Меню

Музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка работы с детьми с ОВЗ 22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы музыкального руководителя

с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания:

-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

-дети с нарушениями речи;

-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами — слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование — одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Цель работы : помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности

-развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру

-формирование основ музыкальной культуры,

-ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,

-развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,

-воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,

-развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,

-развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

Коррекционно — развивающие задачи по музыкальному воспитанию

Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера

Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих МДОУ «Детский сад № 28»

-Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.

-Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.

-Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.

-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.

— Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.

Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

Образовательная деятельность в ДОУ:

— занятия (разного вида — традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);

— музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

— музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);

— праздничные утренники и пр.

Музыкальное воспитание в семье:

— слушание радио и телепередач;

— музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.

-Расторможенным (гиперактивным) детям — музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.

-Дистоническим детям — стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) -Детям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.

-Детям с нарушением речевого развития — пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту – ру — ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Игра на детских музыкальных инструментах

-Детям с нарушением развития координации движений — игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».

-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук — игр на дудочках, колокольчиках и

-Детям с нарушением развития дыхания — игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)

-Разным категориям детей с ОВЗ — музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).

-В ритмике — координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.

Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ

Наглядно-слуховые методы и приемы

— Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;

-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)

-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)

Наглядно-зрительные методы и приемы

-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками

Практические методы и приемы

-Метод упражнений — для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

-Танцевальные движения — пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.

-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.

-Разнообразные музыкальные игры

Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.

Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ

по музыкальному воспитанию

1.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр.

2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.

3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4.Создание презентаций (в программе Рower Рoint) для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей.

5.Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности.

6.Создание медиатеки по вопросам развития музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, педагогов, но и для родителей.

7.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ (наличие странички музыкального руководителя).

8.Наличие собственного сайта музыкального руководителя в сети интернет (маам ру, нс-портал) и т.д.

Особенности работы музыкального руководителя с педагогами

-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);

-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

-ведение соответствующей документации (ИОМ, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях введения ФГОС ДО.

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО.

Презентация расчитана для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол.

Источник

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx 23.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мотовилова Лариса Петровна, музыкальный руководитель

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  2. Обогащать музыкальными впечатления.
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, восприятии, музыкально — ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании в музыкальной деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:

  • Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
  • Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
  • Принцип от простого к сложному;
  • Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.

Система работы (основные принципы и компоненты).

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия:

  • Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
  • Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
  • Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
  • Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.

Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с ОВЗ, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.

В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.

Система работы включает в себя решение нескольких задач:

  • Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
  • Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
  • Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
  • Развитие ладового, метроритмического чувства.

Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Много внимания и усилий уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.

Для этого хорошо использовать ряд приёмов.

  1. Использование игрового приёма «машина гудит»

Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – « машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, — поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.

  1. И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.

Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

В процессе работы с детьми, оказались эффективными упражнения — распевки:

  1. пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре – ми – фа» — надо пропеть на звук — а. Затем, на пол тона выше со звуком о и т.д.
  1. Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с ОВЗ. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.

Среди музыкально-ритмических движений можно выделить следующие:

  • Упражнение на освоение основных движений;
  • Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  • Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
  • Упражнения, активизирующие внимание.

Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.

Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.

Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.

Источник

Читайте также:  Восточные продукты для здоровья
Adblock
detector