Музыкотерапия и дети с ОВЗ
Виктория Штельмах
Музыкотерапия и дети с ОВЗ
Музыкотерапия и дети с ОВЗ
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.
Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.
Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.
Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.
Процесс музыкотерапии связан непосредственно с развитием наглядно-образного мышления, которое у дошкольников с ОВЗ формируется к концу старшего дошкольного возраста. Поэтому наиболее благоприятным периодом для использования музыкальной терапии считается возраст 6-7 лет. Психологи определяют этот возраст ещё и с тем, что у ребёнка уже достаточно сформированы основные двигательные и речевые навыки, он уже может выразить в словесной форме свои эмоциональные состояния, что является достаточно важным как в диагностике, так и в коррекционной практике различных нарушений средствами музыкальной терапии.
В практике музыкальной терапии с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое комплексное воздействие позволяет психотерапевту воздействовать ан все струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ.
Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами.
Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться.
Медитативное упражнение «Океан». Детям предлагается закрыть глаза и ощутить себя в океане голубого цвета, почувствовать и поверить, что ребёнок – волна в этом океане или какой-нибудь персонаж подводного мира созерцающий красоты океана, выполняющий простые неторопливые действия (передвижение, плавание, качание и т. д.) Упражнение выполняется в удобной для детей позе, для фона используется музыка для релаксации, которая может включать в себя запись природных шумов – морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т. д.
Музыку можно с успехом использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер. Фантазии чрезвычайно важны и ценны для развития ребёнка. Они применяются как терапевтическое средство, музыка при этом может звучать фоном или органично вплетаться в задание.
Фантазировать можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. К фантазиям помимо музыки побуждают и другие виды искусства, которые могут использоваться на сеансах МТ, например, живопись.
Придуманные детьми истории излагаются:
— в виде импровизационных сценок-спектаклей с участием детей;
— в устной форме в виде рассказов;
— в рисунках, лепке, аппликации;
— в виде импровизации на музыкальных инструментах;
— в двигательной, песенной импровизации и др.
После фантазий обязательно проводится беседа с ребёнком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.
Фантазия «Пещера». Проводится с закрытыми глазами, музыка используется как фон. Музыкотерапевт вводит ребёнка в медитативное состояние, предлагая отправиться в путешествие через горы, лес. На пути встречается пещера, где на дверях есть табличка с именем ребёнка, за дверью – его дом. Ребёнку предлагается пройти в этот дом, осмотреться. Что он там видит? Как себя чувствует? Хорошо там или нет? После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.
Формирование образа «Я». Эта техника создания и анализа ребёнком своего образа предполагает значительные психотерапевтические возможности. Главное в этой технике – научить ребёнка тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям его жизни.
Первое упражнение из этой техники: игра «Я весь сотою из звуков». Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные инструменты раскладываются вокруг ребёнка. Затем в беседе психотерапевт выясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной инструмент.
При выполнении этого задания могут быть заданы более конкретные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как ты звучишь?» и т. д. Ребёнок составляет из звучания нескольких инструментов и звучащих предметов свой автопортрет.
Игра со своим звуковым автопортретом способствует экспрессии и самоидентификации. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребёнка в ходе игры, тогда следует проанализировать, изменился ли звуковой образ и в какую сторону – к лучшему или нет.
Второе упражнение – «Составь портрет». Ребёнку предлагается составить портрет мамы, папы, друга и т. д. с помощью ритма. Используются инструменты и предметы, из которых можно извлечь звук. Принцип работы как в предыдущем упражнении.
Сеансы музыкотерапии успешно применяются с дошкольниками, имеющими проблемы поведении. Это агрессия, неадекватное поведение, отсутствие должной саморегуляции и многое другое. Таким образом, возможности МТ в работе с дошкольниками с ОВЗ практически безграничны.
Музыкальный руководитель
Дети — наша гордость! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с началом нового учебного года! Творческих и профессиональных вам успехов, здоровья.
Стенгазета «Дети России за мир» Много на свете важных слов: «мама», «Родина», «мир», но мир важнее всего. Мир-это родная земля, теплое солнце, добрые люди, счастливые дети.
