Меню

Муниципальное управление охраной здоровья населения курсовая

Муниципальное управление охраной здоровья населения и пути его совершенствования

Проанализировать деятельность МУЗ Диагностический центр как составляющая в системе муниципального управления охраной здоровья населения. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Нормативной базой явились Конституция РФ , Федеральные законы, Постановления Правительства, Целевые Концепции и Программы… Читать ещё >

Муниципальное управление охраной здоровья населения и пути его совершенствования ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Охрана здоровья населения: понятие, направления, особенности
    • 1. 2. Сущность и функции муниципального управления охраной здоровья населения
    • 1. 3. Методические основы оценки эффективности муниципального
  • управления охраной здоровья населения
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЛЕНИЯ
    • 2. 1. Охрана здоровья населения в Российской Федерации
    • 2. 2. Структура охраны здоровья населения на муниципальном уровне в Челябинской области
    • 2. 3. Анализ результатов деятельности МУЗ Диагностического центра
  • ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Выявленные недостатки в муниципальном управлении охраной здоровья населения
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию муниципального управления охраной здоровья населения
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение 8

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в частности — населения Челябинской области, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это определяет необходимость подготовки новых учебных пособий.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения можно получить только при непосредственном общении со специалистами. Как правило, материал, содержащийся в литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет рассмотрение обязательных положений, методов, показателей.

Изучение проблемы здоровья населения продиктовано необходимостью выявления зависимости между состоянием здоровья и санитарно-бытовыми условиями жизни в суровых природно-климатических условиях региона. В связи с этим необходимо получение интегральной оценки здоровья, позволяющей построить математическую модель, описывающую количественную зависимость между степенью выраженности факторов окружающей Среды и показателями здоровья.

Цель исследования: анализ муниципального управления охраной здоровья населения и пути его совершенствования.

1. Исследовать теоретические аспекты муниципального управления охраны здоровья населения;

2. Проанализировать деятельность МУЗ Диагностический центр как составляющая в системе муниципального управления охраной здоровья населения (19, «https://referat.bookap.info»).

3. Провести анализ деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области за последние годы;

4. Исследовать проблемы деятельности МУЗ Диагностического центра;

5. Предложить рекомендации по совершенствованию муниципального управления МУЗ Диагностического центра.

Предмет исследования: МУЗ Диагностический центр.

Объект исследования: Особенности муниципального управления охраны здоровья населения.

В исследовании использовались аналитические подходы, методы сравнения, индукции и дедукции.

В основу исследования легли работы следующих авторов Аристова О. В. , Афанасьева М. П. , Виханского О. С. , Волкова О. В. , Герчиковой И. Н. , Гиссина В. И. , Гличева А. В. , Ильенковой С. Д. , Леонова И. Г. , Мишина В. М. , Окрепилова В. В. , Скляренко А.Ю.

Нормативной базой явились Конституция РФ , Федеральные законы, Постановления Правительства, Целевые Концепции и Программы.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Источник

Муниципальное управление охраны здоровья населения

Цели и задачи муниципального здравоохранения, направления и источники их финансирования, существующие проблемы и ответственные органы. Краткая характеристика организационно-правовых основ деятельности МУЗ «Городская больница №1» г. Анжеро-Судженска.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.05.2011
Размер файла 27,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Консультант по здоровью мфц

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное управление охраной здоровья населения

Здравоохранение — комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер здравоохранения определяется прежде всего социальным строем общества и государства, поэтому принципы и характер в капиталистических и социалистических обществах различны. Цель здравоохранения единая — изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. К методам здравоохранения относятся меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т.п. Но для Здравоохранения каждого государства характерны национальные особенности и традиции.

Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов.

Цель контрольной работы:

Рассмотреть более подробно основные аспекты системы муниципального управления охраной здоровья населения.

1. Теоретические и организационно-правовые основы муниципального управления охраной здоровья населения

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие: [1, 297]

новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года» и иные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения. [2, 213]

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Удельный вес муниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованиях может быть весьма различным.

1.1 Цели и задачи муниципального здравоохранения

Главная цель муниципальной системы здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п. [3, 199]

Федеральный закон 2003 г. возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся: [1, 300]

Читайте также:  Презентация по предмету общественное здоровье

контроль над соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для муниципальных лечебно-профилактических учреждений и контроль над деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлена широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа. [3, 202]

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является, согласно закону, расходным обязательством федерального бюджета. Органы местного самоуправления за счет своих средств обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора путем разработки и реализации местных программ санитарного благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Он осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

1.2 Финансирование муниципального здравоохранения

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер.

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ и органам Пенсионного фонда РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования (ОМС), в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система ОМС работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании. [3, 204]

Читайте также:  Для здоровья важен спорт чтоб болезням дать отпор нужно спортом заниматься

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы ОМС.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться: доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

1.3 Проблемы муниципального здравоохранения

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализации принятых программ зависит от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в этой сфере. В условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует акцентировать внимание на профилактике охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор. В рамках профилактических мер должна проводиться работа по формированию у населения навыков здорового образа жизни. Эти меры не требуют значительных финансовых затрат, способствуют снижению заболеваемости и смертности и могут дать ощутимый социально-экономический эффект. [2, 216]

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников здравоохранения, что негативно отражается на его текущем состоянии и развитии, так как современные медицинские технологии весьма трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования требует дополнительного числа специалистов различного профиля.

В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционирование материально-технической базы здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инфраструктурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой служат: [2, 217]

недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы, наращивания научно-практического потенциала, материального стимулирования работников;

повышение спроса населения на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре;

наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.

1.4 Муниципальные органы управления здравоохранением

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются па главного врача территориального медицинского объединения (ТМО). [1, 304]

При муниципальных органах здравоохранения в соответствии с уставом муниципального образования могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности, определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля над выполнением установленных норм и правил.

Местные органы управления здравоохранением действуют в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов.

2. Краткая характеристика организационно-правовых основ деятельности МУЗ «Городская больница №1» г. Анжеро-Судженска

муниципальный здравоохранение правовой финансирование

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №1 учреждено совместным решением Управления здравоохранения города Анжеро-Судженска и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Анжеро-Судженска.

Учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками, а направляет ее на уставные цели.

Официальное наименование учреждения:

Полное — Городская больница №1

Учредителями Городская больница №1 является Управление здравоохранения администрации города Анжеро-Судженска и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Анжеро-Судженска

Юридический адрес учреждения: Кемеровская обл., г. Анжеро-Судженск, ул. Кубанская, 3.

Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Управления здравоохранения города Анжеро-Судженска и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего органа управления здравоохранением, бланки.

Источник

Adblock
detector