Бим-Бад Б. М. Воспитание: в чем его суть?
Автор: Б. М. Бим-Бад
Б. М. Бим-Бад
Воспитание людей — наука и искусство настолько многосложные, что овладение ими требует многих лет напряженных усилий. Совсем не меньших, чем подготовка хирургов или дирижеров. Родителей у нас науке воспитания вообще не обучают и в искусстве его не стажируют. Учителя же в основном постигают те премудрости, основы которых готовятся преподавать в школе, а сведения о воспитании, которые они получают, как правило, недостаточные.
Между тем ни один человек не может своим умом и опытом превзойти достижения и завоевания тысячелетий, давшихся человечеству ценой многих ошибок, горьких потерь, равно как и накоплением многообразных блестящих благотворных результатов. Ибо «искусство долго, а жизнь коротка», как говорили древние, и наука необходима потому, что она «сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Александр Сергеевич Пушкин).
Что же делать, чтобы в ходе воспитания люди ответственные и доброжелательные не брели бы наугад — не действовали методом проб и ошибок? Или не пытались бы просто вспомнить то, как их самих воспитывали? Или не всегда верили бы случайным советам, как иногда верят новомодным диетам?
Думаю, что их вниманию можно предложить некую систему простых идей о природе и сущности воспитания, то неизменное ядро любой и всякой теории и практики воспитания, действенность коих надежно проверена и перепроверена не только с помощью исследовательских рассуждений и научных экспериментов, но и благодаря широкому успешному опыту.
Ясно представляя себе первоначальную сущность воспитания, каждый думающий и чувствующий человек в силах выстроить свою собственную методу, которая не отклонялась бы сколько-нибудь опасно от природы этого мудреного процесса.
Давайте начнем с родного языка. В русском языке воспитывать — поить и кормить, пока новый житель Земли не обретет самостоятельности. Владимир Иванович Даль конкретизирует: воспитывать — вскармливать, взращивать, одевать до возраста. «Вспоили, вскормили и в люди благословили, а живите сами», — говорит отец, благословляя дочь. «Что вспоено, что вскормлено, то и выросло (о воспитании)».
Вспоить, вскормить мало. «Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот отец, что уму-разуму научил. Не тот отец-мать, кто родил, а кто добру научил».
Поэтому воспитывать — это еще и заботиться о нравственных потребностях малолетнего; научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Воспитанный человек — выросший в правилах приличия и обычаев; образованный, обогащенный сведениями. «Дай Бог вспоить, вскормить, на коня посадить, а если дочь, за пряслицу посадить».
В русском словоупотреблении зафиксирована главная особенность воспитания: его цель — стать ненужным, ибо оно устремлено к самостоятельности человека. Воспитание заключено именно в том, чтобы укреплять малолетнего в «самостоянии» — сначала в прямом, а затем и в переносном смысле. Конечная цель воспитания — превратиться в самовоспитание личности, и это ответ на глубинные и важнейшие потребности и интересы воспитанника.
По природе своей малолетний то ждет помощи и руководства со стороны близких и сверстников, то предпочитает действие самостоятельное.
Стало быть, главное в воспитании как помощи в возрастании, взрослении человека заключено в том, чтобы улавливать моменты «самости» («Я сам. ») и всё ослаблять и ослаблять содействие зрелого человека в выполнении различных действий начинающим человеком. Таким образом, воспитание состоит в постепенном ослаблении воспитания и одновременно — в постоянном возрастании трудностей, которые приходится преодолевать закаливающимся в жизни малышам.
От преждевременной и потому опасной самостоятельности воспитатель ограждает подопечного, а к полезной — даже подталкивает. Как ограждает и как способствует? Одобрением и его отсутствием, поощрением и его лишением.
Стало быть, главнейшими средствами воспитания выступают не запрет и не наказание, а одобрение и поощрение в паре с их противоположностью.
Репрессивная педагогика порождает героизацию нарушителя норм — осмелившегося преступить нормы, нарушение коих запрещено под страхом наказания, — как преодолевшего страх. Романтизация бунта — неизбежное следствие запретов, гарантом соблюдения которых выступает страх.
Родители, виновные в оскорбительном и негуманном обращении с детьми, обычно сами жестоко наказывались в детстве и страдали от дефицита любви к себе.
Для наказываемого, страдающего, как правило, от чувства неполноценности, невыполненное требование — это не вызов и не возможность проявить свои способности, а угроза унижения.
Ребенок, уверенный в доброжелательности, спокойствии и искренности воспитателя, не нуждается ни в дрессировке ремнем, ни в угрозах, нотациях, праведном гневе. Ему достаточно тихого «молодец». Или же — сдержанного молчания. Одобрение и неодобрение воспитателя чаще всего проявляется в спокойной форме: «правильно — неправильно».