Фотоотчёт «Дети рисуют Мир» У каждой страны, каждого народа есть свой главный праздник, который отмечается ежегодно на протяжении долгого времени. Он объединяет нацию.
Консультация для родителей «Музыкотерапия: лечебные свойства» «Музыкотерапия — лечебные свойства» В современной психологии есть направление – это музыкотерапия. Метод, использующий музыку, как средства.
Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.
Музыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Памятка для пап «Отцы и дети» Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о роли отца в семье, в частности,.
Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.
Источник
Музыкальная терапия для детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Методическое пособие включает в себя комплекс упражнений с методическими рекомендациями по использованию музыкотерапии; методический инструментарий, состоящий из диагностических методик по выявлению эмоционального состояния детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_terapiya_dlya_detey_s_ovz.doc | 905.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Томилова А.В.
Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение.
Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Методическое пособие включает в себя комплекс упражнений с методическими рекомендациями по использованию музыкотерапии; методический инструментарий, состоящий из диагностических методик по выявлению эмоционального состояния детей с ОВЗ.
Цель: Коррекция личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.
— эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
— развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;
— регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
— повышение эстетических потребностей.
Формы организации : индивидуальные и групповые занятия.
Виды деятельности : восприятие музыки, певческая и ритмическая деятельность, игры-тесты, дыхательные упражнения.
Критерии оценки результативности реализации содержания продукта: эмоционально-психическая комфортность, эмоциональная выразительность, двигательно-звуковая творческая активность, положительная самооценка.
Представленный музыкальный материал подобран с учетом возраста и программных требований по предмету «Музыка».
Методическое пособие «Музыкальная терапия для детей с ОВЗ»
«Musica animae levamen» — «Музыка лечит душу» — эту надпись можно увидеть на некоторых итальянских клавирных инструментах эпохи Ренессанса. Конечно, такой способ воздействия на первый взгляд может показаться субъективным, и, в определенной степени, он должен быть таковым. Причина этого заключается в том, что – по словам Ф. Мендельсона – музыка благодаря своей многообразной конкретности обладает свойством глубокой интимности и может воздействовать непосредственно на сердце человека. С другой стороны, пояснения, предваряющие прослушивание музыкального произведения, сближают слушателей в их восприятии музыки.
По мнению К. Рюгера, профессора теории музыки в Высшей школе искусств, первый метод подобия в музыкальной терапии, является принципом смягчения страданий. Для этого используется музыка, близкая по духу, настроению, данного человека; таким образом можно достигнуть желаемого результата. Второй метод основан на аналогии первого метода. В этом случае музыка как бы сама возникает из определенной ситуации, причем важную роль играет психологическое состояние композитора.
Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения – ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.
Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую музыку можно слушать не более 15-20 минут, как днем, так и вечером, перед сном, удобной, приятной обстановке. При этом в помещении должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше успокоиться и вводит человека в состояние глубокого мышечного расслабления. Для того чтобы правильно выполнить данную методику, нужно сконцентрировать внимание на различных частях тела и вызывание в них ощущение тяжести и тепла, либо сосредоточить внимание на каком-либо внешнем объекте – повторяющемся слове, звуке, пламени свечи, зрительном образе.
Все упражнения можно подразделить на определённые группы:
— для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать следующие упражнения: «Задуй свечу», «Проколи шину», «Дудочка», «Колобок» с использованием таких музыкальных произведений: В.Гречник «Колобок», А. Агофонникова «Дудочка», Сен-Санс «Лебедь».
— для укрепления мелкой моторики пальцев – упражнения на расслабление снятия стресса, напряжения: «Крестики и нолики», «Крючочки», «Ладонь – кулак», «Утята», «Пальчики здороваются», а так же возможно включение народных пальчиковых игр: «Сорока белобока», «Две веселые подружки», «Этот пальчик».
