Меню

Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по музыке на тему

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
muzyka_kak_sredstvo_profilaktike.rar 20.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

В настоящее время предприняты серьёзные попытки привлекать музыкальное искусство в реабилитационных целях в условиях коррекционных учреждений. При грамотном подходе к решению, как коррекционных, так и общепедагогических задач, дети с ограниченными возможностями здоровья преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психологические процессы и свойства личности.

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. В школе-интернате у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и потребность в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами, что составляет необходимое условие успешности развития ребенка и его интеграции в общество.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания является уроки музыки. Общегосударственная программа по пению и музыке для коррекционных школ под редакцией В.В.Воронковой состоит из разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети учатся воспринимать музыку. Слушание музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Изучение элементов музыкальной грамоты сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения детьми отвлечённых понятий.

Очень важными являются музыкальные занятия коррекционно-развивающего типа, которые решают задачи эмоционального развития детей, что является главным, поскольку мир чувств детей с ограниченными возможностями здоровья беден в своих проявлениях по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. В связи с этим в процессе музыкальных занятий я уделяю много внимания обучению детей умению правильно выражать свои чувства при помощи мимики, жестов, понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них. Например, в начальных классах практикую инсценировку песен.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия. Эти занятия могут быть объединены одной сюжетной линией или же одному из элементов может быть посвящено все занятие: игры и упражнения на закрепление пройденного на уроке материала, упражнения на расслабление, упражнения на выработку певческого дыхания, на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку, певческие упражнения на выработку четкости дикции, развития звуковысотности.

Использование речевых игр и упражнений позволяет развивать у детей музыкальность. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно, с удовольствием и «извлекается» без всякого труда. Так на уроках с младшими школьниками мы проводим игру «Ритмическое эхо». Дети прохлопывают ритм, переносят его на шумовые инструменты. Особенно детям нравится пользоваться шумовыми коробочками, колокольчиками, погремушками, бубном при сопровождении музыкальных произведений. В школе сформирован ансамбль «Ладушки», который практикует выступления шумового оркестра на концертах.

Так же музыкальное воспитание осуществляю через вокальный кружок «Домисолька», в состав которого входят способные учащиеся старшего и младшего звена. Принимаем участие в конкурсах. Так учащаяся школы-интерната стала призёром на районном этапе конкурса детского эстрадного творчества «Я — автор» в номинации «вокал». Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе детского эстрадного творчества «Калейдоскоп», в районном молодёжном фестивале-конкурсе патриотической песни памяти воина-интернационалиста А.Романова. Участники кружка с удовольствием выступают на школьных концертах, в Доме ветеранов.

У детей с ограниченными возможностями здоровья особую трудность составляет пение веселых скороговорок и прибауток в быстром темпе. Поэтому, в пении я использую много вокальных упражнений: на развитие дыхания: диафрагмального, речевого, распевания на четкость дикции, расширение голосового диапазона. Детям очень нравится пропевать маленькие песенки, и проговаривать стихи со звучащими жестами. Наиболее интересны для них песни: «Весёлый музыкант», «Скок-поскок» и др.

Использование музыки открывает огромные возможности в коррекционной работе, позволяет оптимизировать процесс развития высших психических функций: мышления, памяти, внимания. Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях использую приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»). При организованном прослушивании музыки у детей отмечается положительная динамика в их эмоциональном состоянии.

Таким образом, возможности музыки как средства профилактики и коррекции подробно исследованы и обоснованы. Музыка является незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся.

  1. Арт-педагогика и арт-терапия в музыкальной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, О.Л. Сергеева, В.Р. Шашкина и др. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 248 с.
  2. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия [Текст]. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. -176 с.
  3. Программы образовательных учреждений. Музыка 5-9 классы [Текст] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.: Просвещение, 2005. — 48 с.
  4. Теория музыкального образования. [Текст]: учебник для студ. высш. пед. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Издательский центр Академия, 2004. – 336

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ B РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Скачать:

Вложение Размер
solohna_opyt_muzykoterapiya.docx 23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИB РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Солохина Т.М., педагог-психолог;

У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности и включает в себя систему психологических, педагогических мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Одним из таких средств искусства является музыка. «Музыкальная терапия» — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых с ОВЗ. На сегодняшний день в музыкальной терапии накоплен разнообразный научный багаж, отраженный в сотнях работ различного статуса. В российских исследованиях это (Бехтерев, Асафьев, Брусиловский, Петрушин).

В основу Программы музыкальной психокоррекции легли работы Е.Н. Котышевой «Мы друг другу рады».

Групповые занятия музыкальной психокоррекции включены в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Музыкальная психокоррекция рассматривается как один из видов арт-терапии, к ак синтез нескольких областей научного знания — музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.

Психолого-педагогическую реабилитацию средствами музыки наиболее точно и правильно отражает понятие «музыкальная психокоррекция».

Сущность её состоит в способности вызвать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают положительное влияние на развитие психических процессов, мобилизуют резервные силы ребенка, его коммуникативные способности.

Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

1) способствовать развитию и коррекции психических процессов;

2) стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

3) формировать произвольную регуляцию поведения;

4) развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5) вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6) формировать представление об окружающем мире;

7) воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми.

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному изучению ребенка

2. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии

З. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития

4. Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития

5. Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса.

6. Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления Формирующихся навыков.

7. Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом,- образностью музыки и различными играми.

8. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями.

9. Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

11. Принцип учета эмоциональной сложности материала . Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции у ребенка.

12. Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.

Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство диагностики, коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.

Преимущества групповых коррекционных занятий:

Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:

  • возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
  • преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков;
  • развитие волевых усилий;
  • феномен «эмоционального заражения»;
  • приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
  • можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы — 3 года. Занятия проводятся в групповой форме (группы по 3-6 человек, дети в возрасте от 3 до 7 лет).

Программа состоит из 3-х этапов.

Этап первичной псuxолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей, что находит свое отражение в протоколе психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Специфика проведения занятий

На основном этапе в соответствии с календарно – тематическим планированием проводятся музыкальные коррекционно – развивающие занятия.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут по строгой схеме. Необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности.

Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

На контрольном этапе (в конце года) используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

В середине года для отслеживания текущего состояния детей и выяснения необходимости внесения изменений в процессе курса музыкальной психокоррекции практикуется аналогичная промежуточная диагностика.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Опыт работы по данной программе подтверждает эффективность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкально-коррекционную деятельность в процессе которой развиваются их двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения, отмечаются следующие достижения:

1) повышение уровня развития психических процессов;

2) проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка;

3) умение произвольно регулировать поведение;

4) достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5) развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6) формирование представления об окружающем мире;

7) усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
  2. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. — М.: Ин-т психологии, 1997.
  3. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001.
  4. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. — М.: Музыка, 1991.
  5. В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г.
  6. Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста СПб Каро, 2013г.

Источник

Читайте также:  Сибирский здоровье каталог товаров
Adblock
detector