Меню

Музыкотерапия для восстановления здоровья

Попечительство и забота

Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий

347922 , Ростовская обл , г. Таганрог ул. Петровская, 44 +7 (8634)45-47-27 +7 (951)824-77-34

Музыкотерапия как метод коррекции и реабилитации

Музыкотерапия. Связь между музыкой и эмоциями, наряду со способностью музыки влиять как на психическое, так и на физическое здоровье, была установлена уже много столетий назад. Пифагор, Платон и Аристотель писали о том, как музыка влияет на здоровье и поведение, племена аборигенов со всего мира использовали музыку как часть своего целительного искусства.

Музыкотерапия является эффективным базовым методом в реабилитационной и коррекционной работе с пациентами любого возраста и с разными заболеваниями, включая детей с нарушениями или ограниченными возможностями здоровья (расстройствами аутистического спектра, задержкой развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, нарушениями слуха, речи и зрения). Такие дети обычно имеют широкий спектр расстройств: нарушение координации движений, рассеянное внимание, гиперактивность или наоборот, замкнутость, отсутствие интереса к окружающему миру, нарушение социальной адаптации и другие отклонения в личностном развитии.

Что такое музыкотерапия и как она работает?

Музыкотерапия – это межличностный процесс, в котором терапевт использует музыку и все её аспекты, чтобы помочь пациентам улучшить, восстановить или сохранить здоровье. Она часто используется в работе с людьми с ограниченными возможностями.

Музыкотерапия применяется для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности, влияет на такие сложные психические процессы, как мышление, память, внимание и улучшение их работы. Она способна восстановить душевное равновесие, поднять настроение, активизировать творческий потенциал, развить необходимые качества, улучшить физическое состояние больного.

Мелодия – это волна определённой частоты, которая посылает импульсы в центральную нервную систему, одновременно активизируя многие участки головного мозга, влияя на тонус мышц и все жизненно важные системы организма, а также на уровень гормонов в крови, которые играют чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных и поведенческих реакциях. Музыкальный ритм действует как стимулятор физиологических процессов в организме и может нормализовать работу отдельных органов.

Музыкотерапия, вызывая положительные эмоции, помогает людям с ОВЗ поверить в себя, способствует снятию нервно-психического напряжения, тревожности и страхов, формирует адекватное восприятие ими окружающего мира, корректирует неврологические нарушения, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение, совершенствует двигательные, сенсорные и речевые навыки, формирует навыки общения, содействует гармоничному развитию их личности.

Виды музыкальной терапии

Активная

Она предполагает личное участие пациента в музыкальной деятельности, то есть в создании музыки, исполнении произведений (соло или в составе хора, оркестра), при этом возможно использование простых, легко усваиваемых музыкальных инструментов (барабан, бубен, трубы, треугольники и др.), а также собственного тела (например, хлопки в ладоши, ритмичное постукивание, импровизация голосом и т. д.). Каждый участник сеанса музыкальной терапии может выбрать свой собственный инструмент и использовать звуки для выражения своего состояния.

Преимуществом этой формы является сочетание музыки с деятельностью организма (при игре на инструментах задействуются мелкая моторика рук, при пении (вокале) – гортань, шея, легкие, диафрагма).

Активная музыкальная терапия может быть использована в терапевтической и реабилитационной психологической практике с пациентами с нарушениями интеллекта, при реабилитации слабослышащих и слепых пациентов.

Пассивная (рецептивная)

Представляет собой прослушивание пациентами специально подобранных музыкальных произведений, что, в результате, нормализует их эмоциональное состояние, расслабляет или создаёт определенный эстетический опыт, формирует позитивное отношение к новым жизненным ценностям, формирует новые психологические установки.

Читайте также:  Проекты для младших дошкольников по здоровью

Для музыкальной релаксации, когда мелодия вызывает поток свободных ассоциаций, хорошо подходит спокойная классическая музыка.

Метод пассивной музыкотерапии рекомендован для использования в программах комплексного лечения и реабилитации больных гипертонической болезнью, в том числе с выраженными тяжёлыми неврологическими расстройствами, нарушениями сна и повышенной тревожностью.

Интегративная

Это сочетание музыкального сопровождения с визуальным и образным восприятием, то есть другими видами творчества, например, изобразительным искусством или танцем.

Методы музыкальной терапии
  • Игра на барабанах
  • Прослушивание живой или записанной музыки
  • Изучение техник расслабления с помощью музыки, таких как прогрессивное расслабление мышц или глубокое дыхание
  • Пение знакомых песен с живым или записанным сопровождением
  • Игра на инструментах, таких как ручная перкуссия
  • Импровизация музыки на инструментах голоса
  • Написание текстов песен
  • Написание музыки для новых песен
  • Обучение игре на таком инструменте, как пианино или гитара
  • Танцы или движения под живую или записанную музыку
  • Написание хореографии для музыки
  • Обсуждение своей эмоциональной реакции или значения, придаваемого определённой песни или импровизации
Что делает музыкальный терапевт?

Музыкальный терапевт оценивает уникальные потребности каждого клиента. Он выясняет музыкальные предпочтения клиента и разрабатывает индивидуальный план лечения. Цель сеанса музыкальной терапии – выразить себя через музыку, импровизируя и реагируя на музыку по-новому, независимо от уровня мастерства.

Лучшие инструменты для музыкальной терапии

Первый из них – джембе или ручной барабан. Учитывая, что это единственный барабан, который не имеет центральной мелодической составляющей, клиент может просто сливаться с музыкальными ритмами, не опасаясь сыграть «неправильную ноту». Использование небольшого барабана также облегчает связь между терапевтом и клиентом, позволяя им находиться в непосредственной близости.