— на расслабление крупных мышц — подобраны упражнения на снятие мышечных зажимов, снятия стресса: «Отдыхаем на берегу», «Морские звезды», «Легкие бабочки», «Игра с воздушными шариками». Музыкальные произведения: Ф. Шопен — «Ноктюрн фа-мажор», И. Штраус — «Вальс»,
С. Майкапар — «Мотылек».
С детьми можно проделать дыхательные упражнения опираясь на образные выражения сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» — выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.
Цель: оздоровление и укрепление дыхательных функций.
Дети делают глубокий вдох через нос, подносят ладошку на уровень лица, затем выдыхают тоненькой струйкой воздух через рот на ладонь, при этом губы держать «трубочкой».
Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух со звуком «Ш».
3. «Дудочка». А Агофонникова.
Группа детей музицируют инструментальное произведение к песне-загадке «Дудочка», другая группа исполняет песню. Используются духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, гармошки губные, игрушечные дудочки).
4. «Колобок» В. Гречик.
На каждого героя сказки, дети подбирают соответствующий данному персонажу духовой инструмент, музицируют звуковую картину «Колобок в лесу».
Перед началом упражнения – вдох одновременно через нос и рот, затем петь (мычать) мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. Петь, имитируя слона и чувствуя вибрации в области горла и груди. В заключение фразы можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота. Упражнение помогает отреагированию отрицательных эмоций и снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в практике йогов считается ответственной за эмоциональное состояние организма.
Произвести полное дыхание с закрытыми глазами, представляя перед собой большой и красивый букет роз, источающих прекрасный аромат. Задержав дыхание на вершине вдоха, поймать состояние легкости тела и душевной приподнятости. Ощутить состояние, называемое «вдохновение». Почувствовать ясность сознания, свежесть мысли, точность восприятия. Вдыхая воображаемый аромат роз, концентрировать внимание между бровями.
7. «Дыхательная медитация».
Сосредоточенное внимание на вдохе и выдохе, выполняемых под мысленный счет, совпадающий с ритмом пульса или к нему приближенный. 4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка. Упражнение для большей ритмичности может выполняться с одновременной ходьбой на месте.
8. «Засыпающий цветок».
Успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть – вдох, на три четверти – выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.
Медленный вдох и задержка дыхания на вдохе способствуют повышению артериального давления, поэтому такой тип дыхания оказывает тонизирующее действие. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывают расслабляющее и успокаивающее действие. Эти зависимости надо сообщить участникам группы, чтобы они знали, от каких упражнений им надо воздержаться.
Формирование оптимистического мироощущения
Музыкальный материал: В.А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»; Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.
-А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.
— Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни .
— Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру .
— Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни .
— Веселый огонек загорается в вашей груди.
— Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.
— Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.
Одна птица может стать символом весны,
Одна улыбка может сотворить дружбу,
Одно рукопожатие может поднять дух,
Одна звезда может вести корабль.
…и одно слово может начать движение.
Преодоление злобной раздражительности
Музыкальный материал: Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»; Восьмая симфония, III часть.
— Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.
— Дыхание ровное, спокойное.
— Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.
— Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.
Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.
Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.
— Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.
— Приливы гнева и раздражения все больше.
— Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.
— У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.
— Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.
— Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.
Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
— Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.
— Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.
— Ваши мышцы тела расслаблены.
— Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.
— Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.
— Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.
— Вы полностью контролируете свое состояние.
Расслабление «Великий покой»
Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:
- Моцарт – Флис — «Спи, моя радость, усни»;
- Дунаевский-Лебедев-Кумач — «Сон приходит на порог»;
- Р. Паулс — «За печкою поет сверчок»;
- Свиридов — «Колыбельная Светланы»;
- И.С. Бах — «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;
- Ф. Шуберт — «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;
- А. Вивальди — « Зима»;
- Л. Бетховен — «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;
- П.Чайковский — «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.
Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:
- Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;
- И. Брамса – «Колыбельную»;
- Ф. Шуберта – «Аве Мария»;
- Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.
От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.
- В.Моцарт — 1 и 3 части из фортепианных сонат и концертов,
«Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»;
- П.Чайковский – вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», 4-я симфония-финал;
- С.Прокофьев -1 симфония отрывок из 1-части;
- А. Вивальди — «Весна».
