Меню

Мы выбираем здоровье тренинг для

Тренинг.Я выбираю здоровье.
методическая разработка (9 класс) по теме

Тренинг проводился совместно с учащимися 9-11 классов Мизино-Лапшиновской школы.Цель данного тренинга — формирование здорового образа жизни, помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем. Задачи ставились следующие: побудить подростков поделиться своим мнением; задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов; обобщать и комментировать высказывания подростков; пробовать вести групповую дискуссию; уважать мнение другого.

Были приняты правила работы в группе и для облегчения общения- бейджики. Работа тренинга была запланирована в группах по классам. На тренинге использовалась интерактивная доска, где был показан отрывок из фильма «Я выбираю жизнь», по которому проходило обсуждения, показывалась презентация «Спорт-это здоровье». В работе тренинга использовались: тест, для выявления отношения к алкоголю; ситуации с целью формирования ответственности за свои поступки; задания творческого характера для групповой сплочённости и позитивного самовосприятия. В процессе подготовки тренинга, учащиеся 10 класса готовили для гостей подарок в виде инсценировки стихотворения о ЗОЖ.В конце тренинга — упражнение «СМС-ка»,с целью получения позитивной обратной связи друг от друга и завершил тренинг, рефлексия «Кто за здоровый образ жизни!»

Скачать:

Вложение Размер
Тренинг.Я выбираю здоровье. 18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по первичной профилактике алкоголизма

Цель: — формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

— помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: — Помочь подросткам учиться жизни

— Побудить подростков поделиться своим мнением;

— Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

— Обобщать и комментировать высказывания подростков;

— Пробовать вести групповую дискуссию;

— Уважать мнение другого;

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.

Участники: учащиеся старшего звена школы (8-11классы).

  1. Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь»

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или — или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

  1. Знакомство участников тренинга – упражнение «Мое любимое имя».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Содействовать сплочению группы.

Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

3. Принятие групповых правил:

«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание» . Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы «Ты не прав», а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант. «

4. Упражнение – рисуночный тест «Праздник»

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.

5. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью,

отношение к алкоголю.

Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.

  1. Когда я вижу пьяного, я чувствую…
  2. Общаясь с пьющим человеком, я понимаю…
  3. Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к словам «здоровье».

Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения . Обсудить и сделать общий вывод.

7. Просмотр презентации «Спорт-это здоровье!»
8. Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я хочу сказать…

9.Подарок участникам от 10 класса (инсценировка стихотворения)

10. Упражнение «СМСка».

Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.

Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и как импульс пустите его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено» .

11. Рефлексия тренинга .

Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Приложение 1

Приложение для упражнения «Додумай историю»

История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за самогоном. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились самогоном. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в палату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет.

История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти…

История про Олега

Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.

После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.

Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.

Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…

Источник

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность около 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ya_vybirayu_zdorove.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Я выбираю здоровье!»

Занятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность тренинга 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Методические рекомендации : учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование : плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)

  1. На доске написан эпиграф к уроку :
    Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел . Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
    ( Авиценна)
    Психолог : О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
    Назвать тему: « Я выбираю здоровье!»
    2. налаживание контакта

Каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье — это . », «Для меня быть здоровым — значит . »
3. Ожидания

Запишите на стикерах, о чем бы вам хотелось услышать, что увидеть, узнать, чем поделиться во время нашего занятия? Закрепите у подножия горы «здоровья» свои ожидания.
4. Упражнение «Интервью»
(Психолог предлагает участникам группы взять друг у друга интервью относительно здоровья. Интервью берётся участниками тренинга у всех желающих, поочереди)
Цель: актуализировать понятие «здоровье» и способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Примеры вопросов: «Посещаешь ли ты врачей с профилактической целью?», «Считаешь ли ты, что только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, способен обеспечить собственное успешное будущее?», «Есть ли у тебя вредные привычки, которые негативно влияют на твоем здоровье? »

5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью»
(Вкратце и в доступной для восприятия подростков форме рассказать о составляющих здоровья и правах человека относительно защиты собственного здоровья. Объяснить значение холистического (целостного) подхода к здоровью).
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное здоровье.
Физическое здоровье — это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья. Каждый человек должен знать, как функционирует его организм, каковы симптомы нарушения деятельности определенных органов, как оказать себе первую помощь, куда обращаться за консультацией.
Интеллектуальное здоровье — это способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию и использовать ее в соответствующих ситуациях. Одним из показателей умственного здоровья является способность человека подбирать знания из различных источников и способность использовать их для принятия решений по отношению к собственному организму.
Эмоциональное здоровье — это способность человека понимать свои чувства и чувства других, умение их выражать и управлять ими. Знание о том, какие чувства испытывает человек и какие чувства могут испытывать другие, помогает выражать свои чувства в понятной и приемлемой для других форме. Эмоциональное здоровье способствует комфортному самоощущению человека среди других, позволяет быть чувствительным к эмоциональным состояниям других людей.
Социальное здоровье — это способность человека чувствовать себя в качестве индивида мужского или женского пола, личностью, а также способность взаимодействовать с другими людьми. Это часть сущности человека, которая требует от него развития чувства собственной индивидуальности и самосовершенствования, выражается в наличии у человека определенных надежд, мечтаний, представлений о собственном успехе, способах самовыражения и самоутверждения, в зависимости от собственной системы ценностей. Понимание человеком ценности взаимоотношений с семьей, друзьями, любимыми и другими людьми — один из показателей социального здоровья.
Духовное здоровье — это составляющая здоровья, которая является стержнем существования человека. Это суть бытия человека, это то, что человек ценит и является для него важным.
Психолог. Здоровье — это необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Без здоровья личность не может быть гармоничной и успешной. Как говорят в народе, «Здоровье невозможно купить, оно бесценно».

