«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.
методическая разработка по музыке по теме
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказания. Знакомя детей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, дети получают положительный заряд энергии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_ovz.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему:
«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей»
Подготовила: Минько Лариса Расильевна,
Педагог доп. образования.
Главное и самое важное на моих занятиях – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:
психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с детьми, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.
Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для детей, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:
игры на развитие внимания;
игры на развитие памяти;
игры на преодоление двигательного автоматизма;
игры, способствующие успокоению и организации;
игры на выражение различных эмоций;
Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.
Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.
Занятия строятся согласно определенной последовательности:
упражнение на развитие внимания;
упражнение, регулирующее мышечный тонус;
упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
упражнение для развития координации слова с движением;
упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
упражнение для развития речевых и мимических движений;
заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.
Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с детьми с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр.
Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия , на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.
Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.
Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для
дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии
/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное
воспитание. – 1996. –№ 5–9.
Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение,
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение .1987 г.
Источник
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мотовилова Лариса Петровна, музыкальный руководитель
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатления.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, восприятии, музыкально — ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
- Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании в музыкальной деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
- Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип от простого к сложному;
- Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.
Система работы (основные принципы и компоненты).
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
- Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
- Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
- Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
- Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с ОВЗ, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
- Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
- Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
- Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
- Развитие ладового, метроритмического чувства.
Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Много внимания и усилий уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Для этого хорошо использовать ряд приёмов.
- Использование игрового приёма «машина гудит»
Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – « машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, — поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
- И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.
Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
В процессе работы с детьми, оказались эффективными упражнения — распевки:
- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре – ми – фа» — надо пропеть на звук — а. Затем, на пол тона выше со звуком о и т.д.
- Пропевание слогов «ма», «ла», «па» на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с ОВЗ. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.
Среди музыкально-ритмических движений можно выделить следующие:
- Упражнение на освоение основных движений;
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
- Общеразвивающие упражнения;
- Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
- Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
- Упражнения, активизирующие внимание.
Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.
Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.
Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.
Источник