Для устранения агрессии можно слушать ритмическую или даже агрессивную музыку:
- балет Стравинского «Весна священная», резко переходящую к произведениям в стиле И.С. Баха «Хроматическая фантазия и фуга»;
- Н. Римский –Корсаков — увертюра к опере «Псковитянка»;
- Мусоргский «Ночь на лысой горе», цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»;
- С.С. Прокофьев — «Таней рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», оркестровая картина «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»;
- П.И. Чайковский — увертюры «Буря», «Манфред», «Ромео и Джульетта», «1812 год»; Шестая симфония — первая часть, разработка;
- Людвиг Ван Бетховен – финалы сонат «Лунная», «Аппосионата»;
- Д. Шостакович «Ленинградская симфония»;
- Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне».
Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе , для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:
- П. Чайковского – Шестую симфонию (финал);
- Ф. Шопена – Прелюдия (ми минор);
- В.А. Моцарт – концерт До-минор №22;
- Ф.Шуберт фортепианная фантазия фа-минор, «Шарманщик», «Кладоискатель»;
- Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.
Для уменьшения чувства страха используются произведения:
- П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;
- Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;
Для снятия раздражения, гнева используют музыку:
При нервном истощении можно использовать музыку
Есть произведения, которые улучшают внимание , помогают сосредоточиться. К ним относятся:
- П.И. Чайковского — «Времена года»;
- К. Дебюсси — «Лунный свет»;
- Ф. Шумана — «Грезы».
Для уменьшения чувства тревоги , неуверенности :
- Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;
- И. Штрауса – Вальсы;
- А. Рубинштейна – «Мелодия».
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
- И.С. Баха – Итальянский концерт;
- Й. Гайдна – Симфонии.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями :
- Л. Бетховена – опера «Фиделио»;
- В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;
- Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.
Для поднятия общего жизненного тонуса : улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:
- И.С. Баха — Прелюдия и фуга ре минор;
- Л. Бетховена — Увертюра «Эгмонт»;
- П.И. Чайковского — Шестая симфония (ч.3);
- Ф. Шопена — Прелюдия Ор. 28, №1;
- Ф. Листа — «Венгерская рапсодия» №2.
Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:
- Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;
- Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;
- Гендель – Музыка на воде — «Аллегро».
Для изживания меланхолии:
- П. Чайковский «Меланхолическая серенада»;
- Сибелиус – «Грустный вальс»;
- Э. Григ «Песня Сольвейга» «Пер Гюнт»;
- Бетховена «К радости».
Для подъема энергетики:
- И.С. Бах — Итальянский концерт, токката и фуга ре минор;
- С.С. Прокофьев – финал сонаты для фортепиано №7;
- Мендельсон – финал концерта для скрипки;
- П. Чайковский – Марш из Шестой симфонии.
А так же при переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:
- И.С. Баха – Кантата № 2;
- Л. Бетховена — «Лунная соната»;
- С. Прокофьева – Соната ре минор.
Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.
А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое упражнение: «Ма — ме- ми- мо- му»!
И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.
О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.
НГ – расширяет творческие возможности человека.
Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.
А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.
У – наполняет человека мудростью.
МН – произнесение облегчает жизнь.
Э – дает человеку красоту.
ИЯ – при пропевании действует на сердце.
СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.
ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.
ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.
Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.
РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.
Я – уравновешенность в собственных силах.
Можно подбирать созвучия, например:
АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.
Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.
Упражнения на расслабление крупных мышц
Цель: Снятие мышечных зажимов, напряжения.
1. «Отдыхаем на берегу» И. Штраус «Вальс».
Дети лежат на животе, руки и ноги разведены в стороны. Они должны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе.
2. «Морские звезды» И. Штраус «Вальс».
Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в «комочек», а затем вернуться в исходное положение.
3. «Игра с воздушными шариками» Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»
Детям раздаются воздушные шарики, предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.
- «Легкие бабочки» С. Майкапар «Мотылек».
Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.
Ведущий занятия дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок,
который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.
- Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
- Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.п.
- «Ладушки».
Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но так же произвольное внимание и координацию движений.
