Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка работы с детьми с ОВЗ | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы музыкального руководителя
с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания:
-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушениями речи;
-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами — слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование — одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Цель работы : помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности
-развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру
-формирование основ музыкальной культуры,
-ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,
-развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,
-воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,
-развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,
-развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
Коррекционно — развивающие задачи по музыкальному воспитанию
Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.
Развитие и коррекция познавательной сферы.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера
Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих МДОУ «Детский сад № 28»
-Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
-Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
-Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.
-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.
— Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Образовательная деятельность в ДОУ:
— занятия (разного вида — традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);
— музыкальные игры и пр.;
Музыка в повседневной жизни:
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
— музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);
— праздничные утренники и пр.
Музыкальное воспитание в семье:
— слушание радио и телепередач;
— музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.
Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.
-Расторможенным (гиперактивным) детям — музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.
-Дистоническим детям — стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) -Детям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
-Детям с нарушением речевого развития — пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту – ру — ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Детям с нарушением развития координации движений — игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».
-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук — игр на дудочках, колокольчиках и
-Детям с нарушением развития дыхания — игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)
-Разным категориям детей с ОВЗ — музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).
-В ритмике — координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.
Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ
Наглядно-слуховые методы и приемы
— Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;
-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)
-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)
Наглядно-зрительные методы и приемы
-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.
-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.
-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками
Практические методы и приемы
-Метод упражнений — для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.
-Танцевальные движения — пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.
-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.
-Разнообразные музыкальные игры
Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.
Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.
Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
по музыкальному воспитанию
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр.
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4.Создание презентаций (в программе Рower Рoint) для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей.
5.Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности.
6.Создание медиатеки по вопросам развития музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, педагогов, но и для родителей.
7.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ (наличие странички музыкального руководителя).
8.Наличие собственного сайта музыкального руководителя в сети интернет (маам ру, нс-портал) и т.д.
Особенности работы музыкального руководителя с педагогами
-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;
-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);
-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
-ведение соответствующей документации (ИОМ, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.
Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях введения ФГОС ДО.
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО.
Презентация расчитана для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол.
Источник
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мотовилова Лариса Петровна, музыкальный руководитель
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатления.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, восприятии, музыкально — ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
- Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании в музыкальной деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
- Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип от простого к сложному;
- Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.
Система работы (основные принципы и компоненты).
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
- Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
- Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
- Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
- Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с ОВЗ, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
- Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
- Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
- Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
- Развитие ладового, метроритмического чувства.
Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Много внимания и усилий уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Для этого хорошо использовать ряд приёмов.
- Использование игрового приёма «машина гудит»
Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – « машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, — поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
- И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.
Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
В процессе работы с детьми, оказались эффективными упражнения — распевки:
- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре – ми – фа» — надо пропеть на звук — а. Затем, на пол тона выше со звуком о и т.д.
- Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с ОВЗ. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.
Среди музыкально-ритмических движений можно выделить следующие:
- Упражнение на освоение основных движений;
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
- Общеразвивающие упражнения;
- Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
- Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
- Упражнения, активизирующие внимание.
Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.
Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.
Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.
Источник