Когда больной может прервать пост в Рамадан?
Вопрос: Я каждый раз намериваюсь соблюдать пост в течении всего месяца Рамадан, однако возникающие обострения болезни, не дают мне это сделать и приходится прерывать пост. Не греховно ли это? Скажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах больному можно нарушить пост?
Ответ:
(ﻭﻳﺒﺎﺡ ﺗﺮﻛﻪ) ﺃﻱ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﻭﻣﺜﻠﻪ . ﻛﻞ ﺻﻮﻡ ﻭاﺟﺐ (ﻟﻠﻤﺮﻳﺾ) ﺃﻱ: ﻳﺠﺐ ﻋﻠﻴﻪ (ﺇﺫا ﻭﺟﺪ ﺑﻪ ﺿﺮﺭا ﺷﺪﻳﺪا) ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺒﻴﺢ اﻟﺘﻴﻤﻢ . اه .
«Дозволяется больному не поститься в месяц Рамадан, также не соблюдать и любой другой обязательный пост, если он может нанести человеку такой большой вред, что заставит его прибегнуть к таяммуму (при наличии воды)». (См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 429).
(اﻟﺜﺎﻟﺚ) ﻣﻦ اﻷﺳﺒﺎﺏ . (ﻣﺮﺽ ﻳﺨﺎﻑ ﻣﻌﻪ ﻣﻦ اﺳﺘﻌﻤﺎﻟﻪ) ﺃﻱ اﻟﻤﺎء . ﻣﺮﺿﺎ ﺃﻭ ﺯﻳﺎﺩﺗﻪ ﻭﻟﻪ ﻭﻗﻊ ﻻ ﻧﺤﻮ ﺻﺪاﻉ ﺃﻭ ﺗﺄﻟﻢ ﺧﻔﻴﻒ . (وكذا بطء البراء) . أي طول مدته وإن لم يزد الألم اه .
«Третья из причин, дозволяющих таяммум, – это состояние, при котором есть опасность, что использование воды может спровоцировать серьёзную болезнь или же усугубить её, но это не лёгкая головная боль или же лёгкое недомогание. Также это опасность затягивания выздоровления даже при отсутствии осложнений в течении болезни». (См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 343).
ﻭﻳﺸﺘﺮﻁ ﻓﻲ ﺣﻞ اﻟﻔﻄﺮ ﺑﺎﻟﻌﺬﺭ ﻗﺼﺪ اﻟﺘﺮﺧﺺ اه .
«Необходимо иметь намерение на шариатское разрешение (рухса) для дозволенности не соблюдать пост по причине болезни».
ﻭﺇﺫا ﺃﻓﻄﺮ اﻟﻤﺴﺎﻓﺮ ﻭاﻟﻤﺮﻳﺾ ﻗﻀﻴﺎ اه .
«Если путник и больной не соблюдают поста, то они обязаны возместить его после устранения причины». (См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 431-432).
Заключение:
По мнению имама Ибн Хаджара, человеку не только разрешается не поститься, но и вменяется несоблюдение поста, если есть риск возникновения опасности для здоровья, обострить течение уже существующей болезни или затянуть процесс выздоровления. При этом необходимо отличить серьёзное заболевание от лёгкого недомогания.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
5 шагов к Рамадану
Дуа перед началом Рамадана
Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр
О глотании слюны во время поста в Рамадан
Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?
5 наград за пост
Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан
Закят уль фитр – закят в Рамадан
Источник
В каких случаях человек ОБЯЗАН прервать пост?
Соблюдение поста в месяце Рамадан является обязанностью каждого верующего. Следовательно, на всех, кто достиг совершеннолетия, возлагается эта обязанность, кроме тех, кто имеет уважительные причины, наличие которых дозволяет человеку не поститься.
Однако есть случаи, когда человеку не то что разрешается не поститься, ему даже грешно соблюдать пост. В таких случаях люди, даже если начали соблюдать пост, обязаны прервать его.
К таковым относятся следующие случаи:
1. период месячных и время послеродовых очищений (для женщин);
Женщина в таком состоянии не имеет права соблюдать пост, то есть ей грешно в этот период поститься. Если же она всё-таки решила соблюдать пост, то этот пост не будет считаться действительным.
После завершения Рамадана, очистившись, эта женщина обязана возместить пропущенные посты Рамадана. Ей не нужно выплачивать каффарат – фидья, она лишь возмещает пост.
От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ، فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ
«Это (месячные) постигало нас, однако нам велели возмещать пост, но не велели возмещать намаз». (Муслим, 335; Бухари, 321; Абу Дауд, 262; Тирмизи, 130)
2. оба праздничных дня;
Всем без исключения запрещается поститься в оба праздничных дня – Ураза-байрам (‘Ид аль-Фитр) и Курбан-байрам (‘Ид аль-Азха).
