понимание красоты и смысла нравственных поступков;
— необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
— осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
— установление причинно-следственной связи между отношениями;
— чувствами к поступкам людей;
— усиление роли самооценки в поведении.
Психическое здоровье — сохранение и улучшение нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.
Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ.Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:
формирование навыков общения;
гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесозидающей среды. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «центры здоровья», оснащенные наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
В детском саду созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности. Однако, учитывая широту и разнообразие поставленных задач, возникла необходимость привлечения к работе более узких специалистов, в связи с чем, нами организовано взаимодействие с Водно-оздоровительным комплексов «Волна».В рамках сотрудничества организованы:
— группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети 7года жизни;
— спортивная секция по хоккею и фигурному катанию.
В работе педагогов широко применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы подвижные спортивные игры, релаксация, игровой час во вторую половину дня,гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, корригирующая;
технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурно-оздоровительная деятельность, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж, арттерапия, сказкотерапия,
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в
работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детейосуществляется по следующим направлениям: просветительское, культурно-досуговое, психофизическое.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
С этой целью регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.Проведены акции: — «Подвижные игры с мамой и папой»; «Мы любим спорт»; «Изготовление нестандартного оборудования с целью повышения двигательной активности дошкольников».
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
2. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед.наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.
3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб. : Детство – Пресс, 2008.
4. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.
Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области Аннотация. В статье.
Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.
Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.
Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.
Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.
Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.
Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.
Вечер встреч с родителями по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки» Вечер с родителями.
Источник