Каждый человек имеет право на охрану собственного здоровья. Право человека на охрану здоровья — это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения.
Существуют международные организации, например, ВОЗ — это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «право на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». Вывод: К хорошему здоровью человек может идти, будучи совершенно здоровым или инвалидом. Здоровье включает все главные цели жизни человека, его интересы и привычки. Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой — от здоровья. Таким образом, каждый образованный современный человек должен понимать, что он должен отстаивать право на охрану здоровья.

Итак, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью, а вот в каком направлении идти — выбирать вам!

6. Упражнение «Скрепка»
Цель: донести до сознания подростков идею о том, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить.
Советы: работу следует организовать таким образом, чтобы каждый участник последовательно, за тренером делал все, что он демонстрирует.
Ход упражнения: каждому участнику тренинга предлагается взять в руки обычную канцелярскую скрепку. Затем тренер рассказывает группе историю об этой скрепке, участники тренинга делают из скрепки то, что предлагает тренер во время своего рассказа.
История маленькой Скрепочки:
Героиня нашей истории — маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье.
И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее. Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (Психолог предлагает сделать участникам тренинга со скрепки цветочек, показывает, как это делается).
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая, успешная и блещет — ну настоящий бриллиант. (Тренер предлагает сделать участникам тренинга со скрепки бриллиантовое кольцо, показывает, как это делается) .
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (Тренер предлагает участникам тренинга попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Итак, Скрепка пыталась возвратить все. Но .

Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о ее желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Далее психолог предлагает группе поделиться своими мыслями об истории маленькой Скрепочки.
Вопросы для обсуждения:
Что происходило со скрепкой?
Почему это происходило?
Может ли быть употребление алкоголя и табака показателем взрослости?
Методические рекомендации по обсуждению:
Тренеру необходимо подвести группу к мнению, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить. Необходимо помнить, что сохранение и укрепление здоровья (здоровый образ жизни) всегда эффективнее, чем лечение, то есть лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. На лечение или избавление от вредных привычек уйдет много усилий (средства, время, духовные силы), которые могли бы быть использованы для достижения целей важнее. К сожалению, нарушенное здоровье невозможно полностью восстановить.
7.Физкультпауза «Найди себе пару»
Цель : снять мышечное напряжение, переключить внимание.
Я попрошу всех встать. Сейчас мы с вами поиграем (под музыкальное сопровождение) .
Всем необходимо двигаться свободным способом. По моей команде вам необходимо объединиться в пары, при этом выполнить предложенный способ. Например, «спина к спине». Пары не должны повторяться, то есть в следующий раз образовывать пару с другим учеником.
Задания: «Положить руки на плечи друг другу», «Правая нога к правой ноге», «Пожать друг другу руки», «Пальчик к пальчику», «Взяться за руки» ит.д.
8.Упражнение «Угроза жизни»
Цель : выявить лидеров, детей способных брать на себя ответственность.
« Я хочу провести с вами одно упражнение, но предупреждаю, оно может причинить вред вашему здоровью. Приглашаю выйти ко мне по желанию смельчаков, но напоминаю, что это может быть вредным для вашего здоровья.
Когда вышли (3-4 ученика) — объявить, что это и есть упражнение. Предложить лидерам поочередно сформировать 3-4 группы.
9. Работа в малых группах (3-4 группы)
Упражнение «Преимущества здоровья».
Цель : акцентировать внимание участников и предоставить информацию о преимуществах здоровья.
Советы: обсуждение проблем в группах происходит с использованием метода мозгового штурма. (Объяснить участникам, как это происходит)
Ход работы:
Психолог объединяет участников тренинга в три — четыре малые группы и предлагает обсудить следующие проблемы:
— Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
— Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
— Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
— Какие преимущества дает здоровье в профессиональной сфере?
Результаты обсуждения группы записывают на плакатах, затем по очереди презентуют.
Тренер делает выводы: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные ожидания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем.
Основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание подростков:
Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты.
Здоровье легко потерять, но трудно восстановить.
Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье.
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь»
Цель : получить обратную связь от группы, обмен чувствами.

Тренер предлагает по кругу выразить свои мысли по поводу проведения тренинга:
— В начале занятия мы записывали свои ожидания, скажите, пожалуйста, насколько они реализовались: что услышали, увидели, о чем узнали во время нашего занятия? (Предложить закрепить свой стикер на горе «здоровья» на той высоте, на сколько реализованы ожидания).
11. Упражнение «Путь к здоровью».
Как я уже говорила в начале, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника) . На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Положите следы на пол и встаньте на них ногами. Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
12.Завершение
Встанем в круг и хором скажем: «Быть здоровым — модно!
Быть здоровым — стильно!
Быть здоровым — весело!
Будем здоровы! »

Источник

Читайте также:  Блестящего нового года уюта семейного вам здоровья удачи свободы успехов всем вашим делам
Adblock
detector