От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ صِيَامِ يَوْمَيْنِ، يَوْمِ الْفِطْرِ، وَيَوْمِ النَّحْرِ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), воспретил соблюдать пост двух дней — дня Аль-Адхи (Курбан-байрам) и дня Фитра (Ураза-байрам)». (Муслим, 1138)
Также от Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) передаётся:
شَهِدْتُ الْعِيدَ مَعَ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَجَاءَ فَصَلَّى، ثُمَّ انْصَرَفَ فَخَطَبَ النَّاسَ، فَقَالَ: إِنَّ هَذَيْنِ يَوْمَانِ، نَهَى رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ صِيَامِهِمَا، يَوْمُ فِطْرِكُمْ مِنْ صِيَامِكُمْ، وَالْآخَرُ يَوْمٌ تَأْكُلُونَ فِيهِ مِنْ نُسُكِكُمْ
«Я присутствовал на праздничной молитве вместе с ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Он пришёл, помолился и, завершив молитву, произнёс проповедь: «В эти два дня Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), воспретил соблюдать пост: в день завершения вашего поста (Ураза-байрам) и в день, когда вы едите мясо принесённых вами в жертву животных»». (Муслим, 1137)
Также нельзя соблюдать пост в последующие после Курбан-байрама три дня – дни ташрика.
От Нубайша Аль-Хузали (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرٍ لِلَّهِ
«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха». (Муслим, 1141)
Запрещается поститься в день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым днём месяца Ша‘бан, если женщина, ребёнок, грешник или люди, к которым нет доверия, рассказывают о том, что увидели новую луну, но никто не свидетельствует об этом.
Некоторые учёные-богословы говорят, что поститься в этот день нежелательно (макрух), но согласно достоверному мнению в мазхабе имама Аш-Шафии, поститься в этот день грешно.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَتَقَدَّمَنَّ أَحَدُكُمْ رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ، إِلَّا أَنْ يَكُونَ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمَهُ، فَلْيَصُمْ ذَلِكَ اليَوْمَ
«Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала Рамадана, если только человек не соблюдает свой обычный пост. В таком случае пусть он постится в этот день». (Аль-Бухари 1914; Муслим 1082)
В день сомнения разрешается соблюдать пост в следующих ситуациях: этот пост связан с предыдущим; человек восполняет долг за пропущенный пост; человек соблюдает пост в качестве назра (обета); человеку необходимо совершить искупление (каффарат); этот день является днём желательного поста (понедельник и четверг или конец месяца).
5. вторая половина месяца Ша‘бан;
Нельзя поститься и во второй половине месяца Ша‘бан, если человек не постился в первой половине месяца (без причин, которые упомянуты выше относительно дня сомнения).
Следовательно, если соблюдать пост на пятнадцатый и шестнадцатый день месяца Ша‘бан, а на семнадцатый не соблюдать, то на восемнадцатый день соблюдать суннат-пост запрещено.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا بَقِيَ نِصْفٌ مِنْ شَعْبَانَ فَلَا تَصُومُوا
«Не поститесь с наступлением середины Шаабана». (Тирмизи, 738; Абу Дауд, 3237; Ибн Маджа, 1651)
В итоге получается, что соблюдать пост во второй половине месяца Ша‘бан разрешается следующим людям:
1) тому, кто до этого имел привычку регулярно поститься. Например, человек, который постился каждый понедельник и четверг, может продолжать делать это и во второй половине Ша‘бана;
2) тому, кто соблюдает обязательный пост, например, пост назр (обет) или пост каффарат (штраф), или возмещает пропущенный пост, будь то обязательный или желательный;
3) тому, кто постился до наступления второй половины месяца Ша‘бан и продолжает поститься до конца месяца, не пропуская ни один день поста.
Однако посты по причинам (обет, каффарат) нельзя откладывать на сомнительные дни или на вторую половину месяца Шаа‘бан.
Стоит отметить здесь, что постящийся обязан разговляться между двумя постами, ибо поститься непрерывно в течение дня и ночи два и более дня подряд без разговения между ними запрещено. И не имеет значения, являются эти посты обязательными или желательными.
От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ تُوَاصِلُوا، فَأَيُّكُمْ إِذَا أَرَادَ أَنْ يُوَاصِلَ، فَلْيُوَاصِلْ حَتَّى السَّحَرِ، قَالُوا: فَإِنَّكَ تُوَاصِلُ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: إِنِّي لَسْتُ كَهَيْئَتِكُمْ إِنِّي أَبِيتُ لِي مُطْعِمٌ يُطْعِمُنِي، وَسَاقٍ يَسْقِينِ
«Не поститесь непрерывно, а кто из вас желает поститься без разговения, пусть делает это до рассвета». Люди сказали: «Но ведь ты постишься без разговения» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не подобен вам. Поистине, у меня есть Тот, Кто кормит и поит меня». (Бухари, 1963)
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост
Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .
Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.
Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:
1. путешествие;
Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر
«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней]». (сура Аль-Бакара: 184)
2. болезнь;
Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.
Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».
Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.
3. беременность и кормление грудью;
Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.
Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.
В книге «Рахмат аль-умма» пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.
Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.
Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.
Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.
4. старость;
Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.
Фидья – это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.
Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.
Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)
Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.
5. сильная жажда и голод;
Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.
Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.
6. работа в тяжёлых условиях;
Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.
Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.
Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.
Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Источник