С содержательной точки зрения воспитание есть деятельность воспитателей и воспитанников по ознакомлению с нормами, по усвоению норм и подчинению им. Воспитание полностью находится в пространстве культурных норм даже в тех случаях, когда выходит за их рамки, — например, при неправильном воспитании, ошибках или проступках детей. В этих ситуациях возвращение к норме, более полное ее усвоение происходит в соответствии с тем или иным стандартом, который разделяет или которого придерживается воспитатель.
Мир законосообразен и только таким и может быть понят. Стало быть, и ориентирование в мире сообразуется с его нормами. Нормы суть отражение закономерностей мира и потому закономерны сами. Так, обычаи — это совокупность норм поведения, сложившихся в обществе в результате их традиционного применения. Признанный обязательным порядок, узаконенные установления типичны для юридических норм, норм литературного языка, правил уличного движения и т. п. Игры, спорт абсолютно невозможны без правил. Человек без политических и нравственных норм есть человек без чести. Он «должен быть готов на всякую мерзость, подлог, обман, грабеж, убийство и предательство. Ему разрешается быть предателем даже своих соумышленников и товарищей. Это ужасная теснина между умопомешательством и мошенничеством» (Михаил Никифорович Катков, знаменитый литератор XIX века).
Ближайшим и непосредственным образом норма проявляет себя в нормальности. Этот факт зафиксирован в обыденном языке: «У меня нормальная температура», «Нормальная обстановка», «Как себя чувствуете? — Нормально!».
Нормальный — читай: благополучный, естественный, привычный, не странный, правильный. Уравновешенный. Не чрезмерный. Не деланный, не уродливый, не безобразный. (Сравните: «уродливое воспитание», «уродливый вкус».) А также — не ущербный, достаточный (о характере, психике, мироощущении). Гармоничный, согласованный, стройный в сочетании звуков, красок, душевных сил, интересов. Слаженный. Без проблем, без крайностей, правильный, справедливый. Неподдельный, непритворный, открытый.
Но нельзя забывать, что существуют и нормальные колебания. Например, колебания настроения, чувств, отношений, поведения. Один и тот же ребенок может быть и жертвой избиений дома или в школе, и тираном, и хулиганом. Воспитуемый легко переходит от одной роли к другой.
Личные нормы должны проистекать из понимания человеком сути вещей и дел, то есть из понятий. У человека волевое отношение к себе и к жизни может определяться понятиями как общими и постоянными принципами действия. Человек может подчинять свои желания идее, может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствует принятому или решенному принципу деятельности. Способность к такому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт.
Но есть и вредное соблюдение должного — бездумное и негибкое упрямство. Нормы не должны становиться догмами, принимаемыми за истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Нарушение некоторых норм — вина. Чувство вины играет важную роль в индивидуальной и общественной жизни. На всем существовании человека и жизни общества лежит печать той или иной трактовки вины и ее последствий. Вот почему так полезно поощрять растущего человека к воспитанию в себе здоровой совести и стремления к искуплению вины.
Природа воспитания такова, что предотвращение серьезных отклонений от нормы, поддержание и упрочение полученных результатов пронизывает собой все воспитательные взаимодействия. Именно в целях профилактики, а не только исправления действий воспитанников осуществляется педагогическое вмешательство в их жизнь. Задачей воспитания, в частности, является предупреждение преступного образа мыслей и опасных деяний.
В воспитании усвоить — значит сделать норму свойственной, привычной для себя. Воспитательно прочное знание принципов (а не одних фактов), и упражнение в применении этих принципов к решению жизненных задач.
Неусвоение нормы воспитумым проявляется в ошибках. Сократ ясно показал, что никто не ошибается преднамеренно. Человеку свойственно ошибаться.
Исправляя ошибки, наставник приводит воспитуемого в соответствие с нормами. И здесь профилактика эффективнее терапии: лучше предупреждать ошибки, чем исправлять уже совершенные.
Если младенца никто никогда, даже в шутку, не ударил, не сделал даже вида, что бьет, ему в голову не придет «идея битья». Если же он хоть раз столкнулся с какими бы то ни было шлепками, он непременно «даст сдачи» и будет убежден, что это в порядке вещей.
Соседка моя, почти неграмотная бабушка, воспитала достойных, умных, настоящих работяг, отличных семьянинов-сыновей. И они, в свою очередь, оказывают на своих детей самое благотворное влияние, которое дает им чувство собственного достоинства, профессию, развивает ум, уважительное отношение к окружающим.
Наследственность и расположение звезд здесь ни при чем. Человек рождается и долго остается пластичным, гибким, воспитумым, и этого достаточно, чтобы стать и пребывать нормальным.
Источник
Мудрость воспитания: Книга для родителей. Б. Бим-Бад, Э. Днепров, Г. Корнетов. 1989 г.