Игры-тесты, направленные на выявление
гармоничности эмоциональной сферы ребенка.
Показатель эмоционально-психическая комфортность.
Задание № 1. «Бабочки и жуки»
Исходное положение: дети делятся на две команды – на «бабочек» и «жуков». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой контрастных (но повторяющихся в своем чередовании) образов: легких, воздушных «бабочек» и тяжелых, неповоротливых «жуков». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется.
Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «бабочки» или «жука».
Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.
Задание № 2. «Быстрый танец»
И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий-педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идет по четырем точкам: голова – плечи – бедра – лодыжки ног. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно 8-ми, в следующем повторении 4-м, затем 2-м и, наконец, одному разу. Постепенно количество точек прибавляется, а темп выполнения убыстряется.
Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации.
Задание № 3. «Игра в колыбельную» (проводиться после подвижной игры).
И.п.: дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике).
С началом звучания медленной, спокойной музыки педагог укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спин ке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, глядят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно педагог укладывает еще несколько детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.
Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения
к расслаблению; состояние доверия и спокойствия, отсутствие тревожности.
Показатель эмоциональная выразительность .
Задание №4. «Игра со стульчиками»
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).
Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.
Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул. Затем звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.
Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка.
Задание № 5 . «Считалочка»
И.п.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (Например, всем известная «Чунга-чанга»).
На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей 9указывая на каждого, как в игре считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.
Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движения.
Задание №6 «Пароход»
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог поет на несложную импровизированную мелодию песенку-загадку, а дети ее отгадывают:
«До чего народ доходит –
Самовар по речке ходит,
На семь верст голосит,
Из трубы дымок валит»
Затем «отгадка» — бумажный кораблик – в руках педагога начинает «плавать по волнам», двигаться по кругу, и сопровождается пением педагога вместе с детьми. Кораблик «плавает» по кругу, а песенка повторяется несколько раз. С очередным повтором ведущий меняется: кораблик педагогом кому-то из детей. Ребенок, оказавшийся ведущим, не только получает бумажный кораблик, но и вынимает из него пиктограмму. По пиктограмме ребенок задает эмоциональную окрашенность мелодии. Например: «Будем петь весело!», «Сердитым голосом». Ведущий – ребенок, у которого оказался кораблик, не только определяет по пиктограмме, с какой эмоциональной окраской петь песенку, но и сам «входит в образ» — подбирает соответствующие движения, шаги, мимику, интонации.
Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, определение его на словах, свободное воплощение в мимике, пластике и интонациях.
Показатель двигательно-звуковая творческая активность
Задание № 7. «Круги».
И.п.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента).
Педагог рассаживает детей за инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов. Мелом педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками ведущий «дирижер».
Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто переходит с одного круга на другой, но внимательно слушает получающуюся «музыку», создает игровой образ.
Показатель положительная самооценка.
Задание № 8 . «Имена»
И.п.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе (Марина – как море, Юля – как юла»), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.
Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.
Задание № 9 «Все, как я!»
И.п.: дети стоят в рассыпную.
Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как, я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.
Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода переживания в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.
Таким образом, при подготовке к урокам учителю музыки, необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.
Список рекомендуемой литературы
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 90 с.
- Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. Екатеринбург, 1999. — 160с.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю, Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А.. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: «Речь», 2002. – 240 с.
- Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – СПб: Союз художников, 2004.
- Осипова А.А. Общая психотерапия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: «ВЛАДОС», 1997 – 384с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: «ВЛАДОС», 1999 –
- Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка – «Феникс», 1998 – 384 с.
- Старикова С. Народное образование: Арт-терапевтические методы в школе. №8 2007 г.
- Тихонова Е.В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения // Художественно–педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Под. ред. Н.Г. Тагильцева. – Екатеринбург, 2007. 67 – 71c.
12. Юдовина Т. – Гальперина. Музыка и здоровье человека. Ранняя диагностика функциональных заболеваний, 2002. — 40с.
2. Методическое пособие «Музыкальная терапия для детей с ОВЗ»
Источник