Меню

Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Весна». Музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья группы «Особый ребенок»

Наталья Горбенко
«Весна». Музыкально-коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья группы «Особый ребенок»

Конспект музыкально — коррекционного занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, группы «Особый ребено к».

Тема: «ВЕСНА».

1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.

2. Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращенную речь, стимулировать речевую деятельность.

3. Вырабатывать умение двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве.

4. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

5. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Оборудование: бубен, музыкальные инструменты Карла Орфа: колокольчики, деревянные кубики, коробочки разных размеров, деревянные ложки, аудиоприложение к программе музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!».

Форма работы: групповая.

Ход занятия:

дети сидят на стульях, поставленных полукругом, рядом с родителями.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте мальчики, девочки и взрослые! Сегодня чудесный день, чудесное утро! Давайте посмотрим, друг другу в глаза и поздороваемся. Но здороваться мы будем не словами, а пением.

Музыкальный руководитель: играет на фортепиано интервал – терцию и дети, вместе с родителями пропевают слово «здравствуйте» (у кого, как получается). Затем прохлопывают в ладоши слоги этого слова, отстукивают ладонями рук эти же слоги по коленям, топают ногами, и, конечно же, отстукивают в бубен.

Музыкальный руководитель: (берет бубен и стучит ладонью на каждый слог) Меня зовут Ирина! А тебя? Бубен передается каждому участнику занятия и каждый пропевает свое имя, отстукивая в бубен. Бубен передается соседу со словами: А тебя?

Ребенок берет бубен и по возможности благодарит: Спасибо!

Музыкальный руководитель присаживается напротив каждого ребенка, четко артикулирует, глядя в глаза ребенку, поощряет его и т. д.

2. Ритмическая размин ка.

Исполняется хоровод «Утро начинается»:

Утро начинается, вместе мы встречаемся (стоят на месте, в кругу)

Мы друг другу рады, (идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу).

Все друг другу рады! (идем спиной из круга, продолжаем смотреть в глаза друг другу)

Остальные движения выполняются по тексту песни

Марина здесь….(имя) здесь и т. д.

(складываются руки на груди, все участник хоровода поочереди, называя свое имя, складывают руки на груди).

(протягивают руки в центр круга).

3. Песня – пляска «Где же мои ручки ?».

Все дети, вместе с родителями стоят в кругу и стараются выполнить танцевальные движения по тексту песни (с помощью родителей) подпевая музыкальные фразы.

4. Русская народная песня «Ах вы сен и».

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель раздает деревянные кубики.

Дети слушают мелодию и отстукивают кубиками ритмический рисунок (с помощью родителей).

5. П. И. Чайковский. «Неополитанская песенка».

Музыкальный руководитель раздает детям колокольчики.

Дети слушают мелодию и звенят колокольчиками (с помощью родителей).

Звук должен быть ровным, не прерывистым.

6. Пальчиковые иг ры.

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно сгибают пальцы рук)

Вышли пальчики гулять (крутят кистями рук «фонарики»)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибают пальцы рук)

В домик спрятались опять (стучат кулачками друг о дружку)

7. Упражнение «Я на лошади скачу». Используются карточки, с изображением лошадки.

Дети стоят врассыпную по всему залу. Стараются выполнять музыкально – ритмические движения и подпевать музыкальные фразы.

Я на лошади скачу (выполняют «пружинку», «держатся руками за уздечку»)

Цок, цок, цок, цок,

Эй, садитесь, прокачу

Цок, цок, цок, цок.

8. Хоровод «Я и солнышк о».

Музыкальный руководитель: На дворе ВЕСНА! Светит солнце! У всех хорошее настроение! Предлагает завести хоровод.

Ласковое солнышко светит на дорожку (идут по кругу, держась за руки).

Покажу я солнышку все свои ладошки.

Читайте также:  Здоровье семьи врач гастроэнтеролог

Правую, левую! (показывают поочередно свои ладошки).

Все свои ладошки!

Покажу я солнышку розовые щечки (идут по кругу, держась за руки)

Круглые, румяные, словно колобочки!

Правую, левую, (показывают пальчиком правую и левую щечку)

На носу от солнышка рыжие веснушки! (идут по кругу, держась за руки)

Греются на солнышке маленькие ушки!

Правое, левое, (показывают правое и левое ушко)

Маленькие ушки! (держась за ушки качаются со стороны в сторону)

(дети подпевают музыкальные фразы, выполняют танцевальные движения с помощью родителей).

9. Игра «Собери солнышко».

Музыкальный руководитель объясняет детям, что надо собрать солнышко из уже готовых, вырезанных из бумаги, лучиков и круга.

Звучит музыка. Дети стараются правильно выложить солнышко.

10. Релаксация. ПЕНИЕ ПТ ИЦ. Используется музыка и карточки с изображением птиц.

Музыкальный руководитель предлагает детям и родителям расслабиться – отдохнуть, послушать пение птиц.

Все ложаться на пол. Расслабляются. Звучит соответствующая музыка (Звуки природы).

После релаксации все встают в круг.

Музыкальный руководитель: всех благодарит за занятие со словами «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!». Берет каждого ребенка за руки, смотрит ему в глаза, прощается с ним «ДО СВИДАНИЯ!».

Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок «Разноцветная палитра». Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Работа с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Источник

Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Музыкальный руководитель

(высшая квалификационная категория)

МБДОУ №9 д/с «Березка»

пгт. Ноглики Сахалинской обл.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка — инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить детей понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство — подражательность, — которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствуетсамовыражению и самореализации:

музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-замкнутые дети становятся более общительными;

Читайте также:  Офис аптечной сети здоровье

— развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

— развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

— в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

— формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заряжает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности.

Решению задач музыкального образования детей с ОВЗ,помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой, непосредственно,являются музыкальные занятия, но не менее важна и индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ, в ходе которой решаются многие проблемы,такие как:

• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

• речевые нарушения или отсутствие речи;

• замкнутость, неактивность детей;

• неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на моих занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре.

Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам.

.Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей,имеющими определенные проблемы в развитии,я использую в своей работесистему музыкально-дидактических игр, основанных на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в воспитательно-образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Предпочтение отдается активным формам,таким как психогимнастика :

игры на развитие внимания:

игры на развитие памяти:

игры на преодоление двигательного автоматизма:

игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.

Занятия с использованием психогимнастики, и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. У детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте тогда, когда звучит музыка, а выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, и главное – повышается активность детей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты,требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Читайте также:  Вибратор опасен для здоровья

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны, но и создавать ее — петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями меньше

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! И мы радуемся их успехам!

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.

Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Самочернова А. А., старший воспитатель, Изгагина М. В., Воспитатель, МАДОУ детский сад № 50 г. Ревда Особенности образовательного процесса.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Для детей с нарушениями слуха «Собери картинку» Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду — одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Источник

Adblock
detector