Доступно: | 1 шт. | |
Цена: | 485.00 р | |
| ||
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | ||
—> | ||
Лот находится в городе: | Новороссийск (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 220.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Яндекс.Деньги, WebMoney, Смотри в описании, Контакт, Терминалы оплаты, Почтовый перевод. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№30217450 |
Составители: Борис Бим-Бад, Эдуард Днепров, Григорий Корнетов
Издательство: Педагогика
Серия: Библиотека для родителей
Сохранность: Хорошая
ISBN 5-7155-0053-2; 1989 г.
Страниц 304 стр.
Формат 70×100/16 (170×240 мм)
Тираж 300000 экз.
Твердый переплет
Предлагаемое издание знакомит читателей с мыслями выдающихся педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей о воспитании ребенка, о роли семьи, школы, окружающего мира в становлении и развитии его личности, в формировании у него гуманистических идеалов.
Для родителей.
ВАЖНО! Если нет фото и описания к лоту — спрашивайте, сразу добавим!
Большой выбор детских книг, классики, собраний сочинений и многое другое
Важно! В описании к лоту указана примерная стоимость доставки, прошу уточнять стоимость доставки конкретной книги ДО покупки.
Смотрите другие мои лоты
Вопросы, связанные с интересующим Вас лотом задавайте до покупки, в разделе Задать вопрос продавцу!
Покупатель, купивший лот, первым выходит на связь в течение 3 дней и высказывает свои предпочтения по способам оплаты и доставки!
В наличии более 50 тыс книг, поэтому книги стоимостью до 200 руб не проверяются внутри и могут иметь дефекты — возможно присутствие надрывов, загрязнений или отсутсвие страниц внутри блока. Если заранее не запрашивалось подробная проверка книг, претензии не принимаются, если запрашвиается подробная проверка всех старниц книги это увеличивает срок отпарвки книг.
Способы оплаты:
Предоплата, возможен наложенный платеж. НО покупателям с рейтингом 0 (нулевой) только предоплата.
Варианты предоплаты:
— Карта Сбербанк
— ЯндексДеньги, Webmoney, Контакт (+5%)
— Почтовый перевод Почты России (+10%) — наиболее дорогой и затратный по времени вариант оплаты.
Можем обсудить любой другой способ оплаты, возможен безналичный расчет с организациями, пакет документов предоставляется.
Доставка — почта, расходы + к цене лота. Указанные здесь расходы на пересылку являются минимальными и могут увеличиваться в зависимости от выбранных Вами опций доставки, тарифной политики Почты России, суммарного веса и расстояния. Приобретая несколько лотов, Вы можете сократить свои расходы на пересылку! Страховка — по желанию, стоимость посылки +4% от объявленной стоимости.
Обратите внимание на другие мои лоты!! Желаю успеха!
Все лоты высылаются в течение недели после получения оплаты или зачисления денег на счет.
ВАЖНО! Если нет фото и описания к лоту — спрашивайте, сразу добавим!
Очень много хорошей литературы, есть детские книги, открытки, фантастика, классика, документальная литература и многое другое
ВАЖНО. ПЕРЕД ТЕМ КАК СДЕЛАТЬ СТАВКУ УТОЧНЯЙТЕ О НАЛИЧИИ КНИГИ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ЗАДАТЬ ВОПРОС ПРОДАВЦУ, ТАК КАК КНИГИ ВЫСТАВЛЕНЫ НА НЕСКОЛЬКИХ ПЛОЩАДКАХ, СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!
Способы оплаты:
Предоплата, возможен наложенный платеж (обязательна частичная предоплата)
Варианты предоплаты:
— Карта Сбербанк
— ЯндексДеньги, Webmoney, Контакт (+5%)
— Почтовый перевод Почты России (+10%)- наиболее дорогой и затратный по времени вариант оплаты.
Можем обсудить любой другой способ оплаты, возможен безналичный расчет с организациями, пакет документов предоставляется.
В случае возникновения у Вас вопросов по лоту с удовольствием дам ответ
на конкретно поставленный вопрос. Вопросы задавайте, пожалуйста, до покупки.
После сообщения покупателя об оплате лота (на e-mail) и получения всей суммы
обязуюсь в течение недели отправить лот по указанному покупателем почтовому адресу.
Гарантирую качественную упаковку.
Всё тщательно пакуется в плотный картон — порча при пересылке практически невозможна.
После отправки трек-номер предоставляется в обязательном порядке.
Спасибо за внимание и удачных торгов!
cc6bd7589e
PS. Если по каким-либо уважительным причинам Вы не можете выкупить лот,
сообщите об этом как можно раньше – я понимаю, что всё может случиться.
ИНФОРМАЦИЯ: В библиотеке более 50 000 книг, возможна подборка по интересующей тематике. Могу выслать весь список. При покупке 1000 и более книг скидка 20%, возможно рассмотрение индивидуальной цены.
Источник
➤ Adblockdetector