Гитара – ещё один чудесный инструмент, используемый музыкальными терапевтами. Опять же, гитару можно использовать в непосредственной близости от клиента. Музыкальный терапевт также может поддерживать мелодический или гармонический контроль, позволяя клиенту играть. Гитара может помочь сохранить контроль в групповой обстановке, а её звучание может быть успокаивающим и расслабляющим.

Пианино является удобным инструментом при работе с большими группами. Поскольку звук гитары может быть заглушен другими инструментами, на которых играют клиенты, пианино более звучное и может удерживать фон. Музыкальный терапевт должен помнить, однако, о явном физическом барьере между собой и клиентом и, если это возможно, попросить клиента сесть рядом с пианино.

Источник

Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Елена Казанцева
Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, является дошкольный возраст. Именно в этот период идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, диктует необходимость поиска методов, позволяющих изменить эту ситуацию. В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом при помощи музыки можно влиять не только на эмоциональное состояние, но и вызывать реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. На музыкальных занятиях привычные нам виды музыкальной деятельности, развивающие музыкальность ребенка и его творческие способности, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Современные методы и приемы музыкальной терапии включают в себя:

Читайте также:  Лишили прав причинение вреда здоровью

1. Валеологические песен ки.

С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные тексты и мелодии (в том числе программа «Здравствуй!» М. Лазарева, состоящие из звуков мажорной гаммы, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Песенки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. «Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)

Здравствуй небо голубое, (поднять ладошки вверх)

Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

2. Дыхательная гимнасти ка.

В своей практике я активно использую дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, которая оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Погончики», «Ушки», «Перекаты», «Шаги», «Большой маятник», «Маленький маятник», «Ладошки, «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Повороты головы». В результате проведения дыхательной гимнастики на занятиях, улучшается не только система организма, но и развиваются певческие навыков детей. Выполнять дыхательные упражнения лучше всего в игровой форме.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

3. Вокалотерап ия.

Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. Через интонацию голоса лучше всего передаётся его эмоциональное состояние и состояние его здоровья. Этот эффект можно объяснить тем, что вибрации звуковых волн, создаваемых голосом, вызывают резонанс в организме на клеточном уровне, что усиливает в клетках регенерационные процессы, благодаря чему иммунитет усиливается и человек выздоравливает. В процессе практики был составлен сборник несложных распевок — упражнений для детей.

Звук «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани.

Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.

Звук «М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Звук «Ы – Ы — Ы» — активизирует систему дыхания и лечит уши.

Звук «Э – Э — Э» — улучшает работу головного мозга.

4. Пластическое интонирован

Главным направлением пластического интонирования является не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки, через жест, движение, что позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. Пластического интонирование создаёт благоприятные условия детям не только для самостоятельного поиска выразительных средств создания художественных образов, но и способствовать укреплению психологического и физического здоровья воспитанников.

Пластическое интонирование как практическое явление на музыкальных занятиях, осуществляется в таких формах как:

1) «свободное дирижирование» (дирижерский жест возникает у детей как естественный пластический отклик на музыку);

2) пластические этюды (приём «Зеркало» — руки педагога рассказывают детям о музыке, а дети лишь являются его отражением);

3) имитация игры на музыкальных инструментах (движениями рук дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов);

4) пластические импровизации:

1 вариант: исполнитель как бы вживается в образ человека – героя произведения, воссоздает его жесты, мимику, позы, походку;

2 вариант: исполнитель как бы «одушевляет» художественный образ, «неживого объекта» — облако, земля, цветок, солнце, дождь и др.

Читайте также:  Влияние знаков зодиака здоровье

На элементах слушания музыки использую в основном пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, животные, явления природы, насекомые, стихии и др. Очень часто для пластических импровизаций я стараюсь подбирать музыкальные сочинения, имеющие программное содержание и в которых ярко, наглядно раскрывается музыкальный образ. Волнообразными движениями рук дети могут изобразить картину моря вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова, покачиванием рук с воображаемыми цветами — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Метод пластического интонирования я использую не только при слушании музыки, но и при разучивании песен с детьми, в момент ее исполнения дети делают движение в соответствии с мелодией, характером, темпом, динамикой.

Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр на музыкальных занятиях занимает не так много времени, 1 – 2 минуты. Но в результате этих минут повышается уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка, повышение речевого развития, физической и умственной работоспособности. А самое главное приносит огромное удовольствие детям.

1. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

2. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.

3. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. – 1997, – №№ 1, 2.

4. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал»//Искусство в школе. — М. : -1999.- № 5.

5. Еременко Е. В. Музыкотерапия в повседневной жизни / Дошкольная педагогика № 4 (31) / 2006.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости.

Консультация для родителей «Что такое музыкотерапия?» Что такое музыкотерапия? МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Методика оздоровления детей дошкольного возраста Методика проведения закаливающего дыхания «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент. Дети удобно рассаживаются и показывают свой.

Музыкотерапия Вступив в новое тысячелетие, на ряду с традиционной медициной, мы можем использовать музыку в лечебных целях, для того чтобы стать чувствительнее.

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ МУЗЫКОТЕРАПИЯ ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать её (кто классическую,.

Приказ о проведении педагогического совета «Подвижная игра — средство оздоровления и развития детского организма» Приказ 13.01.2016г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Подвижная игра – средство оздоровления и развития детского организма».

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

Проект «Организация двигательной активности в летний период как эффективное средство оздоровления детей» Филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский.

Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста на педагогической практике (Студентка 3 курса специальности 050144 Дошкольное образование.

Источник

Adblock
detector